Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Экономическое и социальное развитие



Восточные славяне.

Происхождение и расселение

Восточные славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье (ее основными группами в Европе являются: романские, германские и славянские языки). Славяне делятся на западных (поляки, чехи), южных (болгары, сербы) и восточных (русские, украинцы, белорусы).

Существует три основных концепции происхождения славян:

Первая концепция – славяне исконные жители Восточной Европы (автохтоны), с VI в. Они начали расселяться из Прикарпатья.

Вторая концепция – славяне выделились из арийской общности, арийцы же пришли из Индии.

Третья – славяне являются прямыми наследниками северной арийской цивилизации, самой древней и развитой в мире.

Первые письменные свидетельства о восточных славянах

некоторые ученые считают, что их упоминал еще Геродот под именем скифов-пахарей,

в начале нашей эры появились упоминания о славянах под названием венеты и склавины,

первые бесспорные упоминания о восточных славянах находились в византийских и готских источниках периода " великого переселения народов" (IV–V вв.), где восточные славяне упоминаются под названием анты. Предположительно в 368 г. произошла гибель вождя антов Божа, который был пленен готами и распят вместе с 70 антскими вождями.

Расселение восточных славян к моменту образования государства известно по «Повести временных лет»:

· на севере обитали словене

· на северо-западе: дреговичи, кривичи

· на юго-западе: дулебы, волыняне, бужане

· около будущего Киева: поляне

· на Верхней Оке: вятичи

Соседи восточных славян

· на севере основными соседями являлись финно-угорские племена (чудь). Здесь имела место их мирная колонизация и ассимиляция.

· на западе соседствовали с балтами (предки литовцев и латышей) и западными славянами

· на востоке и юге располагались одна за другой кочевые волны: гунны, авары (" погибоша аки обры" ), венгры, болгары, затем печенеги и половцы. Особое значение имели хазары. В момент возникновения государства восточные славяне платили дань хазарскому каганату. Имеет место идеологическая актуальность этого вопроса, т. к. предполагается, что хазары были предками евреев.

Экономическое и социальное развитие

Производство

В.О.Ключевский считал экономической основой Древней Руси торговлю. Сейчас большинство ученых считают основной отраслью экономики восточных славян земледелие, важное значение для которого имел процесс перехода от подсеки к перелогу. Природные условия давали возможности и для других важных отраслей: охота, рыболовство, бортничество (собирание меда диких пчел).

Торговля действительно имела очень большое значение (основными экспортными товарами являлись мед, воск, меха, рабы). Существовал " Путь из варяг в греки" (водный торговый путь из Балтийского в Черное море, по которому в IX-ХII вв. шла торговля Руси и Северной Европы с Византией): долгое время оставался экономическим, политическим и культурным стержнем Древней Руси (" Скандовизантии" ), вокруг которого формировались городские центры (в частности, на нем были расположены Новгород и Киев).

Социальные процессы

Произошел переход к переложной системе земледелия (т.е. системе земледелия, при которой после нескольких урожаев землю оставляли без обработки на 8–15 лет для восстановления плодородия почвы), широкое применение плуга, вследствие чего рост производительности труда. При этом появилась возможность прокормиться одной семье, поэтому происходит постепенный переход от родовой общины к соседской (называлась вервь).

Имело место появление имущественного неравенства (доказательством чего являются клады, богатые, захоронения), произошло социальное расслоение:

· основной группой являются свободные общинники-воины (" мужи", " люди" )

· родоплеменная знать (князья, бояре)

· несвободные (" холопы", " челядь" ).

В целом же длительное время существовал переходный характер общества: сохранение основ первобытного общества и в то же время зарождение элементов классовых отношений: это напоминало общественный строй гомеровской Греции.

Политический строй

Постепенный переход от родоплеменной организации к государственной. Основной общественно-политическая структурой является союз племен (названия племен известны из «Повести временных лет»).

Военным предводитель является князь, он сосредоточивает в руках все больше власти, постепенно превращается в постоянного правителя, передающего свою власть по наследству.

Помимо всеобщего ополчения общинников появляются специальные военные формирования при князе – дружина.

В то время было ложное взаимодействие княжеской власти и собрания свободных общинников (вече). Ф.Энгельс определил такой переходный политический строй как " военную демократию".

Смутные известия о формировании уже в VI-VIII вв. крупных объединений восточно-славянских племен (княжеств, протогосударственных образований): Куявия, Артания и Славия. В Киеве правила династия славянских князей – потомков Кия.

Духовная жизнь

Господствовало язычество (" ведическая" религия). Вот два основных момента мировоззрения язычества:

поклонение силам природы. Формирование языческого пантеона. Даждьбог – бог солнца, Перун – грома и молнии, Стрибог – воздуха и ветра, Велес – покровитель скота, Сварог – неба и огня, низшие божества: лешие, русалки, водяные, рожаницы.

Культ предков, в том числе важная роль погребального обряда. Тризна.

Происходило постепенное проникновение христианства. Существует легенда, что здесь проповедовал апостол Андрей.

Выводы

Таким образом, экономические, социальные и духовные процессы во второй половине I тыс. н.э. вели к формированию предпосылок создания классового общества и государства.

Образование Киевской Руси. Роль варягов в этом процессе. Социально-политическая структура Киевской Руси.

 

Предпосылки формирования Древнерусского Государства

 

Образование государства у восточных славян явилось длительным процессом, вызванным сложным комплексом внутренних и внешних причин:

· развитие производства, социальная дифференциация привели к необходимости специальных органов власти для урегулирования отношений между различными группами населения

· усложнение общественно-политической организации: союзы племен, усиление княжеской власти, особой воинской организации (дружины)

· внешний фактор: войны, особенно опасность от кочевников

Конкретную дату образования государства определить очень сложно, так как это очень длительный процесс. Имеются смутные известия о формировании уже в VI-VIII вв. крупных объединений восточно-славянских племен: Куявия, Артания и Славия. К моменту возникновения Киевской Руси – в ряде городов возникли свои княжеские династии (например, в Киеве правила династия славянских князей – потомков Кия.)

Существует сложная научная проблема о соотношении внутреннего и внешнего факторов в образовании государства, так называемая " норманнская проблема". Существует рассказ в «Повести временных лет» о призвании в 862 г. северными славянами по" инициативе Гостомысла вяряжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Это событие получило название " призвание варягов". В XVIII в. первые профессиональные историки-немцы по происхождению Байер и Миллер положили этот рассказ в основу " норманнской теории" о решающей роли варягов в образовании древнерусского государства. Тогда же возникает концепция " антинорманизма" (основоположником являлся М.Ломоносов), утверждающая полную самобытность русского государства, отрицающую всякую роль варягов. Этот спор продолжался и в последующее время, зачастую принимая чисто идеологический характер. В частности, гитлеровская пропаганда использовала норманнскую теорию для доказательств неспособности славян к собственному государственному развитию, для обоснования необходимости иноземного господства. При Сталине, утверждая " русский приоритет", наоборот отрицали роль норманнов.

Наиболее правильным подходом является следующий – образование древнерусского государства было подготовлено внутренними процессами, при этом нельзя сказать, что варяги просто принесли его на неподготовленную почву. В то же время их роль была велика: они сыграли роль своеобразного катализатора, их появление резко ускорило длительный процесс. Однако это было характерно не только для Руси (например, завоевание франками Галлии, нормандцами – Англии).

Культура Древней Руси.

Понятие культуры

Культура – это сложная система, включающая в себя всю совокупность материальных и духовных ценностей общества, их производство, хранение и передачу. Обычно при изложении истории культуры основное внимание уделяют духовной культуре, т.к. материальная культура рассматривается в связи с развитием производства.

Материальная культура

В традиционном аграрном обществе развитие экономики идет медленно, но все же имел место прогресс. Главное достижение материальной культуры в основной сфере производства – сельском хозяйстве: применение плуга и совершенствование системы земледелия: переход от подсека к перелогу и от перелога к трехполью. Важным процессом является отделение от сельского хозяйства ремесла. К XII в. насчитывается до 60 ремесленных специальностей (горшечники, кожевники, оружейники и др.).

Духовная культура

До принятия христианства на Руси господствовало язычество (" ведическая" религия). Имело два основных момента мировоззрения: поклонение силам природы и культ предков.

Решающим пунктом в развитии древнерусской культуры явилось принятие христианства: в 988 г. выбор христианства Владимиром – это очень важная веха в длительном процессе христианизации. Проникновение христианства шло и раньше. После крещения Руси также оставалось много язычников. В сознании самих христиан длительное время имело место сохранение больших остатков язычества: т.е. существовало " двоеверие" или сложный синтез двух религий.

В марксистской историографии это явление расценивалось как выражение интересов господствующего класса (христианство учило покорности властям и потому было удобно для классового общества). Сейчас же существует высокая положительная оценка, так как принятие христианства приобщило Русь к самой высокой византийской культуре, повысило международный авторитет Руси.

Христианство развернуло проповедь более высокой морали, которая начинала оказывать воздействие на поведение людей (пример Бориса и Глеба, которые были убиты во время междоусобицы в 1015–1019 гг. их братом Святополком Окаянным, не сопротивляясь, за что были объявлены святыми).

В последнее время появились негативные оценки принятия христианства с позиций " языческого фундаментализма": истинная культурная основа славян это ведическая религия. Христианство исказило их культуру, сделало их слабыми (потому и покорились монголам) – эта оценка спорная.

Правовая культура

Правовая культура представляет собой нормы права и отношение людей к ним. Главным процессом является кодификация обычного права, т.е. тех норм, которые существовали до государства. Основное событие – это появление " Русской правды", которая включала в себя кодификацию норм обычного права (" Закон русский" ), новые нормы, необходимые для классового общества. " Русская правда" – это основной источник наших сведений о социальных отношениях в Киевской Руси.

Основные положения «Русской правды»: четко определено положение разных групп, кровная месть заменена штрафами, т.е. вирой. Из других правовых актов наиболее известен – " Устав" Владимира Мономаха, основным достижением которого было ограничение процентов по займам.

Грамотность и просвещение

Письменность

По некоторым данным у славян существовала древнейшая письменность (знаки на камнях – " руническое письмо" ) – " черты и резы ". В IX в. славянские просветители на основе греческой азбуки разработали азбуку для славян – кириллицу, которая и стала основой древнерусской письменности.

 

Основное средство хранения и передачи культуры в тот период – книги. Они создавались и переписывались прежде всего в монастырях. Создавались религиозные книги, великолепно оформленные, например Остромирово евангелие (Остромир – новгородский посадник). По некоторым данным, было до 140 тыс. книг, но большинство погибло в ходе монгольского нашествия.

Характерная черта древнерусской цивилизации, показатель ее высокого уровня – это широкое распространение грамотности, по крайней мере, в городе. Данный факт подтверждается берестяными грамотами, которых сейчас найдено до 600.

Предпринимались первые шаги по созданию системы образования при Ярославе Мудром были созданы школы для юношей, сестра Владимира Мономаха создала школу для девушек.

Литература

С глубокой древности существовал фольклор. Особенно был распространен героический эпос – былины богатырского или Владимирового цикла. Бытовали вплоть до XX в.

Письменная литература

Наиболее распространены были летописи. Существовали в различных городах, затем возникли общерусские своды, из которых особое значение имела возникшая в начале XII в. «Повесть временных лет», которую по преданию написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранилась в составе более поздних Лаврентьевской и Ипатьевской летописей. Основные идеи летописей: славянское единство, величие Киевской Руси.

Основным видом литературы является религиозная: сначала была переводная, затем появились русские произведения.

Два наиболее известных автора:

II половина XI в. – Илларион, первый митрополит из русских. " Слово о законе и благодати". Главная идея произведения – патриотизм, высокая оценка восточных славян и Киевской Руси.

II половина XII в. – Кирилл Тровский – также ряд " Слов"

Появляется светская литература:

" Поучение" Владимира Мономаха, основная идея – высокая ответственность княжеской власти, забота о простом народе

В конце XII в. произошло высшее достижение древнерусской литературы " Слово о полку Игореве". Это синтез христианской и языческой культуры, патриотизм, призыв к единству. Сложная дискуссия о подлинности. Некоторые историки (например, Зимин), считают, что появилось в конце XVIII в.

Конец XII в. – " Слово" Даниила Заточника. Здесь впервые отражены мысли рядового дружинника.

Начало XIII в. – " Сказание о погибели русской земли". Здесь – осуждение усобиц.

Архитектура

Основным видом архитектуры в то время были церкви, но сохранились отдельные сооружения гражданской архитектуры, например, построенные при Ярославе Мудром Золотые ворота.

Первый каменный храм – Десятинная церковь был построен в Киеве.

От XI века сохранились самые известные храмы: Софийские соборы в Киеве и Новгороде. В них – преобладало византийское влияние.

От XII века в основном сохранилось белокаменное зодчество Северо-Восточной Руси. Особенно известен Успенский собор во Владимире. В нем уже преобладала самобытная русская культура.

Живопись

В основном была религиозной: иконы и фрески (живопись на сырой штукатурке красками). Светские элементы отразились в миниатюрах.

Выводы

Древняя Русь имела высокий уровень культуры, не уступавший Западной Европе, а по ряду позиций (например, по грамотности) – превосходивший ее.

Место древнерусской культуры в многовековой истории отечественной культуры: это был " золотой век", " русская античность": высочайшие, недосягаемые образцы, неповторимая уравновешенность, гармония материального и духовного, общества и личности и т.д.

Имело огромное влияние на последующее развитие отечественной культуры до конца XVII века. После культурного разрыва с петровских времен продолжала оставаться основой народной культуры. В культуре старообрядцев дожила до сегодняшнего дня.

Крещение Руси.

Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной. Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир " приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам". С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою " духовную Русскую Церковь". Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи (под 988 год) он велел " собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год), продолжала " плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских..." При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси. Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год), " книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди, наслаждаются учением божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам", то есть основал первую на Руси библиотеку. Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром свидетельствует " Слово о Законе и Благодати" Митрополита Илариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, " для насытившихся с избытком книжной мудростью".

В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монастыря. Образование Поместной Русской Православной Церкви Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, " умыкание" (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир. " Князь, - говорил Митрополит Никифор II великому князю Рюрику Ростиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать вас от кровопролития". Историки отмечают, что " Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства". Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляет и перестраивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского общежития под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в жизни христианских обществ". Роль принятия христианства Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные. Несомненно, богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки.

Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который " разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети", князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший " книгами церкви Божии"; " богат был... книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри. Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом ново просвещенного русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные. Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал " Слово о Законе и Благодати", получившее высокую оценку его современников и потомков.

Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе. Преподобный Нестор составил новый летописный свод - " Повесть временных лет", которая, по определению академика Д.С.Лихачева, является " цельной литературно изложенной историей Руси". " Повесть временных лет" переведена на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год), латинский (1884 год), венгерский (1916 год). Эти памятники русской канонической мысли поражают мягкостью и терпимостью, снисхождением к человеческой природе. Так, наряду со строгой требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапе ее развития появилось милосердие к ее пасомым. Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической акцией, предпринятой великокняжеской властью в целях освещения феодальных отношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировало социально-культурное развитие наших предков не прямо, а косвенно.

По поводу принятия христианства на Древней Руси можно сказать однозначно только одно: она стала новым витком в развитии общественных отношениях восточных славян.

Галицко–Волынское княжество

Всего вначале существовало около полутора десятка княжеств, к началу XIII в. уже до 50. Самыми крупными из них были три: Галицко–Волынское, Владимиро–Суздальское и Новгородская республика. Галицко–Волынское княжество находилось на Юго–западе.

Вначале существовало Галицкое княжество. Особых успехов добился Ярослав Осмомысл. В конце XII в произошло объединение с Волынским княжеством, в котором правил могущественный князь Роман Мстиславич.

Наивысший расцвет Галицко–Волынского княжества был достигнут при Данииле Романовиче Галицком (правление в 1238–1264 гг.).

Сейчас идут споры о нем в сравнении с Александром Невским, который одновременно с ним был фактическим правителем Северо–Восточной Руси. Распространенная точка зрения; Александр Невский пошел на вынужденный компромисс с монголами и в то же время бескомпромиссно противостоял Западу. Даниил Галицкий же был первым в истории Руси " западником", он пытался бороться с монголами, опираясь на поддержку Запада. Вел переговоры с папой, который через него рассчитывал распространить на Русь католичество. В итоге не получил реальной помощи, а его политика способствовала подчинению Юго–Восточной Руси западному влиянию, облегчила последующий переход под власть Литвы.

Характерной чертой социально–политического развития Галицко–Волынской земли является особая в сравнении с другими княжествами мощь боярства, особо острая борьба его с княжеской властью.

Историческое место: Позднее было захвачено Великим княжеством литовским, стало фактически основным ядром этой " второй Руси", сыграло особую роль в передаче традиций Киевской Руси.

Новгородская республика

В 1136 г. Новгород освободился от власти Киева, изгнав князя Всеволода Мстиславовича. В 1348 г. отделился Псков, стал центром отдельной феодальной республики.

Главной особенностью социальной структуры является огромная роль боярства, по инициативе которого и была устранена постоянная княжеская власть. Известны, например, Мирошкиничи, из которых целая династия посадников. Помимо боярства и низших слоев, по некоторым данным, средним слоем мелких землевладельцев являлись " житьи люди", " огнищане".

Политическая структура

Вече избирало посадника, тысяцкого и архиепископа. Эти должностные лица составляли своего рода правительство – " совет господ". Князь с дружиной приглашался как военачальник, заключал с вечем договор (" ряд" ), не имел права управления, собственности в республике, не мог даже жить в самом городе.

Выводы

Распад единого государства был закономерным процессом, аналогичный этап истории феодализма был и в других странах, прежде всего в Западной Европе.

В конкретных условиях Руси это ослабило мощь государства, облегчило монгольское завоевание.

Три крупнейшие центра представляли разные варианты исторического развития. Галицко–Волынский и Новгородский – ближе к Западноевропейскому феодализму.

Завоевание Руси

В 1236 г. начало похода Батыя (внук Чингисхана) на Запад. В 1237 г. происходит вторжение на Русь. Монголо–татарские войска овладели Рязанским княжеством и вторглись во Владимирское княжество. Князь Владимирский Юрий отказался помочь Рязанскому княжеству, затем сам был разбит на р. Сити. Открывался путь на Новгород, но татары, опасаясь весенней распутицы, повернули на юго–восток в половецкие степи.

Осенью 1240 г. произошло возобновление похода. Татарские войска нанесли удар по Юго–Западной Руси. 6 декабря 1240 г. после упорных боев пал Киев.

Непосредственные результаты татаро–монгольского нашествиями было небывалое опустошение страны. Из 74 городов 49 было разрушено.

В результате сопротивления спасли Западную Европу. В 1242 г. войска Батыя понесли большие потери в Чехии и Венгрии, вследствие чего отказались от дальнейшего продвижения на Запад.

Борьба с западной агрессией

В XI веке начался длительный процесс германского завоевания и колонизации Прибалтики – " Дранг нах Остен". В начале XIII в. был создан Орден меченосцев. В 1234 г. великий князь Владимирский Ярослав (отец Александра Невского) разбил крестоносцев и приостановил их продвижение.

В конце 30-х гг. рыцари решили воспользоваться монгольским нашествием: произошло объединение Ордена меченосцев и Тевтонского ордена в Ливонский орден, договор немцев, датчан и шведов о совместном походе на Русь. В 1240 г. 18–летний новгородский князь Александр Ярославич разбил шведов на Неве. После этой победы его стали называть Невским.

Усиление ливонской угрозы Новгороду: изменники–бояре сдали Изборск и Псков, Александр из-за интриг бояр был на время изгнан из Новгорода. Затем вновь приглашен вечем. 5 апреля 1242 г. он нанес немцам сокрушительное поражение в битве на Чудском озере (" ледовое побоище" ).

Последующая деятельность Александра Ярославича: в 1252–1263 гг. великий князь Владимирский, в сущности, политический лидер Северо-Восточной Руси. Вел политику компромисса с монголами: стал побратимом монгольского хана Берке и шел на различные уступки, чтобы не допустить новых походов монголов на Русь, ее дальнейшего разорения. В то же время высказано предположение, что не отказывался от борьбы, возможно, антимонгольские восстания 60–х гг. были тайно им подготовлены.

Оценки Александра Невского:

Наиболее распространенная оценка: Александр Невский – великий государственный деятель, защитник Руси. Он объявлен святым. Недаром накануне Отечественной войны снят знаменитый фильм С.Эйзенштейна. Сейчас ряд авторов отмечает, что его уступки монголам были единственно возможной политикой: необходимо было спасти Русь от уничтожения в условиях огромного превосходства монголов, защититься от более страшной западной опасности.

В последнее же время некоторые публикации полагают, что борьба против Запада и союз с монголами была ошибкой. Западная опасность не была столь велика: во всем Ордене лишь несколько сотен рыцарей, о покорении Руси не могло быть и речи. Уступки монголам нравственно растлевали русских людей (ведь Невский даже подавлял антимонгольские восстания). Надо было отчаянно сопротивляться, и возможно враг бы отступил, как в Чехии и Венгрии. Прав же был не Александр Невский, а Даниил Галицкий, который пытался, опираясь на Запад, сопротивляться монголам. Высказано было даже мнение, что отказа от борьбы с рыцарями, подчинение Западу имели бы положительное значение: мы бы избавились от азиатского деспотизма и уже тогда вошли бы в европейскую цивилизацию. На самом деле о наших перспективах можно судить по германской колонизации Прибалтики.

Причины возвышения Москвы

В это время борьба за ярлык Владимиро–Суздальского княжества между князьями становилась все более острой. Наиболее реальными претендентами на него были Тверское и Московское княжества. Борьба за Владимирский престол не являлась схваткой сторонников и противников единства Русского государства. В ней решался достаточно частный вопрос, какое из княжеств станет ядром будущего объединения. Возможности Московского и Тверского княжеств были примерно равны с точки зрения защищенности их границ, удобства торговых путей, опыта князей и их качеств как государственных деятелей.

Возвышение и победа Москвы над своими конкурентами были предопределены многими причинами:

Ее географическим (срединным) положением, относительная защищенность от набегов, концентрация здесь населения. Хотя в последнее время некоторые историки полагают, что у Москвы не большая защищенность, чем Твери и Древней Руси.

Личными способностями первых московских князей, которыми зачастую трудно восхищаться, но которым нельзя отказать в умении пользоваться обстоятельствами, их политической неразборчивости и хозяйственности.

Москве помогло сочувствие к ней высшего духовенства, которое покинуло запустевший Киев и связало свою судьбу с Северо–Восточными землями. В конце XIII в. митрополит Максим, переехал из Киева во Владимир. В 1326 г. произошло перенесение митрополии из Владимира в Москву.

Московские князья вели умелую социальную политику: особое внимание уделяли формированию слоя служилых людей, приглашали бояр на службу из различных мест, в том числе из Юго–Западной Руси.

Свою роль сыграла и политическая близорукость Золотой Орды, которая не сумела вовремя разглядеть главного соперника, отсутствие по–настоящему сильных соперников: Новгород не вмешивался в распри, а Тверь страдала от междоусобий местных князей.

Поход и битва

Поход Дмитрия Ивановича принял характер общерусского дела: в его войске собрались воины из большинства русских земель.

На поход вдохновил и благословил его Сергий Радонежский.

В сентябре 1380 г. русское войско переправилось через Дон у впадения р. Непрядвы на Куликовское поле. Исход знаменитой битвы с ордынцами решил два обстоятельства: мужество и стойкость большого полка и своевременные действия полка засадного (командовали Владимир Серпуховский и Боброк Волынский), который удачно ударил во фланг увлекшихся атакой ордынцев.

Значение и оценка

Куликовская битва имела огромное значение как в политическом, так и в психологическом плане. Она еще более подняла значение Москвы как центра объединения русских земель, вернула народу веру в свои силы, сплотила его для дальнейшей борьбы. Многие историки считают битву решающим событием в формировании русского национального самосознания. Дмитрий Иванович получил прозвание Донского.

В то же время победа не означала освобождение от монгольского ига. Битва на Дону потребовала от Руси такого напряжения сил, что через два года (в 1382 г.) она не сумела отразить нашествия нового ордынского хана Тохтамыша, который дошел до Москвы и сжег ее. Однако в завещании Дмитрия Донского предусмотрена передача престола по наследству, без ярлыка.

Поскольку Мамай представлял наиболее агрессивные силы Орды, его разгром означал серьезное ослабление поработителей Руси.

 

Хозяйственное развитие

В это время продолжается хозяйственный подъем, начавшийся в XIV в. в ходе преодоления последствий татаро–монгольского нашествия. Прежде всего, это проявлялось в расширении обрабатываемых земель, активном освоение глухих мест (" внутренняя колонизация" ). Возникает множество новых мелких поселений – " починков". Главное достижение в технологии сельского хозяйства – распространение трехполья. Шире стали применяться мельницы, особенно водяные.

Возрождение городов, ремесла, правда, новых его видов не появилось за исключением производства огнестрельного оружия (впервые применено при обороне Москвы от Тохтамыша).

И все же, ограниченность ресурсов в сравнении с размерами государства, с огромностью стоявших перед ним задач, прежде всего военных. Плотность населения невелика – 1 чел. на кв. км (в Западной Европе 10–20 чел. на кв. км). В среднем в деревне было 2 двора. Даже в середине XVI в. все население составляло порядка 6 млн. чел. Это влияло на уровень эксплуатации, на социальные отношения.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.105 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь