Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Нечаянная потеря - как помочь её пережить



Есть вещи, которые и нам понять невозможно, а ребёнку тем более. Потеря. Уход навсегда. Дети так или иначе сталкиваются со смертью …увидел убитую птицу… мёртвая бабочка… умирает любимое домашнее животное…

И не надо нам обманываться, что они не понимают: это только кажется, что глянул – прошёл мимо – забыл. У детей память очень цепкая. Вы и сами, наверное, видели, как вглядывается ребёнок. И как меняется выражение глаз, и как становится вдруг серьёзный. Нанемного… а детям больше не надо. Они могут столкнуться, вглядеться – и тут же вроде забыть, хотя на самом деле это впечатление будет жить в них долго-долго, может, смутным воспоминанием, всю жизнь.

Казалось бы, плохое, растревоживающее, дети быстро забывают. Они могут переключиться: смеяться, бегать, играть; но это внешне, на внешнем уровне. Внутри остаётся недоумение, и тревожность, и страх, иногда доходящий до ужаса, а ребёнок так, шумя и бесчинствуя, его заглушает. Но ночью страх возвращается, или – не ночью. Он может выйти наружу внезапной болезнью, страшными снами и п.д. и т.п.

Особенно сложно приходится тем детям, у которых есть собственный печальный опыт расставания с кем-то из близких (людей ли, зверей).

Давайте войдём в мир ребёнка, потерявшего домашнего любимца, четверолапого друга, и попробуем понять, что чувствует юный наш человек, понёсший потерю:

- мир и так неустойчив, всё зыбко; рушится привычный порядок, устойчивость и надёжность его. Стабильность миропорядка детям необходима, это их опора (недаром так любят маленькие дети определённые ритуалы, традиции – от чистки зубов до совместной прогулки в выходной день). Всё было правильно, по-порядку, и вдруг…

- так как плохо ориентируются во времени и нет опыта, а есть только «сейчас», и если сейчас – плохо, то кажется, что это навсегда

 

когда что-то плохо, детям кажется, что это навсегда

 

- нет опыта потери, не знает, как себя вести, как себя успокоить

- опасается за себя, за своё будущее. Смерть для ребёнка - всегда «вдруг»; а вдруг и со мной?

- и ещё один страшный страх - за родителей (с кем я тогда останусь? )

- к животному он привык; на месте привычки осталась пустота, теперь его не хватает – и это создаёт опять-таки неопределённость, шаткость

- чувство вины. Мы все перед ушедшими чувствуем себя виноватыми; сын/дочка могут вспомнить, как как-то обижал/а, помнит, что тянул/а за хвост, толкал/а и шлёпала. А вдруг из-за меня (дети, вы помните, эгоцентристы, стоят в центре мира, и всё, что вокруг – считают, что из-за них и для них; особо чуткие дети – им вдвойне тяжело, они все эмоции окружающих пропускают через себя…

Может быть в глубине души угнетённое состояние, хоть и сам уже не будет сопоставлять с на происшедшим (вроде забыл).

Четырёхлетняя малышка говорила о кошке, которая умерла неделю назад:

- Знаешь, когда вспоминаю Лату, мне даже больно. Вот здесь, - показала, мягко похлопала туда, где сердце, - …Я её вспоминаю…слышу голос…как мяукает…».
И хорошо, что она умеет о чувствах своих говорить. Если бы с ней не разговаривали, не спрашивали, она осталась бы со своими переживаниями одни на один.

Когда умирают – как объяснить? Как утешить? Как, чтоб не травмировать?

Самое неудачное, что могут родители сделать – скрывать. Подыскать срочно замену (крыски, например, попугайчики очень похожи, могут сразу не узнать). Не надейтесь, всё равно догадается где-то в глубине души, даже если виду не подаст. И от тех невысказанных предположений, которые придут в голову, станет только страшнее. Мало того, что произошло что-то непонятное и пугающее (а дети очень проницательны), так еще и правды не говорят, это еще страшнее. Если родителям нельзя верить, значит в таком огромном мире не на кого положиться?

Про себя или вслух, сразу или чуть позже, ребенок все равно будет искать ответ на вопрос «А куда он делся? », потому что он все примеряет на себя. Сопоставляет и может сделать неожиданные (и опасные) выводы. Куда денут, если я заболею? А что будет, если я умру? Если родители бросят животное – это останется в памяти у ребёнка как модель поведения, которая возможна и с ним. Тут бесполезно уверять – ну, тебя-то мы не оставит. Ребенок не знает наверняка, что он вам важнее кошки, он верит не столько словам, сколько тому, что видит, чувствует, ощущает. А в случае подмены или увиливания он ощущает и трагедию, и ложь, и предательство.

 

Что делать?

Первое. Не скрывать. Самое страшное – неизвестность. Скажите правду. Но только слишком ярко, на эмоциях, не рассказывайте о том, что произошло. (Многие дети очень впечатлительны, и яркие подробные картинки надолго врежутся в память и лишат покоя, так и будут крутиться и крутиться в голове).

Второе. Объяснить, что это значит. (Умер – как это? Что это значит? ). Не дышит. Стал как камешек, холодный, твёрдый, потому что жизнь ушла из тела. А душа… Если верите - расскажите о душе.

Третье. Объяснить, куда девается тот, кто умирает. Если ребёнок не будет знать, нам тоже трудно придумать, что он может вообразить. (Могут посчитать, что где-то в доме спрятался, что ходит по ночам и скрипит половицами; может считать другое: что выбросили на улицу, а там холодно-мокро, и он, любимый зверёк, голодный и дрожит от холода. Это – не лучший выход, скрывать и оставить все на откуп детском воображению). Пути детской логики непостижимы. Не зная правды, ребёнок догадывается и придумывает своё. Дети могут даже посчитать, что вы жестоки, и в голову ребёнка придёт совсем абсурдная мысль, что, если он сам заболеет, неизвестно, вдруг и его так же куда-то денут, избавятся?

Четвёртое. Помогите пережить. Ребёнок должен знать, что его страдания понимают и разделяют. Грустите вместе. Разговаривайте. Спрашивайте и отвечайте, дайте выплакаться, Дайте высказаться, чтоб не держал в себе. Ребёнок, когда страдает, свои переживания может выплёскивать в крике, беготне, капризах, очень дурном поведении. Так ведут себя и многие взрослые. Подобное состояние может и затянуться, если вы не поможете справится.

Пятое. Вспоминайте. И пусть это будут светлые воспоминания. Они должны со временем «перекрыть» страх потери. Это: приятное, светлое, радостная память должна оставаться в душе.

Шестое. Оставьте зримую память. (Фото, рисунки, видеозаписи. Можно сделать самодельную книгу, записывать туда свои сказки – рассказы – случаи – добрые воспоминания). Так вы поможете. Так юный человек убедиться в ценности уникальности каждого. В непреходящей ценности самой жизни..

Седьмое. Сочините вместе сказку. Я не знаю, уместно ли назвать это «сказкой», но ребёнку будет понятней и легче, если в воображении оно, это любимое существо, будет жить. Приходить в гости, попадать во всякие сказочные истории, стать защитником или его ангелом. Предполагаю, так дети начинают смиряться с той сложной идеей, что мы смертны и одновременно с этим - верить в своё бессмертие

Тест - путешествие

Этот ассоциативный тест настолько правдив и популярен, что многие психологи используют его как диагностический метод, а многие заводилы в компании – как занятную игру. Мы же предлагаем провести его как сказку- путешествие со своими детьми. Можно одновременно играть и вдвоем и всей семьей. Взрослые и старшие дети могут узнать расшифровку каждой ассоциации, это даст им пищу для размышления о себе и мире. Младшие дети смогут с удовольствием поиграют в «воображалки», а уж старшие-то и подавно, вам же этот незатейливый тест даст очень четкий срез эмоционального состояния ребенка (если ему 12 и больше лет), причем как сознательного, так и бессознательного.

Сначала пройдите это тест сами, а потом, как-нибудь вечерком, сядьте рядышком с ребенком и предложите ему «путешествие». Пусть он закроет глаза и представит, что идете по лесу. Мягко и бережно задавайте вопросы, не перебивайте, но следите за тем, чтобы ваши вопросы не содержали «подсказки» и не навязывали ребенку поведение (например, слово «перейти» имеет меньшую эмоциональную окраску, чем слово «преодолеть», «оказаться» - чем «достичь» и т.д.). Слушайте все, что он хочет рассказать и мотайте на ус. Будете читать ответы – тогда размотаете.

Представь/те себе…

Итак,

Ты идешь по лесу. Какой это лес? Какое время года? Солнечно ли, есть ли ветерок? Ты один или с кем-то? Что ты делаешь?

Ты выходишь на полянку и видишь родник. Ты к нему подойдешь? Будешь пить воду?

Вдруг на опушку выскакивает животное. Какое оно? Что оно делает? А ты что делаешь?

Ты идешь дальше, впереди – река. Какая? Как ты будешь перебираться на другой берег?

Ты оказался на другой стороне – и видишь дом. Какой это дом? Хочется тебе туда идти? Ты подходишь к дому, прямо к двери. Опиши дверь. На двери табличка, как она выглядит? На ней написано твое имя – прочитай «надпись».

Ты заходишь в дом. Оглядись вокруг и опиши, что ты видишь. В какую комнату ты пойдешь первой? Опиши ее. Какие еще комнаты в доме? Ты пойдешь в подвал? Опиши подвал. Что там лежит или кто там живет? Опиши чердак. А там кто или что? Что ты там делаешь?

Одна из комнат в доме – совершенно белая. В ней нет ни окон, ни дверей, никаких выемок на стенах. Когда ты попал туда, дверь закрылась. Что ты будешь делать? Что ты чувствуешь?

Ты выходишь из дома с другой стороны и идешь по тропинке. Впереди тебя – забор. Как ты окажешься на той стороне?

Около дороги, по которой ты идешь, есть нора. Как ты поведешь себя?

Наконец тропинка выводит тебя к морю. Над морем носятся чайки. Далеко они или близко? Как они себя ведут?

В море ты видишь корабль. Какой он? Как далеко он от берега? Ты будешь до него

добираться?

Вот и все, твое путешествие счастливо закончилось. Ты возвращаешься домой отдохнувшим, посвежевшим и радостным. Не спеша открывай глаза. Скажи, тебе понравилось?

А вам? Обычно такое путешествие освежает и обнадеживает. А еще дает ребенку (да и взрослому) ощущение, что кто-то очень сильный и добрый ведет его по жизни за ручку, помогает, направляет и не даст пропасть ни в коем случае.

 

Давайте теперь присмотримся к расшифровке ассоциаций. В тесте даны ключевые символы, которыми оперирует подсознание большинства людей. Возможно, что-то лично вы или ваш ребенок воспринимает не так как все, но именно поэтому в тесте есть «дублирующие» ситуации и образы, чтобы картина была более четкой.

 

Итак, лес и прогулка по лесу символизируют то, как человек воспринимает саму жизнь и свое движение по ней. Согласитесь, большая разница – вышел ребенок гулять или потерялся в лесу. Обратите внимание на сам лес – насколько ребенку там комфортно, светло, интересно. Точно так же важно посмотреть на то, каким видит ребенок дом издалека. Светлым или темным, симпатичным или отталкивающим. Возможно, такой он видит свою жизнь в семье. Обратите внимание, если какую-то деталь дома человек выделяет особенно – крышу с дырками, открытую или запертую (даже забитую деревяшками) входную дверь.

Родник - это восприятие всего нового, что приносит вам жизнь. Если он видит захламленный, забитый окурками родник - то скорее всего он не привык ждать от жизни милостей. Так же и животное - это то, как видит других людей ваш ребенок. Обратите внимание - это страшный медведь или пушистая белка, кто первым идет на контакт – он сам или детка ждет, пока подойдут к нему? Или вон вообще маскируется, чтоб его не увидели? Тоже довольно показательно.

Река и стена – это символы препятствий. Как человек преодолевает их в тесте, такими же он видит преграды в жизни. Есть люди, которые бояться вообще войти в воду, есть те, кто крушит стену, есть и такие, кому уже готовы и лодочка с гребцом и лесенка с поддержкой. Обратите на этот пункт внимание, если в нем появились крайности – «взорву нафиг» или «повернусь и уйду».

То, на что в доме обращает внимание человек – для него значимые вещи. Кто-то сразу идет на кухню, для него там смысл и центр дома. Кто-то сразу замечает детскую. Стоит обратить внимание, если при описании какая-то комната не появляется вообще, ее то какую-то сферу жизни ли какого- человека игнорируют бессознательно. Например, комнату брата или зал, где обычно собирается вся семья. Может быть тут что-то не так, например, ребенку в этот период жизни нужно уединиться и подумать, а не «тусоваться» со всеми. Кстати, обратите внимание на общее описание дома - тесно, просторно, темно, пахнет чем-то вкусным или наоборот.

Особое внимание стоит убелить чердаку и подвалу. Чердак – это все знания, навыки и умения, которые мы приобретаем в процессе обучения в школе или в Университете, не важно. Хорошо, когда он представляется аккуратным, где все разложено по полочкам. Или где живут веселые коты или добрые птицы. Но очень у многих он захламлен или запылен. А может быть, ваш ребенок настолько переучился, что вообще не захочет туда идти.

Подвал - это все подсознательные или плохоосознаваемые устремления, знания, желания и навыки, которые у человека есть. Если человек охотно лезет в подвал и с удовольствием там находится – то, скорее всего его подсознательные страхи сильно его не тревожат. Если он боится идти в подвал и видит его захламленным, грязным, опасным, то, скорее всего ребенка тревожат какие-то смутные страхи.
Кстати, тоже самое касается норы. Если ребенок легко проходит мимо или лезет в нору «покричать», посмотреть кто оттуда вылезет, то скорее всего скрытых страхов у него немного.

Белая комната, лишенная любых выступов – это метафора смерти. Не ожидали? Но подсознание мыслит так. Посмотрите, как ведет себя там человек. Бьется в истерике? Смиряется? Плачет? Ждет помощи? Редко кто чувствует себя хорошо в такой комнате, но тут стоит обратить внимание на степень интенсивности переживаний. Чем эмоциональнее реакция – тем болезненнее эта тема для ребенка сейчас.

Чайки у моря – это, как ни странно, родственники. Проверьте себя, посмотрите, насколько навязчиво поведение птичек. Оцените «уровень шума», который они создают. Похоже на правду?

Ну и, наконец, корабль – это заветная мечта. Посмотрите, насколько четко ребенок видит детали корабля – это покажет, насколько четко ребенок представляет себе что хочет. Если это пиратский корабль – тоже ничего, романтика. А вот если это разбитый остов корабля, посмотрите, какие разочарования сейчас гнетут юного человека.

Еще одни критерий - может ли он до корабля добраться. Не беда если еще не может, и видит вообще «Корабль с Алыми Парусами». У него еще много лет на то, чтобы понять себя и мир вокруг. Плохо если он говорит о корабле с печалью или сразу описывает препятствия - нет лодки, чтобы добраться, нет желания. Такое нередко бывает у подростков, но не пугайтесь, это возрастное «видение мира», она проходит, когда выросший человек начинает лучше себя понимать.

Напомним еще раз, что ответы, которые вас обеспокоили – еще не повод записывать себя или ребенка в разряд «неблагополучных», это всего лишь слепок нынешнего состояния сознания и подсознания. Но на какие-то спорные моменты стоит обратить внимание и учитывать их в дальнейшем.

 

Глава 9

Шкатулка со сказками

Отложив фломастер в сторону, малышка рассматривает рисунок и рассуждает сама с собой:

«Я нарисовала собачку…На что это похоже...? »

Чтобы сказка легко сочинялась, как минимум нужно два компонента: настроение и вдохновение. Если с первым мы как-то можем ещё совладать, настроить себя и оптимизировать, то со вторым куда как труднее. Вдохновение – штука капризная, и появляется не столько по зову, сколько по собственному желанию; как кошечка гуляющая сама по себе.

Вы с настоящими кошечками хорошо знакомы? Тогда вы по опыту знаете: и ласкаешь её, и кусочки ей выбираешь, и только что не мурчишь за неё, а она – всё решает сама: захочет – о ноги потрётся, и на коленках свернётся, и помурлычет. А не захочет – зови не зови - усядется в отдалении, и вроде не слышит, и дремлет, и щурит оттуда свои загадочные глаза.

С вдохновением то же самое: зови не зови, по приказу не появляется. Нужно что-то, что-то такое, чтоб ему захотелось прийти. Как любимую кошечку, Вы можете приманить его с помощью маленьких хитростей.

В сказках есть такие волшебные вещи, которые вовремя появляются икоторые помогают героям делать свои славные дела: скатерть – самобранка, шапка – невидимка, яблочко на блюдечке, Палочка – выручалочка, сапоги – скороходы, клубочки, гребешки, платочки… Их роль весьма актуальна: помочь – подержать – направить.

Мы тоже можем завести и благополучно пробираться сквозь свою сказку – от начала до конца, расставив в ней волшебные предметы, которые можно сделать своими руками

Почти волшебные вещи

Впрочем, это может быть и шкатулка, и сундучок, и обыкновенный мешочек – как вам удобней. Единственное, что надо – оформить их по волшебному (покрасивее! ), чтобы хотелось туда заглянуть, чтобы едва бросил взгляд – враз догадался: здесь проживают подсказки для сказки.

Настрой – вообще великое дело. Но если ребенок не в настроении? То … и не надо. Главное, чтоб в настроении были вы. А за малышами дело не станет, дети легко улавливают родительское настроение и легко подключаются - к вашей оптимистической ноте.

Правда, Если у вас не малыш, а детка постарше, так просто в сказку его не завлечь.

Что можно сделать?

Воспользоваться ситуацией

1) Попросите помочь вам. Например, младшие братишка/сестричка требуют сказку, а вы уже так на-со-чи-ня-лись, что в голову больше не приходит ничего. Выручай, мой старший!

2) Ввести в праздничную программу (и/или воскресную) программу. Не секрет, что во главе праздничного стола зачастую у нас стоит телевизор. Иногда достаточно просто выдернуть шнур из розетки – и появляется масса свободного времени (время, на отсутствие которого мы так часто жалуемся). Для сказок.

3) Когда ребёнок что-то просит у вас – почему бы и вам его не попросить? Нет, это не шантаж, это справедливо: приятность, так сказать, за приятность. Надо только учесть один нюанс. Если детка сказала вам «не хочу» - не отвечайте тем же, мол, тогда и я «не хочу» и «не сделаю». А вот о том, почему он не откликнулся на вашу просьбу – об этом стоит подумать.

4) На спор. Почти все дети – ужасные спорщики. Поспорьте: смогу – не смогу сочинить с ход сказку. (И что-то поставьте на кон – для энтузиазма).

5) Подкиньте монетку. Решка – значит, играем сегодня в сказки. Орёл – переносим на «как–нибудь в другой раз».

6) Субботний вечер. Завтра – выходной и отсыпаловка, сегодня вы не отправляете ребёнка в постель по режиму, а говорите…про сказки. Хотя бы от удивления он к вам присоединится.

7) На выезде, например, в лесу, на даче, у костра, когда съедены все шашлыки, вы вспоминаете детские игры и сказки. А там, слово за слово…Дети, даже те, что постарше, часто интересуются родительской биографией (если это просто воспоминания - без морали).

8) Завести такую традицию: общие игры после…(когда вы собираетесь вместе и никуда не торопитесь? )

 

Главное, чтобы первые туры вашей игры прошли с азартом и интересом, чтоб было весело, чтоб пон-ра-ви-лось. Тогда в следующий раз ваше любимое чудо подключится без проблем.

Подсказки для вашей сказки

Неоценимый помощник - Шкатулка для Сказок.Сделать её – проще некуда. Берёте обыкновенную коробку, например, из под обуви и украшаете её. Заняться украшательством можно вместе с ребёнком, а можно тайно (если вы готовите ему сюрприз). Подойдёт всё. Можно, особо не забивая голову, вручить своему наследнику разные наклейки и пусть облепляет коробку с разных сторон.

Намазываете, например, коробку клеем и осыпаете конфетти, раскашиваете (причём, если рисовать не любите, особо мучиться не надо: разведите разные краски и обрызгайте свой короб с помощью зубной щётки. Макаете её в краску – и проводите по щетинке. Потом макаете в другую – и снова проводите. Брызги летят, шкатулочка украшается.

Можно коробку разрисовать и даже написать на ней волшебные слова…

Впрочем, вместо коробки можно взять мешочек, сундучок, корзину, ящик для детских игрушек, старую сумочку…Главное, чтоб легко открывалась и закрывалась и нельзя было внутрь просто так заглянуть.

 

В общем, берёте какую-то тару, симпатичную и подходящую.

И кладёте в неё то, что поможет вам сочинять ваши сказки.

- игрушки

- картинки на разные темы

- геометрические фигуры

- листики в разными фразами или словами

- мелкие предметы и вещи -

по вашему выбору. А выбор зависит, естественно, от мотивов (т.е. от того, зачем вам сказка понадобилась) и от возраста ваших наследников.

 

Сочинять «сказки из коробочки» можно самому, а можно и целой компанией, так ещё интереснее. Будет занятно такое развлечение устроить в какой-то праздник или просто в долгие зимние вечера.

 

Как это делается

Итак, все уселись в кружок (за столом или на полу по-турецки). Чуть пригасите огни (включите бра, настольную лампу или свечи). Звучит волшебная музыка (или раздаётся перезвон колокольчика) и начинается сказка…

Ведущий (нет, извините, сказочник и волшебник) говорит волшебные слова. А можно сказать всем вместе «Крекс – фекс – пекс» или «шаррри – мотарри» (или что там придумаете ещё)…

Вообще, неплохо, если вы придумаете определённый ритуал и всякий раз будете его более – менее придерживаться. Во-первых, это хорошо настраивает; во-вторых, дети любят, когда всё идёт по порядку. А, главное, всяческие ритуалы сближают, они делают людей сообщниками, единомышленниками, союзниками в общем семейном деле.

 

Что сегодня лежит в вашем волшебном коробе?

Предположим, в вашем волшебном коробе сегодня лежат

игрушки и безделушки (если ваши дети ещё маленькие – это как раз подойдёт).

 

Сказки по кругу

Главный сказочник приоткрывает волшебную крышку и наугад достаёт оттуда первый предмет. Что это? Или Кто это? Этот предмет и будет сегодня героем.

Чтобы он «ожил», надо о нём рассказать.

Предположим, вы достали бусинку (или целое ожерелье) Начинайте со сказочного зачина. «…жила была бусинка. Она была маленькая, самая маленькая изо всех бусинок, которые вместе с ней сидели на длинной ниточке, на самом кончике около узелка. И вот как-то раз узелок взял и развязался… И все с бусинки рассыпались. И стало ей скучно…»

Как только сказка затормозилась, вытаскиваете из коробки следующий предмет. Он может оказаться союзником главного героя и помогать ему (например, вернуться бусинке на нитку), может – противником – и мешать (утащить её, проглотить, спрятать). В общем, вытащил этот предмет – и говорите о нём.

Идея понятна? Из коробки достаёте «героев» и рассказываете, и сочиняете.

Сочинять такую сказку лучше всего по очереди (или по кругу). Как только один выдохся, следующий подхватывает.

Ах, да. Будет отлично, если вы заранее напишете фразы – подсказки. Хотите- на плакате, хотите – на листиках. Главное, чтоб они оказались под рукою в нужный момент и чтоб их было можно легко прочитать. (А то, кто читать не умеет – будет указывать пальчиком). Это слова – выручалочки. Если кто-то начнёт пробуксовывать, эти слова и фразы здорово выручают. Просто выхватываете слово глазами, наугад, читаете – и сюжет продолжается.

Фразы – помощники:

Слова и фразы - действия: пошёл, упал, кинулся в погоню, рухнул, закричал «караул, спасите – помогите», очень веселился.., очень огорчился..., ревел с утра до вечера, пустился наутёк..., стал преследовать…, взобрался повыше.., встретился с.., встал как вкопанный и т.п.

Существительные и фразы, помогающие придумать-определить место, где проходит действие: в лесу, на пятом этаже, в пустыне Сахаре, на трубе, в космолёте, на свалке, по дороге в баню и т.п.

Прилагательные и «околоприлагательные»: добрый, лохматый, трусливый, зубатый, самый высокий в мире, кудрявый, встревоженный, похожий на…, крошечный и т.п.

Вопросы-подсказки: Кто это? Какой? Где? Что сделал?

 

Что ещё положить в шкатулку

Всё, что угодно. Так, вместо вещей или игрушек можно положить туда разные картинки или рисунки (любые, которые вам покажутся подходящими на роли героев). И получится у вас сказка по картинкам. Принцип тот же самый: достаёте из волшебной шкатулочки картинку (или слово) - и используете их как путеводную звезду.

 

Что осветил фонарик

В полумраке сказки слушаются особо. Возьмите фонарик и выключите свет (самых младших детей посадите к себе поближе, обнимите – на всякий случай). Впрочем, и те, кто постарше, неплохо, если рядом сидят. Лишний повод, словно случайно, прикоснуться, понимающе подтолкнуть плечом.

Итак, выключаете свет. Зажигаете фонарик. Что (или кого) он осветит – тот ваш герой. С него начинается сказка.

Как вариант: можно использовать элементы теневого театра. Пусть кто-то сплетёт свои руки, а вы осветите так, чтоб на стене появилась тень. Кто это? Что это? Ваш сюжет.

 

Передай вопрос по кругу

У вас написаны карточки с разными словами (существительными). Открываете две. Прочитываете, что написано. (Если ребёнок читать не умеет – читаете за него). Вот эти два первые прочитанные вами слова – герои ваших сказок. Например, вытащили карточки: «холодильник», «собака». И начинаете сказку: Жил – был холодильник, он был белый, толстый и весёлый. Однажды пошёл гулять и встретил грустную собачку. Она шла по улице и думала…. О чём? ». Сказка переходит к следующему, тот отвечает на вопрос и продолжает…до следующего вопроса, который он задаст кому-то из участников.

Если играют не малыши, можно задавать вопросы и передавать сказку не по кругу, а – как придётся. Просто неожиданно показываете на кого-то рукой (или называете по имени/фамилии/прозвищу). Этот элемент неожиданности создаёт особое напряжение и особый азарт. А тот, на кого упал вопрос, может так неожиданно отреагировать, что все просто покатываются со смеху. Юмор – это здорово, он - одно из необходимых условий настоящего творчества.

С малышами можно играть попроще. Помните ту собачку, с которой сказка началась? Собака лежала около холодильника и ждала…». И чего же она ждала? Никак не придумаете? Тогда вытаскиваете третье слово. Например, вы вытащили «хвостик». Всё ясно. … Холодильник попросил собачку: дай мне поносить свой хвостик…

Итак, алгоритм действий: открыть – прочесть – придумать (т.е. установить между этими словами связь)

Чем больше у вас заготовок – тем лучше. Не тормозите себя ничем! Можно писать на компьютере, можно находить-вырезать картинки и подписывать их, можно слова и фразы вырезать из заголовков газет… И, главное, всё это можно поручить своим ненаглядным наследникам. (А самим только советы давать – и заниматься своими делами.) И пока они будут готовит(ся), представляете? вам обеспечено полчаса (а вдруг и весь вечер?! ) тишины. Для детей подготовка и предвкушение игры бывает важнее самой игры.

 

Варианты. Карточки можно сгруппировать по циклам, по темам. Сегодня берёте одну тему, завтра другую, а время от времени их перемешиваете (для настроения)

Животные, птицы, насекомые..

Орудия труда (пила, топор…)

Картинки природы и урбанистические (дома, леса, посёлки, пустыня и т.п.)

Выражение лица (базовые эмоции: радость, гнев, удивление…)

Плоды, фрукты, овощи…

Профессии

Карточные игры

Тут тоже большой простор для творчества.

Карты (настоящие) - раскладываете и сочиняете. К королеве пришли шесть сердец и сказали, что когда-то они были одним большим сердцем ( червовый туз) но потом поссорились и раскололись на много маленьких. И королева начинает их мирить

Карты (рисунки, географические) – вообще прекрасный повод «слетать» или «сплавать куда-то. Построит корабль из стульев и кресел, вытащить все наволочки, собак считать за акул ил пиратов, которые бросаются на абордаж.

Сказки за компанию

 

РАЗМИНКА Для смеха (как разминка или вообще – короткая сказка).

Играют два человека или больше.

= На что наткнётся взгляд – то и попадает в сказку. Например, один говорит:: «Мы варим суп…», - другой «…в кресле». «Мы моем голову…шваброй».

Впрочем, иногда получаются и грустные вещи. ……..В выходной день мы идём…к телевизору. Мы завтракаем вместе…с телевизором. Я делаю уроки рядом…с телевизором. Вместе с бутербродами в ранец я кладу…телевизор…

= Потерялась буква. Берёте сказку и рассказываете её без этой самой буквы.

Попробуйте прямо сейчас.

 

= Откройте любую книгу и выхватите взглядом три – четыре слова наугад. Подберите к каждому из них слово с противоположным значением. (или что-то контрасту, противоположное) Например, вы выхватили слова: «правила – четвёртый – помогая – ух». Контраст может оказаться таким: «беспредел – ноль без палочки – мешая – караул». (Пусть не смущают вас правила грамматики: контраст-то мой, что хочу, то с ним и делаю! ). Составьте из этих слов предложение. Н., вот что получилось: «На улице Беспредельной девочка по имени Мешая караулила Ноль без Палочки». … или… «Маленький – маленький Ноль потерял свою палочку в тот самый момент, когда беспредельно радовался, что с Караулом ему повезло. Вот как это случилось…»

= Слово по ассоциации. Воспользуйтесь первым попавшимся существительным и назовите по ассоциации ещё десять слов. Интересная цепочка получится! хватаёте из неё предпоследнее – это будет ваш сказочный герой. Берите второе – это конкурент. А раз конкурент, то … А что они станут делать?

 

Тайнопись

Эту игру мы почему-то называли «английской», ходя не знаю, из Англии она родом или ещё откуда-то. Никто не помнит, как вообще она появилась в нашем доме

Но за этой игрой мы провели множество весёлых праздников и вечеров.

Игра проводилась в письменном виде, в вид ответов на вопросы. И некоторые листочки - оказывались такими забавными, что выбрасывать было жаль. Мы их складывали в стеклянную вазу. А потом, как-то так само получилось, мы стали придумывать сказки, по этим листам. Просто так, на ходу, для смеха. Тогда она казалась совсем пустой/ бесполезной, но приятной тратой времени. Теперь же я понимаю, что были эти очень важные вечера. Раскованность, открытость для смеха и необидных шуток, общение – что может быть важнее для дома, для атмосферы семьи.

Попробуйте и вы. Чем больше будет народу – тем лучше. (Если есть нечитающие дети – что ж, пишите за них. Только сначала заполните свой листок, а потом дополнительный).

Сядьте все в круг. Игра проходит в три этапа.

1) Записать ответы на вопросы.

Всем участникам игры выдаются узкие полоски бумаги ( если лист тетрадный поделить на 4 части в длину – в самый раз;;; ¼ тетрадного листа, разрезанного по вертикали) и карандаш. Ведущий задаёт первый вопрос: «Кто это был? ». Все пишут. (например: кот, большой зелёный крокодил, моя мама, и т.п. – что захочется написать). Затем загибают листик так, что написанное не было видно, и передают соседу справа.

Потом – задаётся второй вопрос - Ответил на вопрос – прикрой свой ответ и передай листок соседу. Это обязательное условие: что там написали на листике до тебя, видеть/читать нельзя. Когда (((все вопросы закончатся (их всего пять), ведущий говорит: «Стоп! ».

2) Подготовка к монологу

Делается небольшая пауза; каждый разворачивает тот листочек, который находится в данный момент у него, прочитывает. (Это надо, чтоб разобрать почерк и слова, чтобы потом вслух это прочесть красиво). Вслух можно зачитывать всё подряд, что там на листочке записано. А можно придумать короткую сказку на базе этих слов.

3) Чтение и хохотание.

По очереди (каждый) зачитывает то, что там в его листочке получилось. Получается разное. Но чем дольше идёт игра – тем больше в неё втягиваешься, тем она веселее.

 

Вопросы:

Первый вопрос: «Кто это был? »

Второй вопрос: «Где находился? »

Третий вопрос: «Что делал? »

Четвёртый - «Что с ним/с нею случилось? »

Пятый: «…люди прибежали и сказали…Что? »

Отвечать можно одним – двумя словами, но можно и целым предложением. То есть сколько дополнительных слов вы употребите в ответе – решаете сами.

 

По сути, у каждого на листке будет записано одно сложное предложение.

Чтобы превратить его в сказку-рассказку, добавляйте слова типа: однажды… вдруг… оказывается… и т.п. и т.п.

 

Сказки по пословицам

 

Пословицы, поговорки и пр. – сюжет для новой сказки. Кстати, так же, как народные знакомые сказки. По этому же принципу с не меньшим успехом вы можете использовать для своих сказок пословицы и поговорки. Там, конечно, нет развёрнутого сюжета, но зато есть двойной смысл: прямой и переносный. Этим и пользуйтесь.

А заодно и ребёнка научите этот второй смысл понимать. И лексикон его существенно расширите. Ненавязчиво и без труда вложите в его головку такие понятия, как иносказание, аллегория, и даже – что такое гипербола, гротеск, даже если вы сами уже не помните точного значения этих терминов.

Вот как можно сделать это.

Возьмите какую-либо поговорку/пословицу/крылатое выражение. Ну, например,

«И на солнце есть пятна». Для начала спросите у ребёнка, как он думает, что это значит. Даже если человек пока не понимает, «где здесь собака зарыта», всё равно выслушайте его версию. Это полезно «вчетверне»: во-первых, так вы проявляете уважение к человеку, а попутно настроитесь друг на друга; во-вторых, весьма вероятно, ребёнок выдаст что-то интересное и весьма необычное (с детьми часто такое случается); в-третьих, выдвигая какую-то версию, он начнёт думать, рассуждать, стоить предположения, т.е. подходить к процессу творчески, что никому ещё не повредило; в-четвёртых, он заинтересуется (сам, а не по чьей-то указке): в самом деле, а как это: солнце в пятнах?

В общем, сначала разбираетесь с прямым смыслом фразеологического оборота.

Потом переходите к переносному.

Проще всего взять и растолковать. Сложнее, но лучше будет, если и здесь вы не кинетесь в разъяснения, а натолкнёте ребёнка, подведёте к нужному выводу так, чтоб его самого «озарило».

Скажите:

- Солнце какое? (Доброе, ласковое, жаркое, согревающее…» - ответит ребёнок).

- А пятна? Когда они бывают и где? Какие они? Даже малыши запросто ответят на ваш вопрос: в чём – в чём, а в пятнах, кляксах и чумазости они большие специалисты.

- А что с пятнами надо делать? Ясно же: отчищать, отмывать. Вот и тема для вашей сказки, вот и сюжет. Придумайте двух - трёх героев – и в путь, отмывать на солнышке пятна.

«Солнышко ты моё..», - говорим мы своим малышам. И слыша сказку о солнышке. которое не осуждают за то, что на нём появились пятна), а любят и помогают, ребёнок примеряет это отношение на себя. Это очень важно, чтобы наши солнышки с раннего детства знают: даже с пятнами (недостатками и ошибками) мы их любим не меньше, чем «чищенных и отмытых».

Пословиц так много, что, пожалуй, нет ни одной жизненной ситуации, чтобы хоть одна какая-то не подошла. Пользуйтесь: одно предложение может заменить речи и спичи, разрядить обстановку, поддержать и утешить.

Как знать, когда пригодится она. Быть может, через много – много лет, когда покажется, что удача отвернулась, когда всё валится из рук и жизнь повернулась не светлой своей стороной, а дом далеко, и попросить о помощи некого, ваш дорогой ваш человек вдруг вспомнит ту старую сказку из детства. вместе придуманную, и, ухватившись за неё. как за соломинку, выплывет. Потому что и соломинки спасают, если протягивают руку помощи из детства.

Пословицы – поговорки чаще всего дают лишь направление вашей сказке, (общую фабулу, первый толчок). Но зато какой! Сколько всего можно напридумывать!

У семи няней дитя без глаза (но это, скорее, сказка для родителей)

Сколько волка не корми, он всё равно в лес смотрит

Кто хвалится, тот с горы свалится


Поделиться:



Популярное:

  1. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  2. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  3. I AM HAPPY AS A KING (я счастлив как король)
  4. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  5. II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ
  6. III КАК РАСТУТ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
  7. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
  8. IV. Как узнать волю Господню.
  9. IX. Толерантность как нравственная основа социокультурной деятельности библиотекаря
  10. SWOT-анализ организации как метод выявления и предупреждения организационно-управленческих конфликтов.
  11. А как мы можем узнать, кем человек является на самом деле?
  12. А как-же мода середины 80-х годов? Какой она была?


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.122 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь