Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


УРОВНИ РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ



Регул. функция культуры проявляет себя в системе норм и требований, обяз. для всех членов общества во имя поддержания его целостности и обеспечения гармонии межгр. интересов.

Регул. функция культуры осуществляется на целом ряде уровней. Высшим из них являются нормы морали (правила поведения, кот. установились в обществе в соотв. с нрав. представлениями о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и т. д.).

Нормы морали - это непис. требования, кот. функционируют в обществе в виде принципов, понятий, идей, оценок. Нормы морали не являются продуктом какой-то спец. инстит. деятельности. Их реализация обеспечивается не путем принуждения, а путем нрав. убеждения (совестью) или средствами общ. мнения через одобрение или осуждение тех или иных поступков.

След. уровнем, на кот. осуществляется регулятивная функция культуры, являются нормы права. В отличие от норм морали прав. нормы являются институциональными, т. е. непоср. связ. со стр. организациями общества, и опираются на его важн. соц. институты. Прав. нормы устанавливаются и санкционируются государством. Как инстит. регуляторы поведения людей они закрепляются в строго опр. докум. формах (норм. актах, законах), обл. юрид. силой. Обеспечение прав. норм нередко требует применения мер гос. принуждения. Неотъемл. частью культуры, где проявляется ее рег. функция, выступают обычаи. Нормы обычаев были ист. первыми соц. нормами.

Нормы обычаев - это правила поведения, кот. в результате длит. применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Обычаи весьма устойчивы и консервативны. Обычаи нац. окрашены, сохраняют самобытность. С обычаями тесно связаны традиции (ист. слож. элементы соц. и культ. наследия, перед. из поколения в поколение). Наряду с обычаями традиции обеспечивают преемственность в общ. развитии. Обычаи и традиции проявляются в обрядах и ритуалах (это совокупность стереот. Символ. действий, вопл. в себе опр. идеи, представления, ценности и выз. опр. чувства). Обряды и ритуалы совершались и совершаются во многих особо знач. для индивида и общества событиях жизни.

След. повс. - быт уровень культуры составляют нормы этикета, культуры общения.

 

 

ЯЗЫК И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ

В культуре существуют разл. знак. системы, или языки культуры: ест. язык, письм. тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.

Язык культуры - совокупность всех знак. способов слов. и неверб. коммуникации, с помощью кот. передается культурно знач. информация. Наиболее унив. знак. системой является язык. Осн. средством познания и коммуникации являются ест. языки. Наряду с ними существуют иск. языки (язык науки, дор. знаки, усл. сигналы) и втор. языки (миф, религия, искусство).

Культ. опыт человечества выражен и в текстах. Проблемы раскодирования текст. информации исследуются в рамках семиотики (науки о знак. системах) и герменевтики (науки, кот. занимается толкованием, интерпретацией текстов).

Культ. текст является выражением глуб. смысл. поля культуры. Но смысл чаще всего не детерминирован жестко словом или знаком, а может быть придан явлению в зависимости от культ. контекста, времени произнесения или написания, субъект. опыта.

В ест. языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: есть прямой, косвенный, переносный, скрытый смысл и т. п. Самым пов. уровнем смысла является так наз. здравый смысл, кот. является общепринятым, выражается вербальным (словесным) образом на уровне сознания. Самым глуб. уровнем смысла является то непр. содержание, кот. связывает человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры.

Изучением культ. объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения занимается культ. семантика. Культ. объекты рассматриваются в культ. семантике как средства трансляции культ. – знач. информации - смысла за каким-то объектом, кот. выступает как знак (заместитель данной информации) и понимание (осмысление информации, трансл. с помощью знака).

Понимание является наиболее важным моментом функционирования языка культуры. При коммуникации (обмене знаками) неизбежно присутствуют опр. неадекватность понимания, момент интерпретации, иск. Исх. смысл.

Культура выражает себя и через мир символов - знаков, не имеющих предм. значения, но через кот. открывается смысл самого объекта. С помощью символов информация передается средствами, прев. возможности языка (эти средства - гербы, эмблемы, символика цвета, жестов и др.). Особое значение имеют символы в религии, искусстве. Каждый вид искусства имеет свой образно-символ. язык (есть язык музыки, танца, живописи, кино, театра и т. п.).

 

 

ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ

В содержании культуры важное место занимают ценности. В XIX в. возникла особая филос. дисциплина о ценностях - аксиология. Ее развитию в нем. степени способствовали Г. Лотц, В. Виндельбанд, Г. Риккерт.

Существуют разл. подходы к пониманию ценностей. Обычно ученые исходят из след. представлений. Ценность - это фикс. в сознании человека характеристика его отношения к объекту.

Ценность для человека имеют предметы, кот. доставляют ему пол. эмоции: удовольствие, радость, наслаждение. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать мат. предметы, процессы или дух. явления (знания, представления, идеи). Но сама по себе ценность не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в предмете или явлении человек.

Цен. смысл существует в сознании человека, но он как бы объективизируется и принимает вид особ. дух. образования - ценности как некот. сущности, закл. в предмете. След., не сам предмет, а отношение к нему человека приводит к появлению ценности. Однако на практике ценностью называют не только способность объекта удовлетворять потребности, но и сам этот объект.

Ценность в культурологии не тождественна экон. пониманию ее как стоимости (ден. выражения ценности). Ценности не всегда можно выразить в ден. форме. Нельзя в тов. - ден. форме выразить вдохновение, воспоминание, радость творчества и иные проявления души человека. Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь может быть бесполезной, а полезная - не иметь ценности.

В аксиологии приняты разл. варианты классификации ценностей. Есть классификации, в кот. ценности выстраиваются в иерарх. последовательности - от низших (чувственных) до высших (святых). Чаще всего ценности подразделяют на духовные, социальные, экономические, материальные.

На основе цен. представлений, госп. в культуре, образуется система цен. ориентаций личности. Каждый индивид упорядочивает их по-своему. В качестве цен. ориентаций могут выступать сем. счастье, мат. благополучие, любовь, усп. карьера, порядочность и др. У человека выс. культуры опр. становятся дух. ценности. Ценности нередко оказываются несовм. друг с другом. Поэтому человек практически обрекается на муки выбора альт. ценностей.

 

 

КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ

Важным средством регуляции поведения людей выступают культ. нормы. Уст. государством нормы являются офиц. выражением культ. норм. Но прав. нормы не исчерпывают всего разнообразия действ. в обществе норм.

Культурные нормы возникают уже на самых ранних этапах чел. эволюции. С помощью знак. систем культуры они передаются от поколения к поколению и превращаются в " привычки" общества - обычаи, традиции.

Разл. культуры обладают разной степенью нормативности. Норм. " недостаточность" может привести к нег. явлениям - росту преступности, падению нравственности, дезорганизации общ. отношений. Но препятствием для соц. прогресса может стать и норм. " избыточность".

Культ. нормы унифицируют поведение людей, обеспечивают единообразие и согласованность их кол. действий. Следование культ. нормам выступает необх. условием для организации совм. жизнедеятельности людей, поддержания общ. порядка.

Культ. нормы нередко представляют собой проц. правила, способы, программы деятельности, нац. на получение жел. результата произв. – техн. нормы, секреты проф. мастерства, приемы деятельности).

Культурные нормы обычно подразделяются на общекультурные, групповые и ролевые.

К общекультурным нормам относятся правила поведения в публ. местах - на улице, в гор. транспорте, магазине, театре; правила общепр. вежливости; гражд. права и обязанности и др.

Групповые нормы могут быть как образцами поведения, хар. для нек. класса, соц. слоя или соц. группы, так и особыми правилами, кот. устанавливают для себя отд. группы, сообщества или организации (нормы первой группы - правила светского этикета, двор. чести, воинский устав и др.; нормы второго вида - нормы поведения в клубе, фирме и др.).

Ролевые нормы определяют характер поведения, нах. в опр. соц. позиции (роль руководителя, покупателя, родителя и др.).

Общество осуществляет соц. контроль над поведением людей, стимулируя норм. и пресекая откл. (девиантное) поведение. Главными механизмами соц. контроля выступают общ. мнение, адм. управление. Контроль над соблюдением норм и защита их от нарушений являются непр. условиями существования культуры. Общество заинтересовано в этом потому, что соблюдение социокульт. норм обеспечивает безопасность взаимодействия людей, тогда как отступления от норм чреваты непредск. последствиями.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь