Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Девятнадцать обязательств ануттарайога-тантры, связанных с пятью дхьяни-буддами



Девятнадцать обязательств ануттарайога-тантры, связанных с пятью дхьяни-буддами

Ниже приводятся девятнадцать обязательств[1], касающихся пяти дхьяни-будд, которые связаны с пятью компонентами личности (скандхами), и все пять компонентов развиваются благодаря соблюдению этих обязательств[2].

Будда Вайрочана связан с физическим компонентом личности, и чтобы развивать этот компонент, принимаются шесть обязательств. При этом приобретается Мудрость Дхармадхату, которая рассматривается как основа всех мудростей.

1. Отказ от причинения вреда, т.е. нравственность соблюдения обетов.
2. Совершение благих поступков, добродетельное поведение, т.е. нравственность совершения благого.
3. Принесение пользы живым существам [, в чем бы она не заключалась], нравственная дисциплина, связанная с выполнением долга перед живыми существами.
4. Прибежище в Будде.
5. Прибежище в Учении.
6. Прибежище в Общине.

Понимание отказа от причинения вреда основывается на уровне нравственности, соответствующем принятым обетам личного освобождения, будь то обеты генина, гецула или гелонга, или на уровне базовой нравственности. Совершение благих поступков основывается на практике шести парамит.

С Буддой Акшобьей связаны четыре обязательства, их смыслом является преобразование агрессии в Мудрость Великого Зеркала.


7. Обязательство по отношению к ваджре.
8. Обязательство по отношению к колокольчику.
9. Обязательство по отношению к мудре.
10. Обязательство по отношению к учителю.

Следует знать, что ваджра связана с состраданием, а колокольчик связан со знанием, с мудростью. Мудра бывает двух типов: внутренняя и внешняя. Внутренняя мудра - это изначальная или естественная мудрость, естественное знание, достигаемое в процессе созерцания. Внешняя мудра (т.е. тантрийская супруга), согласно объяснению Геше Чжамьян Кьенце, это “то, что помогает достичь просветления чрезвычайно быстро, когда вы уже много умеете и много знаете”. Обязательство по отношению к учителю означает, что любое слово, любое действие учителя, от которого вы получили тантрийское посвящение, не подлежит осуждению, и это связано с первым из четырнадцати коренных тантрийских падений.

С Буддой Ратнасамбхавой связаны четыре обязательства даяния или великодушия, преобразующие гордость в Мудрость Равностности.

11. Даяние материального [, например, еды, вещей].
12. Даяние учения [, даже одного-единственного наставления в Дхарме].
13. Даяние бесстрашия.
14. Даяние любви, доброты.

Даяние бесстрашия (п.13) Геше Чжамьян Кьенце комментирует так: всеми живыми существами владеет страх и любая поддержка живого существа, противодействующая этому страху, называется даянием бесстрашия.

С Буддой Амитабхой связаны три обязательства практики, преобразующие привязанности в Мудрость Различения.

15. Практика внешних видов тантры (крия и чарья тантра).
16. Практика внутренних видов тантры (йога и ануттарайогатантра).
17. Практика всех трех колесниц (Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны).

С Буддой Амогасиддхи связаны два обязательства, преобразующие ревность в Мудрость Всесовершения. Делая подношения торма гневным божествам, можно достичь цели значительно быстрее.

18. Подношение [, любое подношение, размер его не имеет значения].
19. Выполнение обетов пратимокши, обетов бодхисаттвы и тантрийских обетов.

Обязательства шести семейств Будд в тантре Калачакры

Согласно тантре Калачакры[1] определяются предварительные обязательства, принимаемые на начальных уровнях посвящения и окончательные обязательства.

1. Обязательства семейства Акшобьи. В этот раздел включаются обязательства по отношению к мудре, колокольчику, ваджре и ваджрному наставнику. Мудра - просветленное тело, колокольчик - просветленная речь и ваджра - просветленный ум являются тайной природой обычного тела, речи и ума, их предельной природой, т.е. шуньятой. Три предварительных обязательства “держать” ваджру, колокольчик и мудру означают понимание того, что тело, речь и ум являются тремя нерушимыми, и поддержание этого понимания в процессе медитации. Эти три обязательства связаны с субстанциональной причиной достижения просветленного тела, речи и ума. Ваджрный наставник является основным условием реализации, соответственно, существует обязательство по отношению к ваджрному наставнику. Оно заключается в поддержании веры и уважения к наставнику и в полном полагании на него, т.е. в точном выполнении полученных наставлений. Окончательное обязательство ваджры просветленного ума означает тренировку ума в достижении нерушимого блаженства. Обязательство колокольчика просветленной речи означает тренировку речи в достижении непобедимого звука речи [дарующего нектар учения на всех языках и во всех сферах мироздания[2]]. Обязательство мудры просветленного тела означает тренировку тела в достижении пустого образа[3]. Обязательство ваджрного наставника означает строгое уважение и почитание наставника, даровавшего посвящение и объяснения, на всех стадиях практики и уровнях реализации.

2. Обязательства семейства Ратнасамбхавы. Предварительным обязательством является упражнение в десяти видах великодушного даяния[4]: драгоценных камней, железа, меди, скота, коней, слонов, молодых девушек, земель, собственной супруги, собственного тела. Этот список означает даяние всего самого драгоценного, что есть. Он может быть ограничен возможностями дающего, но в любом случае должно присутствовать стремление отдать все, что дорого. Окончательное обязательство имеет своей сутью связывание десяти ветров[5] в центральном канале.

3. Обязательства семейства Вайрочаны. Предварительное обязательство состоит в питании пятью видами мяса, пятью нектарами и другими видами пищи, подходящими для йогина. Окончательное обязательство состоит в предотвращении выброса семени, которое является чистой сущностью пяти скандх и пяти органов чувств.

4. Обязательства семейства Амогасиддхи. Предварительное обязательство заключается в накоплении заслуг путем всякого вида подношений буддам и бодхисаттвам. Окончательное обязательство состоит в возжигании сердечным теплом и чувствами внутреннего огня туммо так, что семенная сущность тела (белая и красная капли) плавится, обращает свой поток и растворяет скандхи, элементы, органы чувств и их объекты в состояние блаженства.

5. Обязательства семейства Амитабхи. Предварительное обязательство состоит в постоянном соблюдении правильного поведения. В отношении первых семи посвящений Калачакры это означает воздержание от прелюбодеяния. Окончательное обязательство состоит в трансформации блаженства, возникающего при плавлении семенной сущности (тигле), в нерушимое блаженство, достигаемое при помощи пустого образа.

6. Обязательства семейства Ваджрасаттвы. Предварительное обязательство состоит в поддержании пробужденного ума, союза недвойственного сострадания, порожденного великим блаженством, и высшего проникновения в пустоту, который является изначальной мудростью, постигающей реальность. Окончательное обязательство состоит в развитии нераздельности нерушимого блаженства и пустоты в ее высших аспектах[6].

Последовательность, в которой даются обязательства в тантре Калачакры и в других тантрах, не случайна, она в каждом конкретном случае соответствует правильной последовательности включения этих обязательств в практику.

Правильное поведение

Целью правильного поведения (тибет. brtul zhugs) является трансформация обыденного мышления и обыденной деятельности в просветленное мышление и деятельность будды. В различных тантрах понятие поведения интерпретируется по разному.

Например, в тантре Чакрасамвары говорится о двадцати двух условиях правильного поведения. Большинство мастеров древности считает, что эти условия следует понимать как избегание четырнадцати коренных падений и восьми дополнительных падений, которые будут объяснены ниже. Кроме того, определяются следующие правила поведения.

1. Подношение в 10-й день лунного месяца.
2. Подношение лакчо (тибет. lag mchod) - визуализация йидама на ладони руки и выполнение подношения ему другой рукой.
3. Подношение посредством четырех ваджр.
4. Практика “четырех печатей”.
5. Ритуальное пиршество героев и йогинов.
6. Символическое поведение, т.е. поведение, состоящее из специальных физических и вербальных знаков.
7. Выполнение восьми правил поведения с женщинами, практикующими тантру.

Для практикующих стадию завершения нарушением правил поведения с женщинами считается, например, сексуальный контакт с тантрийской супругой, как с обыкновенной женщиной, просто ради получения удовольствия, или же чувство отвращения к субстанциям обязательств[1].

В тантре Гухьясамаджи на этапе завершения должное поведение - это тренировка техники растворения пяти скандх, символизируемых пятью нектарами, в состояние ясного света.

В тантре Калачакры описываются двадцать пять правил поведения Ваджрасаттвы. Из них первые пять правил известны как обеты буддиста-мирянина и состоят в воздержании от четырех основных преступлений и от употребления интоксикантов.

1. Воздержание от причинения вреда живым существам.
2. Воздержание от лжи.
3. Воздержание от прелюбодеяния.
4. Воздержание от воровства.
5. Воздержание от употребления алкоголя и других интоксикантов.

Поскольку эти пять входят в число элементов базовой буддийской нравственности[2], т.е. десяти неблагих деяний, нет необходимости давать к ним подробный комментарий. Детальное описание базовой нравственности приведено, например, в Большом руководстве к этапам пути пробуждения Чже Цзонхавы[3]. Следующие правила определяют воздержание от пяти пороков, названных так потому, что “следование им впустую тратит время и разрушает добродетели”[4].


6. Воздержание от азартных игр.
7. Воздержание от нечистой пищи (мяса животных, убитых без особой необходимости, для наслаждения).
8. Воздержание от чтения историй о войнах, правителях, бандитах.
9. Воздержание от жертвоприношений предкам (согласно ведическим обычаям).
10. Воздержание от следования варварским религиозным практикам. Отдельно выделяется воздержание от пяти убийств как опровержение древних жестоких представлений о возможной пользе “священных” убийств.

11. Воздержание от убийства любого животного.
12. Воздержание от убийства ребенка.
13. Воздержание от убийства мужчины.
14. Воздержание от убийства женщины.
15. Воздержание от разрушения культовых сооружений.
Далее идет воздержание от пяти типов неприязни, враждебности.
16. Воздержание от неприязни к людям, когда-либо помогавшим вам.
17. Воздержание от неприязни к достойным уважения людям, например старшим.
18. Воздержание от неприязни к Будде.
19. Воздержание от неприязни к сангхе.
20. Воздержание от неприязни к наставнику, который доверяет вам.
И наконец, завершает перечень правил пять воздержаний от привязанностей.
21. Воздержание от привязанности к видимой форме.
22. Воздержание от привязанности к звукам.
23. Воздержание от привязанности к запахам.
24. Воздержание от привязанности к вкусу.
25. Воздержание от привязанности к тактильным ощущениям.

На этапе завершения в тантре Калачакры правильное поведение определяется, в том числе, практикой особых разделов йоги, как, например, “отдергивание” (тибет. so sor sdud pa), означающее остановку взаимодействия между органами восприятия и их объектами, т.е. переключение обыденного восприятия “кажимости” явлений на просветленное восприятие истинной природы реальности. Сюда же входит практика контроля дыхания (тибет. srog rtsol, санскр. pranayama), которая приводит к собиранию ветров (тибет. rlun) в центральном канале (тибет. rtsa). Несмотря на разницу в определениях, правильное поведение сводится к выполнению определенных действий, служащих конкретной цели тантр: трансформации сознания и достижению состояния будды. В целом, поведение практикующего тантру на стадиях зарождения и завершения должно соответствовать коренному тексту тантрийской садханы, комментариям к ним и указаниям ваджрного наставника.

Польза от соблюдения обетов

В коренных текстах тантр говорится: тот, кто вошел в дверь тантры (т.е. получил посвящение) и в течение своей последующей жизни практикует тантру и соблюдает в чистоте все три вида нравственности (обеты личного освобождения, обеты бодхисаттвы и тантрийские обеты), достигнет состояния Ваджрадхары в течение одной жизни и в одном теле. Тот же, кто в силу сложившихся обстоятельств не может в этой жизни практиковать тантру, но соблюдает принятые обеты, достигает освобождения в следующей жизни.

Приложение 1

Приложение 2

Обеты генина (буддиста-мирянина)

1. Воздержание от причинения вреда живым существам.
2. Воздержание от лжи.
3. Воздержание от прелюбодеяния.
4. Воздержание от воровства.
5. Воздержание от употребления алкоголя и других интоксикантов.

Приложение 3

Базовая нравственность.

Десять неблагих деяний

В понятие базовой нравственности входит отказ от совершения десяти неблагих деяний тела, речи и ума. Эти десять таковы.


1. Убийство - убийство, побуждение или соучастие в убийстве живого существа.
2. Воровство - отнятие чужого силой или тайно, равно как ради своей или чужой пользы.
3. Прелюбодеяние - соитие с неподходящими людьми, неподходящим образом, в неподходящее время, в неподходящем месте.
4. Ложь - изменение смысла, представления.
5. Злословие - правдивые или неправдивые слова с целью поссорить.
6. Грубые слова - неприятные слова в состоянии озлобленности по поводу недостатков происхождения, тела или поведения.
7. Пустословие - бессмысленные слова, разговоры о правительстве, министрах, прочие мирские разговоры, рассказы о веселых похождениях и т.д.
8. Алчность - желание сделать чужое своим, привязанность к собственному достоянию, желание накапливать имущество.
9. Злонамеренность - мысленное исполнение желаний убить или причинить иной вред.
10. Ложное воззрение - отрицание существующей реальности и ее законов, например закона кармы.

Приложение 4

Восемнадцать коренных падений бодхисаттвы и сорок шесть дополнительных проступков
Восемнадцать коренных падений


1. Хвалить себя или принижать других, уповая на подарки и почести [1].
2. По скупости не оказать материальной помощи страдающему и беззащитному или отказаться учить его Дхарме.
3. Не принять от своего обидчика искреннего извинения, затаить на него злобу.
4. Отказаться от Великой Колесницы, [говоря, что тексты Махаяны не являются Словом Будды, ] или проповедовать всего лишь подобие Дхармы.
5. Присвоить имущество Трех Драгоценностей.
6. Отказаться от священной Дхармы, [говоря, что священные тексты Трех Колесниц не являются Словом Будды].
7. [Разгневавшись, ] отнять у монаха одежду [, избить его, лишить свободы или заставить отказаться от монашества, (даже если он заслуживает этого: например, безнравственен)].
8. Совершить [какое-нибудь из пяти] преступлений неотложного возмездия:
- убийство отца;
- убийство матери;
- убийство архата;
- внесение раскола в сангху;
- умышленное ранение Будды.
9. Придерживаться ложных взглядов, [противоречащих Учению Будды, - таких, как отрицание Трех Драгоценностей, закона причины-следствия и т.п.].
10. Разрушить [огнем, загрязнением или черной магией город] или другое населенное место.
11. Учить о пустоте неготовых к ее пониманию.
12. Отговаривать [других] от вступления в Махаяну, [т.е. от стремления к Пробуждению ради других и подбадривать их стремиться лишь к собственному Освобождению].
13. [Побуждать других полностью] отказаться от своих обетов Индивидуального освобождения (Пратимокши) [и стать Махаянистами].
14. Принижать колесницу шравак: [самому верить и других убеждать, что хинаянисты не избавляются от привязанности и прочих клеш].
15. Лгать о своих сверхмирских достижениях, [о прямом постижении пустоты и прочих].
16. Брать подарки, которые были предназначены Трем Драгоценностям.
17. Передать подношения, предназначенные созерцателям, всего лишь чтецам текстов или учредить плохие правила дисциплины [вносящие в духовную общину дисгармонию].
18. Отказаться от Вдохновенной [и Практической] бодхичитты.

Для того чтобы коренное падение (кроме 9-го и 18-го, которые достаточны сами по себе) полностью совершилось, требуются четыре связующих фактора:


1. Не признавать свой поступок скверным или, признав его нарушением обета, не обращать на это внимания.
2. Сохранять намерение повторить проступок.
3. Испытывать от него радость.
4. Не ощущать стыда или сожаления из-за содеянного.

Сорок шесть дополнительных проступков
Проступки, препятствующие парамитам даяния и нравственности:

1. Не совершать [каждый день] подношений Трем Драгоценностям [телом, речью и умом].
2. Лелеять корыстные помыслы [об обретениях и почестях].
3. Не уважать старших, [принявших обет Бодхисаттвы раньше тебя].
4. Не отвечать на [искренние] вопросы, [на которые способен ответить].
5. Не принять приглашений в гости [из-за гнева, гордыни или других отрицательных эмоций].
6. Не принять денег, золота и прочих дорогостоящих подарков.
7. Отказаться преподать Дхарму желающим.

Проступки, препятствующие нравственности соблюдения дисциплины:
8. Отвергнуть злодеев и нарушивших нравственные обеты.
9. Не соблюдать общих нравственных норм, укрепляющих в других веру.
10. Ограничивать свои действия на благо живых существ: [строго соблюдать правила Винаи в таких ситуациях, когда их несоблюдение больше помогло бы другим].
11. Из-за нехватки сострадания отказаться совершить, [чтобы помочь другим, ] неблагие действия тела и речи, [когда обстоятельства требуют этого].
12. Охотно принять в подарок вещи, полученные пятью недостойными [способами: лицемерием, намеками, лестью, принуждением или взяточничеством].
13. Часто отвлекаться и сильно привязаться к веселью и подобному [или побуждать других к развлечениям без всякой полезной цели].
14. [Верить и провозглашать, что последователи Махаяны должны] остаться в сансаре и не пытаться освободиться от клеш.
15. Не отказываться от [поступков, способствующих распространению] дурной славы.
16. Не пресекать [свои проступки] или проступки других, когда это полезно.

Проступки, препятствующие парамите терпения:
17. Отходить от четырех дхарм подвижника: [ответить на оскорбление, гнев, обиду или избиение тем же].
18. Пренебречь разгневанными на тебя, [не стараться успокоить их гнев].
19. Отказаться выслушать извинения других.
20. Дать волю гневным мыслям.

Проступки, препятствующие парамите усердия:
21. Собирать круг друзей или учеников, [желая почестей и подношений].
22. Не устранять три вида лени и подобного.
23. Привязываться к пустым речам и шуткам.

Проступки, препятствующие парамите медитации:
24. Не искать средств развития сосредоточения (самадхи), [таких, как хорошие наставления, условия и т.п.].
25. Не избавляться от пяти скверн - препятствий медитативному сосредоточению: 1) возбужденности, сожаления, 2) злонамеренности, 3) вялости, сонливости, 4) жажды удовольствий и 5) сомнений.
26. Видеть во “вкусе” медитации достоинство [и привязываться к нему].

Проступки, препятствующие парамите мудрости:
27. Отказаться от [писаний или путей] Хинаяны [как от якобы ненужных для последователя Махаяны].
28. Прилагать усилие к другой системе практики, пренебрегая [своей, Махаяной].
29. Без необходимости усердствовать в изучении небуддийских трактатов.
30. Увлечься небуддийскими трактатами, изучаемыми по необходимости.
31. Отказаться от какой-либо части Махаяны.
32. Хвалить себя или принижать других из гордости и т.п.
33. Не ходить на духовные собрания.
34. Пренебрегать Учителем или духом учений, [полагаться лишь на слова учения].

Проступки, препятствующие нравственности - помощи другим:
35. Не помочь нуждающимся в помощи.
36. Не заботиться о больных.
37. Не облегчить страданий других.
38. Не указывать неблагоразумным правильных поступков.
39. Не помочь тому, кто помог тебе.
40. Не утешить горюющего.
41. Не оказать материальной помощи нуждающемуся.
42. Не помогать окружающим: [ученикам, друзьям и близким].

43. Не делать так, как хотят другие, [когда это не вредит ни тебе самому, ни другим].
44. Не хвалить обладающих достоинствами.
45. Не пресекать решительно (применяя насилие в случае необходимости) кем-нибудь творимое зло.
46. Не проявить имеющихся магических сил [ради прекращения злодеяний других].

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Девятнадцать обязательств ануттарайога-тантры, связанных с пятью дхьяни-буддами

Ниже приводятся девятнадцать обязательств[1], касающихся пяти дхьяни-будд, которые связаны с пятью компонентами личности (скандхами), и все пять компонентов развиваются благодаря соблюдению этих обязательств[2].

Будда Вайрочана связан с физическим компонентом личности, и чтобы развивать этот компонент, принимаются шесть обязательств. При этом приобретается Мудрость Дхармадхату, которая рассматривается как основа всех мудростей.

1. Отказ от причинения вреда, т.е. нравственность соблюдения обетов.
2. Совершение благих поступков, добродетельное поведение, т.е. нравственность совершения благого.
3. Принесение пользы живым существам [, в чем бы она не заключалась], нравственная дисциплина, связанная с выполнением долга перед живыми существами.
4. Прибежище в Будде.
5. Прибежище в Учении.
6. Прибежище в Общине.

Понимание отказа от причинения вреда основывается на уровне нравственности, соответствующем принятым обетам личного освобождения, будь то обеты генина, гецула или гелонга, или на уровне базовой нравственности. Совершение благих поступков основывается на практике шести парамит.

С Буддой Акшобьей связаны четыре обязательства, их смыслом является преобразование агрессии в Мудрость Великого Зеркала.


7. Обязательство по отношению к ваджре.
8. Обязательство по отношению к колокольчику.
9. Обязательство по отношению к мудре.
10. Обязательство по отношению к учителю.

Следует знать, что ваджра связана с состраданием, а колокольчик связан со знанием, с мудростью. Мудра бывает двух типов: внутренняя и внешняя. Внутренняя мудра - это изначальная или естественная мудрость, естественное знание, достигаемое в процессе созерцания. Внешняя мудра (т.е. тантрийская супруга), согласно объяснению Геше Чжамьян Кьенце, это “то, что помогает достичь просветления чрезвычайно быстро, когда вы уже много умеете и много знаете”. Обязательство по отношению к учителю означает, что любое слово, любое действие учителя, от которого вы получили тантрийское посвящение, не подлежит осуждению, и это связано с первым из четырнадцати коренных тантрийских падений.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 3915; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь