Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Зарождение культуры постмодернизма.



Сначала был модерн как культура современности. Но она оглядывалась на античность. И даже критикуя её, все же никогда полностью от неё не отказывалась.

В середине 19 века модерн стал приобретать устойчивую тенденцию противопоставлять себя истории и традиции вообще, рвать исторические связи.

Постмодерн зарождается тогда, когда модерным начинает считаться просто новое, когда он отказывается от иерархии, каких либо оценок с прошлым.

Такая модификация Модерна представлена в теории искусства Ш.Бодлера – фр. Поэта, на которого большое влияние оказал Э. По. Бодлер ориентировал художников на отказ от традиционных норм и образцов. Бодлер, по сути, сформулировал стратегию постмодерна.

Человек и проблемы постмодерна в культуре 20 века.

В 20 веке изменились люди, их мироощущение их душевно-умственные установки. Выработался «средний человек, ориентированный на сиюминутные потребности, небесконечные отстаивание своих прав и свобод, природы и сути которых он не знает. Федоров, русский мыслитель, называл Европу «цивилизацией молодых». К старим стали относиться как к помехе для юношеских дерзаний и вседозволенности.

Средний европеец, -говорил испанский философ Ортега и-Гассет, напоминает избалованного ребёнка, которому присущи 2 черты: беспрепятственный рост жизненных запросов, и следовательно, безудержная экспансия собственной натуры и, второе, врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь.

Ортега сравнивал современного ему европейца со «взбесившимся дикарем, именно со взбесившимся, потому что нормальный дикарь чтит традиции, следует вере, табу, заветам и обычаям.

Постмодернистские претензии к разуму.

Люди 20 века на месте веры в Бога возвели веру в могущество Разума. Изменилось отношение к разуму. В культуре нового времени можно выделить 2 способа его рассмотрения:

Первый исходит из признания его в качестве основы человеческой жизнедеятельности: разуму приписываются законодательные функции, что и определяет специфику культуры модерна в новое время.

Второй способ, прямо противоположный: законодательному разуму перестаю доверять, го критикуют.

Постмодернистские претензии к разуму проявлялись прежде всего в философии постмодернизма, которая отказалась от услуг законодательного разума в пользу разума интерпретативного. Законодательный разум базировался на предположении о существовании некоего устойчивого всеобщего содержания, не выводимого из эмпирического, конечного бытия мира вещей, и разработал метод его постижений, назв научным, а после-диалектическим. Разум судил все, происходящее в культуре, обосновывая это своё право наличием вечных, неизменных законов мышления.

Интеллектуалы 20 века вынесли законодательному разуму приговор: он поддался искуплению «унифицировать истину насилием» (Риккарт) и по сути воспроизвел приемы Церкви и государства. Ж. Деррида утверждал, что европейский идеал полного овладения истиной носит агрессивный и сексуально окрашенный хар-р. Отказ от законодательного разума и есть главная хар-ра культуры постмодерна. Новый разум постмодерна искал основания знаний не в метафизике, а в коммунуникации, общении. Всеобщим фоном коммуникации является, считали представители интерпретативного разума, не поиск научной истины, который вводит диалог в искусственные, специально предусмотренные рамки, а катарсис непринужденного общения; люди общаются в диалоге не для получения истины, а для чего-то другого, завязывают узелки взаимопонимания на дорефлексивном уровне. Процесс раскрытия истинного смысла бесконечен (Гадамер), следовательно, или его вообще нет или него человека, который мог бы его открыть.

Нельзя однозначно и точно прогнозировать события и явления. Поиск истины-ложная задача.

Новые правила интеллектуальной деятельности.

Наиболее адекватная форма выражения становления мышления- внерациональная словесная текучесть. В постмодернистском философском тексте за описываемыми явлениями нельзя обнаружить никакой глубины, будь то Бог, Логос, Истина и т.д. такой текст допускает множество интерпретаций. Философия включается в бесконечное рече и текстопроизвоство, лишенное первоисточника, а также адресата. Неважно, что и кому пишет, важно-как он это делает, философу остается только одна возможность привлечь к себе внимание читателя- обрушить на него алогичный, аграматический текст-говорение, зачаровать его игрой метафор и метонимий. Философский текст теряет свои границы, очертания философского текста размываются и начинают существовать в каком-то рассеянном виде-внутри стихов, фильмов, литературной прозы и т.д. Философствование уже не требует специи подготовки, оно становится непрофессиональной деятельностью.

«Ничего не гарантирвано»-главный пафос сознания постмодерна, практикующего интерпретативный разум. Бог умер, разуму законодательно отказано в доверии, все «священное» и «высокое» воспринимается как самообман людей.

Специфика постмодернистского дискурса.

Итак, философия постмодерна отказалась от классики, открыв новые способы и правила интеллектуальной деятельности, что явилось своеобразным ответом на рефлексивное осмысление происшедших в 20 веке глобальных сдвигов в мировоззрении. Она прояснила те базовые установки и те ориентации, которые стали основополагающими в интеллектуальной деятельности, характерными для стиля мышления эпохи. Это:

1) Отказ от истины, следовательно и от понятии «истой», «причина». Взамен вводится термин «след», как то единственное, что нам остается вместо прежней претензии знать точную причину.

2) Неприятие категории «сущность»; ориентирующей исследователя на поиск глубин, корней явлений, приводит к появлению понятия «поверхность» (резома). В такой ситуации остаются невостребованными термины «цель», «замысел», предпочтительны- «игра», «случай».

3) Отказ от категорий «истина», «сущность», «цель», »замысел» как отказ от категориально-понятийной иерархии.

4) В дискурсе модерна имели большое значение понятия «метафизика» и «трансцендентичное». Постмодерн противопоставляет «метафизике» иронию, а трансцендентному-имманентное.

5) Если модерн стремился к «определенности», то постмодерн тяготеет к «неопределенности»

6) На смену те6рминам «жанр», «граница» текста приходят «текст» или «интертекст»

7) Постмодерн нацелен не на созидание, синтез, творчество, а на деконструкцию и деструкцию, т.е. перестройку и разрушение прежней структуры интеллектуальной практики и культуры вообще.

Постмодерн и неоязычество.

Постмодерн есть реализация желания прорваться к новому, просто новому как таковому. Заложенная в цивилизации молодых тяга к быстрому и резкому изменению жизненных событий и процессов нашла к концу 20 в выход в тех сферах бытия, которые не имеют прямого отношения к соц. Устройств.

Это, например, индустрия моды, спорт, музыка. Культура постмодернизма связана с телом и его потребностями. Появилось даже технология «боди билдинг»: культуристика, пластическая хирургия, с пом. Которой изменяют фигуру, цвет глаз, кожу, пол… Бодицентризм говорит о появлении в Европе нового человека. Бодицентизм- это симптом оязычивания культуры, кризиса христианского мировоззрения.

Неоязычество 20 века воспроизвело весь набор соответствующих ритуальных действий, придав им совершенную форму: кровавые жертвоприношения, физ. Насилие, освящение эротики и секса.

Неоязыческий, нехристианский характер культуры 20 века проявился в всех практически видах искусства. Например, авангардисты пытались выявить скрытые под слоем современной христианской культуры до-культурные символы, искали сакральные знаки абсолютного начала, известные архаике пытались вернуть в мир какое-то архаически-магическое единство.

Скрябин дерзнул выразить в своей музыке языческое обожествление мира со всеми его несовершенствами и злобой.

Постмодернизм в России.

Перестройка ускорила процесс вхождения России в постмодерн: она открыла шлюзы для зап.культуры, поток которой легко захлестнул нехристианскую Россию. Россия, давно переставшая быть христианско-православной, не видела в язычестве опасности.

Игра, случай становятся мировоззренческими доминантами в нашей современной культуре; все превращается в игру, иногда смертельно-опасную: бизнес, коммерция, политика, отношения между людьми.

Художники стали философами: они пытались изображать на своих полотнах не сами предметы, а условия возможности их восприятия. Они стали писать не пейзажи и портреты, соблюдая правила ретроспективы, нет-они стремились найти способы изобразить все эти «горизонты», «позиции», «интенции», «установки».

В дальнейшем для многих из них стали мешать выставочные залы, рамки для картин и другие традиционные атрибуты живописи, ибо они настраивали зрителя на укоренившееся представления о том, что на худож. Выставке их ждет эстетическое наслаждение.

Постмодернизм в искусстве-это обращение к исповедальности, отчуждение психического заражения, убеждение, что смех и слезы эстетически суть обман, надувательство. Эзра Паунд- лидер имажинистов говорил, что хотел бы видеть поэзию «свободной от всякой слезоточивой чувствительности, потому что она (поэзия) не должна форсировать эмоциональность и чувствительность.

Теперь поэт начинается там, где заканчивается человек. (ортега-и-гассет), это Клюев, Гумилев, Мандельштам…)


Поделиться:



Популярное:

  1. I Межрегионального фестиваля фольклора среди художественных коллективов русской самобытной культуры «Веселая карусель», посвященный Году гостеприимства в Республике Тыва.
  2. I. ЗАРОЖДЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
  3. I. Основные этапы становления и развития физической культуры в России и зарубежных странах
  4. II. Природа организационной культуры.
  5. XIX век-“ЗОЛОТОЙ ВЕК” РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
  6. Азбука моральной культуры по Сухомлинскому
  7. Анализ показателей культуры торговли изделиями из ПВХ
  8. Аналитическая теория культуры Карла Густава Юнга
  9. Античность как тип культуры.
  10. Богем М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры //Теория и практика физической культуры. 1997. № 5. С. 18-20.
  11. Взаимосвязи культуры и науки.
  12. Взаимосвязь понятий власти, лидера, влияния и культуры организации. Стили руководства


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1274; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь