Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сакральный характер культуры ДЕ



Особое место, в системе первобытной культуры занимают различные верования и представления религиозного характера. Эти верования нельзя назвать религиями, это только некие зачаточные формы, в которых формировались те или иные свойства религиозного сознания. Но строго говоря, назвать эти верования полноценными религиями нельзя, потому что объект верований фактически неотделим от человека. Процесс обожествления, сакрализации, распространялся на то, неотъемлемой частью чего человек считал и себя.

Собственно религия формируется тогда, когда возникает четкая дистанция между человеком и объектом его сакральных представлений. Когда этот сакральный объект видится ему как трансцендентный объект, неосязаемый, формоумозрительная, в которую можно верить, но нельзя проверить существование. Когда человек начнет воспринимать себя и свою жизнь полностью зависимыми от этого сакрального объекта.

Безусловно путь от первобытных верований к языческим религииям был коротким, между древними и ранними религиями, нет сложных, непроходимых границ, но это все таки разные фазы религиозного сознания.

 

Религиозные верования, как часть синкретической культуры первобытного общества:

Одно из этих верования говорит об одушевлении, наделение природы различными человеческим качествами, такое свойство называется анилизм. В основе этого понятия корень анима – душа. Соответственно анилизм в сознании человека, это некий процесс единения природы и человека на основе некой общей духовной жизни. Первобытный человек переносил на природу те свойства, те характеристики, которыми обладал сам. Зачастую он наделял природу человеческой психологией, переживаниями, это было знаком единства с природой, знаком порядка, защиты.

В рамках анимизма формируется и представление о двойственной природе человека, о наличии у него тела и души.

Тело – это физическая оболочка, которая имеет временно существование и первобытный человек это хорошо осознавал. Но поскольку он считал себя частью природы, он считал что неумирающая природа обладает таким же началом как и у человека – вечное существование. И понималось человеком как душа, некий источник особой энергии.

Все это включено в систему представлений об анимизме.

 

Второе верование – тотемизм, оно имело важное значение. В основе этого представления лежит вера в сверхъестественную силу тотемов. Культура первобытная – магическая. Она базируется на том, что человек не управляет природой, что у нее есть такие силы, на которые можно оказать влияние, но полностью обуздать невозможно. Можно попросить о чем-то природу.

Человек не верит в собственные возможности, он перекладывает на неуправляемые силы природы.

Поэтому определение слова магический важно в тотемизме.

Тотем – некий объект почитания, с которым у данного человека/коллектива существует кровно-родственная. То есть в роли тотема может быть растение, животное, но выбор этого происходит не произвольно, а формируется представление о кровном родстве если коллектив видит в этом своего первопредка.

Культ предков был чрезвычайно велик6 поскольку это давало возможность сохранять общество стабильным, дисциплинированным. Во вторых это формировало механизм передачи опыта и, таким образом тотемизм выступал одним из способов почитания предков.

Тотемизм имел очень широкое и долгое распространение в культуре, которые до сих пор можно видеть, Например запрет на употребления мяса, уважительное отношение к животному. В первобытной культуре священное животное, которое защищает от напастей.

 

Тотемические представления предстали в мифологии, прежде всего в форме зооморфизма. Зооморфизм – это особое мифологическое свойство, связанное с наделением божества полу-человеческими, полу-животными чертами. То есть если мы видим в персонаже малейшие признаки животного - то это зооморфный образ.

(например Хатхор – женское тело и голова коровы, она также могла быть изображена в образе коровы, женщины с рогами)

 

Зооморфизм произрастает из понимания что тотем (первопредок) имел способность перевоплощаться из вида животного в человека и наоборот, на стадии мифологической, древний человек понимал что если сегодня животное не перевоплощается в человека, то это свойство не утрачено, оно все равно защищает коллектив.

То есть тотемизм очень важная часть древнего человека.

 

Фетишизм (от слова фетиш – вещь) – это верование основанное на приписывании тем или иным предметам, вещам каких-либо магических способностей, сил оберегать, защищать человека. По сути дела фетишизм как явление древних культур постепенно трансформируется в форму поклонения сакральным предметам, формам, крестам, и другим культовым предметам.

Первобытная культура, это достаточно сложный компонент сознания, для разложения на элементы. Она синкретична.

Мышление человека описано достаточно психологами. Первая точка зрения указывает на то, что принципиальные характеристики человеческого сознания, психики не претерпели в ходе эволюции больших изменений.

Все указывает на то, что первобытный человек имеет ту же самую психическую организацию. У него только другое понимание окружающего мира. Но такие авторы как Тейлор, Боас, говорят о том, что основные черты сознания, психической организации одинаковые.

Ученый психолог Спенсер, указывал на то, что наибольшую близость можно обнаружить в сфере эмоциональных проявлений.

Безусловно к ученым можно отнести Фрейда, он считал так же.

Духовный мир «отсталых» народов, как считал Фрейд, напоминает клинику нервно-психических заболеваний современных людей. Или наоборот, исследуя психически не здоровых людей, Фрейд приходит к выводу, что они мало чем отличаются от первобытного человека (они также гипертрофируют все проявления окружающей среды, создают иллюзорный мир в который абсолютно верят). Мы приобрели только опыт и образование, но характер нашей психики остался тем же самым.

 

Вторая группы напротив, базируется на четком различении психологии, сознания первобытного и современного человека. Наиболее ярко их высказывают Леви Брюль и Дюркгейм. Мышление первобытного человека носило коллективистско и дологический. Он видел только глазами своего коллектива, не индивидуально. И это было дологическое мышление, оно не понимало что такое логическая связь.

Огромную роль в формировании сознания играет внушение.

Ритуал, как некая универсальная форма поведения первобытного человека.

Наряду с естественной средой в первобытном обществе постепенно формировался особый социальный строй, среда, искусственная среда, но процесс этот носил очень медленный вид и суть этого процесса заключалась в расподоблении биологического и социального, разграничении природного и культурного.

Очень медленно, практически незаметно для отдельно взятого поколения, сценарий жизни человека переставал совпадать с биологической схемой жизни.

Первобытному обществу необходимо было выработать особую программу поведения, жизни, которая бы контролировала действия человека и создавало единообразие.

В основе такой программы лежали не правила, а некие модели, образцы, которым необходимо было следовать, следовать безукоснительно, ничего не трансформируя в этом образце.

Такая форма поведения носила синкретический характер, она имела автоматизированную форму (некая бессознательная форма поведения). Ее еще можно характеризовать как поведение, в котором отсутствует мотивация. В третьих, все образцы и стандарты данного поведения должны быть ОДИНАКОВО главными и обязательными. Это означало, что такая форма поведения должна быть неизменной, ее никто не имел права трансформировать, ее нужно было выполнять только в том виде, в каком она пришла от внешних поколений.

Что в процессе такого поведения могло объясняться. Только на уровне, что если не выполнять эту норму, то такая-то катастрофа будет в коллективе.

 

Такая жесткая регламентация поведения находит свое выражение в обычаях и ритуалах. Если обычаи это менее строгая форма поведения, предполагающая большую динамику в изменениях, большие варианты изменений, и связаны с индивидуальным и повседневным поведение человека, то ритуал – это та форме поведения, которая самая жесткая по характеры воспроизведения норм. и имеет обязательный характер к исполнению.

В первобытном обществе доля ритуалов была значительно большой.

Ритуал обеспечивает сплочение, сотрудничество большого числа людей, во вторых ритуалы направлены на подавление агрессивности, именно поэтому в ранних культурах формируются нормы поединков. В третьих это функция успокаивания. Это защита от сил природы.

Еще одна функция это сохранение порядка. Ритуал связан с символической стороной жизни, это не буквальное дублирование, а символическое. ВО время ритуала совершается нечто, имеющее символический смысл.

Ритуал – это символическая форма поведения. Это система символов, поэтому он неразрывно связан с мифом, поэтому читая мифы, мы зачастую можем видеть в образной форме зафиксированный ритуал, но если мы не знаем порядка ритуала, то миф нам будет казаться очень странным.

Ритуал это наиболее сакральное чем что либо, ритуалы совершались обязательно и во всех сферах жизни.

Однако трактовка того, что есть сакральное, неоднозначно.

Сакральное – это то, что дает впоследствие религии, а профанное – это повседневная сфера, в которой не существует чего то священного.

 

С точки зрения Эмиля Дюркгейма, ритуал является сферой сакрального: сакральное это то, что имело смысл, значение для всего коллектива. Если какой то предмет или что либо другое, не имело для всех смысл, то оно не было сакральным.

 

Вторая точка зрения Мирча Элиаде. Он полагал, что понятие сакрального и профаного надо разделять не по социальному принципу, а по признаку принадлежности к особому времени. Сакральное, это то, что имеет отношение к космосу. Космос – это некий миропорядок, в котором каждый выполняет свою точную функцию. Поэтому все что относится к миру космоса является сакральным, все что выходит за его рамки – профанное.

Каноны ДЕ искусства

 

Роль искусства в Древнем Египте

Древнеегипетское искусство не предназначалось для осмотра. Оно в меньшей степени служило эстетическому удовлетворению, нежели многочисленным культовым и магическим целям. В изобразительном искусстве отражалось нечто большее, чем просто облики прекрасных людей в их повседневном существовании, чем просто красивая природа, большее, чем повседневность. Оно не ставило перед собой задачу отобразить что-либо, наоборот, оно " оживляло" образ, вносило в него нетленность, божественность, скрытый смысл.

Искусству в древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было стать мостом между преходящим и вечным. Другими словами, произведение искусства должно стать нетером, местом встречи божественного и земного.

Росписи и рельефы Домов Вечности призваны были помочь душе покинувшего этот мир достичь мира божественного и обрести новую жизнь. Не случайно у самих египтян слово " художник" имело значение " творящий жизнь"

Храмовые изображения божеств должны были стать " телом" для богов, дать им возможность жить на земле.

Изображение человека. Существует мнение, что скульптура, рельефы и фрески изображали не портрет человека, а его Ка - высшая, невидимая часть человека, одним из аспектов которого является идеальный образ. Древнеегипетское искусство исключало одушевление и увековечивание старости, болезни, смерти и несовершенства мира, передавая лишь истинный, совершенный облик предмета, человека, вселенной. Ка, как двойник человека, живущий в невидимом мире, отвечал за него перед богами.
Может быть, к этому относятся высказывания современных искусствоведов о том, что в статуях человека " нет ничего лишнего" и " изображаемые как бы застыли в вечности"?

Происхождение канона

Египетского художника волновала лишь одна задача - служение Маат, той, что освещает небо и землю светом Истины.

Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Там, где древние тексты обращаются к теме творения, большинство из них непременно связывают бога Птаха с созданием искусств, ремесел, строительством храмов. По велению сердца, облеченному в слово, Птах, сотворив богов, основал их храмы, и создал их тела, воплощением которых служили культовые статуи богов. Высший жрец бога Птаха носил титул " старейшина художников".
Древние тексты на папирусах и стенах храмов хранят упоминания о трактатах, содержащих правила создания художественных произведений и строительства храмов. Согласно легендам, величайшие художники и архитекторы получали непосредственно от богов книги, содержащие священное знание. Жрецы-художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение. Сами традиции воспринимались не как свод необходимых правил, а как нечто священное, переданное людям в качестве божественного откровения.

Что такое канон?
Само слово " канон" в переводе с греческого означает " закон", " правило".
Платон упоминает об " образцах" служивших в Египте наглядными моделями для выражения правил канона, которые, очевидно, существовали для каждого вида искусства, почитались священными и были причислены к области сокровенных знаний.

В герметических текстах Египет назывался " образом неба", " храмом всего мира" потому, что он - страна, где переносят на землю то, что " организуется и выбирается на небе" (герметический трактат Асклепий).
В этом понимании, каноном древнеегипетского искусства мы можем назвать сумму правил, законов создания художественного произведения, позволяющих осуществиться предназначению искусства - стать посредником между миром богов и миром людей.
Канон был стержнем искусства на протяжении всего существования египетского государства. Менялись стили и технические приемы изображения, развивались и обновлялись традиции - канон же оставался неизменным.

Символический язык канона

В круг понятий, охваченных каноном, входили: сюжеты, позы, жесты, размеры фигур и предметов. Кроме этого, правила канона распространялись также на выбор материала и цвета в различных видах искусства. Регламентировался также порядок проведения работ.

Существовали правила и каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего, коленопреклоненного и т. д. Существовали они также для изображения цветка лотоса, священных животных и различных предметов.
Характерной чертой египетского изобразительного искусства является отношение к отображению времени и пространства. Искусство считалось носителем жизни вечной, и поэтому избавлялось от всего случайного, преходящего, иллюзорного. Любопытно, что греки Платон и Аристотель называют египетский знаковый способ соответствующим действительности и осуждают перспективу как обманчивую. Отказ от изображения перспективы, цветовых рефлексов, теней должен был помочь изобразить вещи такими, какие они есть на самом деле.

Египетские мастера не просто воспроизводили внешность, которую воспринимает физический глаз, а воспроизводили то, что их духовные глаза давали понять о природе человека и вселенной.

Изображение человека на плоскости непривычно с точки зрения современного человека. Фигура дана одновременно и спереди и сбоку. Художник старался показать человеческое тело наиболее всесторонне. При этом он, переводя трехмерную фигуру на плоскость, не прибегает к условному сокращению, а показывает ее с наиболее характерных для человеческой фигуры точек зрения: плечи и глаза - в фас, тело и лицо - в профиль. По версии выдвинутой профессором Ф.Шварцем, человек представлен здесь в реальности в 4-х измерениях, т.е. как объем, который развивается во времени.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1387; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь