Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Они хотят погасить свет Аллаха своими устами, но Аллах доведёт Свой свет до совершенства, даже если это ненавистно неверующим.



Он  — Тот, Кто направил Своего посланника с  руковод-ством1и  религией истины,

чтобы возвысить её над любой[иной]религией, даже

если это и  ненавистно многобожникам.

 

О  те, кто уверовал! Не указать ли Мне вам на[такую]тор-

говлю, которая избавит вас от мучительного наказания? 2

 

[Следует] вам веровать в  Аллаха

и  Посланника Его и  сражаться на пути Аллаха, [не жалея]сво-

его имущества и  самих себя. Это лучше всего для вас, если бы вы только знали!

[За это] Он простит вам ваши

 

грехи и  введёт вас в  сады, под

1 Под руководством (ى د ه ) подразумевается всё, что выводит людей на путь истинный.

 

2 Иначе говоря, указать на то, в обмен на что вы получите спасение.


z902 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

[деревьями которых] текут

реки, и  в  благие жилища в  садах ‘Адна, что будет вели-ким успехом!

 

И  [Он дарует]вам другое, что

любите вы,   — помощь от Аллаха и  близкую победу, так порадуй же[этой вестью]

 

верующих!

 

О  те, кто уверовал! Будьте помощниками Аллаха[и пом-ните], как ‘Иса сказал апосто-

лам: «Кто будет моими помощ-никами[на пути]к  Аллаху? »

Апостолы сказали: «Мы  — помощники Аллаха».[Некото-рые] из сынов Исра’иля уверо-вали, а  [некоторые другие]не

 

уверовали. Мы поддержали тех, кто уверовал, [в борьбе]

против их врагов, и  они стали победителями(61: 6–14).

 

‘Иса  , который был последним пророком из числа изра-ильтян, принёс им благую весть о  том, что после него должен явиться последний пророк, назвал его имя и  упомянул о  каче-ствах этого пророка, чтобы они могли узнать его и  последо-вать за ним, если увидят его. Это было доводом и  милостью, оказанной Аллахом израильтянам, о  чём Аллах Всевышний сказал так:


z Рассказ об ‘Исе  y903


 

Наказанием Своим Я пора-жаю, кого желаю, а  милость Моя объемлет собой всё, и  Я  предназначу её для тех, кто будет проявлять богобояз-ненность и  выплачивать закят, и  тех, кто уверует в  Наши знамения,

 

и  тех, кто последует за посланником, ­ неграмотным пророком, [упоминание]о  кото-ром они[могут]найти у  себя

в  Торе и  Евангелии и  который велит им совершать одобряемое и  запрещает порицаемое, раз-решает[всё]благое, запрещает[всё] мерзкое и  снимает бремя

 

и  оковы, что были на них. Те, которые уверуют в  него, станут почитать его и  помогать ему и  последуют за ниспосланным вместе с  ним светом, [непре-менно] преуспеют (7: 156–157).

 

Передают со слов одного из сподвижников Посланника Алла-ха, что однажды они попросили: «О Посланник Аллаха, пове-дай нам о  себе», и  он сказал: «[Вспомните о] мольбе Ибрахи-ма и  благой вести ‘Исы [и знайте, что], когда моя мать была беременна мной, она увидела во сне свет, который вышел из неё и  озарил дворцы Бусры*, что находится на земле Ша-

 

ма» [Ибн Хишам, т.  1, с.  175. Хороший хадис].


z904 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Здесь имеется в  виду, что во время построения Каабы Ибрахим сказал: «Господь наш! И  направь к  ним посланни-ка из числа их[самих]…»(2: 129).

 

Что же касается ‘Исы, то, став пророком, он поведал из-раильтянам, что среди них больше не будет пророков, а  самым последним пророком станет неграмотный араб по имени Ах-мад, то есть Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Абд-аль-Мутталиб ибн Хашим, потомок Исма‘ила ибн Ибрахима  .

 

Аллах Всевышний сказал: «[Однако], когда он пришёл

 

к  ним с  явными доказательствами, они сказали: “Это  — явное колдовство! ”»В  этом ­аяте местоимение «он» можетотноситься либо к  ‘Исе  , либо к  Мухаммаду  .

 

Затем Аллах призвал Своих верующих рабов оказы-вать помощь исламу и  мусульманам и  помогать пророку исла-ма в  распространении его призыва. Аллах Всевышний сказал:

 

«О  те, кто уверовал! Будьте помощниками Аллаха[и  пом-ните], как ‘Иса сказал апостолам: “Кто будет моими помощ-никами[на пути]к  Аллаху? ”»Его слова означали: кто мнепоможет призывать людей к  Аллаху? Далее в  этом ­аяте ска-зано: «Апостолы сказали: “Мы  — помощники Аллаха”». Это происходило в  городе Эн-Насира (Назарет), и  поэтому последователей ‘Исы стали называть насара ى ر ا ص ن. Аллах Всевышний сказал: «[Некоторые] из сынов Исра’иля уве-ровали, а  [некоторые другие]не уверовали». Здесь имеет-ся в  виду, что, когда ‘Иса призвал израильтян и  других людей к  Аллаху, некоторые из них уверовали, другие же не уверовали. Как указывают многие историки и  толкователи Корана, уверо-вали все жители Антиохии. К  ним были посланы трое пропо-ведников* (одним из них был апостол Пётр), но это не те люди, о  которых говорится в  суре «Йа Син». Прочие же израильтя-не, то есть большинство иудеев, не уверовали, и  Аллах поддер­ жал тех, кто уверовал, о  чём в  Коране сказано так:


z Рассказ об ‘Исе  y905


 

[Вспомни, как] сказал Аллах:

«О  ‘Иса! Я упокою тебя, и  воз-несу тебя к  Себе, и  очищу тебя от тех, кто не уверовал, тех же, которые последовали за тобой, буду возвышать над теми, кто не уверовал, до самого Дня воскресения, а  потом вам

 

[предстоит] возвращение

 

ко  Мне, и  Я рассужу вас в  том, относительно чего вы расходи-тесь[между собой]»(3: 55).

 

Чем ближе к  ‘Исе находились люди, тем большей поддержкой они пользовались. Поскольку мусульмане считают ‘Ису рабом Аллаха и  Его посланником, что есть несомненная истина, они брали верх над христианами, превозносившими ‘Ису и  отво-дившими ему место выше того, которое отвёл ему Сам Аллах. Христиане же в  целом были ближе к  ‘Исе, чем иудеи, и  поэто-му до возникновения ислама они превосходили иудеев.

 

 

Упоминание о  трапезе

 

Аллах Всевышний сказал:

 

[Вспомни, как] апостолы ска-

зали: «О ‘Иса, сын Марьям! Может ли твой Господь ниспослать нам трапезу с  неба? » Он сказал: «Бойтесь Аллаха, если вы верующие! »


z906 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Они сказали: «Мы хотим отведать[яств]с  неё, чтобы

наши сердца успокоились и  мы[убедились], что ты ска-

зал нам правду, и  стали бы свидетелями этому».

 

[Тогда] ‘Иса, сын Марьям,

сказал: «О Аллах, Господь наш! Ниспошли нам трапезу с  неба, чтобы стала она празд-ником и  для первого, и  для последнего из нас и  знаме-нием от Тебя, и  даруй нам удел[наш, ибо]Ты  — лучший

 

Из дарующих удел».

 

Аллах сказал: «Поистине, Я  ниспошлю её вам, [нолюбого] из вас, кто не уверует

и  после этого, Я подвергну таким мучениям, каким не подвергал никого из[обитате-лей] миров! » (5: 112–115).

 

В нашем «Тафсире» мы приводим сообщения о  ниспослании трапезы, передаваемые со слов Ибн ‘Аббаса, Сальмана аль-Фариси, ‘Аммара ибн Ясира и  других наших праведных пред-шественников. Их суть сводится к  тому, что однажды ‘Иса  велел апостолам поститься в  течение тридцати дней. По исте-чении этого срока апостолы попросили ‘Ису о  ниспослании им трапезы с  неба, чтобы они отведали с  неё яств, которых долж-


z Рассказ об ‘Исе  y907


 

но хватить на всех богатых и  бедных, и  их сердца уверились бы в  том, что Аллах принял этот пост, и  чтобы это стало для них праздником разговения. Опасаясь, что апостолы не смо-гут возблагодарить Аллаха должным образом, ‘Иса  обра-тился к  ним с  увещеваниями, но они настаивали на том, чтобы он попросил об этом Всемогущего и  Великого Господа. Нако-нец ‘Иса надел грубую власяницу и  удалился в  свою молельню, где, склонив голову и  проливая слёзы, стал смиренно молить Аллаха выполнить то, о  чём они просили. Прошло немного времени, и  Аллах Всевышний ниспослал с  неба трапезу, кото-рая на глазах у  людей спускалась вниз, покоясь на двух обла-ках. Она медленно приближалась, и  по мере её приближения ‘Иса  молил своего Всемогущего и  Великого Господа, что-бы Он сделал эту трапезу милостью, а  не наказанием. Накры-тая платком трапеза приближалась, пока не остановилась пе-ред ‘Исой, который стал снимать этот платок, говоря: «Во имя Аллаха, лучшего из дарующих удел». Оказалось, что под плат-ком было семь больших рыб и  семь лепёшек. Говорят также, что там были уксус, гранаты и  другие плоды, и  от всего этого исходил сильный аромат, ибо Аллах сказал всем этим яствам «Будьте», и  они возникли.

 

После этого ‘Иса велел им есть, но они сказали: «Мы не будем есть, пока не поешь ты». ‘Иса сказал: «Вы ведь проси-ли об этом! » Однако апостолы всё же отказались есть первыми, и  тогда ‘Иса велел есть бедным, нуждающимся и  больным, кото-рых насчитывалось около тысячи трёхсот человек. Все больные и  увечные, которые ели эту еду, исцелились, остальные же пожа-лели о  том, что отказались от еды. Говорят, что потом эта трапе-за ниспосылалась ежедневно, а  яств, которые на ней были, ока-залось достаточно, чтобы их отведали около семи тысяч человек. Потом она стала ниспосылаться через день, а  потом Аллах велел ‘Исе раздавать эти яства только бедным, но не богатым, о  чём


z908 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

многим людям было тяжело слышать. Среди лицемеров об этом пошли разговоры, и  тогда трапеза перестала появляться, а  люди, которые вели эти разговоры, были превращены в  свиней.

По мнению большинства толкователей, эта трапеза дейст­ вительно ниспосылалась свыше, на что указывают приводимые выше сообщения. Как отмечает Ибн Джарир [Тафсир Табари, т.  7, с.  87–88], указанием на это служит также Коран, особенно тот ­аят, в  котором сказано «Поистине, Я ниспошлю её вам», а  Аллах знает об этом лучше.

 

 

Упоминание о  вознесении ‘Исы  на небо под  защиту Аллаха и  разъяснение лживости утверждений иудеев и  христиан о  распятии

 

Аллах Всевышний сказал:

 

Они пускались на хитрости, и  Аллах[тоже]пошёл на хит­ рость, [ведь]Аллах  — лучший

из прибегающих к  хитростям! ­

 

[Вспомни, как] сказал Аллах:

«О ‘Иса! Я упокою тебя, и  вознесу тебя к  Себе, и  очищу тебя от тех, кто не уверовал, тех же, которые последовали за тобой, буду возвышать над теми, кто не уверовал, до самого Дня вос-кресения, а  потом вам[пред-стоит] возвращение ко  Мне,


z Рассказ об ‘Исе  y909


 

и  Я рассужу вас в  том, отно-сительно чего вы расходи-тесь[между собой]»

(3: 54–55).

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

За нарушение ими своего обета, и  их неверие в  знамения Аллаха, и  [совершённые]ими

убийства пророков без права[на это], и  за слова их: «Наши сердца[окутаны]покровами»­.

 

Нет, это Аллах запечатал

 

[сердца этих людей] за их неве-

 

рие, и  не веруют они, разве что в  малой степени.

И  за неверие их, и  за то, что возвели они на Марьям вели-кую ложь,

 

и  за их слова: «Поистине, мы убили Мессию, ‘Ису, сына Марьям, посланника Аллаха», [хотя на самом деле]

они не убили и  не распяли его,

 

[но это] им [только] предста-

 

вилось, и, поистине, те, кото-рые расходятся во мнениях относительно этого, [охвачены]

сомнениями. Нет у  них знания


z910 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

об этом. Они только следуют предположениям, и  они, конечно же, не убили его,

но Аллах вознёс его к  Себе, [ведь] Аллах  — Всемогущий,

Мудрый!

 

Поистине, [каждый]из людей

Писания должен непременно уверовать в  него до своей смерти, а  в  День воскресения он будет свидетельствовать против них(4: 155–159).

 

В этих аятах­ Аллах Всевышний поведал, что Он упокоил ‘Ису, наслав на него сон, вознёс его на небо и  избавил от тех иуде-ев, которые хотели подвергнуть его мучениям и  оклеветали его перед одним из неверных царей того времени. Этот царь велел распять ‘Ису, после чего они окружили дом в  Иерусалиме, где он находился. Когда же эти иудеи вошли внутрь, Аллах придал сходство с  ‘Исой одному из его последователей, который был вместе с  ним, а  ‘Ису вознёс на небо. Обнаружив в  доме юно-шу, похожего на ‘Ису, они схватили и  распяли его, возложив ему на голову терновый венок в  знак презрения. В  большинст­ ве своём христиане, которые не видели ни того, что именно слу-чилось с  ‘Исой, ни того, что он был распят, согласились с  тем, что об этом говорили иудеи, и  впали из-за этого в  глубокое заблуждение.

 

Аллах Всевышний сказал: «Поистине, [каждый] из лю-

 

дей Писания должен непременно уверовать в  него до ­своей смерти…»Здесь имеется в  виду период, который наступит


z Рассказ об ‘Исе  y911


 

после второго пришествия ‘Исы в  конце времён перед насту-плением Дня воскресения, когда он уничтожит свиней, разо-бьёт кресты, отменит джизью и  не примет ничего, кроме исла-ма, о  чём сообщается в  хадисах.

 

Что же касается вознесения ‘Исы  на небо, то переда-ют, что Ибн ‘Аббас  сказал: «Когда Аллах пожелал вознес-ти ‘Ису на небо, ‘Иса вышел к  своим сподвижникам, то есть к  двенадцати апостолам, которые находились в  доме. ‘Иса, с  волос которого капала вода, поскольку он вышел к  ним от на-ходившегося в  доме источника, сказал: “Поистине, есть сре-ди вас такой, который двенадцать раз отречётся от меня пос-ле того, как он уверовал в  меня”. Потом он спросил: “Кто из вас [согласится] принять мой облик и  быть убитым вместо ме-ня, благодаря чему достигнет равного мне положения? ” Со своего места поднялся самый младший из них, но ‘Иса сказал ему: “Сядь”. Потом он снова задал этот вопрос, и  этот юноша встал, но ‘Иса сказал ему: “Сядь”. Потом он снова задал свой вопрос, и  этот юноша снова встал и  сказал: “Я”. ‘Иса сказал: “[Этим человеком] станешь ты”, и  он стал похожим на ‘Ису, ‘Иса же был вознесён на небо. Потом явились иудеи, искавшие ‘Ису, и, схватив того, кто был на него похож, убили и  распяли его. После этого один из тех, кто веровал в  ‘Ису, двенадцать раз отрёкся от него, а  затем они разделились на три группы. Одни, а  именно яковиты*, утверждали: “Бог был среди нас, сколько пожелал, а  потом вознёсся на небо”. Другие, а  имен-но несториане**, говорили: “Сын Бога был среди нас, сколько пожелал, а  потом Бог вознёс его к  Себе”. Третьи же говорили: “Раб Аллаха и  Его посланник был среди нас, сколько пожелал [Аллах], а  потом Аллах вознёс его к  Себе”, и  этими людьми были мусульмане***» [Тафсир Табари, т.  28, с.  60].

 

Представители двух первых групп, являвшиеся не-верными, помогали друг другу в  борьбе против мусульман


z912 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

и  истребляли их, в  силу чего ислам оставался скрытым до начала пророчества Мухаммада  .

 

Ибн ‘Аббас сказал: «Указанием на это служат слова Ал-лаха Всевышнего, Который сказал: “Мы поддержали тех, кто уверовал, [в борьбе]против их врагов, и  они стали по-бедителями”(61: 14)».

 

Иснад этого сообщения является достоверным и  удов-летворяет условиям Муслима.

 

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «В тот день, когда ‘Иса  был вознесён на небо, ему было тридцать четыре года».

 

В одном из хадисов сообщается, что Пророк  сказал:

 

Поистине, обитатели Рая войдут в  него нагими и  безборо-дыми, глаза их будут подкрашены сурьмой, и  будет им по тридцать три года [Ахмад, т.  2, с.  295; и др. Хадис, считаю-

 

щийся хорошим в силу существования других похожих хадисов].

 

В другом хадисе сообщается, что Посланник Аллаха  сказал:

 

«…они будут в  возрасте ‘Исы и  будут столь же красивы-ми, как Юсуф» [Байхаки  2, №  417; и др. Хадис, считающийся хо-рошим в силу существования других похожих хадисов].

 

 

Упоминание о  качествах и  достоинствах ‘Исы 

 

Аллах Всевышний сказал:

 

Мессия, сын Марьям, являлся только посланником. Были до  него[и другие]посланники, ­

а  мать его была правдивей-шей…(5: 75).


z Рассказ об ‘Исе  y913


 

Аллах Всевышний также сказал:

 

Вслед за[пророками]Мы

направили ‘Ису, сына Марьям, с  подтверждением[истинности]того, что до него было[ниспос-лано] в  Торе. И  Мы даровали ему Евангелие…(5: 46).

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

Мы даровали Мусе Писание, и  направляли[к людям]вслед за ним[других]посланников,

и  даровали ‘Исе, сыну  Марьям, явные доказательства, ­ и  под-держали  его Духом Святым

 

(2: 87).

 

Ранее уже приводился хадис, в  котором сообщается, что Про-рок  сказал: «Шайтан колет в  бок каждого младенца, ког-да тот появляется на свет, и  он кричит, [чувствуя при-косновение шайтана]. Исключением были Марьям и  её сын, которого [шайтан] хотел уколоть, но уколол послед».

 

Мы приводили также хадис ‘Убады ибн ас-Самита  , кото-рый передал, что Пророк  сказал: «Того, кто засвидетельст­ вует, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у  Которого нет сотоварища, что Мухаммад  — Его раб и  Его посланник, что ‘Иса  — раб Аллаха, и  Его посланник, ­ и  Его слово, с  кото-рым Он обратился к  Марьям, и  дух от Него, что Рай  — ис-тина и  Ад  — истина, Аллах введёт в  Рай независимо от то-го, какими были его дела».


z914 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Передают со слов Абу Мусы  , что Пророк  сказал:

 

Если человек должным образом воспитывал и  обучал свою рабыню, а  потом освободил её и  женился на ней, ему [достанутся] две награды, и  если кто-нибудь веро-вал в  ‘Ису, сына Марьям, а  потом уверовал в  меня, ему [достанутся] две награды, и  если раб боялся своего Гос-пода и  повиновался своим хозяевам, ему [достанутся] две награды [Бухари, №  3446; Муслим, №  154].

 

Передают со слов Ибн ‘Умара  , что Пророк  сказал:

 

Я видел ‘Ису, и  Мусу, и  Ибрахима. У  ‘Исы был румя-нец, курчавые волосы и  широкая грудь, что же касается Мусы, то он был смугл и  дороден и  имел прямые воло-сы, будто относился к  числу цыган* [Бухари, №  3438].

Сообщается, что Ибн ‘Умар  сказал:

 

Однажды Пророк  упомянувший среди людей об Лжемессии (аль-масих ад-даджжаль), сказал: «Поис-тине, Аллах не является кривым, что же касается Лже-мессии, то он крив на правый глаз, и  этот глаз похож на выпуклую виноградину. А  когда прошлой ночью я спал у  Каабы, то увидел [во сне] смуглого человека, ко - торый по виду являлся лучшим из смуглых людей. Его ухоженные волосы, с  которых капала вода, достига-ли лопаток, и  он совершал обход Каабы, положив ру-ки на плечи двух человек. Я  спросил: “Кто это? ” [Лю-ди] сказали: “Это  — Мессия, сын Марьям”. А  потом я увидел позади него кривого на правый глаз челове-ка с  курчавыми волосами, который напоминал собой


z Рассказ об ‘Исе  y915


 

Ибн Катана**. Он [также] обходил Каабу, но его ру-ки лежали на плечах одного человека. Я  спросил: “Кто это? ”  — и  [мне] ответили: “Лжемессии”» [Бухари,

 

№№  3439, 3440; Муслим, №  169].

 

Таким образом, Пророк  указал не только на качества истин-ного Мессии, но и  на качества Антихриста, чтобы верующие уверовали в  первого, когда он явится во второй раз, и  узнали второго, которого им следует остерегаться.

 

Передают со слов Абу Хурайры  , что Посланник Ал-лаха  сказал:

 

[Однажды] ‘Иса, сын Марьям, увидевший, как какой-то человек совершает кражу, спросил его: «Ты совер-шил кражу? » Тот сказал: «Нет, клянусь Аллахом, по-мимо Которого нет [иного бога]! » Тогда ‘Иса сказал: «Я верую в  Аллаха, а  глазам своим не верю! » [Бухари,

№  3444; Муслим, №2368].

 

Слова ‘Исы указывает на чистоту его души, ибо он посчитал, что никто не способен ложно клясться Аллахом, и  поэтому принял оправдания этого человека, поверив его словам и  не ве-ря собственным глазам.

 

Передают со слов Ибн ‘Аббаса  , что [однажды] По-сланник Аллаха  сказал:

 

Вы будете собраны [к Аллаху Всевышнему] босыми, нагими и  необрезанными», после чего [прочитал ­аят, в  котором сказано]: «Как создали Мы всё в  первый раз, так и  [воссоздадим]это, согласно Нашему обе-щанию. Поистине, Мы выполняем[обещанное]! »

(21: 104).


z916 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

[Затем Посланник Аллаха  сказал]:

 

И первым из людей, кого [в День воскресения] покро-ют одеждой, будет Ибрахим  , а  потом станут брать тех мужей из числа моих сподвижников, которых повле­ кут направо1, и  тех, кого повлекут налево2. Я  скажу: «[Это же] мои сподвижники! »  — а  [мне] будет сказа-но: «Поистине, они не прекращали отступаться3 с  тех пор, как ты с  ними расстался! » Тогда я скажу то, что [раньше] сказал праведный раб4: «И  я  был свидете-лем их[дел], пока находился среди них, когда же Ты упокоил меня, Ты Сам наблюдал за ними, [ведь]Ты  — всему Свидетель.  Если Ты подвергнешь

 

их мучениям, то ведь они  — рабы Твои, а  если про-стишь их, то, поистине, Ты  — Всемогущий, Му-

дрый! »(5: 117–118) [Бухари, №  3447].

 

Передают со слов Ибн ‘Аббаса  , что он слышал, как ‘Умар  , стоявший на минбаре, сказал:

 

Я слышал, как Посланник Аллаха  сказал: «Не пре-возносите меня подобно тому, как христиане превозно-сят ‘Ису, сына Марьям, ибо, поистине, я  — раб [Ал-лаха], а  поэтому говорите: “Раб Аллаха и  посланник

Его”» [Бухари, №  3445].

 

1 Имеются в виду те, которые войдут в Рай. 2 То есть по направлению к пламени Ада.

 

3 То есть отходить от Сунны Пророка и от прямоты (истикама); или: отсту-паться от ислама и возвращаться к неверию.

 

4 Имеется в виду пророк ‘Иса.


z Рассказ об ‘Исе  y917


 

Передают со слов Абу Хурайры  , что Пророк  сказал:

 

Никто не говорил в  колыбели, за исключением тро-их1, [одним из которых был] ‘Иса. [Что касается вто - рого], то жил [некогда] среди израильтян человек по имени Джурайдж. [Однажды], когда он совершал мо-литву, к  нему пришла его мать и  позвала его, он же сказал себе: «Ответить ей или [продолжить] молить-ся? »  — [и  продолжил молитву, не ответив ей]. Тог-да она воскликнула: «О Аллах, не дай умереть [Джу-райджу], пока не покажешь ему лица блудниц! » [Через некоторое время], когда Джурайдж находил-ся в  своей келье, к  нему явилась одна женщина и  за-говорила с  ним, [соблазняя его], но он отказался. По-сле этого она пришла к  какому-то пастуху и  позволила ему овладеть собой, а  когда родила мальчика, сказала: «[Он] от Джурайджа», и  люди пришли к  нему, разру-шили его келью, выгнали его оттуда и  принялись по-носить его. Тогда он совершил омовение, помолил-ся, а  потом подошёл к  ребёнку и  спросил: «Кто твой отец, о  мальчик? » [Ребёнок] ответил: «Пастух». [Ус-лышав это, люди стали] говорить: «Мы построим те-бе келью из золота! »  — но он сказал: «Нет, только из глины! » [Что же касается третьего младенца, то] как-то раз, когда одна женщина из числа израильтян кор-мила грудью своего сына, мимо неё проехал красивый всадник, и  она воскликнула: «О Аллах, сделай моего сына таким же, как он! » Тогда ребёнок бросил грудь, повернулся к  этому всаднику и  сказал: «О  Аллах,


 

 

1 Здесь имеются в виду младенцы из числа израильтян.


z918 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

не делай меня подобным ему! »  — после чего снова принялся сосать молоко.

 

Абу Хурайра  сказал: «И у  меня до сих пор стоит перед гла-зами Пророк  , который сосал свой палец»1.

 

[Затем Пророк  сказал]:

 

Ещё некоторое время спустя мимо провели какую-то рабыню, и  [эта женщина] воскликнула: «О Ал-лах, не делай моего сына таким, как эта [рабыня]! » Тогда [ребёнок снова] бросил грудь и  сказал: «О Ал-лах, сделай меня подобным ей! » [Услышав это, жен-щина] спросила: «Почему же? »  — [на что ребёнок] ответил: «Этот всадник относится к  числу притесни-телей, что же касается рабыни, то [ей] говорят: “Ты совершила кражу! Ты совершила прелюбодеяние! ”  — а  она [этого] не делала» [Бухари, №  3436; Муслим,

 

№2550].

 

Передают со слов Абу Хурайры  , что Посланник Аллаха  сказал:

 

Из всех людей я наиболее близок к  [‘Исе], сыну Ма-рьям. Пророки  — братья от одного отца и  разных ма-терей, и  не было [иного] пророка меж ним и  мной [Буха-

ри, №  3443].

 

Передают со слов Абу Хурайры  , что Посланник Аллаха  сказал:


 

1 Пророк делал это для наглядности.


z Рассказ об ‘Исе  y919


 

Пророки  — братья по отцу; религия их едина, а  ма-тери  — разные. Из всех людей я наиболее близок к  ‘Исе, сыну Марьям, ибо не было [иного] проро-ка между мной и  им. Поистине, он спустится [с неба

 

на землю], и  когда вы увидите его, знайте, [что это  — ‘Иса]. Он [предстанет перед вами в  виде] румяного, белокожего и  стройного человека среднего роста, оде-того в  две жёлтые одежды, и  будет казаться, что с  го-ловы его капает вода, хотя её не коснётся влага. Он ра-зобьёт кресты, уничтожит свиней, отменит джизью и  упразднит [разные] религии, и  исчезнут в  его время все они, кроме ислама, и  в  его время Аллах уничтожит Лжемессию, после чего на земле воцарится безопас-ность, и  верблюды будут пастись рядом со львами, тиг - ры  — с  коровами, а  волки  — с  овцами, дети же будут играть со змеями, и  они не причинят друг другу ника-кого вреда. [‘Иса] останется [на земле] столько, сколь-ко пожелает Аллах, а  потом умрёт, и  мусульмане со-вершат по нему заупокойную молитву и  похоронят его.

 

[Ахмад, т.  2,   с.  437; и др. Достоверный хадис].

 

В другой версии этого хадиса [Ахмад, т.  2,   с.  406], передаваемой также со слов Абу Хурайры  , сообщается, что Пророк  ска-зал: «…и он останется [на земле] на сорок лет*, а  потом ум-рёт, и  мусульмане совершат по нему заупокойную молитву».

 

Более подробно о  втором пришествии ‘Исы  мы гово-рим в  «Тафсире», толкуя аят, ­ в  котором сказано: «Поисти-не, [каждый]из людей Писания должен непременно уве-

 

ровать в  него до своей смерти, а  в  День воскресения он будет свидетельствовать против них»(4: 159), а  также дру-гой ­аят: «Поистине, он является признаком [близости] Ча-са этого»(43: 61). В  одном из приводимых нами там хадисов


z920 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

сообщается, что ‘Иса спустится на землю близ белого мина-рета в  Дамаске после объявления о  начале утренней молитвы. Имам мусульман скажет ему: «Выходи вперёд, о  Дух Алла-ха, и  молись», но ‘Иса скажет: «Нет, [ибо по воле] Аллаха, почтившего эту общину, вы [можете] главенствовать друг над другом». В  другой версии этого хадиса сообщается, что ‘Иса скажет ему: «Объявление о  начале молитвы было сделано для тебя», и  будет молиться позади него, а  потом сядет вер-хом и  отправится вместе с  мусульманами на поиски Антихри-ста, которого настигнет у  ворот Людда* и  убьёт своей благо-родной рукой.

 

Сообщается также, что ‘Иса, сын Марьям  спустится с  неба близ этого минарета, убьёт свинью, сломает крест и  ни у  кого не примет ничего, кроме ислама. И  он выйдет из Ар-Раухи ** для совершения паломничества и  проживёт [на земле] сорок лет, а  потом умрёт и  будет похоронен.

 

Сообщается, что Сальман [аль-Фариси]  сказал: «‘Иса жил раньше Мухаммада  на шестьсот лет» [Бухари, №  3948]. Передают, что Катада сказал «на пятьсот шестьде-сят лет». Согласно другому сообщению, он сказал «на пять-сот сорок лет». Сообщается, что ад-Даххак сказал «более чем на четыреста тридцать лет». В  большинстве своём улемы счи-тают, что ‘Иса жил раньше Мухаммада  на шестьсот лет, но некоторые из них говорят «на шестьсот двадцать лунных лет», чтобы получилось шестьсот солнечных лет, а  Аллах зна-ет об этом лучше.

 

Общеизвестно, что Евангелие передаётся со слов Луки, Марка, Матфея и  Иоанна, однако все Евангелия значительно отличаются друг от друга по объёму и  смыслу. Двое евангелис-тов, а  именно Матфей и  Иоанн, были современниками ‘Исы и  видели его, тогда как Лука и  Марк являлись сподвижниками сподвижников ‘Исы, а  Аллах знает об этом лучше***.


z Рассказ об ‘Исе  y921


 

В своей книге «Радд ‘аля н-насара» шейх Шихаб-ад-дин аль-Каррафи приводит стихи, которые являются ответом хрис-тианам, соглашающимся с  иудеями в  том, что ‘Иса был распят, но вместе с  тем объявляющим его сыном Аллаха, хотя Аллах намного выше того, о  чём они говорят:

 

Отношение к  Мессии христиан, скажем прямо, в  изумленье повергает: странно слышать утверждения людей, что отцом его Аллаха называют. Иудеям они выдали Христа, а потом его распятым объявляют. Если правду эти люди говорят,

 

скажут пусть, а  где отец скрывался, когда сын его заложником врагов своих злейших в  одночасье оказался? Как ты думаешь, разгневался отец или рад был и  доволен тем остался? Если рад, то благодарность и  хвала им за то, что казнью сына угодили. Если ж в  гневе он, оставьте вы его — поклоняйтесь им, они ведь победили.

 

 

О разногласиях среди последователей ‘Исы 

 

Толкуя аят, ­ в  котором сказано: «Мы поддержали тех, кто уверовал, [в борьбе]против их врагов, и  они стали победи-телями»(61: 14), мы уже упоминали, что Ибн ‘Аббас и  другиеулемы из числа наших праведных предшественников указыва-ли, что после вознесения ‘Исы  на небо его последователи разошлись во мнениях.


z922 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Как отмечает Ибн ‘Аббас и  другие, некоторые из них ста-ли говорить: «Среди нас находился раб Божий и  Его послан-ник, который был вознесён на небо», другие называли ‘Ису Богом, а  третьи  — сыном Божьим.

 

Первое утверждение соответствует истине, а  два других являются проявлением великого неверия, о  чём в  Коране ска-зано так: «[Однако впоследствии представители разных] об-щин разошлись во мнениях[относительно этого]. Горе же тем, которые не уверовали, [ибо пожалеют они, когда увидятужасы] Великого дня! » (19: 37).

 

Кроме того, они расходились по вопросу о  передаче Еван-гелий, ибо одни считали, что в  них есть добавления, по мнению других, они были переданы не полностью, третьи считали их ис-кажёнными, четвёртые же полагали, что Евангелия подменены.


Поделиться:



Популярное:

  1. A.7.7. Модуль 5: Манометры и световые индикаторы тормозной системы
  2. C. Библейское обоснование позиции Претрибулационизма
  3. I. Проникновение в империю. Битва при Адрианополе. Поселение вестготов на Балканах. Аларих. Первое нападение на Италию. Второе нападение. Захват Рима. Атаульф. Мирный договор с Римом. Валия.
  4. I. Чтобы они поистине были универсальными для научных занятий.
  5. II. Световая микроскопия: продольный срез
  6. V. Сира (Жизнеописание Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)
  7. XIII. Наши педагогические проблемы в свете самоанских антитез
  8. А - это звук «а» в слове «папа». О - это звук вздоха «Ох». К - это звук в слове «кухня». У - это звук в слове «грусть». Мир меня, Ихалиакала
  9. А если мне не в чем каяться?
  10. А если хочешь узнать что у тебя за команда, достаточно сыграть с сильным противником. Ты сразу удивишь все недостатки и недоработки, узнаешь, кто из игроков что стоит.
  11. А если я просто так окрестился ?
  12. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.233 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь