Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дерево, яичная темпера. ГРМ. СПб.



«Почитание Георгия началось с V века и приобрело очень широ­кий размах, распространившись на Малую Азию, Сирию, Палести­ну, Кавказ, Балканские страны и Западную Европу. Ему поклоня­лись как мученику и воину.

Георгий стал святым патроном византийских императоров (оче­видно, в V веке), и изображение его украшало стену Большого дворца в Константинополе. Его образ чеканили на монетах Комнинов и Палеологов.

Примеру византийских императоров следовали русские князья. Имя Георгия становится излюбленным у киевских князей. Особен­но много для утверждения культа Георгия сделал киевский князь Ярослав Мудрый, принявший при крещении его имя. В честь своего святого покровителя в 1030 году он основывает город Юрьев. В 1037 году Ярослав начинает строительство Георгиевского монасты­ря в Киеве и возводит в нем храм, который располагался против ворот собора святой Софии и до наших дней не сохранился. День освящения первого на Руси храма святого Георгия — 26 ноября 1051 года — был отмечен установлением ежегодного празднования этого события. Он вошел в народную память под названием Юрьева дня, или осеннего Георгия. С тех пор в южнорусских землях Геор­гий становится едва ли не первым в сонме православных святых.

Продолжателем Ярослава Мудрого в развитии культа святого Георгия выступает Юрий Долгорукий, прославившийся строитель­ством церквей во Владимиро-Суздальской земле. Летопись под 1152 годом сообщает о закладке каменной церкви Георгия во Владимире: «...и Гергев град заложи и в нем церковь доспе камену святаго мученика Георгия». Церковь во Владимире была построена на новом княжеском дворе, рядом с двором Мономаха и, по словам известного искусствоведа В. Н. Лазарева, «как бы знаменовала со­бой последующее перемещение столицы княжества во Владимир».

Храмы, посвященные Георгию, возникают во всех землях Руси. С X по XIII век георгиевские церкви вслед за Киевом и Владимиром были построены в Новгороде, Юрьеве-Польском, Старой Ладоге, Каневе. Во время служб в них читали отрывки из жития и чудес Георгия.

Переведенное с греческого языка житие святого с XIII века вошло в состав Прологов — житийных сборников, имевших кален­дарный характер и содержавших наряду с жизнеописаниями мно­гих святых апокрифические сказания. Прологи получили в народе широкую известность и входили в круг излюбленных книг для чтения. Житие Георгия распространилось в различных редакциях, подчас отличающихся друг от друга деталями. Так, в одних мучите­лем Георгия назван римский император Диоклетиан, в других — персидский царь Дадиан. Такие разночтения встречаются и на иконах, изображающих житие святого».

 

Нагрудный образок

«Чудо Георгия о змие». XV – XVI вв.

Юрьев день

(26 ноября) — определенный законом срок, когда в Московской Руси поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем " порядную" крестьянин имел право уйти от хозяина, выполнив предварительно все свои обязательства по отношению к нему. Это было единственное время в году, по окончании осенних работ (неделя до и после 26 ноября), когда зависимые крестьяне могли переходить от одного владельца к другому. По традиционному взгляду, высказанному еще Татищевым, право крестьянского выхода отменено предполагаемым указом царя Федора Иоанновича от 1592 г. (который, будто бы, подразумевается в указе 24 ноября 1597 г.), и таким образом Ю. день потерял силу. Взгляд Татищева на отмену крестьянского перехода законодательным путем принят был Костомаровым и Сергеевичем; но теперь, после работ Погодина, Беляева и особенно В. О. Ключевского и новейшего труда профессора Дьяконова, наиболее обоснованным является мнение, что Юрьев день не был отменен законом, а в силу тяжелых социально-экономических условий (крайней задолженности крестьян, зависимости от сильных землевладельцев и т. д.) " крестьянское право выхода замирает само собой, без всякой законодательной отмены его, прямой или косвенной, и крестьяне уже до предполагаемого указа царя Феодора Иоанновича не пользовались (фактически) правом выхода" (Ключевский). В тверской вотчине князя Симеона Бекбулатовича (по писцовой книге 1580 г.) из 60 случаев, когда упоминается время перехода, на Ю. день приходится лишь два случая. Указ 1597 г. сам по себе не создавал общего прикрепления: он говорил лишь о пятилетней давности для исков о беглых, и в истории постепенно сложившегося крестьянского прикрепления не играл никакой роли. В конце XVI и начале XVII вв. право перехода сменилось двумя явлениями: побегом крестьян на окраины и " свозом" их на земли крупных владельцев, и законодательство направлено было на устранение этих явлений (указы 1601 и 1602 гг., 1642 г., указ о переписи 19 октября 1645 г.) (Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон).

Литература.

Труссман Г.Г. Финские элементы в Гдовском уезде С.-Петербургской губернии. Сообщение сделанное в заседании Отделения Этнографии 7 декабря 1884 года. Ю.А. Трусмана.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПБ. 1890 – 1907.

Кропоткин В.В. Клады византийских монет на территории СССР.

Вилинбахов Г., Вилинбахова Т. Святой Георгий Победоносец. СПБ. 1995.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь