Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СТИЛИ В КЛАССИЧЕСКОЙ ИНДИЙСКОЙ МУЗЫКЕ



 

 

ДХРУПАД – обозначает песня фиксированного состояния ума. Ранее он был известен как Дхрувапад. На языке Санскрит «ДХРУВА» – фиксированная, «ПАДА» – песня. И как говорит название Дхрупад – это философская и духовная интерпретация Наад Йоги и напоминание старого Прабандха стиля. Его происхождение датируется временем происхождения Самведы, менялся наряд (внешняя сторона), но сохранился духовный характер и достоинство. Языком Дхрупад в те дни был Санскрит. Сейчас некоторые тексты были написаны на Брадж и Авадхи диалектах хинди. В средние века Дхрупад обрёл свою современную форму в 15 веке, благодаря Раджа Маан Сингх Тамар.

Дхрупад глубокий и спокойный стиль классической музыки. Его композиция делится на 4-ре части:

СТХАИ, АНТАРА, САНЧАРИЯ, и АБХОГ.

Современная форма Дхрупада имеет чаще только Стхаи и Антар. Перед композицией исполняется Рага с большой прелюдией, называемой Аалап или Джор. Аалап поётся с использованием слов ХАРИ (Господь Вишну), ОМ – священный монослог или эпитет Бога Всемогущего и вечного, АНАНТА и др. Эти слова иногда сокращаются для удобства. Джор – это ритмическое исполнение Раги с постепенно возрастающей скоростью мелодического рисунка. Композиция пропевается под аккомпанемент ударного инструмента Пакховадж, ведущего сложный ритмический рисунок, в подходящих для этого стиля Таалах: Чар, Рудра, Брахма Таал и др. А глубокий голос ещё более подходит этому высокопарному стилю.

 

ДХАМАР – это более лёгкая форма Дхрупада, исполняемая как Дхамар Таал. Лирика в основном описывает игры Радхи и Кришны и весенний праздник Холи. Дхамар также имеет две части: Стхаи и Антара.

 

КХАЙЯЛ – это персидское слово, которое обозначает мысленный образ. Это создание мелодических рисунков, с помощью различных техник, основываясь на основных правилах Раги. В сравнении с Дхрупадом Кхайял имеет большую свободу. Музыкант может использовать все свои творческие способности, поднимаясь до высот своего знания, опыта и техники. Он имеет два типа:

1.Виламбит или Бада Кхайял и

2.Друт или Чхота Кхайял.

1. ВИЛАМБИТ КХАЙЯЛ – этот стиль был изобретён в 15 веке королём Джанпура – султаном Хуссейном Шарки. Братья-близнецы Садаранг и Адаранг создали много произведений в стиле Кхайял, в то время использование этого стиля считалось чем-то низшим. Позднее, три брата: Хадду, Хассу и Натху из Гвалиора, сделали этот стиль очень популярным.

Виламбит Кхайял исполняется в медленном темпе. Композиция также состоит из двух частей: Стхаи и Антара. Для орнаментации композиции используются такие техники как Минд, Кхатака, Таан, Гамак и др. Переплетение различных мелодических фигур и Бол-Таанов создаёт единую нить – суть пения Кхайяла. Традиционно используемые языки – Персидский, Урду, Брадж и Авадхи диалекты хинди. Слова в Кхайял – описывают разнообразные эмоции, красоту природы и по большей части игровые моменты Господа Кришны. Используются Таалы: Тилвара, Дхумра, Аадачаутал, Экатал и др.

2. ДРУТ КХАЙЯЛ – это композиция в среднем или быстром темпе. Его появление датируется временем Амира Кхусро, знаменитого учёного и суфия святого музыканта (14 век н.э.), предполагается, что именно он был основателем этого стиля пения.

Композиция короткая и как в Виламбит Кхайял украшается различными техниками. Единственная разница между ними – это темп. В Друт Кхайял используется Тинтал, Джаптал и т.д. Кхайял – это самая популярная форма классической музыки в современное время.

 

ТАРАНА – то же классическая форма, но композиция не имеет поэтической красоты, потому что используются только Болы и слоги: ТА, НА, РЕ, ДЕ, ОДААНИ и др. – какие именно не имеет значения. Учитель персидского и арабского, Амир Кхусро нашел изучение санскрита очень сложным, и тогда он создал несколько, основанных на Болах, мелодий, которые стали очень популярными.

Тараны поются в очень быстром темпе, поэтому этот стиль требует очень большого мастерства, техники и упражнений. Ритм очень важен в Тарана. Он также имеет две части: Стхаи и Антар.

 

САРГАМ – короткие композиции, в которых используются названия нот. Состоят из Стхаи и Антара и опираются на Таал.

 

ЛАКШАН ГИТ какой-либо Раги – это композиция, описывающая особенности этой Раги. Лакшан Гит также поделена на две части: Стхаи и Антара. В Лакшан Гит исполняется в Тинтал, Джаптал, Экатал…

 

ТХУМРИ – создание, изобретение этого стиля не соотносят с каким-либо человеком или временем, но предполагают, что Тхумри был очень популярен при дворах Навабов в Лакноу.

Тхумри очень мягкая мелодичная форма, выражающая нежные чувства Любви. Обычно сама композиция очень короткая, но импровизация и использование множества рисунков и техник позволяет выразить различные оттенки чувств. Тхумри используются в Рагах, которые передают лёгкое настроение, таких как Кхамадж, Пилу, Бхайрави, Тиланг, Пахари и др. Для этих композиций используются Дипчанди (14 ударов), Тинтал (16), Дадра (6) Таалы.

 

БХАДЖАН – песня или ПОЭМА О ПРЕДАННОСТИ, составленная на основе Раги. Слова очень важны в Бхаджане. Подобно Тхумри, Бхаджан очень выразительный стиль, поэтому важна экспрессия песни, а не чистота Раги. Большинство Бхаджанов исполняются в среднем темпе, Талы: Дадра (6), Рупак (7), Кехерва (8) и Тинтал (16). До сих пор очень популярны поэмы о преданности великих святых: Мира, Кабир, Сурдас, Тулсидас, Нанак и др.

 

ГАЗАЛ – литературная поэма на Урду или Персидском, главным образом выражающая чувство Любви. Используются Кехерва, Дадра и Тинтал. Выдающиеся черты Газала – это высокая лирическая поэзия и приятная мелодия, которые могут передавать нежность искренних чувств без искажения. Очень популярны Газалы таких поэтов, как Гхалиб, Мумин, Дааг, Сахир Лудхианви, Файз Ахмед Файз.

 

Тхумри, Бхаджан, Газал – относятся к лёгким формам классической музыки.

 

СЦЕНИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА – Музыка, это наивысшая форма сценического искусства. Вибрации и тончайшая гармония мелодии всепроникающи. И тот, кто попадает в эту сферу, не может не оставаться невовлечённым. Радость и экстаз, испытываемые при этом, невозможно выразить словами. Выступая на сцене, музыкант должен иметь в виду это особое качество музыки и использовать все преимущества этого.

Секрет успеха артиста и этого искусства лежит в представлении, в музыке это особенно важно, потому что аудитория и музыкант находятся лицом к лицу друг с другом. Выступая на сцене, музыкант поёт не для себя. Аудитория разделяет с ним его музыку. Поэтому огромное значение имеет тщательный выбор Раги с учётом времени, места и типа аудитории.

Исполнитель должен выглядеть и чувствовать себя расслабленным. Если видно напряжение на лице или в его манерах, то такие же чувства он передаёт слушателям, которые пришли на музыкальный концерт наоборот чтобы избавиться от напряжения. И когда певец напряжён, он не может установить хорошую связь с аудиторией.

 

Аалап – первая часть темы. Он подготавливает почву и предваряет Рагу. Аалап выражает темперамент певца. Так Аалап пропетый в поспешной манере заставляет слушателей почувствовать дискомфорт.

Исполняя композицию, певец должен произносить слова очень чётко. В вокальной музыке слова помогают выразить чувства. Поэтическая красота и значение фразы взятой для импровизации не должны быть испорчены.

Некоторые музыканты вырабатывают специальные манеры и жесты для самовыражения. Нежелательно делать много движений и гримас, за исключением жестов рук и обычного выражения лица. Об этом много написано в древних книгах о музыке.

Певец должен петь естественным голосом. Голос должен звучать согласно настроению Раги, значению слов и используемых техник.

Ударные инструменты играют огромную роль в усилении выступления солиста. Должна быть дана возможность игроку на Табле и другим аккомпаниаторам (на саранги, гармонике) показать своё мастерство. Это также позволяет солисту отдохнуть в ходе представления, подхватывая мелодию и поддерживая непрерывность представления.

 

 

ГУРУ–ШИШЬЯ ПАРАМПАРА

(ТРАДИЦИЯ УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК)

 

 

Гуру-Шишья Парамара есть не что иное, как тип пирамидального сохранения важной вещи или великого искусства. Этот процесс непрекращающийся и вечный.

В древние времена, когда создавались Веды, величайшей необходимостью было сохранить их. Дело сохранения есть часть творения. По мере создания Веды уже были вовлечены в процесс сохранения, и это продолжалось очень длительное время. В определённый момент создание Вед остановилось, осталось только сохранять накопленное. Это случилось примерно 5 тыс. лет назад. «Святые Веды» дошли до нас только благодаря традиции Учитель-ученик.

 

Мы уже говорили, что музыка делает запоминание лёгким и приятным. Если мы скажем, что запоминание невозможно без музыки, мы будем недалеки от истины. Возможно, весь процесс сохранения возник благодаря запоминанию с помощью музыки. Это ещё раз подтверждает, что сохранение, запоминание и музыка находятся в неразрывной связи.

В процессе развития и сохранения совершенствовалась особого типа «Ведическая» музыка. И в этом процессе сохранения Вед Музыка также была сохранена, без специального намерения. Но факт остаётся фактом – Ведическая музыка была сохранена. В таком долгом процессе сохранения возникла определённая монотонность, потому что основным мотивом было сохранение, а не развлечение.

В некоторый момент времени талантливый музыкант почувствовал эту монотонность настолько, что изобрёл вариации, которые может быть были отклонением. После этого музыка получила независимое самостоятельное существование. Это были времена Гурукул системы познания и Ашрамного образования. Где на практике использовалась только одна традиция Учитель-ученик. Хотя шли годы, и общество переживало различные изменения, традиция Учитель-ученик сохранялась нетронутой. Даже сегодня происходит то же самое.

В отношении музыки – это искусство Гурумукхи. Это не что иное, как обучение через демонстрацию всего мастерства, техники и знаний, представленных полностью и с совершенством соответствующим Учителем. Во взаимоотношениях Учитель-ученик есть некая уникальность, никакое сравнение не в силах точно передать это. Мы можем назвать их отношениями отца и сына, или Бога и его преданного, и всё же это не будет полным. В этом есть некая святость, что-то религиозное, что-то священное, что-то божественное.

Рассматривая развитие музыки в течение времени, мы увидим множество фаз, одна из которых – королевское покровительство явилось очень важным. Мы думаем, что благодаря этому и создалась система Гхаран, которая в свою очередь дала толчок музыкальному разнообразию.

 

 

ГХАРАНЫ

Традиционные формы исполнения Кхайяла, сохраняющие его характерные черты и отдельные особенности создали уникальные стили представления. Такие детализации стиля создали ГХАРАНЫ – школы знаменитых маэстро с их учениками, роднёй и знакомыми.

Отличительные черты Гхаран – это:

1. композиция

2. тональные качества голоса

3. импровизация и развитие Раги

4. использование Таанов и Бол-Таанов

5. вариации ритма

6. выбор Раги.

Наиболее известные Гхараны в системе Кхайял: Гвалиорская Гхарана, Агра Гхарана, Кирана Гхарана, Дели Гхарана, Джайпур Гхарана, Патиала и Алладия Гхараны.

 

ГВАЛИОРСКАЯ ГХАРАНА - отличительные черты –

1. пение Кхайяла в стиле Дхрупад

2. пение открытым сильным голосом

3. типичный стиль импровизации Аалапа

4. специальное использование Гамакас

5. использование прямого Таан, а также умеренное использование сложных мелодических узоров

6. вариации ритма в Бол-Таан.

- открытое гортанное пение сильного мужского голоса, отличающегося корректной вокальной исполнительской культурой, безупречной интонационной чистотой. Культивировался Кхайял, не усложнённый излишними деталями. Преобладало прямое молодическое движение, в меру обогащённое различными приёмами орнаментации.Чётко проступала соразмерность составляющих Рагу разделов – это был монолит в стилистическом отношении с индивидуальным художественным подчерком.

Создателем считается Наттхан Пир Бакш. Затем его сыновья Кадир и Пир Бакш, и внуки Хадду, Хассу и Наттху Кхан продолжили традицию, которая дальше развивалась их детьми и учениками.

Приёмный сын Наттху Кхана – Нисар Хуссейн Кхан был знаменитым придворным музыкантом и занял место отца после его смерти. У него было много учеников, но имена Шанкара Пандита, Бхау Рао Джоши и Рамкришна Бува Вазе выделяются особо. Сын Шанкара Рао Пандита – Кришна Рао Пандит – «ветеран», представляющий эту Гхарану длительное время, пока не ушел в 1989г.

Другие великие музыканты, принадлежащие этой Гхаране: Васудэв Джоши, Баба Дикшит, Балкришна Бува и т. д. Блестящий ученик Балкришна Бува – Пандит Вишну Дигамбар Полускар сделал эту Гхарану известной. У него было также много учеников, некоторые из них стали такими известными, как Пандит Омкар Натх Тхакур, Пандит Винаяк Рао Патвардхан, Нарайян Рао Вьят и способнейший сын Пандит Вишну Дигамбара Полускара – Даттатрея Полускар, который умер в очень юном возрасте. Все они внесли большой вклад в музыку и продолжили традицию во времена после получения Индией независимости.

 

АГРА ГХАРАНА – отличительные черты –

1. Подобно Гвалиор Гхаране певцы предпочитают пение открытым сильным голосом. Массивное живописное полотно выполненное эффектными крупными мазками. Суровость и строгость подчёркнута специфической постановкой голоса, требующей носового (сиплого) тембра.

2. У истоков стояли исполнители Дхрупада, перепрофилировавшиеся с течением времени в исполнителей Кхайяла.

3. Подобно певцам Дхрупада, исполнители Агра Гхараны пропевают Аалап чётко скандируя слоги: Ном - Том, Тери и др.

4. Особое значение предаётся пропеванию композиции.

5. Они хорошо контролируют ритм.

Агра и Гвалиор Гхараны имеют особые взаимоотношения, причина этого в общих чертах. Основатель Агра Гхараны – Хааджи Суджаан Сахиб, который был зятем Тансена, знаменитого придворного музыканта Могольского Императора Акбара. Его традиции поддерживались Гхадж Кхудаа Букш, который после обучения в Гвалиор Гхаране опять вернулся в Агра Гхарану, сохранив некоторые черты Гвалиор Гхараны, добавив свои собственные черты. Вот как были сформированы эти особенные отношения.

Знаменитый музыкант Устад Фэйаз Кхан известен как наилучшая жемчужина Агра Гхараны.

В жёсткий стилистический почерк Гхораны в начале 20века Файяз Кхан привнёс ярко выраженный лирический оттенок, школа приобретает известность как Рангила – лирическая школа.

 

ДЕЛИ (Дельхи) ГХАРАНА – отличительные черты –

1. мастерский показ композиции

2. особая техника пения Кхайяла

3. использование Бол-Таанов в быстром темпе.

Считается, что Дели Гхарана была основана Таанрас Кханом после падения Империи Моголов. Как указывает имя, Таанрас Кхан был экспертом в области Таанов. По некоторым причинам, несмотря на своё центральное географическое положение и наиболее демократический язык, объединяющий особенности всех североиндийских Гхоран, она не получила широкого распространения. По истечении многих лет, она была вызвана к жизни Устадом Чаад Кханом в результате тяжёлой работы. Сыновья и ученики понесли светоч традиции дальше. Сын Устада Чада Кхана – Назир Ахмед Кхан был особо известен своими блестящими Таанами.

 

ДЖАЙПУР ГХАРАНА.

Говорят, что Джайпур Гхарана основана Мухаммад Али Кханом. Позднее она разделилась на ПАТИАЛА и АЛЛАДИА КХАН Гхараны.

 

ПАТИАЛА ГХАРАНА – отличительные черты –

1. искусное представление Кхайяла

2. точные композиции

3. сложные Тааны

4. пропевание Таанов в быстром темпе

5. исполнители наряду с исполнением Кхайяла также искусны в пении Тхумри – романтический дух и стремительно-виртуозная ритмика.

Эта Гхарана была создана двумя братьями Али Букш и Фатте Али. После обучения у маэстро Джайпур Гхараны, эти два брата основали независимую Гхарану. Знаменитый музыкант Устад Бада Гулам Али Кхан, особенно известный своим мелодичным голосом, принадлежал к этой школе. Его сын Мунаввар Али Кхан и его ученики Баде Гхулам Али Кхан успешно продолжали его традицию.

 

АЛЛАДИАА КХАН ГХАРАНА – отличительные черты –

1. предпочтение отдаётся малоизвестным Рагам

2. сложные Тааны

3. музыканты специализировались в пении Бадаа Кхайяла в очень медленном темпе

4. важны Бол-Тааны и Аалап.

Эта Гхарана названа по имени основателя Алладиаа Кхан Сахиба. Он разработал особый стиль пения – гайяки – приёмы мелодического развития совместно с ритмической игрой формул таала. Его ученица Кесар Баи Керкар продолжила развитие этого направления. Рабиндранат Тагор называл её «королевой мелодии».Два его сына: Манджи и Бхурджи Кхан были известными представителями этой Гхараны наряду с Бхаскар Бува Бакхале, Кесар Баи Керкар, Магху Баи Курдикар и др. Сегодня эту Гхарану представляет Смт. Кишори Амонкар.

 

КИРАНА ГХАРАНА – отличительные черты –

1. важным считается Аалап

2. выразительное экспрессивное исполнение

3. музыканты этой школы особенно отличаются в исполнении Дхумри.

Неизвестно, кто основал эту Гхарану, но Абдул Карим Кхан и Абдул Вашид Кхан оживили и распространили эту Гхарану. Абдул Карим Кхан был известен своим мелодичным голосом. Эта Гхарана имела многих блестящих музыкантов: Савааи Гандхарва, Суреш Бабоо Мане, Смт. Хирабай Бадодекар, Рошанара Бегум, Устад Амир Кхан, Смт. Гангубай Хангал и знаменитый маэстро Пандит Бхимсен Джоши.

 

Это главные школы пения Кхайял. Традиции продолжаются и Гхараны сохраняют своё влияние в музыке. Если вы хотите не только слушать музыку, но и наслаждаться ею - единственная вещь, которую вы можете сделать – это полностью и безусловно отдаться этой Гхарана Музыке. Оттдача и наслаждение всегда идут вместе.

 

Развитие понятия Гхарана возможно пришло от необходимости сохранения. Сохранение – это основное человеческое качество. Сохранение естественно и инстинктивно, и когда создаётся что-то великое, это желают сохранить. Благодаря этому процессу сохранения человеческая цивилизация может гордиться Великими Святыми Ведами и Великой мелодичной Музыкой. Веды сохранились благодаря Ведическим институтам, Музыка – благодаря Гхаранам.

 

Сохранение не только важно, но и существенно для любой цивилизации. Даже фанатичные и ортодоксальные элементы равно существенны для любого сохранения, потому что сохранение означает точность.

 

Этот Гхарана стиль Музыкального представления неослабно продолжается и сегодня, и даже обогащается.

 

Перечень певцов различных стилей музыки:

1. КХАЙЯЛ стиль –

1. Устад Амир Кхан

2. Пандит Бхимсен Джоши

3. Пандит Кумар Гандхарва

4. Пандит Джасрадж

5. Пандит Джитендра Абхишеки

6. Др. Васантрао Дешпанде

7. УстадНазакат Али Саламат Али

8. Устад Баде Гулам Али Кхан

9. Пандит Малликарджун Мансур

10. Пандит Д. В. Палускар

11. Кесарбаи Керкар

12. Модубаи Курдикар

13. Рошнара Бегум

14. Парвин Султана

15. Маник Верма

16. Кишори Амонкар

2. ТХУМАРИ стиль –

1. Устад Баде Гулам Али Кхан

2. Устад Назакар Али Саламат Али

3. Бегуцм Акхтар

4. Шобха Гурту

5. Нирмала Арун

6. Устад Баркат Али

7. Гуриджа Деви

3. ГХАЗАЛ стиль –

1. Гулам Али

2. Механди Хасан

3. Бегум Акхатар

4. Мадхурани

5. Джагджит Сингх

4. УРОВЕНЬ стиля музыкального пения

1. Бал Гандхарва

2. Мастер Динанатх Мангешкар

3. Кешврао Бхосале

4. Др. Васантрао Дешпанде

5. Пандит Джитендра Абхишеки

6. Маник Верма

5. Певцы ПРЕДАННОСТИ –

1. Пандит Джитендра Абхишеки

2. Пандит Бхимсен Джоши

3. Ануп Джалота

6. КАЧЕСТВО стиля –

1. Устад Нусарат Фатех Али

2. Шанкар Шамбху

7. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ –

1. Лата Мангешкар

2. Аша Вхонсле

3. Мохаммад Рафи

4. Манна Дэй

5. Кишоре Кумар

6. Мукеш

7. Игроки на ИНСТРУМЕНТАХ –

1. Шешенай – Устад Бисмила Кхан

2. Ситар - Пандит Рави Шанкар, Устад Вилайят Кхан, Устад Абдул Халим Джафар Кхан

3. Сарод - Устад Амджад Али Кхан, Зарин Дарувала, Устад Али Акбар

4. Сантур - Пандит Шивакумар Шарма

5. Басари (флейта) – Пандит Харипрасад Чаурасия, Пандит Виджай Рагхаврао, Пандит Панналал Гхош

6. Скрипка - Пандит В. Г. Джог, Н. Раджам

7. Саранги - Пандит Рам Нарайян, Устад Султан Кхан

8. Табла - Устад Ахаммадджан Тхираква, Пандит Самта Прасад, Пандит Кишан Махарадж, Устад Алларкхан, Устад Закир Хусейн, Устад Ниджамуддин.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.094 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь