Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чувства, испытываемые зрителями при просмотре информационных телевизионных передач



(Хлопьев, 1996 г.)

Положительные эмоции Процент опрошенных Отрицательные эмоции Процент опрошенных
Уверенность 9, 3 Неуверенность 57, 2
Надежда 24, 3 Разочарование 45, 2
Спокойствие Тревога 59, 6
Доверие 13, 7 Обман 50, 8
Гордость 7, 0 Унижение 50, 5
Интерес 44, 7 Безразличие 28, 3
Бодрость 6, 2 Усталость 57, 9
Защищенность 3, 4 Беззащитность 58, 1
Бесстрашие 9, 2 Страх 48, 9
В среднем 13, 9   50, 7

Таким образом, искусство и средства массовой информа­ции:

• оказывают мощное воздействие на формирование у всех людей установок, влияющих на их поведение в конфликтных ситуациях;

• влияют на понимание и оценку конфликтов самими конфликтологами, руководителями, политиками;

• помогают формировать у людей, начиная с детства, стереотипы конструктивного поведения в проблемных ситуациях со­циального взаимодействия.

1.4. Практические знания как источник конфликтологических идей

Одним из важных ненаучных источников конфликтологических идей являются практические знания. Они представляют собой накапливаемые в процессе жизни опытным путем и час­тично передаваемые от поколения к поколению сведения о принципах, способах и приемах поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Эмпирический индивидуальный и коллективный жизненный опыт, дающий рецепты оптимального поведения в конфликтах, безусловно должен быть объектом изу­чения конфликтологической науки. Скорее всего выбор конкретным человеком того или иного способа поведения в кон­фликте сегодня на 90% определяется его личным жизненным опытом и только на 10% — научными конфликтологическими знаниями.

Для усиления влияния конфликтологии на реальное поведе­ние людей в проблемных ситуациях социального взаимодейст­вия важно исследовать содержание накопленных в течение ты­сячелетий практических конфликтологических знаний. Такое исследование заметно расширит и углубит понимание конфлик­тов учеными. Вторая самостоятельная проблема — поиск путей коррекции обыденных конфликтологических знаний, приведе­ние их в соответствие с научными знаниями о конфликтах.

Жизненный опыт российского народа, связанный с конфликтами, можно изучать различными способами. Традиции и специфику разрешения в России масштабных социальных кон­фликтов можно познать, знакомясь с историей страны. Народная мудрость, связанная с опытом поведения в межличностных конфликтах, аккумулируется в пословицах, поговорках, сказках. Собранные воедино, пословицы составляют свод суждений о жизни народа, систему точных характеристик, наблюдений и обобщений, сделанных людьми. В пословицах отражены и ошибочные толкования окружающего мира и истинные знания, ко­торые постепенно накапливались и получили образное выраже­ние. В пословицах ясно выражена оценка народом существую­щей действительности, его взгляд на жизнь и в том числе на конфликты. В.И. Даль отмечал, что пословица — это «суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в обо­рот под чеканом народности...».

Многовековой человеческий опыт, закрепленный в произведениях искусства и в народной мудрости, не оставил без внима­ния ни одну важную проблему, в том числе и проблему взаимодействия людей, конфликты между ними. Достаточно вспомнить многочисленные поговорки и фразеологизмы: «Что за шум, а дра­ки нет? »; «Полно браниться, не пора ль мириться? »; «Я тебе покажу кузькину мать! »; «Не рой людям яму, сам свалишься»; «Отольются кошке мышкины слезы»; «Нашла коса на камень»; «Начали гладко, а кончили гадко».

В словаре В.И. Даля помимо 200 000 слов собрано 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий и загадок. Поэтому он является вполне репрезентативным источником житейской мудрости, закрепленной в русском языке. При подсчете количества посло­виц, идиоматических оборотов и метафор, характеризующих различные конфликтные ситуации и противоречия, в качестве ключевых слов взяты следующие — мир, согласие, брань, драка, ссора. Оказалось, что с ними связано свыше 700 соответствую­щих фразеологизмов. Среди них 21, 2% имели ключевое слово «согласие»; 5, 2% — «мир»; 14, 3% — «ссора»; 52, 7% — «драка»; 6, 6% — «брань».

Анализ, проведенный авторами совместно с В. Мокриюком, показывает, что в пословицах и поговорках отражены многие сто­роны взаимодействия людей. Частое использование ключевого слова «драка» свидетельствует о том, что на обыденном уровне для разрешения противоречия применялись в основном методы силового воздействия. Это отражено в пословицах: «Чем ругаться, лучше собраться и подраться»; «Разорви тому живот, кто неправ­дою живет»; «Не все горлом, но и руками» (т. е. дракой); «Не го­воря худого слова, да в рожу»; «Больше дерутся, так смирнее живут» и т.д. В 184 пословицах прослеживается открытый призыв к драке, противоборству, конфликту. «Горе горюй, а руками воюй»; «Вот тебе раз, другой бабушка даст»; «Бей своих — чужие будут бояться»; «Бей жену к обеду, а к ужину опять»; «Сам бей, а дру­гим бить не давай» и др. Несколько меньшее количество (157) пословиц характеризует призыв к согласию, миру, осуждению драки, конфликта: «Замахнись, да не ударь»; «Подними руку да опусти, а сердце скрепи»; «Зла за зло не воздавай»; «Не бек Фому за Еремину беду»; «Ссора до добра не доводит»; «Сделав другу добро, себе жди того же».

Выявлено большое разнообразие в пословицах угроз, направленных на предупреждение конфликтных действий со стороны другого человека: «Берегись: я волос за волос поверстаю»; «Припомню я тебе доброхотство твое»; «Я ему задам чесу»; «Вавила, утирай рыло, проваливай мимо»; «Как хвачу, так запо­ешь суру с перехватом»; «Такую заушину дам, что трое суток в голове трезвон будет» и др.

Анализ русских пословиц и поговорок позволил установить, что 902 из них посвящены проблеме «насилие — согласие». Это говорит о важности проблемы в повседневной жизни. В этих пословицах и поговорках выявлено следующее распределение оценок насилия и согласия: одобрение насилия — 24, 1%; осуж­дение насилия — 29, 6%; призыв к насилию, ссоре, драке — 16, 4%; одобрение согласия, мира — 9, 1%; призыв к миру — 4, 5%; нейтральное отношение к насилию, согласию — 16, 3%. В целом в 40, 5% пословиц и поговорок, отражающих отношение российского народа к проблеме «насилия — согласия», насилие одобряется, а в 43, 2% — одобряется согласие. Следовательно, опыт народа примерно одинаково оценивает эффективность насилия и согласия в разрешении противоречий социального взаимодействия. В обыденном сознании не сформировано отрицательное отношение к насилию.

В 92 фразеологизмах выделяются подмеченные народной мудростью точные сравнительные характеристики взаимоотношений людей и животных, их роль в конфликтах: «Сжалился волк над ягненком, оставил кости да кожу»; «Два кота в одном мешке не улежат»; «Не дразни собаку, и кусать не будет»; «Бодливой корове бог рога не дает»; «Как бы свинье рога, всех бы со свету сжила»; «Кобыла с волком мирилась, да домой не воротилась»; «Выжил, как ерш леща»; «Драчливый петух жирен не бывает».

Важной областью жизнедеятельности, в которой конфликтология может черпать ценные идеи, является практика ненасильственного разрешения социальных проблем. Подходы к решению проблемы ненасилия заложены в восточных и западных религиозных учениях. Одна из первых попыток их синтеза предпринята Л.Н. Толстым в его теории непротивления злу на­силием. Продолжателем и в какой-то мере учеником Толстого считал себя М. Ганди. Толстовское непротивление злу насилием он заменил ненасильственным сопротивлением. Ганди продемонстрировал, что ненасильственное сопротивление может стать мощным средством прогрессивных общественных преобразова­ний. В современных условиях движение в поддержку ненасилия приобрело мировое значение. Конфликтологи должны изучать опыт сторонников ненасилия и взаимодействовать с ними в движении к всеобщему ненасильственному миру [67].

Таким образом, практические конфликтологические знания содержатся в индивидуальном житейском опыте каждого человека. Именно они, как правило, определяют, какую стратегию поведения выберет человек в конкретном конфликте. Их исследование — важнейшая задача конфликтологии.

Выводы

1. Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, спо­собах и приемах их конструктивного регулирования. Науч­ные конфликтологические знания должны быть не только результатом исследований учеными конфликтов. Они долж­ны опираться на весь объем информации, накопленный о конфликтах в процессе длительной эволюции гуманитарных наук, имеющейся во всех религиозных учениях, в искусстве, культуре, общественно-политической практике, обыденных знаниях, используемых человеком в повседневной жизни.

2. Анализу конфликтов уделяли внимание многие мыслители, начиная с момента зарождения наук. Они отмечали как позитивную, так и негативную роль социальных конфлик­тов в жизни общества. По мере развития науки отрица­тельная оценка последствий конфликтов начинает не­сколько доминировать. В религиозных учениях, так же как и в практических знаниях, сложилось противоречивое от 25

ношение к конфликтам и насилию. Соотношение одобре­ния и критики насилия в провозглашаемых обществом принципах и реальной практике в ходе истории изменяет­ся. Примерно в одинаковом количестве русских пословиц насилие и ненасилие оцениваются позитивно или негатив­но. В обыденном сознании не сформировано отрицатель­ное отношение к насилию. Характер отражения проблемы конфликта в искусстве и средствах массовой информации влияет на поведение человека в реальных конфликтах.


Поделиться:



Популярное:

  1. A.16.15.3. Экран принудительной изоляции для использования в депо
  2. Cинтетический учет поступления основных средств, в зависимости от направления приобретения
  3. Cмыкание с декоративно-прикладным искусством
  4. E) Ценность, приносящая доход, депозит.
  5. F) объема производства при отсутствии циклической безработицы
  6. F) показывает, во сколько раз увеличивается денежная масса при прохождении через банковскую систему
  7. F)по критерию максимизации прироста чистой рентабельности собственного капитала
  8. G) осуществляется за счет привлечения дополнительных ресурсов
  9. H) Такая фаза круговорота, где устанавливаются количественные соотношения, прежде всего при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей.
  10. H)результатов неэффективной финансовой политики по привлечению капитала и заемных средств
  11. I HAVE A STRANGE VISITOR (я принимаю странного посетителя)
  12. I MAKE A LONG JOURNEY (я предпринимаю длинное путешествие)


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь