Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Колхидское царство в VI-IV веках до нашей эры



 

Разрушительные нашествия киммерийцев и скифов, а также события, развернувшиеся в Малой Азии, задержали дальнейшее развитие грузинских племен.

Возрождение грузинских племен связано с именем колхов, о которых мы находим интересные сведения в сочинениях древнегре­ческих историков и географов. Греческий историк Геродот рядом с персами и мидийцами упоминает сасперов и колхов, что указывает на усиление этих двух древних грузинских племен. Наивысшего могущества объединение сасперов достигло в VII-VI веках до нашей эры. Предполагается, что в это объединение под гегемонией сасперов входили все древние восточногрузинские и западногрузинские племена, упоминавшиеся сасперами.

Колхидой, повидимому, называлась терри­тория от Питиунта (Пицунды) до Апсароса (город у устья р. Чорохи) и Сарапани (Шо­ра­пани) на востоке. Эта область была населена и другими грузинскими племенами, но главен­ствующее положение здесь занимали колхи. В этом случае Колхида употребляется и в политичес­ком значении, означая страну, ко­торая подчи­нялась колхам.

В VI-IV века до нашей эры Колхидское царство было достаточно развитой страной. Высокого уровня достигла железная метал­лургия. Применение железного плуга способ­ствовало развитию земледелия. Было также развито зерновое хозяйство. Обнару­женные во многих местах пифосы (квеври – большой сосуд для хранения вина в земле) свиде­тельствуют о широком распрос­тра­нении таких отраслей хозяйства, так виногра­дарство и виноделие. На высоком уровне развития находилось и златокузнечество.

Жизнь западногрузинских племен этого периода была тесно связана с греческим миром. Греция развивалась своеобразным путем: вместо единого сильного государства создава­лось множество городов-государств. Такими были Афины, Спарта, Коринто, Тебе и др. Социально-экономическое и политическое развитие этих городов-государств привело к греческой колонизации. Образование гречес­ких поселений (колоний) имело свои экономи­ческие и политические основания. Под экономическим основанием подразумевается необходимость обеспечения продуктами и сырьем населения греческих городов-госу­дарств. Нужны были и рабы, так как широко использовался рабский труд. Помимо этого, необходимо было обеспечить занятость жителей этих городов, которые не имели никакой собственности. Под политическим основанием подразумевалось то, что в этих городах часто происходили столкновения между различными общественными группи­ровками (в основном между аристократией и демосом). Побежденные вынуждены были искать прибежища в других местах.

Усиление Ассирии привело к падению Финикии. Это обстоятельство позволило греческим городам захватить в свои руки всю внешнюю торговлю. После этого колонизация приняла более широкие масштабы. Греческие поселения стали распространяться в трех направлениях: на западе – в Сицилии и Италии; на юго-востоке – в Африке, на северо-востоке через проливы Босфор и Дарданеллы на берегах Черного моря. Следует отметить, что колонии были так же независимы, как и метрополии (города-государства). У них был свой общественный строй (возможно, отличный от метрополий), они чеканили собственную монету. С метрополиями колонии связывали общие религиозные культы. Взаимоотношения между ними были в основном дружественные и союзнические, хотя иногда происходили и столкновения.

Греческая колонизация Чер­ного моря началась в VII-VI веках до нашей эры. Первые города-государства греки осно­вали в Малой Азии и в первую очередь город Милет. На территории Западной Грузии возникли: Питиунт, Диоскурия, Гиэнос, Фазис и поселение в окрестностях Кобулети Пичвнари. Из названных колоний, если не все, то должно быть Диоскурия и Фазис были основаны миле­тянами.

Самой значительной из греческих колоний был город Фазис. Его выдвижению во многом способствовал большой торговый путь, связы­вающий греков с далекой Индией. Этот путь шел по реке Аму-Дарья, Каспийскому морю и по Куре достигал Лихского хребта, затем по реке Фазис достигал берегов Черного моря, а отсюда направлялся к городу Фазис и другим греческим колониям. Следует учесть и то, что в Фазисе имелись месторождения серебра. На Колхидском побережье греческие колонии возникли там, где уже существовали поселения местного населения. По археологи­ческим материалам видно, что этнический состав греческих колониий был смешанным. Исходя из этого, противоречия между колонистами и местным населением не были столь острыми, как на северном Причерноморье, где ввиду сильного антагонизма колонии вынуждены были объединиться и создать Боспорское царство.

Греческие поселения восточного При­черноморья не смогли оказать политического давления на коренное население Колхиды.

Из Колхиды греки вывозили зерно, лен, древесину, металлы, увозили также рабов, а из Греции ввозили керамические изделия, украшения, масла, вина. Следует полагать, что вино греки привозили для своих нужд, так как Грузия – традиционная страна виноделия – виноградарства, и поэтому греческое вино не могло быть предметом торговли.

Греческие колонии оказывали сильное влияние на социально-экономическую и культурную жизнь Колхидского царства. Они связывали колхов с греческим миром, который был один из самым высокоразвитых во всем мире. Колхида имела связи и с северным Причер­номорьем (в Крыму найдены колхид­ские монеты), с колониями южного Причер­номорья (Гераклия, Синоп), с городами Малой Азии (Пергамон, Самос). Даже из таких отда­ленных от Грузии стран, как Сирия и Египет, в Грузию завозились: бусы из цветного стекла и пасты, посуда из полихромного стекла и т. д.

В Колхиде существовали и основанные местным населением города, о чем свиде­тельствуют археологическике раскопки в Вани и Даблагоми, где обнаружены остатки древнего города. Интересное сведение сообщает историк IV века до нашей эры: «В верховьях реки Фасис на расстоянии 180 стадиев (приб­лизительно 30 километров) находится большой варварский город, откуда была Медея». Правда, этот город пока еще не обнаружен, но упоминание о нем как о варварском городе указывает на то, что он принадлежал корен­ному населению. О высоком уровне развития Колхиды говорит факт обращения монет местной чеканки. В VI-III веках до нашей эры в Колхиде чеканили серебряные монеты, называемые колхидками. Колхидки найдены и за пределами Колхиды (в Крыму, в окрестностях Трапезунда, на Ферганской равнине), что свидетельствует об их обращении в международной торговле.

Своеобразные отношения сложились у колхов с персами. Персидская держава Ахеменидов, созданная Киром Великим, наивысшего могущества достигла при царе Дарии I (521-485). К этому времени Персия подчинила всю Малую Азию. В составе Персии оказались и несколько грузинских племен. Колхида не входила в Ахеменидскую Персию, но раз в каждые 5 лет она посылала туда 100 мальчиков и 100 девочек.

Интересные сведения о грузинских племе­нах, живших на юго-востоке Причерноморья, можно почерпнуть в сообщениях Ксенофонта, прошедшего в V веке до нашей эры вместе со своим войском территорию, населенную грузинскими племенами: кардухами, хали­бами, скифинами, макронами, моссиниками и тибаре­нами. Сообщаемые о них сведения ценны тем, что они достоверны, так как Ксенофонт был очевидцем описываемых фактов. Территорию Колхиды греки не проходили, но Ксенофонт пишет, что «в это время там царствовал потомок Аиэта».

Таким образом, Колхидское царство пред­ставляло собой в политическом, эконо­ми­ческом и культурном отношении высоко­развитое государство, имевшее взаимо­отношения с тогдашними цивилизованными странами.

Образование Картлийского (Иберийского) царства

 

Начиная с 30-х годов IV века до нашей эры, завоевательные походы Александра Македонского в корне изменили ход развития многих стран и народов мира. Огромное влияние они оказали и на Грузию.

В 336 году до нашей эры заговорщики убили македонского царя Филиппа II-го и царский престол занял его сын – Александр. Еще до смерти Филиппу II-му удалось объединить Македонию и Грецию в одно государство. В 334 до н. э. Александр пред­принял поход против Ахеменидской Персии и завершил его с большим успехом. В результате образовалась империя, простирав­шаяся от Балканского полуострова и Египта до Индии. Александр намеревался создать такое объеди­ненное государство, в котором гармонично развивались бы западная и восточная цивили­зации. Но его мечте не суждено было осущес­твиться: в 323 году он скончался в столице своей империи – Вавилоне.

Судя по грузинским источникам, именно с его именем связано создание восточногру­зинского государства. Согласно Леонтию Мровели, Александр Македонский завоевал Картли и оставил здесь правителем одного из своих полководцев Азо. Азо подчинил не только Картли, но и Колхидское царство и властвовал здесь на протяжении 24 лет. Его правлению пришел конец, когда Фарнаваз поднял против него восстание. Азо погиб и Фарнаваз объявил себя царем.

Интересно, что до Александра Македон­ского верховным правителем Картли был Мцхетский мамасахлис. Именно у Мцхет­ского мамасахлиса в VI веке до нашей эры просили убежища евреи, бежавшие из Иеру­салима, занятого вавилонским царем Наву­ходо­носором. В Картли каждая община имела своего мамасахлиса, а Мцхетский мамасахлис был среди них верховным. Он в основном выполнял функцию судьи и советника. Фар­наваз был племянником последнего Мцхет­ского мамасахлиса Самари и, исходя из этого, ему принад­лежало первенство.

Несколько иное описание этих событий содержится во втором грузинском источнике IX века – «Мокцеваи Картлисаи». Здесь также речь идет о завоевании Картли Александром Македонским, и отмечается, что им в Картли оставлен правителем Азо, сын царя Ариан Картли. Азо привел своих сородичей и поселил их во Мцхете, он привнес два идола – Гаци и Га: «Первым царем во Мцхете был Азо, а когда он умер, воцарился Фарнаваз. Царь воз­двиг большую скуль­птуру на выступе горы и объявил ее главным грузинским божеством – Армази.

Согласно этому источнику, Азо был выходцем из Ариан Картли, а не из Ма­кедонии. Существует мнение, что Ариан Картли могло озна­чать Иранскую Кар­тли, т. е. территорию, населенную грузин­скими племенами и входя­щую в состав Иранской империи Ахеменидов. Сам Азо был представителем какого-то объединения западногрузинских племен. Оба источника описывают одни и те же события – историю борьбы за первенство между западногрузинскими и восточногру­зинскими племенами, но каждый рассматривает их через призму своих суждений.

Правда, Леонтий Мровели и «Мокцеваи Картлисаи» представляют Александра Маке­донского покровителем Азо, однако это сведение неверно. Александр Маке­дон­ский не был заинтересован Юж­ным Кавказом и поэтому никогда не шел походом на Грузию. Зато Кавказом (вернее, проходящими здесь важными торговыми путями) заинтересовались государства, образовавшиеся после падения его империи.

После смерти Александра Маке­донского разгорелась ожесточенная борьба между его полководцами, известная под названием Диадохосовской борьбы (борьба наследников).

Империя Александра Македонского распа­лась на три части: 1) государство Селевкидов, в которое входили Сирия, Междуречье, Мидия и другие провинции Азии; 2) Египет, где господствовала династия Пто­лемеев; 3) Ма­кедония – во главе с преемни­ками Антигона. Существовали и другие небольшие государственные образования.

По свидетельству Леонтия Мровели, Фарнаваз призвал на борьбу с Азо Куджи – правителя Эгриси (Западная Грузия), укрепил свои силы войском северокавказских племен и, используя помощь и поддержку селевкидов, выступил против Азо. Азо получил подкреп­ление из Греции, но несмотря на это потерпел поражение и сам погиб на поле боя.

Основателем государства Селевкидов был Селевк I (отсюда и происходит название государства). В середине III века до нашей эры от государства Селевкидов отделилась Парфия, но Антиох III сумел временно подчинить ее своей власти. Государство Селевкидов своего наивысшего могущества достигло при Антиохе III, но при нем же потерпело от римлян жестокое поражение у Магнесии в 190 году. После этого удара царство Селевкидов стало второстепенным государством, а в 64 году до нашей эры оно и вовсе прекратило свое существование.

Что касается Греции, откуда Азо получил подкрепление, то, здесь, должно быть, подразу­мевается Понтийское царство, расположенное на южном побережье Черного моря. Понтийское царство усиливается во II веке до нашей эры и могущества достигает при Митридате VI Эвпаторе.

В своей борьбе за первенство и Фарнаваз и Азо всемерно использовали военную помощь других стран. После победы над Азо Фарнаваз развернул внутригосударственную деятель­ность. Он разделил Картлийское царство на административные еди­ницы – эриставства, во главе которых поставил эриставов (мес­тных правителей). Эриставы обя­заны были в своем саэриставо собирать войско. На них возла­галось также решение админис­тративных воп­росов и сбор дани. Во главе самой стратегически важной провинции – Шида Картли (Внутрен­няя Картли) был поставлен спаспет – второе лицо в царстве, которому подчинялись и эриставы. Всего было создано восемь адми­нистра­тивных единиц ( эриставств ), в число которых входило и Эгриси, где правителем был Куджи. За преданность и помощь, оказанную в борьбе с Азо, а также с целью более прочного присоединения Эгриси к своему царству, царь Фарнаваз отдал Куджи свою сестру ему в жены, а вторую свою сестру Фарнаваз отдал в жены осетинскому прави­телю.

Сам Фарнаваз женился на женщине из северокавказского племени дурдзуки. Он объявил главным грузинским божеством Армази и вместе с тем оставил для поклонения идолов, привнесенным Азо – Гаци и Га.

Создание грузинского алфавита грузин­ский историк XI века Леонтий Мровели припи­сывает царю Фарнавазу. Трудно определить точную дату царствования Фарнаваза. Предпо­лагается, что царский престол он занял в 90-80-ых годах III века до нашей эры.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь