Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специальность социальная работа, 5,5 лет обучения



 

 

Курсовая работа на тему:

№4. Патриархатные, феминистские, партнерские представления о взаимоотношениях полов.

 

Выполнила:

студентка 5 курса заочного

отделения группы СР 5, 5 (09)

Бартенева Н.Л.

 

Научный руководитель:

К.ю.н. доц. Краева М. Ю.

 

Москва — 2013

Содержание

 

Введение стр 3

 

Глава 1. Взаимоотношения полов. стр 6

 

Глава 2. Патриархатные представления о взаимоотношении полов. стр 9

2.1. Современные взгляды на патриархатные взаимоотношения полов. стр 9

2.2. Взаимодействия в патриархатной семье. стр 10

 

Глава 3. Феминистские взгляды на взаимоотношения полов. стр 12

3.1. Феминизм – теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. стр 12

3.2 Разновидности взглядов. Направления феминизма. стр 15

 

Глава 4. Партнерский взгляд на взаимоотношения полов. стр 20

 

Заключение стр 27

 

Список литературы стр 34

 

 

Введение

 

Проблема взаимоотношения полов была актуальной во все времена, что нашло отражение в философии, а также в произведениях художественной литературы и искусства. Социальные нормы, регламентирующие поведение полов в социуме и социальные стереотипы маскулинности и фемининности определяют представления о том, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по физическим, социальным, психическим качествам и поведению в обществе.

Много лет российское общество не уделяло должного внимания различиям между мужчинами и женщинами. Это проявлялось даже в обращении друг к другу: все были граждане или гражданки, школьники и школьницы или дети. Провозглашенное советским государством полное равенство мужчин и женщин обернулось для женщин двойной нагрузкой, т.к. не было скомпенсировано соответствующими мерами в бытовой сфере. Преобладание женщин в сфере образования и медицине стало по- существу феминизацией низко оплачиваемых и непрестижных занятий. К тому же социальное равенство нередко трактовали как психологическую одинаковость.

Только лет 20 назад в России психология гендерных различий стала привлекать к себе внимание специалистов различных направлений. Этому способствовали быстро изменяющиеся условия жизни, актуализирующие проблемы адаптации к ним, демографическое неблагополучие, омоложение женских и мужских болезней, проблемы детско-родительских отношений, рост числа неполных семей, девиантное материнство[1] и т.п. Однако эти проблемы в той или иной степени характерны не только для России, а присущи для всех развитых индустриальных стран. Объяснение данного явления дает Э.Тоффлер.

Э.Тоффлер, описывая особенности развития человечества, выделяет три типа цивилизации по способу производства[2]: сельскохозяйственная, индустриальная и третий тип цивилизации, особенностью которой выступают компьютерные и информационные технологии. Если для большинства людей сельскохозяйственной цивилизации производство и потребление были объединены в единой функции жизнеобеспечения, то с распространением индустриальной цивилизации они разделились. Это проявилось, как отмечает Э.Тоффлер, и в гендерных стереотипах индустриального общества, которые определяют мужчин, подготовленных с детства к своей роли на предприятии, как «объективных», а женщин - как «субъективных», с самого своего рождения нацеленных на выполнение репродуктивной функции, воспитание детей и нудную домашнюю работу. Их часто считали лишенными способности к какому-либо рациональному аналитическому мышлению. Тех женщин, которые включились в производство, часто обвиняли в том, что они перестали быть женщинами, а стереотипы гендерных различий и гендерных ролей стали еще более резкими. Особенности новой цивилизация, которая идет на смену индустриальной или третьей волны по Э.Тоффлеру, пока неясны, понятно только, что ее влияние уже проявляется во многих сферах общественной жизни, например, в кризисе современной семьи, в спутанности представлений о мужчинах и женщинах. Последние включают в себя как старые стереотипы, доставшиеся нам с патриархальных времен, так и современные, представляющие собой причудливую смесь из старого и нового. Прежние представления были набором дихотомических качеств: то, что присуще одному полу, не должно быть у другого. Сейчас, как и раньше, от женщины, с одной стороны, требуется нежность и мягкость, а с другой – умение принимать решения и проявлять некоторые аспекты прежних представлений о мужественности. С требованиями, которые предъявляются мужчине, тоже произошли некоторые метаморфозы. Он, как и в патриархальные времена должен быть добытчиком и главой семьи, и, в то же время, нежным, внимательным, заботливым, т.е. проявлять типично женские качества. Понятно, что эти представления формируются как в семье, так и в социуме.

Исследования, проведенные М.И.Лисиной[3] и ее последователями, показали, что именно в общении развиваются внутренний план действий ребенка и сфера его эмоциональных переживаний. Другим продуктом общения (помимо отношений) является образ себя и другого, который выступает результатом познания различных качеств (своих и другого) - деловых, познавательных и личностных. В процессе коммуникативной деятельности они отражаются в сознании, в результате чего и формируется образ другого человека и самого себя. Образ человека (себя и другого) и представляет собой целостный аффективно-когнитивный комплекс. Его аффективная часть связана с оценкой (положительной или отрицательной), а когнитивная - с представлением о себе и другом. Таким образом, в процессе развития ребенок формирует не только представления о гендерных ролях, но и отношение к ним. М.И.Лисина показала, что формирование образа себя и другого у ребенка происходит в первые годы жизни на основании того, что ребенок наблюдает. С возрастом представления о себе и другом становятся все более точными, а отношение к себе все более адекватным, но под влиянием аффективного компонента образа возможны их устойчивые искажения, которые могут позднее и не осознаваться.

Социальные нормы, регламентирующие поведение полов в социуме и социальные стереотипы маскулинности и фемининности определяют представления о том, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по физическим, социальным, психическим качествам и каким должно быть их поведение в обществе. Стереотипы существуют как на уровне философских и религиозных систем, так и на уровне обыденного сознания, что говорит о силе их влияния на поведение мужчин и женщин. Существующее многовековое разделение труда и представление о роли каждого из полов в существовании и развития общества очень долгое время представлялось незыблемым. Однако условия жизни человечества за последние десятки лет изменились настолько радикально, что сейчас уже нельзя говорить о незыблемости распределения генерных ролей. Изменение представлений о роли полов привело к проблемам, связанным с полоролевой или гендерной идентичностью и предъявляемым требованиям к маскулинности и фемининности. Представления о том, какими должны быть мужчины женщины, формируются в результате взаимодействия обоих полов, что сказывается на развитии личности и общества в целом.

В последнее время проблемы мужчин и женщин стали привлекать внимание психологов, психофизиологов и врачей – сексологов, гинекологов, андрологов. Психофизиологические исследования в большей части посвящены дифференциальным различиям между мужчинами и женщинами, врачи больше озабочены проблемами здоровья, связанного с сексуальной сферой. Специалисты данных направлений используют понятие «пол». Психологи основное внимание уделяют различиям в когнитивной и поведенческой составляющих, и используют как понятие «пол», таки понятие «гендер». В данной работе основной акцент делается на аффективных компонентах образов мужчин и женщин, а также гендерной идентичности. С этой целью используются разработанная пермской лабораторией «Ведиум» программа «Диатон», основанная на фоносемантическом анализе текстов [4].

Цели: Разобрать патриархальные, феминистские, партнерские представления о взаимоотношениях полов.

Задачи: Показать основные различия и особенности патриархальных, феминистских, партнерских представлений о взаимоотношениях полов.

Структура работы: Сначала рассмотрим, что же такое термин «взаимоотношения полов», далее я напишу отдельно о каждом из представленных видов взглядов о взаимоотношениях полов. В заключение подведем итоге о различии взглядов на взаимоотношения полов.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь