Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Морозовой Анны Александровны



Морозовой Анны Александровны

 

Проверил: старший преподаватель:

Пономарева Маргарита Гелиевна

 

 

г. Ярославль

2015 г.

Контрольная работа № 2

История издательского дела в России

Контрольная работа выполняется в отдельной тетради (возможна распечатка). Первый лист – титульный.

Ответы на вопросы даются в прямой хроникальной последовательности (1, 2, 3 и т.д.). Ответы на вопросы начинаются с формулировки задания, которая выделяется как заголовок.

Из каждой группы выполняется по 1 заданию по выбору студента.

На оценку «3» выполняются задания из групп 1–12, на оценку «4» дополнительно выполняются задания из групп 13–16, на «5» – 17–20.

На «3»

1 группа

Охарактеризуйте специфику фондов крупнейших архивных хранилищ
Российской Федерации.

В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.

Основной учетной единицей Архивного фонда РФ является дело, или единица хранения. Дело - это папка, в которой может быть от пяти до 300 и более листов. Они могут быть разными по объему. По данным последней паспортизации государственных и муниципальных государственных архивов, в них содержится 213 млн. дел. Помимо этого еще более 100 млн. дел содержится в ведомственных архивах, то есть в архивах министерств, ведомств и организаций, которые потом могут сдавать эти документы Законодательное регулирование архивного дела в Российской Федерации.

2 группа

  1. Какие орнаменты господствовали в оформлении рукописей XI–XV вв.?

Кто являлся заказчиком рукописей в XI–XV вв.?

Если же рукопись предназначалась для торжественного чтения при богослужении или создавалась для особого вклада, например по заказу князя, архиерея, то для ее изготовления привлекались золотописцы, выполнявшие инициалы и орнаменты, а также миниатюристы. Таково, например, Сийское Евангелие, сделанное по личному заказу Ивана Калиты. Эта рукопись писалась двумя писцами: старшим Мелетием и Прокошей. Все инициалы тератологического (" чудовищного" ) стиля для него выполнил Иоанн, который оставил свою подпись в основании заставки. Две миниатюры (Поклонение волхвов и Отослание Христом учеников на проповедь) отличаются высоким художественным уровнем и, очевидно, изготовлены двумя художниками. Эта книга - последний заказ князя Ивана Калиты, в послесловии к ней он назван также монашеским именем - Анания. Судя по тому, что Евангелие было закончено после его смерти, князю не удалось увидеть этот великолепный кодекс. Он предназначался для вклада в Успенский Лявленский монастырь на Северной Двине и, таким образом, являлся не только классическим памятником московской книжности XIV века, но и свидетельством одной из первых попыток влияния московских князей в Северных Новгородских землях.

Другой пример создания роскошной рукописи с привлечением художников представляет " Хроника" византийского историка IX века Георгия Амартола. Она охватывает события от Адама до 842 г. В рукописи, созданной по заказу Тверской великой княгини Оксиньи (ум. 1313 г.) и ее сына Михаила Ярославича (1272-1318), содержалось 127 небольших миниатюр-иллюстраций и две выходные миниатюры с изображениями князя Михаила, Оксиньи и Георгия Амартола. Книга представляет древнейший русский иллюстрированный список христианской хроники. По ней можно установить последовательность работ: вначале создавался текст, причем оставлялись пустые места для иллюстраций, инициалов, и лишь после того, как книга была написана, к ней приступал художник. В " Хронике" Амартола часть иллюстраций была не выполнена, и в тексте рукописи остались чистые места для них.

Нередко в книгах приводились имена их заказчиков. Записи о заказчиках позволяют не только представить социальный состав потребителей книги, но и цели, причины создания тех или иных рукописей: обетные, во исполнение каких-либо клятв, для спасения от бед; для пополнения " комплектов" книг, необходимых для богослужения или монашеского делания; политические - с целью получения расположения какого-либо лица, распространения влияния с помощью дорогого подарка - книги; вклад в память об умерших. Встречаются и записи, свидетельствующие о библиофилии и обычном стремлении человека приобрести любимое им произведение.

Показательна в этом отношении запись на скромной рукописи Лествицы, написанной полууставом на бумаге в четвертую долю листа, с одной киноварной заставкой и изображением лествицы. Запись подробно повествует, что образцом для книги послужил список, сделанный митрополитом Киприаном в Царьграде " с грецкаго на руськый язык". Этот список принес священник Прохор в город Тверь к епископу Арсению. " И умолих о той книзе господина епископа тьферьскаго Арсениа с великим желанием и написах сию книгу на Ворьзе".

На «4»

 

13 группа

1. Деятельность Анонимной типографии.
Почему ее издания называются безвыходными? Охарактеризуйте их состав
(справочный аппарат, основной и дополнительный тексты) и качество печати
.

Первая московская типография, из которой вышли анонимные издания, также получила название Анонимной. Она возникла около 1553 года. По мнению Е.Л. Немировского, основателем её был священник Сильвестр, имевший большую рукописную мастерскую и связанный с Избранной Радой Ивана Грозного.

То обстоятельство, что о типографии и её продукции нигде в источниках не упоминается, можно объяснить, скорее всего, несовершенством безвыходных изданий, которые не удовлетворяли царя, и о них было приказано «забыть». Книги выпускались без опознавательных знаков, т.н. безвыходные издания (из-за отсутствия в них выходных сведений). В них нет выходных данных - времени и места издания, имени печатника. Техника печати несовершенна. Нет выключки строк, отчего правый вертикальный край набора получается неровным. Своеобразны приемы двухкрасочной печати в два цвета - черной и красной краской, которые по традиции применяли мастера анонимной типографии.

Вопрос о взаимоотношениях Анонимной типографии и типографии, возглавляемой Иваном Фёдоровым вызывал разногласия. Т.Н. Протасьева считала, что все анонимные издания напечатаны до «Апостола» и что сам И.Фёдоров руководил типографией. А.С. Зернова подчёркивала различия между безвыходными и Федоровскими изданиями, и полагала, что типография И.Фёдорова работала в одно время рядом с Анонимной, выпустившей после «Апостола» широкошрифтное Евангелие и Псалтырь, напечатанные новой, двухпрогонной техникой.

Первая Московская типография имела свои особые шрифты, свои гравированные доски для украшений; приемы и техника печатания этих изданий резко отличались от техники печатания Ивана Фёдорова. Гравированные заставки и буквицы анонимных изданий выполнены в традиции московских рукописных книг; это относится и к шрифтам, графика которых воспроизводит особенности московского полуустава конца XV - начала XVI века. Анонимная типография имела в своем распоряжении четыре шрифта разных размеров, рисунки которых заимствованы с рукописных образцов. Самый ранний шрифт, которым напечатаны первое «Евангелие» и первая «Псалтирь», имеет те же графические особенности, какие были характерны для шрифта Швайпольта Феоля (особая форма буквы «о»). По оформлению и технике печатания книги Анонимной типографии представляют много замечательного, но все-таки они далеки от совершенных изданий Ивана Фёдорова.

Дальнейшая судьба Анонимной типографии неизвестна. После того как была отпечатана последняя книга около 15671 года, весь типографский инвентарь бесследно исчез. Вследствие большой трудности и дороговизны изготовления шрифтов и гравированных досок материалы ранних типографий обычно сохранялись подолгу, иногда они переходили из одной типографии в другую и даже из одного города в другой. Полностью исчезнуть инвентарь Анонимной типографии мог в результате пожара; имеется свидетельство о том, что как раз в эти годы в Москве сгорела какая-то типография. Это известие нельзя отнести к типографии Ивана Фёдорова потому, что все его типографские материалы, как шрифты, так и орнаменты, встречаются во многих изданиях позднейшего времени. Очевидно, речь идёт о гибели в результате пожара Анонимной типографии.

  1. Деятельность Московского Печатного двора в XVII веке? Охарактеризуйте состав (справочный аппарат, основной и дополнительный тексты) и качество печати изданий Московского Печатного двора.

 

14 группа

Типография С.Полоцкого и характеристика изданий, выпущенных ею.

В 1682 г. типография выпустила первую в России печатную книгу по математике («Считание удобное»), представляющую собой таблицу умножения и математические таблицы. Книга рассчитана не только на купечество, но и на «всякого человека».

К каждой издаваемой книге Симеон подготавливал одно, а иногда и несколько предисловий, часто в стихотворной форме. В них он, как правило, увещевал читателей серьезно отнестись к предлагаемой книге, указывал на ее пользу, проповедовал необходимость учения. Так, Букварь открывался стихотворным предисловием «к юношам, учится хотящим», а оканчивался «увещеванием» к учащимся. Предисловия имели большое методическое значение, обогащали предлагаемые сочинения педагогическими рекомендациями такого опытного и талантливого учителя, как Полоцкий.

Издания Верхней типографии были прекрасно художественно оформлены, гравюры для них выполнялись лучшими московскими художниками, в том числе Симоном Ушаковым. Все необходимое для издания книг Верхняя типография либо получала с Печатного двора, либо изготавливала на базе Печатного двора. Санкцию на отпуск материалов давал архиепископ сибирский и тобольский Симон, поставленный «ведать печатный двор» в 1677 г..

При Верхней типографии комплектовалась библиотека, также пополнявшаяся из книжных фондов Печатного двора и по характеру собранных книг ненамного отличавшаяся от библиотеки при Печатном дворе. В 1680 или 1681 г. царь Федор Алексеевич отдал в Верхнюю типографию часть своей библиотеки (более 70 книг) — это книги на латинском, греческом, польском языках, среди них — книги по истории, естествознанию, медицине, математике, много словарей, лексиконов, поэтических руководств.

Получая постоянную подмогу с Печатного двора, Верхняя типография тем не менее была самостоятельным учреждением. В оценке ее значения следует учитывать, во-первых, тот факт, что издавались новые книги, не входившие в репертуар Печатного двора: «Псалтырь рифмотворная», «Обед душевный», «Считание удобное» и др. Во-вторых, Верхняя типография постепенно росла, набирала силу и могла в недалеком будущем превратиться в равную Печатному двору. Для нее было сделано 6 новых станов. Верхняя типография имела в своем распоряжении 7 касс, 26 пудов отлитых азбук. Самостоятельную значимость типографии доказывает и организация специального Приказа, который ведал ее делами. Первоначально вся документация новой типографии проходила через Приказ Большого Дворца. С ростом типографии возникла потребность создания при ней своего Приказа, который так и назывался — Приказ Верхней типографии. Произошло это, вероятно, во второй половине 1681 г.

 

15 группа

На «5»

17 группа

  1. Самые ранние источники по истории русской книги (" Сказание о письменах черноризца Храбра", " Послесловие" к львовскому изданию " Апостола" Ивана Федорова, разделы " Стоглава", посвященные исправлению богослужебных книг).

 

" Сказание о письменах черноризца Храбра"

Одним из важных источников по истории славянской письменности является «Сказание о письменах», написанное в конце IX — начале X века неким черноризцем (монахом) Храбром. «Сказание» это было довольно популярно во времена средневековой Руси, об этом свидетельствует количество дошедших до нас списков «Сказания». Из 73 сохранившихся рукописных списков ХIV-ХVIII веков более половины — древнерусского происхождения, то есть переписывались древнерусскими писцами.

Это сочинение древнеболгарского книжника написано на церковнославянском языке и рассказывает об особенностях славянской азбуки, об условиях ее возникновения. Сказание было посвящено доказательству того, что славянское письмо, созданное Константином-Кириллом, ничем не уступает греческому и, более того, способно передать все особенности славянского языка; в частности, в славянской азбуке были буквы для обозначения специфических славянских звуков.

Основная часть «Сказания» показывала, что многие системы письма, в том числе и греческая, возникали и развивались постепенно, а их создатели учитывали опыт своих предшественников. Создание славянской азбуки стало завершающим этапом многовекового процесса создания письменности. Черноризец Храбр писал, что Кирилл опирался на опыт создания мировых алфавитов и даже начал свою азбуку с той же буквы, что и более ранние еврейский и греческий алфавиты, но упорядочил славянское письмо и тем самым совершил научный подвиг.

Одним из наиболее сильных аргументов в пользу славянской азбуки, особенно для людей средневековья, был тот, что греческое письмо создавали язычники, а славянское письмо — «святой муж»

" Послесловие" к львовскому изданию " Апостола" Ивана Федорова

 

Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. Это — первая точно датированная печатная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные.

Ивана Федорова, разделы " Стоглава", посвященные исправлению богослужебных книг

Сборник решений Стоглавого собора 1551 года; состоит из 100 глав. Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение, царское и святительское уложение. Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.

  1. Крупнейшие древнерусские библиотеки, их состав и характеристика. В каких библиотеках сейчас хранятся рукописи XI–XV вв.?

 

 

18 группа

1. Какие рукописные сочинения пользовались наибольшей популярностью в XVII веке и почему?

2. Каким образом осуществлялось распространение книг на территории Московского государства?

3. Чем занимался Посольский приказ, и какие книги готовились в его книгописной мастерской?

 

Исправление богослужебных текстов, завершившееся к концу 70-х годов XVII века, что вызвало потребность в увеличении их производства, изменения в оформлении изданий. Принимаются меры по регламентации системы книгораспространения как наиболее бесконтрольной сферы деятельности. Эти явление находят отражение в облике книги: упрощаются технологические приемы изготовления орнаментов, заставок, исчезают пышные обрамления, буквы шрифта приобретают более четкие очертания. Наконец, как новое явление можно отметить возникновение первых цельногравированных книжек-альбомов, в которых основная смысловая нагрузка переносится на картинку, а текст низводится до краткой подписи под ней. Этот новый тип изданий явился наиболее выраженной переходной формой книги между старой, по преимуществу церковной книжностью и зарождающейся книжной культурой Нового времени.

 

4. Кто осуществлял контроль за изданием и распространением книг?

5. Чем была вызвана необходимость исправления богослужебных книг и кто осуществлял правку рукописей?

На Посольский приказ было возложено общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатия: отправка русских посольств за границу, приём и отпуск иностранных посольств, подготовка текстов инструкций («наказов») русским послам и переписка с ними, подготовка соглашений, ведение переговоров, а с начала XVIII века также назначение и контроль за действиями постоянных русских дипломатических представителей за границей. Посольский приказ ведал иностранными купцами во время их пребывания в России и вообще всеми приезжими иноземцами, кроме военных. Кроме того, он занимался выкупом и обменом русских пленных, управлял вновь присоединяемыми территориями (Сибирь, Смоленская земля и др.), ведал служилыми татарами-помещиками центральных уездов.

6. Как были оснащены типографии XVII века?

 

19 группа

Морозовой Анны Александровны

 

Проверил: старший преподаватель:

Пономарева Маргарита Гелиевна

 

 

г. Ярославль

2015 г.

Контрольная работа № 2


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь