Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Личностные элементы конфликта



К личностным элементам конфликта относятся психофизиологичес­кие, психологические, этические и поведенческие свойства отдель­ной личности, которые оказывают влияние на возникновение и разви­тие конфликтной ситуации. Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, инте­ресы и мотивы — все эти и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межлич­ностном конфликте и в конфликте внутри организации.

Среди личностных элементов конфликта, прежде всего, следует назвать:

1) основные психологические доминанты поведения;

2) черты характера и типы личностей;

3) установки личности, образующие идеальный тип индивиду­альности:

4) неадекватные оценки и восприятия;

5) манеры поведения;

6) этические ценности.

Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта. Важнейшую роль среди личностных факто­ров конфликта играют основные психологи­ческие доминанты поведения личности: 1) ценностные ориентации; 2) цели; 3) моти­вы; 4) интересы; 5) потребности.

Все они имеют внутреннюю взаимосвязь и вытекают один из другого. Рассмотрим их более подробно.

1 Ценностные ориентации людей как субъектов конфликта фор­мируются в процессе социализации личности и выражаются в тех моральных, идеологических, политических и других принципах, нa основе которых субъект противоборства оценивает характер кон­фликта и строит свое поведение в этой ситуации. На базе ценно­стных ориентации происходят вычленение и дифференциация объектов конфликта по их значимости, решается вопрос о том, следует ли вообще участвовать в конфликте. Например, по поводу одного и того же предмета линия поведения религиозного и свет­ского человека может быть совершенно различной. Там, где один будет стремиться избежать конфликта, руководствуясь принципа­ми «не убий» и «возлюби ближнего», другой, напротив, может демонстрировать агрессивное поведение, руководствуясь принци­пом «око за око», «кто не с нами, тот против нас» и т.д. Ценнос­тные ориентации обнаруживаются прежде всего в целях участни­ков конфликта.

2 Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Приме­нительно к конфликту цель его субъектов — это представление той конечной ситуации, которая возникнет в результате разрешения противоборства и к достижению которой стремятся его учас­тники. Именно этот полезный для участников конфликта резуль­тат и определяет направленность их поведения. Образ предвосхищаемого позитивного результата конфликта приобретет побудительную силу и таким образом становится целью, начинает
направлять действия субъектов противоборства. Но это происхо­дит тогда, когда осуществляется связь цели с мотивом поведения.

3 Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением тех или иных потребностей личности, Применительно к конфликту мотив — это осознаваемая причина, лежащая в осно выбора действий субъектов конфликта. Такой основой вступления в конфликт, в конечном счете, выступает необходимость ре лизации его субъектами своих интересов.

4 Интересы участников конфликта — это осознание ими объекта конфликта как своей потребности. Отсюда повышенное внимание именно к данному объекту конфликта, а не к другому. Именно противоречие интересов рождает конфликт. Если объект не представляет никакого интереса, конфликт из-за него не возникает. Это объясняется тем, что основой интереса является потребность.

5 Потребность. С точки зрения психологии потребность субъектов конфликта – это такое их состояние, которое выражается в том, что объект конфликта выступает как нужда, острая необходимость для их существования. Поэтому она является самым глубинным источником активности и толкает их на конфликтные действия.

 

Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, ее базовые характеристики. Это индивидуальные психофизиологические свойства человека

 

 

проявляющиеся в особенностях темперамента, самооценке, в способе реагиро­вания на слова и поступки людей. В этой связи выделяют, прежде всего, две основные психологические оси личности:

• экстраверсия — интроверсия,

• эмоциональная неустойчивость — эмоциональная стабильность.
В зависимости от доминирования той или иной характеристи­ки выделяют следующие типы личностей:

1) Экстраверты — люди, требующие постоянной стимуляции, «подпитки» от внешней среды. Они общительны, стремятся к новым впечатлениям, склонны к риску, любят перемены. Для них характерны раскованность поведения, веселость, вспыльчивость.

2) Интроверты — стимулы для жизненной активности они черпают изнутри, живут в основном своим внутренним миром. Они замкнуты, малообщительны, медлительны, серьезны, любят порядок, дружат с немногими, но преданно. 3)Эмоционально неустойчивые люди характеризуются постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, по­вышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам.

4) Эмоционально стабильные люди — им свойственны эмоцио­нальная уравновешенность, негибкость характера, неспособность глубоко сочувствовать переживаниям других людей.

Крайние проявления названных качеств у личности очень ред­ки. Каждый обычно занимает позицию в диапазоне ближе к тому или иному плюсу. Но в зависимости от того, в какой степени эти качества присутствуют в человеке, вьщеляют четыре основных типа темперамента личности:

• меланхолик;

• холерик;

• сангвиник;

• флегматик.

1) Меланхолик — человек, сочетающий в большей мере черты интроверта и эмоциональной неустойчивости. Его основные ха­рактеристики: замкнутость, пессимизм, неуравновешенность, уг­рюмость, тревожность. В общении и взаимодействии с другими людьми меланхолика настораживает новая обстановка и новые люди. Поэтому он часто уходит в себя, уединяется. Мимика его
часто невыразительна, поэтому по его лицу трудно заметить те чувства и переживания, которые его обуревают.

2) Холерик — сочетает черты экстраверта и эмоциональной нестабильности. Это человек обидчивый, неспокойный, возбудимый, импульсивный, резкий, активный, несдержанный. Холерик увле­ченно берется за новые дела, но сил у него хватает ненадолго.
Ему свойственны спады и подъемы настроения. В общении холе­рики часто вспыльчивы и нетерпеливы.

3) Сангвиник — в большей степени сочетает свойства экстраверта и эмоциональной стабильности. Ему присущи такие черты, как общительность, открытость, доступность, разговорчивость, ини­циативность, активность, работоспособность, оптимистичность. В
общении с другими сангвиники несколько поверхностны в вос­приятии людей и явлений.

Флегматик — сочетает в большей степени свойства интро­верта и эмоциональной стабильности. Он обладает следующими
чертами: старательностью, вдумчивостью, сдержанностью, миролюбием, уравновешенностью, надежностью, спокойствием. В общении флегматики надежные друзья и не склонны к перемене своего окружения, хорошо сопротивляются сильным и продолжительным раздражителям.

Следует отметить, что «плохих» и «хороших» индивидуальных характеристик не бывает. Как говорится, наши недостатки — про­должение наших достоинств. Однако важно отметить, что все на­званные личностные качества человека играют существенную роль в возникновении и развитии конфликта.

Особо важный личностный элемент конфликта — чрезмерная выраженность отдельных черт характера индивида. Для их обозначения К. Леонгард ввел понятие акцентуация характера, то есть опреде­ленное направление характера. Акцентуированные личности испы­тывают дополнительные трудности во взаимодействиях с другими. А отдельные чрезмерно выраженные черты характера прямо носят конфликтную направленность.

Выделенные Леонгардом типы акцентуированных личностей раз­делены на две группы: 1) акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и 2) акцентуации темпе­рамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, эмотивный, аффективно-экзальтированный).

Приведем типы характера акцентуированных личностей:

1) Демонстративностъ (демонстративный тип) — высокие оцен­ки по этой шкале говорят о повышенной способности к демонстративности поведения, живости, подвижности, легкости.

2) Педантичность (педантичный тип) — высокие оценки свиде­тельствуют о ригидности, инертности психических процессов, тяжелости на подъем, длительном переживании травмирующих событий.
В конфликты вступает редко, но сильно реагируют на любые нарушения порядка. На работе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.

3)Застревание (застревающий тип) — основная черта этого типа — склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозрительность, ревность), часто выступает инициатором конфликтов, в которых жестко отстаивает свои интересы, характеризуется большим
упорством в достижении своих целей.

4)Гипертимность (гипертимический тип) — высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью, но вместе с тем с трудом переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, одиночество.

5) Дистимность (дистимический тип) — характеризуется серьез­ностью, медлительностью, слабостью волевых усилий, подавленно­стью настроения, низкой контактностью, молчаливостью, склонностью фиксироваться на теневых сторонах жизни, обостренным чувством справедливости.

6) Тревожность (тревожно-боязливый тип) — основная черта — склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, низкая
контактность, неуверенность в себе. Редко вступают в конфлик­ты, обладают самокритичностъю, дружелюбием, исполнительностью.

7) Экзальтированность (аффективно-экзальтированный тип) — лицам этого типа свойствен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных, им свойственна высокая кон­
тактность, словоохотливость, они часто спорят, но не доводят дело до открытого конфликта.

8) Эмотивность (эмотивный тип) — это чувствительные и впе­чатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области гонких эмоций в духовной жизни, гуманностью, отзывчивостью, обостренным чувством долга, исполнительностью.

9) Циклотимность (циклотимический тип) — характеризует­ся периодической сменой настроения, зависимостью от внешних событий. Радостные события вызывают жажду деятельности, говорливость; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления; также часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

К личностным элементам конфликта следует отнести также такие психофизиологические качества людей, которые нашли свое вы­ражение в выделении двух типов личности: 1) художественного и 2) мыслительного. Это деление обусловлено тем, что мозг челове­ка состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики.

У людей, относящихся к художественному типу, доминирует правое полушарие мозга. Для них характерны яркие образы, воз­никающие в результате живого восприятия. У представителей мыслителъного типа доминирует левое полушарие. У них преобладают абстрактное мышление, стремление к теоретизированию, логичес­кие рассуждения, рациональность преобладает над эмоциональ­ностью. Говорить, кто из них умнее, или какой тип «лучше» так­же, как и в предыдущем случае, не имеет смысла. Речь идет лишь о двух специфических особенностях восприятия мира человеком. Однако их следует учитывать, когда речь идет об общении и взаи­модействии людей, так как резкое расхождение между людьми по этим качествам может стать причиной возникновения конфликта.

К важным личностным элементам конфликта следует отнести установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности.

В этой связи немецкий философ ипсихолог Эдуард Шпрангер (1882—1963) в своем сочинении «Формы жизни» выделил шесть основных иде­альных типов людей, соответствующих различиям в их ценност­ных ориентациях.

1 Теоретический человек — имеет теоретическую установку. В свое практическое поведение он повсюду вносит систему и логи­ку. В наиболее чистом виде эта форма жизни воплощается в про­фессиональных ученых. Люди этого типа являются очень сложными натурами.

2 Экономический человек — он необязательно связан с производством. Самое главное, что основным мотивом, определяющим характер его бытия, является полезность. Смысл его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте.

3 Эстетический человек — это эстетически переживающие души. Эти люди живут в мире фантазий, через которую они и восприни­мают реальную действительность. Эстетический человек обладает особой способностью предвидения или проникающей интуицией.
Для людей этого типа самым главным является красота души и мир фантазий, а непосредственное соприкосновение с миром для них всегда болезненно.

4 Социальный человек — полностью обращен к чужой жизни и «чувствует себя в другом». Его потребность в самоотречении ради другого является ведущей жизненной потребностью, а все духовные действия, имеющие отношение к прагматике, полностью исключаются. Для него социальная установка является организующим принципом душевной жизни, а высшее проявление социальной направ­ленности — любовь, определяющая все индивидуальное бытие.

5 Политический человек — ведущей жизненной установкой для него является власть как способность и стремление делать соб­ственные ценностные ориентации ведущим мотивом других лю­дей. Главная сторона жизни такого человека — самоутверждение
через обладание властью.

6 Религиозный человек — это человек, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего пере­живания религиозных ценностей.

Типы индивидуальности, как и типы темперемента личности, в жизни редко встречаются в «чистом» виде. Каждый человек лишь в той или иной степени связан с идеальным типом и приближается к нему. Но это не значит, что их можно игнорировать при рассмотрении элементов конфликта. Напротив, их следует учитывать при анализе конфликтного поведения, ибо они, как и другие личностные факто­ры, играют важную роль в его возникновении и развитии.

Неадекватные оценки и восприятие челове­ком как других людей, так и самого себя так­же являются важным элементом конфликта. Занижение или завышение качеств других людей или своих соб­ственных может порождать самые разнообразные недоразумения, противоречия и конфликты. Так, если человек полагает, что он является неформальным лидером в группе и пользуется повышен­ным авторитетом, а на самом деле, в глазах коллег он заурядный член организации, то это расхождение в оценках может привести к конфликту. В этой связи выделим типичные ошибки, которые часто приводят к необъективным оценкам.

1 Эффект ореола — ошибка, которая возникает при необходи­мости делать выводы о внутренних характеристиках другого чело­века по внешним признакам. Суть ее состоит в распространении, в условиях дефицита информации, общего оценочного впечатле­ния о человеке на восприятие его поступков и личностных ка­честв. Эффект ореола может выступать в форме позитивной оце­ночной пристрастности {положительный ореол) и негативной при­страстности {отрицательный ореол). Так, если первое общее впечатление о человеке благоприятное, то и в дальнейшем его поступки и черты будут переоцениваться в положительную сторо­ну, а отрицательные моменты будут недооцениваться или не заме­чаться. И наоборот, если первоначальное общее впечатление от­рицательное, то даже положительные поступки человека в после­дующем или недооцениваются или вовсе не замечаются Эффект ореола может способствовать возникновению самых раз­ных конфликтов. Школьнику, которому с самого начала приклеили ярлык «бестолочь» или «лентяй», будет в последующем непросто доказать, что он нормальная личность. Но и с положительным оре­олом — «умница», «вундеркинд» и т.д. ребенку нелегко будет спра­виться. И тот и другой орел вполне могут стать причиной и внутриличностного и межличностного конфликтов.

2 Эффект бумеранга — при определенных воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельную личность может получиться результат, противоположный ожидаемому. Этот эффект, как правило, возникает, если подорвано доверие к источнику информации, если передаваемая информация длительное время носит не соответствующий действительности характер, если, наконец, субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь к себе у тех, кто ее воспринимает. В этих условиях, если источник информации будет даже говорить правду, можно ожидать, что ему не поверят.

3 Эффект новизны — при восприятии и оценке людьми друг друга по отношению к незнакомому человеку более значимой является первая информация, а по отношению к знакомому — пос­ледняя, то есть более новая информация.

4 Эффект снисходительности — тенденция оценивать себя и других более высоко по шкале положительных характеристик и более низко по шкале отрицательных качеств.

5 Логическая ошибка — близка к эффекту ореола. Суть ее зак­лючается в часто повторяющейся взаимосвязи качеств личности, о которых известно лицам, выступающим в качестве экспертов.
Например, если человек высоко оценивается по шкале агрессив­ности, то этому сопутствует и высокая оценка по шкале энергичности. В данном случае качества личности оценивают, исходя из определенных логических построений. Высокая или низкая оцен­ка какой-либо характеристики дается только исходя из того, что
она вроде бы логически связана с другими.

6 Ошибка социального стереотипа. Социальный стереотип — это относительно устойчивый и упрощенный образ социально­го объекта: группы, индивида, явления. Его наличие играет су­щественную роль в оценке человеком других людей и событий.
Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации об объекте, он может быть и ложным, выполнять негативную роль, формируя ошибочное представление о людях, затрудняя изаимодействие между ними и способствуя развитию конфликта. Если для человека, вступающего во взаимодействие с другими, учитель всегда «зануда», старики всегда «брюзжат», а люди «кав­казской национальности» — все бандиты, то можно изначально предположить, что это общение будет носить конфликтный ха­рактер.

7 Ошибка центральной тенденции — возникает тогда, когда оценивающий избегает давать низкие или высокие оценки, а пользу­ется усредненными оценками. В итоге, например, все работники в глазах руководителя оказываются лишенными индивидуальнос­ти, а конкретный вклад в общее дело обезличивается.

8 Ошибка привлекательности и взаимной симпатии — заключа­ется в том, что из-за симпатии к близкому человеку оценка завы­шается. Вообще, люди, которые нам привлекательны, получают завышенные оценки, и наоборот. С этой ошибкой связана и другая — люди, которые нас хвалят и любят, часто пользуются взаим­ной любовью и награждаются завышенными оценками.

9 Ошибка близости — проявляется, когда оцениваемый срав­нивается с другими людьми этого же статуса и социальной роли, а не автономно, безотносительно к кому-либо.

Манеры -э та составляющая конфликта также играет важную роль в его развитии. Люди вступают в общение с разными уровнями культуры, при­вычками, правилами поведения. Эти различия могут быть обуслов­лены как чертами характера, так и образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связан­ными с процессом социализации личности. Но встречаются люди просто трудные в. общении, поведение которых неудобно для ок­ружающих и которые являются повышенными источниками воз­никновения конфликтов.

В своей работе «Общение с трудными людьми» Роберт М. Брэм-сон выделил целый ряд таких типов трудных в общении людей1. Назовем некоторые из них.

1) «Агрессивисты» — они постоянно задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают.

2) «Жалобщики» — у них всегда найдется что-нибудь, на что они будут сетовать. Обычно они мало что делают для решения проблемы и не хотят брать на себя ответственность.

3) «Молчуны» — спокойны и немногословны; никто не знает, что в действительности они думают об окружающих или чего хотят.

4) «Сверхпокладистые» — они согласятся с вами по любому поводу и пообещают поддержку, однако слова у них часто расходятся с делом. Они не выполняют своих обещаний и не оправды­вают возложенных на них надежд.

5) «Вечные пессимисты» — всегда предсказывают неудачу в деле и стараются сказать «нет», поскольку обычно полагают, что из-за затеваемого ничего не получится.

6) «Всезнайки» — считают себя выше других, ибо полагают, что знают истину в последней инстанции и все на свете. При этом они к тому же хотят, чтобы об этом «превосходстве» знали и другие. Они могут действовать как «бульдозер», расталкивающий всех на своем пути со своими «знаниями». Но довольно часто оказыва­ется, что они ошибаются, ибо в основном только играют свои роли.

Американский конфликтолог Джини Г. Скотт добавляет к этому перечню трудных в общении людей еще целый ряд типов:

1) «максималисты» — хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

2) «скрытные» — держат все в себе, не говорят о своих обидах, а потом внезапно набрасываются на вас, когда вы считаете, что все идет прекрасно;

3) «невинные лгуны» — заметают следы ложью или серией обма­нов, так что вы перестаете понимать, во что верить, а во что — нет;

4) «ложные альтруисты» — якобы делают вам добро, но в глу­бине души сожалеют об этом. Вы можете почувствовать это в иных обстоятельствах или это может неожиданно проявиться в виде саботажа, востребования подаренного или требования компенсации.

Важный элемент конфликта — расхождение этических ценностей людей. Вечным и одним из основных регуляторов человеческих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедли­вости, правильности или неправильности поступков людей. И всту­пая в общение с другими, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывет, в какой степени он их вообще учитывает в обще­нии, он может как облегчить себе взаимодействие, сделать его бо­лее эффективным, помочь в решении поставленных задачи дости­жении целей, так и затруднить его или даже сделать конфликтным. Понятно, что этические нормы и правила поведения имеют свою специфику в разных сферах человеческой деятельности и общения. Если, например, говорить о конфликте в сфере бизнеса, то тут этика затрагивает целый комплекс проблем:

1) социальную ответственность поведения управляющих и со­трудников в организации;

2) этические нормы поведения руководителей и подчиненных;

3) цели, преследуемые той или иной организацией, и средства для их достижения и т.д.

Существуют люди, полагающие, что задача организации со­стоит прежде всего в том, чтобы добиться максимальной прибы­ли, не взирая на этические нормы. В этом случае они, видимо, будут придавать не особо важное значение таким этическим цен­ностям, как альтруизм или любовь к ближнему, выпуская недо­брокачественную продукцию и отравляя людей, если речь идет о выпуске продуктов питания. Однако для других людей указанные ценности могут иметь существенное значение. Понятно, что при взаимодействии первых со вторыми неизбежен конфликт, обус­ловленный расхождениями в этических ценностях людей

 

ПРИЧИНЫ КОНфЛИКТОВ

В общефилософском плане понятие «причина» означает явление, действие которого вызывает или производит какое-либо другое яв­ление, которое называется следствием. В обществе, так же как и в природе, существует бесконечное множество причинно-следствен­ных связей и зависимостей. И конфликты здесь не представляют исключения, они могут порождаться также самыми различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т.д. Их классификация может проводиться по разным основаниям и не должна считаться законченной.

В учебных целях при изложении данного вопроса мы сгруппи­ровали причины конфликтов следующим образом:

1) противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов;

2) объективные факторы возникновения конфликтов;

3) личностные факторы возникновения конфликтов.
Следует также отметить, что необходимо отличать причину возникновения конфликта от его повода.

Поводом конфликта служит явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необхо­димостью. В отличие от причины повод возникает случайно и мо­жет создаваться совершенно искусственно, как говорят, «на пустом месте». Причина же отражает закономерную связь вещей. Так, пово­дом к семейному конфликту может послужить недосоленное (пере­соленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь