Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Поистине, погублено будет то,



[чему поклоняются] эти [люди],

 

и  тщетным окажется то, что они делают! »

 

[Муса также] сказал: «Стану

ли я искать для вас какого-то бога, помимо Аллаха, Кото-рый отдал вам предпочтение перед [обитателями] миров? »

[Вспомните, как] Мы спасли вас от [людей из] рода


z620 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

фараона, подвергавших вас жестоким мукам, истребляв-ших ваших сыновей и  остав-лявших в  живых ваших жен-щин, что было великим испытанием от вашего Господа (7: 136–141).

В этих аятах­ упоминается о  том, как были потоплены фара-он и  его воины и  как Аллах лишил их могущества и  достояния и  сделал израильтян наследниками всех их богатств.

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

Так же Мы сделали наследни-ками [всего] этого сынов Исра’иля (26: 59).

Аллах Всевышний также сказал:

Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предво-дителями и  наследниками…

(28: 5).

 

Аллах Всевышний также сказал: «Мы сделали людей, счи-

 

тавшихся слабыми, наследниками восточных и  западных [краёв] земли, которые Мы благословили, и  сбылось пре-

красное слово твоего Господа о  сынах Исра’иля, ибо они проявляли терпение. И  Мы разрушили [всё], что делал фа-раон и  его народ, и  [всё], что они воздвигали». Это значит,


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y621


 

что всё было уничтожено и  египтяне лишились своего огромно-го могущества в  этом мире; их царь, его приближённые и  воины погибли, в  Египте же остались только простые люди.

В своём труде под названием «История Египта» Ибн ‘Абд-аль-Хакам пишет, что с  этого времени женщины Египта стали главенствовать над мужчинами, поскольку дочери знатных лю-дей вышли замуж за тех, кто занимал более низкое положение, и  получили власть над ними, и  с  тех пор ничего не изменилось.

 

Аллах Всевышний сказал: «И Мы перевели через мо-ре сынов Исра’иля, [после чего] они пришли к  людям, [по­клонявшимся] своим идолам. [Сыны Исра’иля] сказали:

 

“О  Муса, сделай нам бога, подобного их богам”. Он сказал: “Поистине, вы  — люди невежественные.  Поистине, по-гублено будет то, [чему поклоняются] эти [люди], и  тщетным окажется то, что они делают! ”» Слова этих людей свидетель-ствовали об их невежестве и  заблуждениях, ибо они воочию ви-дели знамения и  проявления могущества Аллаха, которые ука-зывали на истинность того, с  чем пришёл к  ним Его посланник! Дело в  том, что по пути им встретились люди, поклонявшиеся идолам, которые, как сообщается, имели вид тельцов. Израиль-тяне будто бы спросили их: «Почему вы поклоняетесь­ им? »  — и  те стали утверждать, что эти идолы могут приносить поль-зу и  причинять вред и  в  случае необходимости они обращаются к  ним с  мольбами о  ниспослании средств к  существованию. Не-которые невежественные люди из числа израильтян поверили им и  попросили своего пророка сделать им таких же богов, пос-ле чего он и  сказал израильтянам: «Поистине, погублено будет то, [чему поклоняются] эти [люди], и  тщетным окажется то, что они делают! »  — желая объяснить, что эти идолопоклон-ники являются неразумными и  не следуют правильным путём. Потом он напомнил им о  милости Аллаха, Который отдал изра-ильтянам предпочтение перед всеми иными обитателями миров


z622 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

того времени, ибо Он наделил их знанием, даровал религиозный закон и  направил к  ним Своего посланника, который находит-ся среди них. Кроме того, Аллах избавил их от власти упорно-го тирана, каковым являлся фараон, погубил его у  них на  гла-зах и  сделал их наследниками его богатств. Так Муса разъяснял им, что поклоняться следует одному лишь Аллаху, у  Которого нет сотоварища, ибо Он является Творцом, Подателем средств к  существованию и  Всеподчиняющим.

 

Аллах Всевышний сказал: « [Сыны Исра’иля] сказали: “О Муса, сделай нам бога, подобного их богам”». Здесьподразумевается, что с  подобной просьбой обратились не все израильтяне, а  лишь некоторые из них. То же самое относится и  к  другим словам Аллаха, Который сказал:

 

Мы соберём их и  не оставим из них ни единого.

И  [когда] они предстанут пред Господом твоим, [выстроившись]

рядами, [будет сказано]: «Вы

 

пришли к  Нам такими, какими Мы создали вас в  первый раз, [хотя и] утверждали вы, что Мы

 

никогда не назначим встречу с  вами! » (18: 47–48).

 

Здесь речь также идёт не о  всех людях. Сообщается, что Абу Вакид аль-Ляйси сказал:

 

Выдвинувшись по направлению к  Хунайну* вместе с  Посланником Аллаха  , мы проехали мимо одной ака-ции и  стали говорить: «О Посланник Аллаха, сделай


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y623


 

для нас Зат-анват1, как и  у  неверных! »  — а  дело бы-ло в  том, что неверные подвешивали к  [этой] акации своё оружие, [располагались] вокруг и  проводили там некоторое время2. [В ответ на это] Пророк  сказал: «Аллах велик! Это подобно [просьбе] сынов Исра’иля “сделай нам бога, подобного их богам”, с  которой они обратились к  Мусе. Поистине, вы следуете обычаям

 

тех, кто жил до вас! » [Ахмад, т.  5, с.  218; Тирмизи, №  2180; и  др. Достоверный хадис].

 

 

Израильтяне отказываются сражаться с  могучими  людьми

 

Покинув Египет и  двинувшись в  сторону Иерусалима, Муса обнаружил там могучих людей из числа хеттов, хананеян и  про-чих народов и  велел израильтянам вступить с  ними в  сражение и  изгнать из города, который, как было обещано Аллахом че-рез Ибрахима и  Мусу, Он предназначил им. Однако они отка-зались сражаться, и  тогда Аллах вселил в  них страх и  заставил скитаться по пустыне в  течение сорока долгих лет.

 

Аллах Всевышний сказал:

 

И [вспомните, как] сказал

Муса народу своему: «О  народ мой! Вспомните о  милости, которую оказал

1 З а т - а н в а т   —  ط ا و ن أ ت ا ذ — ‘обладательница подвесок’.

 

2 Они считали это дерево священным и надеялись, что оно дарует им победу.


z624 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

вам Аллах, когда [избрал]

среди вас пророков, сделал вас царями 1 и  даровал то, чего не  даровал никому из [обита-телей] миров.

 

О  народ мой! Войдите [в пре-делы] Святой земли, которую

Аллах предназначил вам, и  не  обращайтесь вспять, ибо тогда вы вернётесь потерпев-шими убыток».

Они сказали: «О Муса! Поис-тине, на [этой земле живут]

 

могучие люди, и  мы не войдём туда, пока они не покинут её. Если же они покинут [этуземлю], мы войдём».

 

Два мужа, которые боялись [Аллаха] и  которым Аллах

оказал милость, сказали: «Входите к  ним через врата, и  если вы войдёте [туда], то

 

непременно одержите победу. И  уповайте на Аллаха, если вы верующие».


 

 

y


 

1 Имеется в виду, что Аллах даровал израильтянам свободу после рабства в  Египте, благодаря чему они получили возможность распоряжаться самими собой, подобно царям.


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y625


 

Они сказали: «О Муса! Мы  ни за что не войдём [в  город], пока они находятся

там! Ступай сам вместе с  твоим Господом, и  сражай-тесь, мы  же, поистине, будем сидеть здесь».

 

[Муса] сказал: «Господь мой!

Поистине, не властен я ни над кем, кроме самого себя и  сво-его брата, отдели же нас от людей нечестивых! »

 

[Аллах] сказал: «Тогда, поис-тине, [останется эта земля]

запретной для них на сорок лет, [в течение которых] они

будут скитаться по земле. Не  печалься же о  нечестивых людях» (5: 20–26).

 

В этих ­аятах сообщается о  том, что пророк Муса напомнил из-раильтянам о  милостях Аллаха и  велел им вести борьбу на пу-ти Аллаха и  сражаться с  Его врагами. Муса сказал: «О народ мой! Войдите [в пределы] Святой земли, которую Аллах

 

предназначил вам, и  не обращайтесь вспять, ибо тогда вы вернётесь потерпевшими убыток», то есть не уклоняйтесь отсражения с  вашими врагами, ибо тогда после получения прибы-ли вы окажетесь в  проигрыше. Израильтяне сказали: «О Му-са! Поистине, на [этой земле живут] могучие люди», то естьзаносчивые, неверные и  свирепые люди. Они также сказали:


z626 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

«…и мы не войдём туда, пока они не покинут её. Если же они покинут [эту землю], мы войдём». Таким образом, онииспугались, хотя стали свидетелями гибели фараона, который был хуже этих людей, причинял больше вреда и  располагал бо-лее многочисленным войском, и  за свои слова и  дела израиль-тяне были достойны порицания.

 

Толкуя эти ­аяты, многие толкователи приводили сообще-ния, на ложность которых указывают и  разум, и  религиозная традиция. Так, например, они сообщали, что эти могучие люди были огромного роста, и  даже упоминали о  том, что двенадцать посланцев израильтян, явившихся к  ним, были встречены чело-веком из их числа, который принялся хватать посланцев, заво-рачивая их в  рукава своей одежды и  засовывая за пояс шаро-вар. Потом он принёс их к  своему царю, который спросил: «Кто это? »  — и  понял, что израильтяне являются людьми, только тогда, когда они объяснили ему это. Однако все эти небылицы не  имеют под собой никаких оснований. Сообщается также, что, желая показать, сколь огромным ростом отличаются люди его народа, царь послал израильтянам гроздья винограда такой ве-личины, что взрослому человеку было достаточно одной виног-радины, чтобы насытиться, но и  это не соответствует действи-тельности. Сообщается также, что один из этих людей по имени ‘Увадж ибн ‘Унк направился к  израильтянам, чтобы погубить их, и  что его рост равнялся трём тысячам и  трёмстам тридцати трём локтям. Это сообщение приводит аль-Багави [Тафсир Бага-ви, т.  2, с.  253], но и  оно является ложным, на что указывает ха-дис, в  котором приводятся слова Пророка  :

 

Аллах создал Адама, рост которого равнялся шестиде-сяти локтям… что же касается людей, то [со времени сотворения Адама] и  до сих пор они продолжали умень-шаться [в размерах]* [Бухари, №  2559].


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y627


 

Ложными являются все подобные сообщения, которые пере-давались со слов израильтян. Если бы они были верны, изра-ильтяне, которые уклонились от сражения, несомненно, за-служивали бы оправдания, но Аллах осудил их за то, что они отказались сражаться на пути Аллаха и  ослушались своего по-сланника, и  подверг наказанию, заставив скитаться по пусты-не. Два праведных человека из числа израильтян побуждали их идти в  бой и  не отступать. Аллах Всевышний сказал: «Два мужа, которые боялись [Аллаха] и  которым Аллах ока-зал милость…» Проявлением Его милости явилось то, чтоОн привёл этих людей к  вере и  покорности Своей воле и  на-делил смелостью. Эти мужи сказали: «Входите к  ним через врата, и  если вы войдёте [туда], то непременно одержите победу. И  уповайте на Аллаха, если вы верующие». Этозначит: если вы будете уповать на Аллаха и  молить Его о  по-мощи, Он поможет вам в  борьбе с  вашими врагами и  дарует вам победу.

 

Аллах Всевышний сказал: «Они сказали: “О Муса! Мы ни за что не войдём [в город], пока они находятся там! Сту-

пай сам вместе с  твоим Господом, и  сражайтесь, мы же, по-истине, будем сидеть здесь”». Таким образом, они продолжа-ли уклоняться от сражения, что имело серьёзные последствия.

 

Передают со слов Тарика ибн Шихаба, что в  день бит-вы при Бадре аль-Микдад [ибн аль-Асвад] сказал Посланни-ку Аллаха  :

 

О Посланник Аллаха! Поистине, мы не скажем тебе: «Ступай сам вместе с  твоим Господом, и  сражайтесь, мы же, поистине, будем сидеть здесь», как израильтя-не сказали Мусе. Нет, ступай сам вместе с  твоим Госпо-дом, и  сражайтесь, мы же, поистине, будем сражаться вместе с  вами!


z628 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Этот хадис передаётся и  другими путями. Так, например, Та-рик ибн Шихаб передал, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд  сказал:

 

[Однажды мне пришлось видеть, как вёл себя] аль-Микдад ибн аль-Асвад  , и, поистине, если бы я ока-зался [на его месте], это было бы для меня дороже всего иного! Он подошёл к  Пророку  , призывавшему про-клятия на многобожников, и  сказал [ему]: «Мы не ска-жем того, что сказали соплеменники Мусы, [сказавшие ему] “Ступай сам вместе с  твоим Господом и  сражай-тесь”, но будем сражаться справа и  слева от тебя, перед тобой и  позади тебя! »  — и  я увидел, как озарилось лицо [Пророка  , ибо это] порадовало его [Бухари, №  3952;

 

Ахмад, т.  1, с.  389].

 

Сообщается, что Анас  сказал:

 

Двигаясь по направлению к  Бадру, Посланник Алла-ха  советовался с  мусульманами. [Сначала] ему дал совет ‘Умар, а  потом он снова обратился за советом [к  мусульманам], и  ансары стали говорить [друг другу]: «О ансары, вы нужны Посланнику Аллаха! »  — а  по-том сказали: «Мы не скажем тебе: “Ступай сам вмес-те с  твоим Господом и  сражайтесь, мы же, поистине, будем сидеть здесь”, как израильтяне сказали Мусе. Клянёмся Тем, Кто послал­ тебя с  истиной, мы непре-менно последовали­ бы за тобой, даже если бы ты повёл нас на  Барк-аль-Гимад! 1» [ Ахмад, т.  3, с.  105; Абу Я‘ля,

 

№  3766; Ибн Хиббан, №  4721 и др. Достоверный хадис].


 

 

1 Б а р к - а л ь - Ги м а д   — название местности в Йемене. Другими словами, ан-сары выражали готовность следовать за Пророком  хоть на край земли.


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y629


 

О скитаниях израильтян в  пустыне и  удивительных событиях, которые с  ними происходили

 

Мы уже упоминали, что за отказ от сражения Аллах Всевыш-ний подверг израильтян порицанию, судив, что они будут ски-таться по пустыне и  не смогут выйти из неё в  течение соро-ка лет. Что же касается Писания иудеев, то я не видел, чтобы в  нём приводился рассказ об их уклонении от сражения с  могу-чими людьми.

 

Аллах Всевышний сказал:

О сыны Исра’иля! Мы спасли вас от вашего врага, и  дали вам обещание на пра-вом склоне горы, и  ниспос-лали вам манну и  перепелов,

 

[сказав]: «Вкушайте благую 1 [пищу], которой Мы наде-

лили вас, и  не преступайте

 

[пределы дозволенного], иначе

 

вас постигнет гнев Мой, а  тот, кого постигнет гнев Мой,

[погибнет]!

 

[Но], поистине, Я прощаю

тех, кто раскаялся, уверовал, совершал праведные [дела],

а  потом встал на прямой путь»

 

(20: 80–82).


 

1 То есть дозволенную.


z630 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

В этих аятах­ сообщается о  том, что Аллах оказал израильтянам милость, ибо Он спас этих людей от их врагов и  пообещал им на склоне горы, находившемся справа от них, что с  ними будет их пророк, чтобы ниспослать ему великие заповеди, которые принесут им пользу в  обоих мирах. Кроме того, Он посылал им манну с  неба, когда они испытывали крайнюю нужду во время своих скитаний по пустыне, где не было ни посевов, ни скота. По утрам они находили эту манну среди своих жилищ и  брали её ровно столько, сколько им было нужно на этот день, если же кто-нибудь брал больше, она портилась. Сколько бы ни брал каждый, ему этого хватало, и  они пекли из неё необычайно бе-лый и  приятный на вкус хлеб, а  в  конце дня к  ним прилетало множество перепелов, и  они без труда ловили их в  таком коли-честве, которого им хватало на ужин. Летом Аллах укрывал их в  тени облаков, защищая от жара ослепительного солнца.

 

Аллах Всевышний сказал:

 

О сыны Исра’иля! Помните о  милости, которую Я  оказал вам, исполняйте завет Мой, и  Я  выполню Своё обещание вам, и  только Меня страшитесь!

Уверуйте в  то, что ниспослал Я в  подтверждение тому, что уже имеется у  вас, не станови-тесь первыми, кто не уверо-вал в  это, не продавайте Мои знамения за малую цену и  только Меня бойтесь!


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y631


 

Не [смешивайте] истину

 

с  ложью и  не скрывайте истину, зная [её].

 

Совершайте молитву, отда-вайте закят и  склоняйтесь вместе с  кланяющимися.

Неужели велите вы людям [держаться] благочестия,

а  о  самих себе забываете, [хотя] и  читаете Писание?

Разве вы не разумеете?

 

Обращайтесь за помощью к  терпению и  молитве. Поис-тине, она тяжела [для всех],

Кроме смиренных,

которые убеждены в  том, что встретят своего Господа и  вер-нутся к  Нему.

 

О  сыны Исра’иля! Вспомните о  милости, которую Я оказал вам, и  о  том, что Я отдал вам предпочтение перед [обитате-лями] миров,

и  бойтесь того Дня, когда [ниодин] человек не принесёт ника-

кой пользы другому, и  не будет


z632 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

принято от него заступничество, и  не возьмут с  него выкупа, и   [никому] не окажут помощи.

И  [вспомните, как] спасли Мы вас от [людей из] рода фара-

 

она, которые подвергали вас жестоким мукам, убивали ваших сыновей и  оставляли в  живых ваших женщин, что было великим испытанием от вашего Господа.

 

И  [вспомните, как] разверзли

Мы для вас море, и  спасли вас, и  утопили [людей из] рода фараона, и  вы видели [этосвоими глазами].

 

И  [вспомните, как] назначили Мы Мусе срок в  сорок [днейи  сорок] ночей, [и как] после

[его ухода] избрали вы себе тельца [для поклонения, ибовпали в  многобожие].


Поделиться:



Популярное:

  1. Chasek, Тьма, первобытная пустота – то, откуда появились Князь Тьмы и жизнь. То, откуда двинулся Самаель.
  2. А почему происходит то, что «происходит»?
  3. А то, что есть, — это единственное подлинное имя Бога. Это не цель где-то еще; это всегда доступно, просто вы не доступны этому.
  4. А то, что с нами происходит -
  5. Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах)
  6. Аиша бинт Абу Бакр,да будет доволен Аллах ими обоими.
  7. Бейб Рут делал то же самое. Он очень ясно понимал, кем является и каково его отношение ко Мне, и свою жизнь он посвятил, чтобы отразить это, чтобы познать себя в своем собственном жизненном опыте.
  8. Благословен тот, кто познает их и пребудет в их вере, ибо он унаследует с ними жизнь во веки веков».
  9. Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евреям 13:4).
  10. Будет ли достоверна молитва позади имама, который взывает к мёртвым и просит у них поддержки или нет?
  11. Будет ли протекать в цепи ток, если вместо источника ЭДС включить заряженный конденсатор?
  12. БУДЕТ ЛИ ЭТО РАБОТАТЬ У ВАС?


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь