Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Массовая и элитарная культура



Канадский учёный Г.М. Маклюэн в середине прошлого века предложил новый вид культуры – массовую культуру; её основой он считал массовые коммуникации.

Название «массовая» применительно к культуре имеет несколько смыслов. Анализ «массы» и культуры дал испанский философ Х. Ортега-и-Гассет. Причиной выдвижения масс на авансцену современности мыслитель считает низкое качество цивилизации и культуры. С другой стороны, низкое качество культуры воспроизводится заинтересованными людьми; человек массы чувствует себя комфортно, находясь среди таких же, стандартных, людей. Американский исследователь Д. Белл предложил классификацию смыслов термина «массы» из пяти основных: недифференцированное множество; синоним невежественности; механизированное общество; бюрократизированное общество; толпа. Масса предстаёт суммой стандартизированных людей-посредственностей. На уровне психики для человека массы характерны отсутствие уникальности и ответственности, доминирование чувств, неразвитость интеллекта. Поведение масс стихийно, импульсивно. Масса не способна творить культуру, она лишь потребляет стандарты. Полагая, что масса типична для современности, западные исследователи предлагают рекомендации по управлению массовым обществом. При этом ведущая роль отводится средствам массовой информации.

Средства массовой информации, по мнению Г.М. Маклюэна, превратились в мощную силу конкурентной борьбы за влияние на потребителя информации. Благодаря электронной технике население планеты приобщается к общим потокам информации. Появилась реальная возможность формировать у подавляющего большинства людей конкретную картину мира согласно нормам информационного общества; эта иллюзорная картина может успешно навязываться в качестве подлинной и вытеснять другие миры, сформированные посредством традиции, жизненного опыта, образования. С лёгкой руки остроумных людей появился образ «глобальной деревни», под которым разумеется формирование и стремительное распространение в конкретных регионах нужных мифов, слухов, сплетен, то есть эффективное регулирование общественного настроения и мнения.

Маклюэн считал, что на этой основе возникает новая глобальная культура, доступная массам. Массовая культура в этом смысле содержит, по мнению учёного и его сторонников, положительный потенциал. В последующие десятилетия большинство культурологов и социологов оценивает электронную массовую культуру скорее отрицательно, чем положительно. Массовая культура срослась с коммерческой выгодой; она производит и воспроизводит приносящие доход штампы, достаточно далёкие от идеалов духовности, норм морали, эстетического вкуса. Массовая культура становится законодателем духовной стороны образа жизни.

Объективный подход к анализу массовой культуры показывает, что современная духовная культура действительно становится массовой, поскольку ориентирована на массового потребителя независимо от его этнической или социальной характеристики. Программы и рубрики СМИ создаются с учётом вкуса и особенностей разных потребителей, но акценты их содержания стандартны; они утверждают в общественном сознании позицию заказчика. Массовая культура превратилась в самостоятельный вид индустрии со своими средствами, технологиями, «королями» и «звёздами», сотнями тысяч сотрудников.

Психологи, изучающие социально-психологический аспект феномена массовой культуры, подчёркивают, что она превращает людей в пассивных наблюдателей за придуманной жизнью, то есть формирует определённый, в целом пассивный стиль жизни у поколений человечества. Американские исследователи сравнивают воздействие массовой культуры на потребителя в своей стране (в США она получила наибольшее развитие) с эффектом наркотика. Духовный наркотик прочно привязывает к каналам СМИ население, остро нуждающееся в возрастающей дозе.

Перспективна точка зрения английского социолога Р. Хогарта; он считает массовую культуру неоднозначным феноменом. С одной стороны, коммерческая массовая культура манипулирует людьми, подгоняя всех под тип управляемой, предсказуемой личности. С другой стороны, индустрия массовой культуры может зарабатывать удовлетворением массового спроса и профессионально вызывать интерес к гуманистическим ценностям, то есть содействовать совершенствованию повседневности.

Не отрицая негативных моментов в современной массовой культуре, необходимо отметить, что её основа закономерна для массового сознания любого общества. Массовому сознанию присущи следующие черты: выражение состояния общества; концентрация здравого смысла; текучесть; консервативность. Массовое сознание может формироваться по различным образцам: высоким и низменным, гуманным и антигуманным, групповым и общечеловеческим. Массовое сознание существует на двух уровнях – личности и больших групп. Индивид обладает уникальностью личности, которая осознаётся в общении, в том числе пребыванием в массе; формируясь в массе, индивид влияет на неё, сохраняя способность творить культуру. Иными словами, массовость обязательна для культуры. Культурные образцы возможны в том случае, если они: распространены среди людей; массово воспроизводятся и передаются новым поколениям. Современная массовая культура отличается лишь средствами её передачи. Электронные СМИ способствуют тому, что миллиарды людей получают возможность прочувствовать уникальные природные явления и памятники культуры, осознать своеобразие собственной личности, ощутить связь с группами людей и всем человечеством. Развитие средств массовой информации может содействовать формированию языковой культуры, получению качественного образования. Критика массовой культуры позволяет индустрии СМИ совершенствовать содержание и формы своих программ, рубрик, а также психологию восприятия информации. Расширяющиеся возможности технической составляющей массовой культуры дополняются укрепляющейся связью СМИ с иными формами и видами искусства, науки, образования.

Понятие массовой культуры возможно, в том числе, посредством разграничения с групповой культурой. Разновидностью групповой культуры является элитарная культура.

По теории элиты (лучшее, избранное) обязательной частью социальной структуры является высший слой, управляющий культурой и развивающий её. В концепциях В. Парето, Г. Моски, А. Тойнби, Х. Ортеги-и-Гассета элита противопоставляется массе. Элита – это люди, обладающие моральным и интеллектуальным превосходством; организованные и волевые лидеры; это творческое меньшинство социума. В качестве основания выделения элиты теоретики называют биологические, психологические, социальные и культурные факторы. Идеологом современной теории элиты и элитарной субкультуры считают Ф. Ницше. Парето полагает, что элита имеет определенные биопсихические качества; так «лучшие», способные управлять, состоят из «лисиц» и «львов», различающихся методами правления. Наличие в хозяйственной жизни «спекулянтов» свидетельствует о развитии, а преобладание «рантье» - о стабилизации и загнивании общества.

К. Мангейм обращает внимание на функциональную сущность элиты; политическая элита призвана интегрировать общество, а культурная аккумулировать духовную и душевную энергию. В концепциях неоэлитизма элиты рассматриваются как функциональные группы, существенно влияющие на конструктивное развитие общества. Демократия рассматривается в качестве условия и инструмента, обеспечивающая баланс в обществе; элиты развивают демократию, а демократия контролирует деятельность элит. Элита должна быть сплочённой, чтобы достигать социокультурные цели и реализовать потребность членов группы в общении. В силу своей одарённости и активности элита становится субъектом культуры. Выработанные образцы, эталоны мышления, восприятия и практической деятельности усваиваются массами посредством средств массовой коммуникации и постепенно входят в культуру общества или отбрасываются массовым потребителем.

Таким образом, массовая и элитарная культуры не имеют чётких разграничительных границ; вместе они образуют поле социокультурного творчества.

 

Культура и субкультура

Субкультура (буквально «подкультура») трактуется в нескольких смыслах. Термином называют: специфическую часть системы ценностей традиционной культуры; автономную форму организации людей внутри господствующей культуры; совокупность норм и ценностей, образующих культуру преступников. В американской социологии с двадцатых годов прошлого века существует традиция исследования девиантного (отклоняющегося, противоправного, преступного) поведения. Несколько позже в Англии сложилась традиция изучения альтернативного молодёжного движения как молодёжных субкультур. В целом исследователи рассматривают современные субкультуры как специфический способ дифференциации развитых этнических и региональных культур, предполагающей сосуществование доминирующей традиции и порождаемой ей совокупности своеобразных феноменов данной культуры.

От господствующей культуры её субкультуры отличаются по форме и содержанию. Социальной основой субкультуры могут быть возрастные группы (в первую очередь, молодёжь), социальные слои, неформальные объединения. Они становятся субъектами собственной культурной среды: творцами и носителями норм, действий и ценностей, объединяющих группу в субкультуру. Субкультурные различия определяются полом, возрастом, родом занятий, национальностью, сословием и другими признаками. Каждое общество имеет мозаику по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках субкультуры; иммигрант живёт в конкретной культуре иммигрантов, семья военного рядом с воинской частью. Дети осваивают несколько возрастных культур, зачастую вступая в противоречие с родителями, разделяющими ценности иной субкультуры.

Грани между субкультурами достаточно условны. Например, молодежная субкультура может включать представителей элиты и городских низов, субкультуры меньшинств - объединять представителей национальных, расовых, социальных субкультур. Яркой иллюстрацией организованных (социально-профессиональных) сообществ может служить жизнедеятельность коллектива японской фирмы. Авангардная субкультура выражает стремление к изменению культуры, а традиционалистская стремится сохранить (или возродить) ценности уходящей (утраченной) культуры.

В силу ряда социальных факторов субкультура может утверждать образцы мировоззрения и поведения, противоположные доминирующей культуре. Некоторые исследователи используют термин «контркультура» применительно к субкультурам групп, бросающих вызов традиционной культуре. Преуспевающая шайка преступников, например, имеет свои стандарты поведения и нравственные нормы, а также благоприятный для сплочения группы морально-психологический климат. Но эти ярко выраженные стандарты противоположны всеобщим нормам данного общества; объективно они подрывают основы социального бытия, уподобляясь свинье под дубом из басни И.А. Крылова. Следовательно, если в субкультуре индивид может альтернативными способами усвоить и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает отказ от ведущих образцов доминирующей культуры. Субкультура может стать контркультурой в результате непродуктивного конфликта с господствующими культурными нормами и образцами.

Итак, субкультура является способом бытия культуры, посредством которого специфические группы пытаются адаптировать доминирующую систему ценностей и (или) противостоять ей. Субкультуры предлагают систему символов, помогающую индивиду или группе осмыслить специфику своего особого положения и формировать (поддерживать) устойчивую культурную идентичность. Культурные значения субкультуры помогают каждому участнику в создании своего образа и соответствующей ему связи-сплочению с другими членами субкультуры. Возникновению или развитию субкультур содействуют социальные события, приводящие к изменению образа и уровня жизни общества. Общепризнанной типологии субкультур пока нет, их объединяет признание двух тенденций в возникновении и развитии: успеха или неудачи. Иначе говоря, системный кризис общества приводит к возникновению социальных групп, положение которых стало – относительно и абсолютно - лучше или хуже. Среди условий кризиса, ведущих к ухудшению социально-экономического положения, исследователи называют безработицу, примитивную работу, неблагополучные семьи, недостатки образования, снижение уровня духовной сферы общества. Тенденция «неудачи» обусловила появление большинства молодёжных субкультур на Западе и постсоветском пространстве.

Ведущим признаком субкультуры является наличие стиля. В структуре стиля выделяют: образ (одежда, причёска, бижутерия); манеру поведения (походка, мимика); слэнг (набор слов и характер их использования). Стиль создаётся на основе элементов данной культуры; новый контекст придаёт иное значение предметам, вещам и словам, заимствованным из доминирующей традиции. Среди ведущих функций стиля называют обособление от других групп и формирование собственной. Совокупность функций обеспечивает роль субкультуры в обществе и её ценность для членов группы. Субкультура решает проблемы, смягчая социально-экономические противоречия. Она предлагает стиль и ценности, позволяющие сформировать особую идентичность. Элементы субкультуры дают возможность создать значимый досуг. Форма общения, принятая в субкультуре, предлагает индивиду варианты решения личностных проблем.

Субкультура, как альтернативная форма социальной активности, осваивается непосредственно (фактическим членством в группе субкультуры) и опосредованно (под влиянием средств массовой коммуникации).

Субкультуры способны решать специфические потребности индивидов и определённых социальных групп в коммуникации; об этом весьма убедительно говорит факт появления и развития субкультур.

Среди молодёжных субкультур Запада выделяют две группы: субкультуры нижнего класса (рокеры, бритоголовые, панки, футбольные фанаты и другие) и субкультуры среднего класса (битники и хиппи). Эти разновидности получили распространение на постсоветском пространстве культуры. Субкультуры нижнего класса получили свои названия, как правило, за яркую особенность внешнего вида или поведения. Субкультуры среднего класса менее распространены и сложнее по содержанию. К элементам их стиля исследователи относят: поиск духовного удовлетворения в творчестве, стремление к формированию и выражению индивидуальности вплоть до индивидуализма, сознательный отказ от материальной обеспеченности.

Субкультуры существуют столько, сколько существует культура. В отличие от господствующей культуры, конкретная субкультура недолговечна, но каждая новая субкультура повторяет характерные черты исчезнувших и современных форм. Множественные новообразования в культуре могут привести к появлению субкультуры или остаться внутри существующей субкультуры. Исследователи не исключают их влияния на социокультурный процесс. В социальных группах с субкультурами идёт творческий процесс взаимодействия, в рамках которого происходит разработка стиля микрокультуры. Как субъекты культуры, носители субкультур способны повлиять на развитие культуры человечества.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь