Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Индивид, индивидуальность, личность



Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие«человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), a также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».

Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья.

Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус.Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.

Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.

Билет 13

Проблема общественного прогресса

Понятие прогресса (от лат. progressus — движение вперед, успех) характеризует определенный тип, направленность развития как переход от старого к новому, от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.
Применительно к обществу, понятие общественный прогресс традиционно означает признание восходящего, поступательного развития человеческого общества от низших ступеней и форм к высшим. Однако такое толкование общественного прогресса связано с различными подходами к пониманию человеком как самого мира, так и общества, критериев ценности, лежащих в основе того или иного миропонимания и жизнедеятельности человека.
Так, в мифическом миропонимании, господствующем в первобытный период истории человечества, не было понятия общественного прогресса. В нем отсутствовало представление о будущем как о развертывающейся последовательности промежутков времени, смене эпох. Мышление первобытного человека не простиралось вперед, земля и человечество рассматривались как вечные и неизменные, сотворенные сверхъестественными, дочеловеческими предками, к чудодейственной силе которых он приобщался через миф, обряд, ритуал.
В Библейской священной истории, изложенной в форме религиозных символов, образов и сюжетов, идея регресса и прогресса связана с описанием божественного сотворения мира и человека, блаженного состояния первых людей, их грехопадения, выпадения в земную “смертную”, “трудовую” историю (с обещанием будущего избавления). В Новом Завете идея прогресса связывается с рождением, жизнью, деятельностью, смертью, воскресением и вознесением Иисуса Христа, как символического прообраза будущей судьбы человечества — концом земной, смертной жизни и возвращением в жизнь вечную, духовную, “царство небесное”.
В Новое время идея прогресса связана с процессом становления исторического взгляда на развитие общества, нашедшего свое воплощение в трудах философов, историков XVIII в. (Вольтер, Д. Вико, И. Г. Гердер). Однако наиболее глубокое и яркое воплощение идея прогресса в Новое время нашла в трудах немецкого философа конца XVIII — первой трети XIX в. Г. В. Ф. Гегеля, а также в трудах немецких философов XIX в. К. Маркса и Ф. Энгельса.
Идея прогресса связана в философии Гегеля с главным отличием человека от животного — наличием мышления, разума. В силу этого в основе исторического прогресса, с точки зрения Гегеля, лежит развитие разума, его переход из внутреннего мира природы во всемирную историю. При этом главной формой реализации является государство, а конечной целью — осознание свободы. Эти два фактора (государство и свобода), их взаимосвязь, развитие и определяют исторический прогресс, “шествие” всемирной истории от Китая, Индии, Персии, Греции, Рима в Германию, а также уровень развития отдельных стран и народов, сохранение одних (Китай, Индия) и гибель других (Персия, греческий мир). Соотношение государства и свободы — это, по убеждению Гегеля, критерий, стержень прогрессивного развития различных стран и народов. При этом в понимании направленности исторического прогресса Гегель занимает позицию европоцентризма, ибо всемирная история, по его мнению, развивается с Востока на Запад, находя свое завершение в немецкой государственности, философии, поэзии и т. д.

 

Самопознание и развитие личности

Самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Личность-это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества).

Индивидом рождаются, а личностью становятся в процессе социализации, т.е.

Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненноважных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Невозможно переоценить эти процессы, которые начинаются с момента рождения и продолжаются всю нашу сознательную жизнь.

В психологии самосознание понимается как, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный " образ Я".

Ребёнок далеко не сразу осознает себя как " Я"; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени - как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

Открытие " Я" происходит в возрасте 1 года.

К 2-м - 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

Подростковый и юношеский возраст - этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

- Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

- Оценка результатов своей деятельности

Активная фаза начинается в подростковом возрасте, и длится до преклонного возраста. Эту фазу можно разделить на два этапа, определив границу этапов возрастом в 20-30 лет. Необходимо учитывать, что формирование личности и характера происходит неодинаково, и в связи с этим продолжительность перехода от одного этапа к другому мы определили в10 лет.

К концу жизни ценностные ориентиры изменяются в сторону оценки пройденного пути и активность самопознания несколько падает.

Самопознание в отличие от других видов познания:

- направлено на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;

- в отличие от научного познания, в социальном познании присутствует субъективность;

- большое значение в познании собственного " Я" имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.

- в отличие от других видов познания присутствует творческое " Я" (стремление субъекта к самосовершенствованию).

2. " Я" - концепция и образ " Я" (слайды 11-13)

А) - " Я" человека как объект познания - сложное и динамичное образование.

Образ " Я" - совокупность представлений о себе, своих внешних и внутренних качествах.

Мы можем рассматривать наше " Я" как: " Я" - физическое; " Я" - многогранное; " Я" - личность; " Я" - и жизненные роли и т. д.

Для того, чтобы лучше понять пути самопознания, представим себе наше сознание (" Я" ) в виде круга, разделенного на четыре части. ( Комментарий слайда ). Самопознание - это путь от скрытого " Я" к открытому. (Слайд 14)

" Я" скрытое - вы знаете, другие не знают - секреты; все, что вы думаете, чувствуете, скрывая это в себе

" Я" неизвестное - никто не знает - то, что неизвестно никому и проявляется в определенных ситуациях.

" Я" слепое - вы не знаете, другие знают - то, что интересно другим, а вам не очень ясно.

" Я" открытое - вы знаете, другие знают - знания о себе, о других.

Подобное деление " Я" на 4 равные сектора в реальной жизни невозможно. Наша индивидуальность непременно создаст неравные секторы.

Б) " Я" - концепция (или образ " Я" ) - что это такое? Найдите в рабочих листах определение этого термина и прочитайте его.

" Я" - концепция - система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного " Я".

В психологии выделяют составляющие " Я" - концепции (слайд 15)

Когнитивная (лат. cognitio, " познание, изучение, осознание" ) - это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1071; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь