Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сарматская культурно-историческая общность.



Название связано с именем этнического ядра данной общности — сарматов, ираноязычных кочевников-скотоводов, родственных савроматам.
Дата: IV в. до н.э. — IV в. н.э.Историческое ядро культуры находилось в Приуралье, где ее черты проявляются как эволюции савроматской культуры. Вокруг сарматов группировались другие, в основном ираноязычные племена. При этом в IV-III вв. до н.э. сарматы занимали лишь Южное Приуралье, Заволжье и Волго-Донское междуречье, тогда как с III-II вв. до н.э. они расширили свой ареал, заняв также всю территорию Северного Причерноморья откуда они вытеснили скифов (в Крым и на Нижний Днепр, где возникла позднескифская культура).

После нашествия гуннов в к. IV в. н.э. сарматская культура как единое целое исчезла (часть сарматов была уничтожена, часть вошла в гуннский союз), отдельные элементы позднесарматской культуры влились в раннесредневековую культуру евразийских кочевников.

Собственно сарматские поселения не выявлены. Основная информация о данной археологической культуре связана с погребениями. Это трупоположения под курганами высотой 1 м, редко до 3 м, диаметром от 8 до 20 м. В редких случаях погребения сарматов лишены курганов, что обусловлено их ассимиляцией соседним оседлым населением. Покойные лежат вытянуто на спине, реже на боку, их руки и ноги чаще параллельны, иногда руки помещаются на тазовых костях или под ними, а ноги лежат ромбом или же одна нога согнута в колене. Ориентированы погребенные в ранний период в основном головой на юг, позднее — большей частью на север.

Хоронили чаще в узких прямоугольных могилах, перекрытых бревнами и хворостом. Стены могил могли иметь опоры для перекрытия — «заплечики». Изредка встречаются катакомбы.

Погребенных клали на подстилку из органики, реже — на деревянные носилки или в деревянные решетчатые гробы. Иногда погребенные лежали на ложе, оставшееся от погребальной колесницы, на которой доставляли покойного; сама колесница в процессе захоронения разламывалась и ее детали клали в погребение. Над могилами разводили погребальные костры, а в сами могилы клали символы огня — угольки (или их заменители — мел, гипс, реальгар, красную охру).В качестве основного погребального инвентаря следует выделить оружие, встречающееся как в мужских, так и в женских могилах. Очень часто в погребения клали переднюю ногу барана, реже обнаруживаются кости лошади или особи крупного рогатого скота.

Оружие

Вначале вооружение сарматов было сходно с скифским и савроматским, но со временем их оружие стало более совершенным. Именно в сарматский период бронзовые втульчатые наконечники стрел постепенно сменяются железными черешковыми. Копья также имеют железные наконечники, которые постепенно становятся массивными и длинными.

Кинжалы и мечи были железными, первоначально с серповидным навершием и прямым перекрестьем. Появились всаднические мечи: длинные, с перекрестьем в виде узкого дуговидного или ломаного бруска. Затем распространились мечи с кольцевидным/антенным навершием, а еще позже — с рукоятью-штырем без металлического навершия и металлического перекрестья. Использовались железные чешуйчатые панцири.

 

Сосуды. Керамика, как правило, делалась без гончарного круга и была круглодонной и плоскодонной. Наиболее распространены шаровидные сосуды, позднее — миски и кувшины, среди которых встречаются и сделанные на гончарном круге.Основные металлические сосуды у сарматов — это бронзовые котлы с яйцевидным или шаровидным туловом, с поддоном и двумя вертикальными ручками.

 

Украшения и предметы туалета. Одежда сарматов была близка скифской. Из украшений следует отметить браслеты (бронзовые, железные, серебряные, золотые), серьги (бронзовые — кольцевидные и спиралевидные), а также драгоценные диадемы и гривны. Известно множество бронзовых зеркал.

Искусство

Замечательнаторевтика сарматской культуры, в которой присутствуют как зооморфные образы (тонкие, схематизированные, обычно сильно изогнутые звери — хищники, драконы, копытные), так и антропоморфные изображения (крылатые гении и др.), а также растительные мотивы. В сарматском искусстве господствует так называемый полихромный стиль с ярким колоритом: изделия из драгоценного металла, сделанные с использованием техники филиграни и зерни, инкрустировались камнями-самоцветами и цветной эмалью.

 

ВОПРОС 23 Пазырыкская культура

Хронологические рамки 6-3 вв. до н. э. Ее ареал –Алтай и прилегающая часть Восточного Казахстана. Пазырыкская культура является продолжением и развитием местных памятников переходной эпохи от бронзового века к железному, датируемых 8- началом 6в. до н.э.

Основную информацию о пазырыкской культуре дают погребения. Это малые и большие курганы с трупоположениями, обычно стоящие в ряд, один за другим, образуя широтные цепочки родовых могильников.

Курганы имеют каменныую, реже - каменно-земляную насыпь, перекрывающую могильную яму с установленным в нее срубом или каменным ящиком. Простейший мужской инвентарь-оружие, женский-нож и зеркало; и у тех, и у других встречаются сосуды и кости барана. Около трети погребений сопровождались захоронениями лошадей, причем чаще всего лошадь укладывали в могилу к мужчине.

богатейщие родовые кладбища царского масштаба-Пазырыкские, Башадарские, Туэктинские и др. курганные группы. Эти курганы высотой 2-4м, диаметр 50м и более. Все органические материалы в этих могилах остались в сохранности до наших дней-образование под насыпями линзы вечной мерзлоты вследствие сочетания определенных природных и антропогенных факторов. Основу погребения составляла квадратная яма, которая имела стороны до 7м, глубину от 4 до 7м. В южной части ямы сооружался деревянный сруб площадью от 9 до 24 кв.м и высотой от 1, 2 до 1, 9м. Сруб чаще имел двойные стены, которые увешивались коврами, деревянный пол, иногда заставленный войлоком, и бревенчатый потолок, перекрытый слоями проваренной бересты. В сруб ставили саркофаг-колоду, содержавшую преднамеренно мумифицированное тело одного человека или двух (мужчины и женщины). Рядом с саркофагом помещались сосуды с погребальной пищей, ритуальные столики, орудия труда и другие вещи. В северной части ямы за пределами сруба укладывались погребальные повозки и принесенные в жертву кони в богатой сбруе, иногда в особых войлочных или кожаных масках-чехлах с имитациями оленьих или козлиных рогов. Толстые столбы, стоявшие вдоль северной и южной стен сруба, подпирали мощные балки, на которые опирался верхний бревенчатый настил, сооружавшийся поверх потолка сруба и поверх отсека с конями и удерживавший на себе курганную насыпь.

 

Вопрос 24. Гунны по данным археологии

Культура хунну 3 в. до н.э. – 1 в. н.э. Датируют 5-3 вв. до н.э. и связывают с территориями к востоку от Байкала, с Монголией, Южной Маньчжурией и с меньшей вероятностью – Ордосом. В конце 3 в. до н.э., согласно китайским источникам, возник союз хуннских племен под главенством Маодуня (Мо Дэ), подчинивший себе значительную территорию. В результате памятники хунну появились также в Прибайкалье, Туве, Минусинской котловине и на Алтае.

Основными памятниками Забайкалья и Севера Монголии являются поселения и погребения. Поселения представлены не только селищами, но и городищами. Наиболее известным является Иволгинское городище в Бурятии около г. Улан-Удэ на р. Селенге (площадь-70 тыс. кв. м.). Городище укреплено 4 рядами валов с частоколами, между валами находятся три ряда рвов. Жилища расположены правильными рядами, параллельными южной линии валов и образовывавшими квадратные гнезда-кварталы, разделенные дренажными канавами. Это прямоугольные полуземлянки площадью 4 на 5 м. Их стены были сырцовыми или глинобитными, либо плетневыми с глиняной обмазкой. Потолок был деревянным, покрыт берестяными полотнищами, прутьями и дерном или обмазан глиной. В с-в углу жилища помещался очаг или печь из каменных плит, обмазанная глиной. Существовала система отопления жилища по подобию китайского кана: от печи вдоль северной и западной стен проходил дымовой канал из каменных плит, а в ю-з углу жилища была вытяжная труба из долбленого ствола дерева. Рядом с дымоходом помещались нары или лежанки. Пользовались шалашами и юртами.

Погребения были как бескурганными с каменной выкладкой вокруг погребальной ямы, так и подкурганными. Курганы большие и малые, округлые и подквадратные в плане, стоят близко и иногда сливаются, образуя один большой курган. Также «курганы со шлейфом» (Ильмовая падь шлейф 33 м).Практиковалось трупоположение, большинство погребенных лежали вытянуто на спине головой на север в четырехугольных дощатых гробах, расширенных в головной части. Иногда в могилах сохраняются ткани, в основном китайские, обтягивавшие гробы. Гроб ставили в яму, иногда содержавшую дополнительный деревянный сруб-гробовище. Погребальная пища в глиняных сосудах и вне их обычно помещалась в головах погребенного рядом с гробом. В качестве жертвенных животных использовали в основном баранов, реже коров и свиней. Иногда обнаруживают кости собак и рыб. Кроме того, в погребения помещали вооружение (лук и стрелы), различные изделия из кости и др. (курганы в горах Ноин-Улы в Монголии.Захоронения знати).

Ведущие формы материальной культуры представлены прежде всего вооружением. Основным оружием был лук длиной до 1, 5 м, сложносоставной, из нескольких слоев дерева, с двумя концевыми и тремя срединными костяными накладками. Стрелы с березовыми древками и оперением из орлиных перьев. Их наконечники делались в основном из железа и кости, реже из бронзы; железные наконечники крепились с помощью черешка (их перо было трехлопастным или плоским, в плане листовидно-ромбическим, треугольным или ярусным). Трехлопастные железные и бронзовые наконечники стрел могли иметь отверстия в лопастях для свиста. Для той же цели на основание черешка железной стрелы иногда насаживалась костяная бочонковидная накладка с тремя отверстиями. Копья имели железные наконечники в виде массивного заостренного конуса с округлой втулкой. Найдены чешуйчатые панцири с железными и костяными пластинками, а также бронзовые латы-наручья.

Конское снаряжение: удила железные, с большими внешними кольцами или петлями. Они сочетались с двудырчатымипсалиями из железа, рога, кости. Уздечные пряжки и бляхи - железные, бронзовые и костяные. Известны скрепленные между собой деревянные седельные луки (в курганах Ноин-Улы); найдены войлочные потники, кожаные чепраки. Использовались двух- и четырехколесные повозки, от которых сохранились бронзовые наосники, а также части деревянных ободов.

Сосуды делались не только из керамики, но также из бронзы и дерева. Керамические сосуды делались как вручную (кухонная посуда), так и на гончарном круге. Поверхность сосудов заглажена или залощена. Характерны горшки с отогнутым венчиком и выпуклыми плечиками, кувшины-зернохранилища, узкогорлые кувшины с раздутым туловом, миски с отогнутым краем, корчаги. Сосуды орнаментированы по верхней части тулова одной или несколькими горизонтальными врезными волнистыми линиями или валиками. Сочетание волнистого орнамента и лощения полосами свойственно только керамике хунну. Деревянные чашечки с горизонтальной ручкой китайского типа – овальные в плане, они покрыты лаком и украшены геометрическими, зооморфными и антропоморфными изображениями (также каменные и керамические чашечки такого типа). Распространены бронзовые сосуды: миски с округлым дном и на поддоне, а также характерные котлы на коническом прорезном поддоне с округлыми, позднее – прямоугольными ручками.

Орудия труда: на Иволгинском городище найдены чугунные наральники для деревянного рала с одной рукоятью (имеют отверстие для чеки, крепившей их к полозу). Использовались железные ножи – короткие с черенком, вставленным в роговую ручку. Также известны: железные мотыги, лопаты, серпы, топоры, тесла, молотки, оселки, шилья, иглы, гарпуны, крючки, грузила, зернотерки. Известны приборы для разведения огня, состоящие из деревянной доски, деревянной палочки-сверла, костяного упора для сверла и лучка для вращения сверла (из дерева или ребра крупного животного).

Одежда (курганы Ноин-Улы): распашные кафтаны и шаровары из шерстяных и шелковых тканей, мягкие сапоги из войлока и кожи, островерхие колпаки, шапки с наушниками. Одежда и обувь украшались вышивкой и аппликациями из кожи и меха. Украшениями также служили бусы – как импортные стеклянные, так и местные из полудрагоценных камней и кости. В качестве предметов туалета и ритуала использовались бронзовые китайские зеркала.

Искусство – декоративно-прикладное (из дерева, кости, бронзы, войлока, камня). Зооморфные изображения: горный баран, горный козел, лось и северный олень, благородный олень, волк, медведь, кошачий хищник, хищная птица с ушами, як, бык, лошадь. Многофигурные композиции: терзание копытных хищниками, единоборство лошадей или же яка с рогатым львом, борьба хищников с хищниками – хищная птица нападает на тигра, терзающего копытное. Растительные и геометрические мотивы: узор из листьев, трансформация копыт и лап в листья; волнистые линии, спирали и меандровые сочетания, образующие решетки. Также изображения в рамках, чаще ажурные – характерная черта искусства хунну. Вырезание изображений на деревянных пердметах с последующим покрытием золотым листком.

Кочевники в 5-8 в. н.э. Гунны. К 420-430 гг. оформляется держава гуннов с центром на Среднем Дунае (от Центральной Европы до Поволжья). Союз: тюркоязычные гунны, ираноязычные сарматы и аланы, германские племена готов, гепидов. После распада гунны оставались в степях Причерноморья и Поволжья до 6 в. Эпоха гуннов датируется концом 4 – началом 6 в.

«Полихромный стиль гуннской эпохи» - украшения, бронзовая или серебряная основа которых покрывалась золотым листом, украшались зернью и филигранью и вставками из полудрагоценных камней или цветного стекла.

Погребальные памятники (конец 4 – середина 6 в.). Преобладают отдельные погребения, но известны и несколько могильников с небольшим количеством захоронений. Был как обряд трупоположения, так и сожжения. Погребения совершены в подкурганных ямах по обряду трупоположения, ориентированы на север или с-в. Также захоронения, совершенные в курганах. Иногда погребения сопровождала шкура с черепом и копытами или часть коня, мясная пища, остатки тризны. Примером одного из погребений гуннского времени является захоронение мальчика, раскопанное на Беляусе (Украина, Крым). Мальчик был похоронен в грунтовой яме, вырытой в полу античного склепа, и ориентирован головой на север. В ногах погребенного на каменном перекрытии располагались части конского скелета – череп и нижние части ног с копытами. Также в погребении находились удила с псалиями, подпружные пряжки, наконечники стрел, наборный пояс. Трупосожжения сопровождаются захоронением остатков погребального костра. Некоторые погребения перекрыты каменной кладкой. Известно и захоронение в пещере (Кызыл-Адырв Оренбургской обл.).

Конское снаряжение представлено металлическими обкладками частей седла, двусоставными железными удилами (выразительны биметаллические – с бронзовыми или серебряными концами) с кольцевыми или Г-образными псалиями, костяными и железными подпружными пряжками, накладками на ремни, выполненными в полихромном стиле. Оружие: луки имели костяные накладки. Стрелы были черешковые, часто трехлопастные, но наиболее показательны наконечники ромбической формы. Длинные мечи, иногда с перекрестьями. Навершия рукоятей мечей украшены халцедоном, вставками из цветного стекла или янтаря. Единичны находки кольчуг, кинжалов, есть наконечник копья.

Украшения – серьги, гривны, браслеты. Поясные, обувные ремни украшали накладками в полихромном стиле. Женские украшения – диадемы, колты. В могилах встречаются зеркала, золотые обкладки фигурок животных, чаш, импортные стеклянные сосуды, кованные бронзовые котелки, грубые лепные горшки. Яркий показатель культуры гуннов – литые котлы полуяйцевидной формы, ритуальные.

Стойбища не найдены (но Танаис (низовья Дона), поселение Замятнино (верхний Дон), на Западе – римские города).

По ряду деталей погребального обряда гуннов делятся на две хронологические группы. Первая (конец 4 – первая половина 5 в.) – выявлены на территории Северного Причерноморья, Крыма, Ставрополья, Нижнего Поволжья, в Казахстане и на Алтае. В этой группе преобладают женские погребения с украшениями в полихромном стиле; в мужских погребениях встречаются железные удила с серебряными наконечниками псалий и уздечки с накладками в том же стиле. Вторая группа состоит из небольшого числа погребений второй половины 5 – начала 6 в., исследованных в Заволжье и Южном Приуралье. Для этих погребений характерны сбруйные бляхи, украшенные изображениями мужских личин.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь