Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2. эстетические идеи Просвещения в западноевропейском театре XVIII века



План

1. Общая характеристика эпохи Просвещения. Формирование просветительского мировоззрения.

2. Французский театр эпохи Просвещения.

3. Театр немецкого Просвещения и его особенности.

Просвещение как особое культурное течение имело место во всех европейских странах. Мыслители эпохи Просвещения рассматривали природу с её физико-механистическими причинно-следственными связями как основу видимого мира и единый принцип объяснения всего сущего. Жизнь, общество, разум – всё это части природы. Человек глубоко укоренён в природном миропорядке. Причём, разумность человеческой природы означала не только включённость человека в природу, его способность познать её, но и способность регулировать свою и, в конечном счёте, общественную жизнь.

Итак, человек есть разумное существо и именно этим отличается от животных. Разум позволяет человеку быть не марионеткой в руках Бога или природы, а самостоятельным существом. Благодаря разуму, человек уподобляется не части природы, а природе в целом, занимая в ней место ее высшего и заключительного звена. Разум не просто открывает культуру в мире, он и есть культура в ее высшем проявлении. Человек культурен в силу своей разумности и по мере ее. Приравнивание культуры к разуму означало признание того, что именно разум (а не Бог или природа) даёт законы свободе, является ее главным законодателем.

Особое значение в деятельности просветителей занимала непримиримая борьба с религиозным мировоззрением, с той картиной природы и общества, которая была разработана средневековыми теологами и освящена авторитетом христианской церкви. Просветители разработали оригинальную теорию развития человеческого общества и государства, которая представляла собой полное переосмысление библейско-христианской концепции всемирной истории, трогать которую гуманисты так и не осмелились.

Решающую роль в развитии человеческого общества имеют успехи просвещения, и в частности его носители — просвещенные мыслители. Передовые мыслители, с их точки зрения, должны убедить в благодетельности своих теорий разумного устройства общества располагающих властью правителей, монархов, с их помощью исправить те недостатки и деформации, которые получили проявление в той или иной стране, создать идеальный общественный порядок. Указанная сторона исторических воззрений просветителей приводила их к признанию активной роли великих исторических личностей, большого воздействия их деятельности.

Придавая решающее значение в мировой истории распространению идей Просвещения, которое они понимали как расширение образования, науки, изобретений, промышленный прогресс, просветители в своих конкретных исторических трудах стали обращать внимание на исследование различных сторон человеческого общества, в частности не только на политическую и военную историю, но и на экономические и социальные отношения, историю культуры.

Итак, одной из важнейших своих задач просветители считали воспитание нового человека. Театру в этом процессе отводилась значительная роль. В своём развитии просветительское искусство прошло три периода - просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм.

Многие из лучших произведений, созданных в эпоху Просвещения, принадлежат французскому театральному искусству. Французской драматургией были созданы новые жанры: мещанская драма, жалобная комедия и небольшие сатирические сценки. Одним их тех, кто оказал большое влияние на развитие французского театра, был Франсуа Мари Аруэ Вольтер. Всего Вольтером было написано 54 драматических произведения, из них 30 трагедий, 12 комедий, 2 драмы в прозе, несколько оперных либретто и либретто комических опер и дивертисментов. Произведения Вольтера были выдержаны в целом классицистической эстетике, но при этом он выступал за простоту и естественность в исполнении театрального действа.

С творчеством другого выдающегося французского просветителя Дени Дидро было связано создание нового театрального жанра – драмы. Основные принципы нового жанра Дидро излагает в своём трактате «О драматической поэзии». К ним относятся - чувствительность и нравоучение. Главные темы – проблемы семьи и морали. Преобладающие персонажи – буржуа, а также крестьяне и бедняки. Однако построение характеров было рационалистическим, что мешало изображению реальных людей. В новом драматическом жанре Дидро создаёт две пьесы: «Внебрачный сын» (1757) и «Отец семейства» (1758).

Дидро, кроме того, принадлежит трактат об актёрском искусстве «Парадокс об актёре». Это сочинение было начато как отзыв о книге, посвящённой английскому актёру Гаррику, но приобрело форму диалога об искусстве и актёрской игре.

Ещё одним из наиболее видных представителей французской драматургии был Пьер-Огюстен Карон де Бомарше. На раннем этапе своего творчества Бомарше пишет мещанские драмы: «Евгения» (1767), «Два друга, или Лионский купец» (1770). Однако вскоре Бомарше понимает, что это не его жанр, и обращается к комедии. Наиболее известными его пьесами являются «Севильский цирюльник» (1775) и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1784). Эти две комедии по праву считаются вершинами французской драматургии XVIII века. Эти пьесы составляли трилогию о Фигаро, завершавшуюся пьесой «Преступная мать» (1792). Последняя часть трилогии была написана уже в ином жанре – в жанре мелодрамы.

Виднейшим немецким просветителем и создателем национального театра был Готхольд-Эфраим Лессинг. Свои размышления по поводу эстетики и теории драмы Лессинг изложил в книге «Гамбургская драматургия». Как и другие просветители, Лессинг видел в театре в первую очередь общественно-воспитательную силу. Своё воплощение идеи Лессинга получают в комедии «Минна фон Барнхольм» и трагедии «Эмилия Галотти» и «Натан Мудрый». Идеи Лессинга, кроме того, оказали большое влияние на развитие актёрской игры. Согласно Лессингу, актерское искусство располагается между живописью и поэзией. Оно подчиняется как законам пространственных искусств, так и законам пластики и слова. Актер должен обладать не только соответствующими физическими данными, прекрасно владеть своим телом, но и представлять себе, как его тело будет сочетаться с другими фигурами, находящимися на сцене, и вместе с этим он должен думать совместно с поэтом, автором пьесы, думать за него там, где поэт сделал ошибку.

В 70-х гг. XVIII века в немецком искусстве возникло течение «Буря и натиск», связанное с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, интерес к которым характерен для предромантизма. Крупнейшими представителями движения «Буря и натиск» являются Иоганн Вольфганг Гёте и Фридрих Шиллер. Их творчество оказало огромное влияние на развитие идей романтизма, ставшего основным направлением западноевропейской культуры первой половины XIX века.

Таким образом, в XVIII веке европейский театр проделал огромный и сложный путь. Главным его итогом и наследием эпохи Просвещения стали ищущая мысль, борьба за правду жизни и искусства, стремление к нравственному и политическому освобождению человека.

Вопросы для самоконтроля

1. Определить характерные черты эпохи Просвещения.

2. Назвать три периода в развитии просветительского искусства.

3. Каковы особенности английского театра эпохи Просвещения?

4. Назовите драматургов французского Просвещения.

5. Проблематика комедии Шеридана «Школа злословия»

6. Что нового внес в актерское искусство реформатор английской сцены Д. Гаррик?

7. В чем сущность философско-эстетических взглядов французского философа и драматурга Вольтера? Направленность его трагедий «Заира» и «Магомет»?

8. Каковы особенности немецкого театра эпохи Просвещения?

9. В чем заключается реформа итальянского театра К. Гольдони? Назовите основных героев его комедий.

10. Какие традиции защищает К. Гоцци в своих фьябах? В чем особенность пьесы «Принцессы Турандот»? Ее сценическая история.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1328; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь