Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественно-эстетическое воспитание предполагает единство трех содержательных блоков



ВОПРОС № 1.

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Содержание занятий по изобразительному искусству. Общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественном образовании.

«Концепция художественного образования в Российской Федерации».
2002 год: «Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства»

Цели художественного образования на современном этапе

ü повышение общего уровня значимости духовной культуры и искусства в области образования;

ü сохранение, развитие и дальнейшее совершенствование уникальной системы учреждений художественного образования как носителей духовной культуры и искусства в многонациональной России

Задачи

ü формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов у всех социальных и возрастных групп населения;

ü подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

ü приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

ü сохранение и передача новым поколениям лучших традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

ü широкое внедрение художественного образования как важного фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

ü выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Художественно-эстетическое воспитание предполагает единство трех содержательных блоков

Содержание образования в области изобразительного искусства направлено на совершенствование позитивных личностных качеств учащихся

а) художественной культуры, потребности в общении с искусством;

б) устойчивого интереса к искусству;

в) художественного вкуса, творческих способностей, образного мышления;

г) способности оценивать окружающий мир по законам красоты и др.

Непрерывность художественного образования

В дошкольном возрасте - формирование эстетического отношения к окружающему миру

В начальной школе - формируются базовые основания, приобретаются первичные сведения, на основе которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка.

В средней школе - овладение языком различных видов искусств, воспитание возможности самостоятельно воспринимать и анализировать художественные произведения.

В средних специальных и высших учебных заведениях - полноценная социально-культурная самоидентификации, сложение определенных приоритетов в собственном художественном творчестве независимо от его профессиональной или любительской направленности.

Целевые направления преподавания ИЗО в начальной, основной и старшей школе

} Начальная школа - Почувствовать искусство

(воспитание эмоциональной отзывчивости детей как введение в культуру чувств).

 

} Основная школа - Узнать искусство

(Формирование первых основ художественной культуры подростков).

 

} Старшая школа - Осмыслить искусство

(оформление духовно-нравственной и эстетической культуры юношества)

 

Общечеловеческое, национальное и индивидуальное в преподавании изобразительного искусства

В содержании образования по изобразительному искусству отражено:

общечеловеческое

формирование толерантного отношения к иным культурам;

приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, юного художника;

способность различать позитивные и негативные влияния в культуре;

национальное

повышение роли гражданско-патриотического воспитания; знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами

региональные компоненты, включение знаний и навыков малых культур

индивидуальное

интеграция полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности;

умение организовать свой культурный досуг.

ВОПРОС № 2

Методы преподавания изобразительного искусства в Древнем Египте и Древней Греции. Вклад художников эпохи Возрождения в теорию и методику обучения изобразительному искусству.

Древний Египет

· Специальная художественная школа впервые сформировалась в Древнем Египте. Египтяне установили законы изображения и начали обучать им будущих художников. Главной темой произведений египетских художников была человеческая фигура. Измерение частей тела производилось с математической точностью. Эта система позволяла по одной части определить целое или размер других частей. Единицей измерения в древнеегипетском каноне пропорций служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра. Фигура разделялась на 19 равных частей. Предписаны были все подробности изображения: ширина носа, глаз, рта, ширина и толщина груди, толщина руки в разных местах- т.е. для всех частей тела была определена точная величина. Изображения фигур в египетском искусстве имели четко очерченный контур. Фон обычно оставался белым. Были установлены правила и каноны изображения стоящего человека, идущего, сидящего, коленопреклоненного, присевшего на корточки и т. д. Были также созданы они и для рисования цветка лотоса, священных животных.

· Девочки, вероятно, никогда не посещали школу – они довольствовались домашним обучением. Мальчики же учились порядка 12 лет. Ребенок, прежде всего, учился читать, писать и считать. Папирус был слишком дорог, чтобы давать школьникам, поэтому практиковались дети на полированных пластинках известняка, разграфленного в линейку или в клетку. Затем повзрослевшему ученику доверяли чистый папирус, на котором он кисточкой красными и черными чернилами переписывал из “учебника” какие-либо религиозные тексты. Каждый писец обучался и рисованию, поэтому он рисовал и рисунки. Рисовали египтяне углем, кистью, а также выцарапывали металлическими штифтами (палочками) рисунок на глиняных досках, на камне и на стене по сырой штукатурке. Позднее к этим материалам прибавилось тростниковое перо. Ученики работали в основном на глиняных досках и на папирусе. Рисунок, был линейный, без тоновой прокладки формы (без прокладки теней). В Древнем Египте рисование и черчение были включены в круг общеобразовательных предметов. Метод и система обучения у всех художников-педагогов были едиными, ибо каноны предписывали строжайшее соблюдение всех норм и правил. Несмотря на то что в школы принимались привилегированные лица, система воспитания и обучения была предельно строгой и даже жесткой: за малейшее отступление от предписанных правил, неточное выполнение канона ученика строго наказывали, вплоть до избиения палками.

· Необходимо сказать несколько слов о методических пособиях по рисованию. В процессе обучения правилам рисования учитель постоянно пользовался специальными методическими таблицами, на которых наглядно раскрывался процесс построения изображения. Возможно, эти таблицы педагог рисовал сам, возможно, — с помощью старших учеников. Постепенно в школе накапливались целые сборники таких таблиц и альбомы рисунков. Эти альбомы являлись своеобразными учебниками, которые давали наставления ученикам и художникам-педагогам.

· Ведущей школой Древнего царства была Мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов.


Античная Греция

· К концу 5 века до н.э. в Афинах не было ни одного свободного человека, который бы не умел писать и читать. В это же время стали организовываться школы. Афиняне считали необходимым дать ребенку интеллектуальное, музыкальное и физическое воспитание. Ставя во главу изобразительного искусства образ человека, греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. Используя традицию построения изображения человеческой фигуры по канонам, греческие художники выдвинули новую проблему в искусстве и удачно решили ее в своих творениях. Они утверждали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических отношениях.

· В 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной закономерности частей человеческого тела. По отношению к росту голова составляла одну седьмую часть, лицо и кисть руки — одну десятую, ступня — одну шестую. Скульптор написал теоретический трактат под названием «Канон» (что значит «правило»), где изложил свои мысли о наиболее гармоничных пропорциях человеческой фигуры, как бы установленных для нее самой природой.

· IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская, Фиванская. Эти школы имели различные методические установки.

Фиванская школа, основателем которой был Аристид, или Никомах, большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии.

Эфесская школа, создателем которой считается Эфранор из Коринфа (по другим источникам —Зевксис), основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней красоте». Эта школа стремилась к иллюзии, но была «небезукоризненна в рисунке».

Сикионская школа, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. В этой школе требовалась «величайшая точность и строгость рисунка».

· Самой крупной фигурой не только Сикионской школы, но и всего античного искусства был Апеллес (356—308 годы до н. э.). Этот художник достиг наивысшей славы среди всех художников древности, впоследствии его имя стало нарицательным среди художников и теоретиков искусства. Всем основным положениям изобразительного искусства Апеллес стремился дать научное обоснование. Как утверждают историки, им было написано несколько книг о правилах своего искусства. Обучение он начинал с освоения технологии и техники рисунка и живописи. Его воспитанники учились растирать краски, знакомились с техникой работы и основательно изучали рисунок. Рисунок был главным учебным предметом, им занимались ежедневно. рисунок по памяти играл у Апеллеса важную роль. И, видимо, входил в систему обучения молодых художников.

· В процессе рисования с натуры греческие художники изучали и анатомию. Искусство античного мира по сравнению с египетским обогатилось новыми принципами и методами построения изображения, а вместе с тем и новыми методами обучения. Греческие художники впервые в истории развития учебного рисунка ввели в употребление светотень и дали образцы перспективного построения изображения на плоскости, заложив основы реалистического рисования с натуры.

 

Возрождение

Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изобразительного искусства, но и в области методов обучения рисованию.

Несколько слов о постановке обучения изобразитель­ному искусству. Мальчика 10—12-ти лет родители отдавали для обучения к какому-нибудь мастеру, и он с первых же дней начинал знакомиться с ремеслом своего учителя. К 18-ти годам ученик становился подмастерьем. Теперь учитель мог доверить ученику исполнение отдельных час­тей заказных работ. После 6—8 лет обучения ученик мог оставаться в каче­стве помощника у своего учителя, но мог и перейти к другому мастеру. Кроме того, ученик имел право, также по личному усмотрению, менять мастерскую и даже специаль­ность—стать гравером, живописцем, скульптором. У наиболее крупных художников воспитанники изучали ювелирное дело, литературу, математику, скульптуру, живо­пись и архитектуру. Основой всех наук был рисунок, обу­чение которому шло по строгой системе. Вначале ученики рисовали на буковых дощечках, затем их посвящали в тайны простейшей живописной техники: учили растирать краски, изготовлять левкас, готовить деревянную доску для стан­ковой картины или стену под фреску. После этого доверяли грунтовку и нанесение фона. Таким образом, обучение изобразительному искусству было построено на практической основе, на непосредственном творческом общении молодежи с художником-педагогом, роль и ответственность которого постоянно возрастали. Необходимо также заметить, что успевающие ученики получали от мастера денежную плату. Некоторые из них даже хорошо зарабатывали.Мастерские этого времени не похожи на мелкие ремесленные мастерские, где ученики были скорее прислугой. Художественные мастерские эпохи Возрождения — боттеги — были своеобразными научными лабораториями.

· Необходимо охарактеризовать специфику содержания основных трудов эпохи Возрождения. Первый по времени научный труд— «Трактат о живописи»—принадлежит Ченнино Ченнини. Следующая по времени работа о рисунке—«Три книги о живописи», созданная величайшим флорентийским зодчим Леоном Баттистой Альберти. Следующей по времени работой в области теории рисунка является «Книга о живописи» Леонардо да Винчи. Не менее важны и интересны труды Альбрехта Дюрера (1471—1528) «Руководство к измерению циркулем и линейкой», 1525 год. «Руководство по укреплению городов, замков и крепостей», 1527 год. «Четыре книги о пропорциях», 1528 год. Трактаты. Дневники. Письма.

Подводя итоги деятельности художников эпохи Возрождения, необходимо в первую очередь отметить ту колоссальную работу, которую они проделали в области научно-теоретического обоснования искусства рисования. Их труды в области перспективы помогли художникам справиться с труднейшей проблемой построения трехмерной формы предметов на плоскости. Много внимания уделяли также изучению пластической анатомии. Почти всех рисо­вальщиков интересовали законы пропорционального соот­ношения частей человеческого тела. Положив в основу изоб­разительного искусства дан­ные науки, художники Воз­рождения особое внимание уделили рисунку. Рисунок, заявляли они, содержит в себе все самое главное, что требуется для успешной творческой работы. Однако следует отметить, что художники эпохи Воз­рождения мало касались вопросов дидактики, почти не связывали дидактические проблемы с вопросами изоб­разительного искусства. Эту важную работу начали про­водить академии художеств, открывшиеся в конце XVI ве­ка в ряде зарубежных стран.

ВОПРОС № 3

Европейская Академическая система художественного образования в XVI- XIX веках. Система преподавания во Всероссийской Императорской Академии художеств в XVIII - XIX вв.

· XVII век в истории методов обучения рисованию следует рассматривать как период становления рисования как учебного предмета и развития новой педагогической системы преподавания —академической. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений — академий художеств и художественных школ, где было серьезно поставлено преподавание рисунка.

· Академии рисунка во Флоренции (открыта в 1563 году), Академии св. Луки в Риме (открыта в 1577 году) и «Академии, вступившей на верный путь» братьев Карраччи (основана между 1585 и 1588 годами). Художественная установка братьев Карраччи выразилась в сонете Агостино Карраччи: «Кто пожелает учиться живописать, тот пусть старается писать по римской манере, с настоящим размахом, усвоит себе венецианские тени и ломбардский колорит, плодовитость гения Буонарроти, естественно свободный склад Тициана, золотисто-яркие краски Корреджо и симметрию, как ее предписывает Рафаэль». Использование достижений ренессансной системы

· Карраччи детально разработали методику преподавания, считая рисунок основой изобразительного искусства. В своих методических установках они указывали, что художник должен опираться на данные науки, на разум, ибо ум обогащает чувство. Однако вскоре эта точка зрения привела Карраччи к идеализации реальной действительности и заставила их придерживаться канонизированных форм. Педагоги стали «переводить» образы великих мастеров живописи на условный язык, с помощью которого они теперь рассказывали о современной жизни. В академии стало преобладать копирование. И все же, несмотря на недостатки, школа Карраччи в деле постановки художественного образования сделала очень много.

· В академии — наиболее удачном специальном учебном заведении была разработана настолько стройная и эффективная система обучения и воспитания молодых художников, что по их примеру стали открываться государственные академии: Королевская академия живописи и скульптуры в Париже (1648 г.), Академия художеств в Риме (1660 г.), в Вене (1692 г.), в Берлине (1696 г.), Академия Сан-фернандо в Мадриде (1753 г.), Академия трех знатнейших художеств в Петербурге (1757. г.) и Академия художеств в Лондоне (1768 г.).

· Со второй половины XVII века художественным центром Западной Европы становится Франция. М. В. Алпатов пишет: «Историческое значение французского классицизма огромно. В XVII веке Италия, имевшая до тех пор ведущее значение в европейском искусстве, передала свое знамя первенства Франции. В самой Италии художественное творчество постепенно иссякало. Германия изнывала от последствий Тридцатилетней войны. В Англии пуританское движение мало благоприятствовало ее художественному развитию. Испания клонилась к упадку. Даже Фландрия и Голландия к концу XVII века подпали под французское влияние». Французская академия художеств вносит много нового в академическую систему художественного образования и воспитания.

· Академическая педагогика - это педагогика рационалистическая.

Еще Цампьери Доменикино (1581-1641) говорил: «Ни одна линия не должна быть начертана рукой художника, прежде чем она не сложилась в его уме».

РОССИЯ

· Организационно Российская Академия художеств оформилась только в елизаветинскую эпоху - в 1757 году. Но уже при Академии наук, открывшейся в 1724 году, была устроена «Рисовальная палата». Первыми преподавателями «Рисовальной палаты» были иностранцы.

· Первым учебным пособием была так называемая «Прейслерова рисовальная книга» Главным в обучении рисунку является изображение человеческой фигуры. Обучение рисунку предполагает постепенность, или «поступенность». После многочисленных упражнений в изображении различных частей лица, рук и т.п. разрешалось переходить к изображению (опять-таки перерисовыванию с образца) целой обнаженной фигуры человека. Рисование обнаженной модели (одного человека или группы натурщиков) постоянно корректировалось представлением об идеале, на который фигура в рисунке должна была походить. Идеалы черпались из арсенала античности - ведь прежде, чем переходить к изображению натурщика, учащийся делал многочисленные рисунки с гипсов (разнообразных слепков с антиков)

· Русские художники, педагоги Академии (мастера живописи, рисунка и гравюры) сами создавали учебные пособия. Помимо графических наглядных пособий при обучении пластической анатомии использовались и пространственные модели при изучении пластической анатомии выполнение штудий одного и того же объекта с нескольких точек зрения.

· В ХIХ веке русская школа академического рисунка претерпела изменения. Проблемы: пассивно-подражательная система рисования, анатомия была возведена в основное, неоспоримое качество, заслоняющее все прочее. Профессиональные недочеты рисунка: технической незавершенность и пассивность изобразительной формы, отсутствие строгого ее определения и крепкой организации

· П.П.Чистяков. Определяя специфические особенности рисунка, Чистяков акцентировал внимание на вопросе построения объемной формы

Чувствовать внутренние оси - точнее, направленность движения масс - Чистяков считал совершенно необходимым в течение всей работы над рисунком, так как именно оси, по его мнению, позволяют создавать на плоскости правильное решение объема

· Профессор Д.Н. Кардовский поставил основной задачей учебного рисунка сознательное построение пластической формы натуры на основе выделения ее основных масс, сопоставления их с простыми геометрическими телами

 

академизм - в хронологическом плане явление очень пространное, в методическом и творческом отношении - далеко не однородное

Лучшее, что могла дать Академия, - ставка на профессиональное мастерство и как результат этого - виртуозный техницизм

Академическое образование не препятствовало рождению гениальных созданий

В ХХ веке академизм часто стал рассматриваться как явление внеэстетическое, аналогичное тому, что именуется «фотографизмом»


·

ВОПРОС № 4

История развития преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе в Европе и России. Совершенствование содержания и методов преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах России XIX и XX века.

1.Мысль о пользе рисования как общеобразовательного предмета была высказана великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592—1670) в его «Великой дидактике». Правда, Коменский еще не решался включить рисование в курс школьного обучения как обязательный предмет. Однако ценность этих мыслей состояла в том, что они были тесно связаны с вопросами педагогики. В XXI главе «Великой дидактики», названной «Метод искусств», указывается, что для обучения искусству необходимо соблюдать три требования: 1) правильного употребления; 2) разумного направления; 3) частого упражнения. Коменский, рассматривая рисование как общеобразовательный предмет, не делает резких различий в методах и системах обучения искусству в общеобразовательных и специальных школах. Он опирается на уже сложившуюся систему обучения рисунку в академиях художеств, на оправдавшие себя методы обучения.

Обучение рисованию в художественной школе начиналось с копирования образцов, и в общеобразовательной школе, считает Коменский, должна быть эта же система, причем образцы должны подбираться самые лучшие (имелись в виду произведения великих художников). Руководящая роль в обучении должна принадлежать учителю, который обязан следить за работой ученика, направлять ее. Ошибки, допущенные учениками в рисунках, должны быть исправлены учителем с объяснением их причин.

Особую ценность для нас представляют мысли Коменского о необходимости изучать методы преподавания. Каждый художник-педагог должен знать не только свои предметы, но и основные дидактические принципы. Он должен иметь полное представление о том, какие методы обучения дают наилучшие результаты, с чего следует начинать, где следует сделать остановку, чтобы заострить внимание ученика на главном.

2. Почти одновременно с Коменским общеобразовательную ценность рисования стал отстаивать английский педагог и философ Джон Локк (1632—1704). В своей книге «Мысли о воспитании» он пишет: «Если мальчик приобрел красивый и быстрый почерк, то должен не только поддерживать его тщательным упражнением в письме, но еще усовершенствовать свое искусство посредством рисования. В путешествиях… рисование послужит в пользу молодому человеку; часто немногими чертами он в состоянии будет изобразить здания, машины, одежды и пр.— чего не объяснить никакими многословными описаниями». Однако методических указаний о преподавании рисования Дж. Локк не дает, он ограничивается лишь общими рассуждениями о пользе обучения рисованию.

3.Более обстоятельно о рисовании как общеобразовательном предмете высказался французский философ-энциклопедист Жан Жак Руссо (1712-1778). В своей книге «Эмиль» Руссо пишет, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры. Руссо совершенно верно указывает, что занятия рисованием следует проводить среди природы, так как на природе ученик может наглядно увидеть явления перспективы и понять ее законы. Кроме того, наблюдая природу, ученик воспитывает свой вкус, приучается любить природу, начинает понимать ее красоту. Руссо считает, что обучение рисованию должно проходить исключительно по натуре.

4. В 1804 году школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимназии России. Раскрыть особенность направленности преподавания рисования в России

5. В 1834 году А. П. Сапожников издал «Курс рисования». Это был первый учебник для общеобразовательных учебных заведений, составленный русским художником. Учебник переиздавался затем много раз, последнее его издание—1889 года. Рассказать об особенностях метода Сапожникова и его значении.

6. Г. А. Гиппиус. 1844 г. «Очерки теории рисования как общего учебного предмета». Это был первый капитальный труд по методике обучения рисованию в общеобразовательной школе. Раскрыть особенности методики Гиппиуса.

7. Основные этапы «приготовление учителей и учительниц рисования для учебных заведений России».

8. После революции 1917 года рассмотреть отношение к введению искусства в Программах и методических записках единой трудовой школы

9. Создание Научно-исследовательский институт художественного воспитания (1947), его значение, ведущие ученые. С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах. В этих институтах, в Академии художеств, в Академии педагогических наук СССР, в институтах усовершенствования учителей разрабатывается методика преподавания рисования. Многие учителя изобразительного искусства также работают над созданием учебных пособий для школ.

 


 

ВОПРОС № 5

 

ВОПРОС № 6

ВОПРОС № 7.

Сущность и содержание процесса воспитания на уроках ИЗО. Общие закономерности процесса воспитания. Воспитательные проблемы современной педагогики

ВОПРОС № 8

Психология школьной отметки и оценки на уроках ИЗО, их воспитательное значение. Диагностический, предупреждающий, текущий, итоговый контроль. Преодоление формализма в оценке деятельности учащихся и учителя.

При традиционном обучении контролю со стороны учителя подвергается лишь некоторый конечный результат, но не сам ход учебной деятельности. Оценка - это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой.

За что выставляется оценка?

¾ За самостоятельную работу, являющуюся итогом изобразительной деятельности ребенка на уроке (что встречается чаще всего),

¾ за выполнение разного рода промежуточных работ,

¾ за активную работу на уроке,

¾ за теоретические знания по предмету и т. д.

Оценка предусматривает постепенное системное овладение содержанием предмета. Стало быть, планируя педагогический процесс, учитель знает, на каком уроке он может требовать овладения определенными знаниями, умениями и навыками, а на каком такие требования будут преждевременны. Очень полезно для создания системы требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся сделать таблицу, в которой (в соответствии с предлагаемыми требованиями программы, по которой работает учитель) будет отражена последовательность новых знаний. Особо хочется отметить тот факт, что невозможно оценить обучение чему-либо, если такового на уроке не было.

Как выставляется оценка?

Не секрет, что оценка изобразительной деятельности ребенка, так же как и оценка любого произведения изобразительного искусства, носит в достаточной степени субъективный характер, потому что в нее входит понимание уровня художественности.

Однако критерии, которыми руководствуется учитель при оценивании детских работ, должны быть понятны учащемуся и приняты им.

Такое понимание художественно-эстетической ценности своей работы возможно у ребенка при систематической организации учителем открытых индивидуальных и коллективных оценок работ, когда они качественно оцениваются в отношении композиционных особенностей, колористического решения, средств создания художественного образа и т. д. В этом случае дети достаточно быстро овладевают техникой оценочного анализа учебной работы, что становится активизирующим фактором их художественного развития. В любом случае следует помнить о значимости оценки для ребенка. Главное, чтобы выбор формы предъявления такой оценки учитывал особенности каждого ребенка и соответствовал нравственным критериям общения.

 

Психологические исследования показали, что оценка должна быть, прежде всего, качественной. Главное в ней - не простая фиксация достигнутого школьником результата, а побуждение к дальнейшей работе, помощь в устранении отмеченных недоработок.

В общеобразовательных учреждениях оценка выставляется по пятибалльной системе.

На уроках изобразительного искусства оценка имеет количественное и качественное значение. Если первая определяет объем проделанной учеником работы,

то вторая - качество выполнения, которое учитель должен профессионально и достаточно объективно выявить. Эти оценки воплощают понимание учителем количественных и качественных потенциальных возможностей ученика и их реализации при освоении учебного материала.

Оценка знаний на уроках искусства необходима, но она не дает общего представления о значении самого искусства в жизни растущего человека. Вопрос в крайней трудности «измерения» культуры восприятия произведений искусства, понимания изобразительной культуры как части духовной, а также таких составляющих, как «эмоционально-ценностное отношение к миру», «художественный вкус», «творческий потенциал», «устойчивый интерес» и т. д.

Традиционные подходы к оценке знаний на уроках ИЗОУровень сформированных умений и навыков в различных видах художественной деятельности на протяжении многих десятилетий являлся, пожалуй, основным показателем качества образования по предметам искусства. Достаточно часто в педагогической практике качество образования на уроках искусства оценивают исходя из отношения школьника к предмету или поведения ученика. Оценка достижений школьников по качеству продвижения от первоначального уровня до приобретенного, достигнутого в ходе обучения.

Мы изучаем Искусство в школе во всех его разнообразных проявлениях, значит оценивать качество образования в этой области необходимо столь же разносторонне, сочетая различные меры.

Необходимость многообразия итоговых форм контроля на уроках искусства.

Два направления наших оценок:

1.«продукт» художественно-творческой деятельности, напрямую зависящий от уровня развития соответствующих способностей (рисунок по памяти и воображению и др.)

2.устные ответы, сообщения, выступления и письменные учебные задания (доклады, рефераты, эссе, рецензии), не требующие наличия определенного уровня специальных способностей.

Творческие формы итоговых контрольных уроков:

урок-интервью, урок-«brainstorm» («мозговой штурм») урок-прогноз (или арт-прогноз).

Налицо размышления детей или их отсутствие, уровень коммуникативной культуры, содержательность вопросов и ответов, эмоциональный отклик на проблемы искусства и наличие собственной точки зрения, эстетические устремления и художественное видение, оригинальность и парадоксальность суждений.

ВОПРОС № 9.

Уроки изобразительного искусства и их виды. Специфические формы организации занятий изобразительным искусством. Диалогические, групповые, массовые (фронтальные) формы организации обучения на уроках ИЗО.

 

ВОПРОС № 10.

Педагогический рисунок и его роль в формировании самостоятельной работы школьников.

 

На уроках изобразительного искусства осуществляются во взаимосвязи все основные дидактические принципы: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных особенностей, индивидуальный подход.

В обучении рисованию огромную роль играет принцип наглядности:

Основные средства наглядности:

схематические рисунки и таблицы;

слепки из классических образцов скульптуры, модели из проволоки;

специальные модели и приборы для демонстрации перспективы и светотени;

репродукции картин и рисунков мастеров;

кинофильмы;

специальные приборы - «Цветовой круг» и «Тоновой круг»,

педагогический рисунок..

Педагогический рисунок - это изобразительная деятельность учителя, связанная с иллюстрированием учебного материала, дополняющая устное объяснение и осуществляемая непосредственно в ходе урока.

ВОПРОС № 11.

Планирование учебной работы по изобразительному искусству. Программа. Календарно-тематический план. Поурочное планирование. Составление планов-конспектов на различные виды уроков по ИЗО искусству.

 

1 этап. Предварительная подготовка учителя:

изучение специальной методической и педагогической литературы,

изучение программы по своему предмету,

изучение учебника и учебных пособий по своему редмету,

учитель должен знать программы по смежным предметам,

изучение опыта других учителей.

 

2 этап. Составление тематического плана года, четверти, где должно быть в краткой форме в виде таблицы отражены тема, задание, графическое решение, материалы, зрительный, литературный, музыкальный ряд, домашнее задание по всем урокам. По форме календарно-тематические планы бывают текстовые, иллюстрированные и комбинированные

 

3этап. Непосредственная подготовка учителя

подготовка наглядных пособий используемых на уроке.

написание конспекта урока. Содержание плана-конспекта:

Предмет:

Класс:

Тема урока и номер по календарно-тематическому плану:

Тип урока: (комбинированный - изучение новых знаний, формирование новых умений,

обобщение и систематизация изученного, контроль и коррекция знаний и умений, практическое применение знаний, умений).

Вид занятия (беседа, тематическое рисование, бумагопластика, дпи и т.д.)

Цель урока (из программы)

Задачи конкретного урока: (развивающая, воспитательная, образовательная)

Формы организации учебной деятельности: (фронтальная, групповая, индивидуальная)

Материал и пособия для ученика:

Материал и пособия для учителя:

Раздаточный материал

Ход урока (с планированием времени)

Оргмомент.

Ввод в тему. Сообщение темы, цели, плана урока

Усвоение новых знаний.

Закрепление знаний.

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль и самопроверка знаний.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1988; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.11 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь