Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЛЕКЦИЯ 3. История магнитной звукозаписи



Невзирая на высокое качество звуковых фонограмм, механическая запись не смогла составить конкуренцию другим способам, в частности, магнитным, в радиовещании, репортерском деле, прослушивании фонограмм в движущемся транспорте и другом.

В Дании 29-летний лаборант технического сектора телефонной станции г. Копенгаген Вальдемар Паульсен разработал конструкцию аппарата для магнитной записи звука. В 1898 г. он запатентовал свое изобретение. Аппарат В. Паульсена получил название «телеграфон». Аппарат представлял не что иное, как электромагнитный фонограф. Конструкция телеграфона действительно в некоторой мере напоминала популярный в то время звуковоспроизводящий аппарат. Такой же вращающийся цилиндр, но без слоя воска, вместо него была навита тонкая стальная струна диаметром 0, 5 мм, в первых моделях использовалась обычная струна от фортепиано. На эту струну и делалась запись звука. Цилиндр вращался с помощью часового механизма. Записывающая головка (электромагнит) двигалась вдоль витков со скоростью 2, 1 м/с. Для 40 минут записи звука необходимо было 6000 м проволоки. Телеграфон воспроизводил записи с полосой частот 150…2500 Гц. Запись стиралась обычным сильным постоянным магнитом. Для этого необходимо было только провести им по проволоке.

В 1901 г. В. Паульсен создал новый аппарат, который по конструкции значительно отличался от предшественника и уже имел основные черты современных магнитофонов. Для записи использовалась стальная лента шириной 3 мм и толщиной 0, 05 мм. Лента сматывалась с одной бобины и наматывалась на другую, проходя мимо записывающей и воспроизводящей головок. Запись прослушивалась на телефонные трубки.

Магнитные фонограммы, еще не могли конкурировать с грампластинками. Магнитофоны были тяжелыми, при воспроизведении давали очень слабый звук, который можно было услышать только на телефонные наушники.

Новый интерес к магнитофону начался возрастать только с появлением мощных усилителей на электронных лампах. Уже в 20-х годах американский флот применял магнитофон для ускорения передачи и приема радиотелеграфных сообщений. Несколько позже магнитофоны начали изготавливать в Германии и Англии. Для записи по-прежнему использовалась стальная лента, которой пользовался еще В. Паульсен.

Значительный толчок могла получить магнитная запись после появления в 1925 г. советского патента инженера И.И. Крейчмана на гибкую ленту, сделанную из пластмассы и покрытую магнитным порошком. Но, к сожалению, это изобретение прошло незамеченным. Важный шаг вперед сделал немецкий исследователь доктор Пфлеумер благодаря изучению патента В. Паульсена. В этом патенте он нашел указание на то, что запись можно вести не только на провод и ленты, но и на диски, покрытые намагниченным порошком. Пфлеумер провел исследования по поиску пригодных магнитных носителей звука. В начале он сделал попытку заменить стальную ленту бумажной, которая была покрыта магнитным материалом, и получил обнадеживающий результат. После он перешел на более удобные, пластмассовые ленты. Начиная с 1932 г., этот тип лент быстро совершенствовался.

На ленту шириной 12 см и длиной 30 м, намотанную на бобину, можно записать несколько сотен страниц текста. Преимущества такого носителя звука заключаются в том, что на ленте можно делать письменные пометки, разрезать ее на страницы и хранить в обычных папках.

В Германии успешно занимались не только созданием новых магнитофонных лент, но и головок. Немецкий инженер Е. Шюллер в 1938 г. разработал и внедрил в производство новый тип функциональных кольцеобразных головок. В появившихся магнитофонах, с новыми кольцеобразными головками, для выполнения каждого этапа создания магнитной фонограммы использовалась специально разработанная головка (записывающая, воспроизводящая и стирающая).

В то время как в Европе интерес к разработкам в области магнитной записи звука все возрастал, в Новом Свете, в частности США, конструированием магнитофонов почти не занимались вплоть до 1937 г.

Ситуация стала резко изменяться, после того как в 1940 г. в чикагской исследовательской организации «Armor Resserch Fundeshen» молодой инженер Кармас разработал новые покрытия для магнитофонных пленок. Это дало возможность понизить скорость движения пленок в магнитофоне с 76 см/с до 19 и 9, 6 см/с.

Первые ленточные магнитофоны появились в России в 1942 г. Это был магнитофон типа «СМ-45», работавший на ферромагнитной ленте. После войны производились модели серии «МЭЗ» для радиовещания и студийные «РМС-16». В 1949 г. в Киеве был выпущен первый отечественный массовый бытовой магнитофон «Днепр».

На немецком радио устанавливается магнитофон, работающий на пластмассовой ленте, на которую нанесен слой оксида железа. Скорость движения ленты составляла 80 см/с, что позволяло записывать частоты звука до 10000 Гц. Лента имела толщину около 0, 05 мм и ширину 5 мм. Совершенствование конструкций магнитофонов продолжалось не только в направлении создания новых носителей звука, но и в разработке перспективных механизмов протяжки ленты. В 1947 г. появился магнитофон, в котором механизм протяжки ленты имел три электродвигателя. Один — для подачи ленты, другой — для вращения с постоянной скоростью ведущего вала и протягивания ленты, а третий — для подмотки ленты. Лента перемещалась со скоростью около 76 см/с и обеспечивала воспроизведение частот в диапазоне 32…9600 Гц с неравномерностью не более 4 дб. В 1951—52 гг. появились малогабаритные бытовые магнитофоны с магнитной лентой на пластмассовой основе. Металлическая лента и провод были окончательно вытеснены как носители информации. В это время усилия разработчиков были направлены на дальнейшее повышение качества воспроизведения звука. Схема разделения тембра по низким и высоким частотам стала составной частью любого высококачественного аппарата.

В 50-е годы магнитофоны стоили очень дорого и доступны были не каждому. Поэтому были выпущены различного типа магнитофонные приставки с простым лентопротяжным механизмом и упрощенным электронным узлом записи.

Из отечественных магнитофонных приставок этого типа наиболее известной является приставка «Нота», выпускавшаяся в 60-е годы. У приставки имелся свой автономный лентопротяжный механизм, ламповый усилитель записи, но отсутствовал усилитель звуковой частоты. Для громкоговорящего прослушивания записи приставку необходимо было подключить к усилителю звуковой частоты радиоприемника. Скорость ленты составляла 9, 5 см/м.

В 1968 г. были произведены первые кассетные магнитофоны. В них лента двигалась со скоростью 4, 75 см/с, а качество записи и воспроизведения звука оставляло желать лучшего. Невзирая на недостатки, кассетные магнитофоны привлекли внимание покупателей. Новые аппараты выгодно отличались от существовавших тогда магнитофонов, своим удобством обращения и малыми габаритами. Кассетные магнитофоны создали проблему улучшения отношения сигнал — шум. Это было связано в первую очередь с медленным движением ленты и узостью дорожек. Решение этой проблемы было предложено в 1969 г. американцем Рэем Долби. Им была разработана система, получившая название «Долби», которая представляла собой динамический экспандер и компрессор для точно определенного частотного диапазона. При записи повышался уровень высоких частот (от 1 до 2 кГц и выше), а при воспроизведении уровень этих сигналов снова восстанавливался. Такое действие использовалось только к сигналам с низким уровнем, соизмеримым с шумами. Применение системы позволяло не только снизить собственные шумы лент и усилителей, но и устранить некоторые паразитные эффекты, например, копирэффект. Улучшению качества работы кассетных магнитофонов способствовало также создание новых высококачественных лент на хромоксидной и кобальтовой основах, ленты «Hi-Fi Low Noise» и «Super Dinamic».

Большой популярностью пользовались индивидуальные кассетные магнитофонные проигрыватели — плееры. Для прослушивания записей в плеерах используются высококачественные головные телефоны. Качество звука в них не уступает стационарной аппаратуре.

Повышение характеристик звукозаписи связано в первую очередь с переходом от аналоговой к цифровой магнитной записи. Цифровая запись позволяет практически избавиться от детонации звука и копирэффекта, получить очень малые искажения и динамический диапазон порядка 90…100дб. Выпускающиеся цифровые магнитофоны (DAT) стоят достаточно дорого, что связано с большой стоимостью элементов цифрового канала, в основном, аналого-цифрового преобразователя.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1265; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь