Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История возникновения и развития колумнистики в западной и в отечественной прессе



Явления праколумнистики в западной прессе. Творчество известных европейских колумнистов. Генезис отечественной колумнистики в досоветский период. История развития отечественной колумнистики в постсоветский период.

Колонка – жанр журн, представляющий собой авторское высказывание на определенную тему. Колумнистика сегодня – отражение очевидных изменений в информационной политике многих изданий. Такие СМИ, как например, «Известия», «Новая газета», «Литературная газета» помимо ориентации читателя в сиюминутном, многое делают и в плане ассоциативного расширения тематики дня, рассматривая конкретное в свете общечеловеческих ценностей. Этой цели служат авторские колонки с их возможностями публицистического обобщения, а также способностью удовлетворить интерес аудитории к творческому преображению фактов (на сегодняшний день, как замечает Л.Е. Кройчик, запрос: «Дайте автора! » не менее реален, чем требование от журналистов достоверных сведений и мнений). Знание о колонке принципиально незавершенно. К группе жанров колумнистики относят реплику и колонку всех разновидностей (колонку оперативного отклика, колонку-комментарий, колонку-эссе).По мнению исследователей журналистики, современная колонка занимает пограничное положение между комментарием и эссе, между аналитическими и художественно-публицистическими группами жанров. Некоторые исследователи считают колонку самостоятельным жанром (М.И. Шостак), Л.Е. Кройчик, в свое время, рассматривал ее как разновидность комментария. В последние годы происходят процессы, еще более затрудняющие поиск ответа на вопрос: так что же собой представляет колонка? Например, развитие блогосферы, сращение журналистики с некоторыми направлениями литературы (проникновение элементов колонки в художественную прозу, например, в социально-бытовую прозу Е. Гришковца и, наоборот, работа в жанре колонки писателей, в том числе иностранных: Артуро Перес-Ревенте «Корсарский патент» (сборник эссе)). Тем не менее, молодыми учеными из Воронежского ГУ во главе с их научным руководителем Л.Е. Кройчиком, уже заложены основы теории жанра колонки, предприняты попытки дать первоначальные описания ее как нового жанра современной колумнистики. Специфические черты колонки проявляются уже на уровне предмета. В отличие от других жанров журналистики, например, комментария, она может не отталкиваться от конкретного информационного повода, от конкретного события. Актуальность и новизна колонки обеспечивается новизной взгляда колумниста, пусть даже уже на известную ситуацию, на вполне обыденное событие. Мария И. Касальс Карро, профессор факультета журналистики Мадридского университета, отмечает: «Колонка не привязана к непосредственной актуальности. Часто ее заботят те случаи и проблемы, которые не являются новостями, потому что остались вне круга внимания; Цель колонки: «в образно-эмоциональной форме представить аудитории авторскую оценку фактов и явлений действительности. Колонка должна выражать одну точку зрения (в этом принципиальное отличие от статьи, представляющей объективный (многомерный) взгляд на ситуацию или проблему). Персональная точка зрения — смысловое ядро колонки» (Л.Е. Кройчик). Однако в отличие от оперативных жанров мнение колумниста должно быть доказательно и аргументировано. В требовании доказательства колонка сходна со статьей. Методика доказательства может разниться в зависимости от метода обработки информации: это может быть самоанализ (колонка-эссе) и тогда в основе структуры текста - ассоциации, реминисценции; но могут быть и методы аналогии, сравнения, анализа, синтеза - и тогда в тексте главенствует логическая структура (колонка-обозрение), а для предъявления информации используются методы объяснения и рассуждения. Особого внимания в колонке требует категория автора. Мнение автора колонки всегда персонально и «увязывается» с конкретной биографической личностью. Ответственность колумниста за сказанное тем больше, чем более яркую и эксклюзивную позицию он представляет. Личность автора по-разному проявляется в колонке: автор может проявлять себя как герой-повествователь, как лицо размышляющее и переживающее (колонка-эссе) или, наоборот, демонстрировать жесткую логику, а может выступать под маской персонажа-маски (в комическом варианте колонке), но во всех случаях именно точка зрения колумниста является главным предметом исследования в колонке. Для того чтобы было, что исследовать, к творческой личности колумниста предъявляются повышенные требования: он должен уметь воспринимать спорную персонифицированную информацию, мыслить системно, обладать особыми личностными характеристиками. Весьма остра всегда стоит и проблема политических пристрастий автора.Как отмечает Л.Е. Кройчик, важной чертой колонки является то, что она, «как оперативный отклик на происшедшее (или — происходящее), по своей тональности полемична». Взгляд автора колонки чаще всего не совпадает с общепринятой точкой зрения, т.к. колонка предлагает новое представление о ситуации. «Этим она отличается от комментария, в котором мнение публициста далеко не всегда содержит оппозицию описываемому факту. Зачастую, автор колонки не уточняет, не объясняет факт или возникшую ситуацию, а выступает по отношению к ним оппонентом. Именно в форме авторской колонки очень выразительно воплощается тенденция: отражать противоречия, а не упрощать их. Острота (хотя бы и спорная), как условие воздействия журналистского произведения, здесь — необходимое качество. Публичное рассмотрение мнений в ракурсе личного восприятия может дать если не прямые ощутимые результаты по выработке новых идей, то активную помощь в их возникновении и распространении».Еще одну характерную черту колонки Л.Е. Кройчик определяет образно: «колонка — это всегда прямой диалог с аудиторией, Таким образом, если в комментарии связь публициста и аудитории факультативна, то в колонке обязательна. В колонке очень существенна ориентация автора на определенную аудиторию (по словам А. Бовина, одного из лучших российских обозревателей, «надо четко представлять " модель" своей аудитории»). В связи с этим принципиально важным умением колумниста является умение вести диалог с читателем, втягивать его в процесс соразмышления. Л.Е. Кройчик напоминает известное изречение русского филолога XIX в. А. Потебни: «Посредством слова нельзя передать другому свои мысли. Можно только пробудить его собственные». На колумниста возлагается повышенная ответственность за «пробужденные мысли», ведь для некоторых читателей колумнист выступает как толкователь, " человек-якорь", даже пророк. В связи с этим необходимо вести разговор о возможностях колонок в выполнении такой ответственной функции журналистики, как организация общественного диалога. Для углубления характеристики формы колонки вновь вернемся к словам Мария И. Касальс Карро: «Одна из характеристик колонки - это то, что форма выражения важна так же, как и содержание. Форма и глубина. Это литературный продукт (эстетически организованный - примеч. мое), употребляемый массами, а значит, очень широкой и неторопливой публикой. Отсюда ее вынужденная краткость: на небольшом пространстве нужно представить ту или иную тему или проблему, о которой все будут говорить, развивать аргументы с большой риторической изобретательностью и сформулировать последний абзац так, чтобы это было больше, чем суждение, закрыть круг вопросов, открытый в принципе, абзацем, который хочет оставить след. Л.Е. Кройчик убежден, что «эмоциональные обращения публицистических колонок зачастую более эффективны, чем рациональные строго выстроенные аргументы крупноблочных статей. Колонки охотнее читают, это именно такая форма литературной работы журналиста, которая способствует активному самовыражению (свободно, творчески излагать свои взгляды, - значит более полно участвовать в жизни) и именно тот жанр, который наилучшим образом может поощрять обмен мнениями в обществе».Однако он предупреждает, что литературность колонки имеет и обратную сторону. «Колонке, особенно эссеистской, нередко можно предъявить обвинение в дезинформации художественными средствами. Метафоричность газетно-журнального текста колонок – широкое поле для творчества в плане развернутой метафоры, иносказаний, создания фантасмагорических ситуаций на базе реальности. Отсюда возможны разные результаты художественной обработки фактов: колумнист может выступить и «красивописцем», и «очернителем»». В отличие от художника, автор, создающий произведения для СМИ, не может быть абсолютно свободен. Вот теперь из лекции в тетрадке. Во первых у меня идет про гонзо журналистику и ее отличие он новой журналистики, пару слов - В новой должен быть факт, соц значимый, с аргументами. В гонзо нет структуры, может не быть аргументации. Изюминка в нестандартной форме. Худ обработка не обязательна, но обязательны эмоции.гонзо-журналистика направление в журналистике, представляющее собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий.но́ вый журнали́ зм ) — термин относится к стилистике 60-х и 70-х и описывает альтернативную (на указанный период) технику написания статей в американской печати. Речь шла о развёрнутых эссе, авторских колонках и статьях в журналах, рассчитанных на элитарного читателя — The New Yorker, New York Magazine, эсквайр и др. По отечеств колумнистике.у современной отечественной колонки в 1920-е гг. был предшественник – фельетон-комментарий, в жанре которого работали молодые тогда М. Кольцов, В. Катаев, М. Булгаков. Литературные приемы и методы Бунина- вопросы, часто риторические. Восклицания, часто рядом с вопросом.Зарисовка.Экскурсы в историю. Проведение аналогий и т п.Цитирование. диалогичность.Заочный диалог (внутри реплик людей).Логика, обоснованноестьПримеры из истории, сопоставления сравнения.Тропы, выразительные средства, превосходная степень.Суровцева Екатерина. Письма к вождю.Удобная форма дистанционной полемики, которая обладает колоссальным воздействием на аудиторию. Три типа коммуникационных стратегий: Презентационная (основана на сообщении знаний, фактов. Пассивная). Мотивационная (завуалированное воздействие на адресата, может использоваться внушение, нарушение логики) Конвенциональная ( направленная на организацию диалога).Современная публицистика85-90 г. происходит наибольшая трансформация жанров.Обновляется жанровая система – это закономерно, т к меняется действительность, инф потребности. Жанры колонок.Если строится на логике. Тезис-атитезис. Синтез, который отображается через противоречие, то это колонка-обозрение. Реплика. Спонтанный отклик на какое либо событие. Специфичный предмет – новое обществ. значимое событие. Ярко негативного или положительного харатектера, или указывающем на общественные потребности. Короче не может в основу реплики лечь нейтральное событие. Задача – соц ориентирование.Жанров признаки – монотемность. Конкретность факта и чувств эмоций. Автор должен организовать диалог, заразить аудиторию. Метод подачи – оценка. Субъект, характер, критерий оценки. Идея однозначная (без постмодернистких обоснований (не знаю что это значит, так записано).Однако, как гворят авторитетные колумнисты, право выступить с репликой надо еще заслужить, надо иметь авторитет.Колонка-рецензия.Для рецензирования колумнист чаще обращается не к новоум произведению, а к старому, но отчего то требующего нового осмысления.Вместо оценочной аругументации, тут автор скорее предлагает свои эмоции, его видение. Автор не претендует на истину. Яркая речь, образность.Клонка оперативного отзыва.Если в реплике спонтанная личная реакция, то в этой колонке автор больше рефлексирует, кроме спонтанного отклика попытка осмыслить причину.


Поделиться:



Популярное:

  1. Cтадии развития организации, виды оргструктур, элементы организационной структуры
  2. I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: ЭПОХИ, ШКОЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ
  3. I. Основные этапы становления и развития физической культуры в России и зарубежных странах
  4. II. История духа (Geistesgeschichte), образующая канон
  5. III Исследование функционального развития чувствительности
  6. IV. Интеллектуальная история
  7. IX. Естествознание и перспективы развития цивилизации
  8. UML – история, назначение, состав и структура
  9. А. В. Петровский разработал следующую схему развития групп. Он утверждает, что существует пять уровней развития групп: диффузная группа, ассоциация, кооперация, корпорация и коллектив.
  10. А.Грицанов, Т.Румянцева, М.Можейко. История Философии: Энциклопедия.
  11. Акселерация и ретардация развития
  12. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1088; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь