Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА



Цель темы: уяснение предмета исследования науки культурологии, ее соотношения и взаимодействия с другими социально-гуманитарными науками, состава современного культурологического знания; изучение исторического процесса формирования теоретической науки культурологии, реальных предпосылок этого процесса; изучение феномена «кризиса культуры» в ХХ веке как социальной предпосылки формирования культурологии, сущности этого феномена, причин его возникновения, изучение проявлений кризиса культуры в различных сферах культурной жизни общества (нравственность, религиозная жизнь, художественная культура и т.д.); знакомство с основными понятиями современной культурологии.

 

Основные понятия для изучения: социально-гуманитарные науки, культурология, теоретическая культурология, практическая культурология, целостность культуры, гносеологическая предпосылка формирования культурологии, кризис культуры, ценностные ориентации, культурные традиции, традиционные и нетрадиционные религии, сексуальная революция, классическое изобразительное искусство, модернизм, абстракционизм, сюрреализм, экспрессионизм, постмодернизм, европоцентризм, конвенционализм, плюрализм, толерантность, культурогенез, типология культур, межкультурные коммуникации.

 

Особенностью рассматриваемой темы является ее вводный характер. Эта тема призвана дать учащимся общее представление о культурологии как науке, истории возникновения и становления культурологии как относительно самостоятельной сферы научного познания культуры.

Прежде всего, надо уяснить значение самого термина «культурология». Этот термин происходит от латинского слова cultura и греческого слова logos – мысль, знание, наука. Дословный перевод термина – наука о культуре. Однако в обществе существует множество наук, которые изучают культуру как определенную сферу жизни общества и человека, различные аспекты и элементы культуры: искусствоведение, религиоведение, этнография, лингвистика и т.д. Как же культурология соотносится с этими гуманитарными науками?

В современной литературе есть две точки зрения на этот вопрос. Первая опирается на буквальный смысл термина, и рассматривает культурологию как сумму всех знаний и исследований культуры. В этом случае «культурология» - это лишь общее название для множества гуманитарных и социальных наук. Подобный подход имел смысл на ранних этапах исследований культуры, когда важнейшей функцией культурологии была обобщающая, синтезирующая результаты исследований в различных конкретных гуманитарных науках для формирования общего взгляда на культуру, понимания культуры в целом. Но со временем, по мере развития социально-гуманитарного научного познания и умножения конкретных наук в этой сфере, подобная точка зрения становится архаической, лишь маскирующей подлинное место культурологических исследований в системе современного социально-гуманитарного познания.

Вторая точка зрения рассматривает культурологию как самостоятельную науку особого общетеоретического характера. Она опирается на результаты исследований в конкретных науках, обобщает эти знания, но имеет и собственный, особый предмет познания. Таким предметом является культура как специфическая целостность в жизни человека и общества.

Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, в которой предмет исследования – культура как система – не сводим к философскому и конкретно-научным подходам к этому феномену, были заложены (по крайней мере, впервые четко сформулированы) американским исследователем Лесли Уайтом в его работе «Наука о культуре» (1948) и др., где он и предложил новый термин для обозначения этой науки. Однако процесс самоопределения культурологи как научной дисциплины не завершен. Это по-прежнему новое направление в научном познании, чьи предметные и структурные границы не сложились окончательно.

Но сегодня можно утверждать, что выделение культурологии в качестве самостоятельной науки не означает ее изолированного положения, с одной стороны, и отрицания ее комплексного характера, с другой стороны. Широта предметного поля культурологии связана с многоликостью самой культуры и это неизбежно придает ей комплексный характер и связывает с междисциплинарными исследованиями культуры.

Задачей культурологии является объяснение и понимание культуры, различных ее элементов. Каждая культура является не просто системой элементов, но и их смыслов, определяемых сущностью и особенностями конкретной культуры. Культура в таком аспекте предстает как система взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга, и результатом этого сложного взаимодействия является формирование особых качеств целостности, упорядоченности, особых законов функционирования, адаптации и эволюции этой целостности.

Подобное изучение культуры в целом когда-то было прерогативой философии, но только с помощью философских методов исследования. В отличие от философии культурология исследует не только культуру в целом (хотя этот аспект исследований остается и он сближает культурологию и философию – культурфилософия является составной частью и философского знания и культурологического, сочетая методы того и другого), но и различные сферы культурной жизни и даже отдельные явления культуры, но всегда с позиции ее целостности, системности, адаптационных способностей, механизмов упорядочивания и т.д.

Соответственно можно выделить различные составляющие современного культурологического знания, которые соприкасаются с другими науками, отчасти пересекаясь с ними, что выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению. Среди них:

  • философия культуры, которая изучает наиболее общие проблемы существования культуры, ее сущность;
  • социология культуры, которая исследует функционирование культуры в обществе, взаимосвязь общественных и культурных процессов;
  • морфология культуры, которая изучает различные формы существования культуры, такие, например, как язык, миф, искусство, религия, мораль, наук и т.д.
  • историческая культурология, которая занимается исторической типологией культур, сравнительным анализом развития различных культурно-исторических типов;
  • культурная антропология, которая изучает человека как субъекта и объекта культуры, эволюцию культурно-исторических типов человека;

и т.д.

В культурологииесть чисто теоретические разделы, есть отдельные описательные (эмпирические исследования), а есть и исследования прикладного характера (практическая культурология), которые определяют, на каком уровне человеческая деятельность приобретает характер культурной: культура общения, культура труда, культура учебы, культура межнациональных отношений и т.д.

Итак, культурология есть самостоятельная наука, имеющая свой предмет исследования и разнообразные методы. К важнейшим методам культурологии надо отнести системный метод, компаративный (сравнительный), исторический, герменевтический (метод истолкования текстов и других культурно-исторических явлений), метод типологического моделирования (реконструкция исторических типов культуры) и т.д. В системе современного социально-гуманитарного познания она имеет свое особое место и выполняет важные функции: обобщающую (синтез знаний о культуре), познавательную (исследование собственного предмета), мировоззренческую (помогает формированию системы взглядов человека на мир культуры и место человека в этом мире), методологическую (реконструируя исторические типы культуры, она ориентирует и направляет исследования в конкретных гуманитарных и социальных науках) и т.д.

Процесс формирования культурологии как особой сферы научного познания начался еще в XIX веке. В качестве объективных условий и причин этого процесса можно назвать две предпосылки. Первая - гносеологическая предпосылка, связанная с интенсивным развитием социальных и гуманитарных наук. Во второй половине XIX века стали появляться и бурно развиваться такие гуманитарные науки, как антропология, этнография, социальная психология, этнопсихология, семиотика (наука о свойствах знаков, главным образом естественных и искусственных языков) и т.д. Эти исследования открыли огромный мир культурных проявлений человека, разнообразных свойств и закономерностей культурной жизни. Все эти знания нуждались в обобщении и систематизации. Они открыли «невидимые» стороны культуры. Все это потребовало переосмыслить уже имеющиеся умозрительные представления о культуре, исследовать открывшиеся новые аспекты и закономерности культурных проявлений в жизни человека и общества.

Вторая предпосылка – социальная предпосылка, связанная с состоянием общества, его культурной жизни в конце XIX – ХХ вв. В этот период западный мир (а в понимании западных мыслителей, это весь мир, все человечество) переживал бурное экономическое развитие, но одновременно в обществе нарастала тревога за будущее. Мыслители заговорили о разворачивающемся кризисе культуры. Кризис культуры - это, прежде всего, кардинальное, качественное изменение основных ценностных ориентаций в обществе. Речь идет о тех духовных ориентирах, которые организуют жизнь людей – самые общие представления о том, что хорошо и плохо, важно и не важно в жизни, прекрасно и безобразно и т.д. Эти ценностные ориентации закрепляются в культурных традициях, передаются из поколения к поколению и обеспечивают преемственность поколений, стабильность жизни общества. Но бывают эпохи разрушения традиционной системы ценностных ориентаций – эпохи кризисов культуры.

Главной причиной кризисов культуры является качественное изменение условий жизни людей. Люди отказываются от традиций не потому, что не хотят жить в этих традициях, а потому, что не могут жить в этих традициях в новых условиях. В ХХ веке целый ряд социальных катаклизмов привел к таким изменениям: научно-технический прогресс (в том числе научно-техническая революция), социальные революции, мировые войны, урбанизация, масштабная миграция населения, которая сопровождается перемешиванием культур, и т.д. В итоге началось разрушение господствующей системы ценностных ориентаций, что привело к распадению общества на множество социальных групп и субкультур, каждая из которых формировала собственную систему духовных ориентиров.

Изменение традиционных форм коснулось всех сфер жизни людей. В сфере семейно-брачных отношений произошла «сексуальная революция», в результате которой кардинально изменились нормы, регулирующие половые отношения: то, что раньше запрещалось религией, порицалось моралью, каралось законом – легализовалось, стало нормальным и даже модным. В сфере религиозной жизни появилось огромное количество нетрадиционных религий: неориенталистские культы (чаще всего разнообразные формы восточных религий); синтетические формы, объединяющие христианство с другими религиями; неоязычество; внецерковная религиозность и т.д. В сфере художественного творчества на смену традиционному европейскому искусству пришел модернизм – «новое» искусство с принципиально иными установками в творчестве. Так, например, появилась живопись модернизма, для которой картина уже не «окно в мир», а способ выражения внутреннего мира человека. Для разных направлений модернизма – абстракционизм, сюрреализм, экспрессионизм и т.д. - потребовались иные способы изображения, но все они разрушали привычную форму реальных вещей, что затрудняло восприятие и понимание этих картин. В абстракционизме (так называемое «бепредметное» искусство) разрушение формы максимальное, тут царство цветовых пятен, линий, геометрических фигур, с помощью которых художник пытается передать свое состояние, свое мироощущение или понимание первооснов бытия (например, «Черный квадрат» К.Малевича). В сюрреализме, который пытается дать выход бессознательному в психическом мире человека, освободить художника от «оков разума», как правило, реальная форма есть, она выразительна, красива, подчеркнуто натуралистична, но свойства и отношения реальных предметов иррационально сочетаются, меняются, «формы перетекают друг в друга» (например, образ «растекшихся» часов в картинах С.Дали). В экспрессионизме, который иногда характеризовали как «эмоциональную деформацию мира», целью искусства провозглашается обостренная выразительность для передачи трагизма и враждебности человеку мира начала ХХ века. При изображение определенных явлений, для усиления эмоционального воздействия на зрителя реальная форма жизни деформировалась до гротеска (например, голова человека в картине Э. Мунка «Крик»).

Смена ценностных ориентаций затронула и сферу науки, особенно метанауки. Начинается распространение идей конвенционализма, согласно которому все научные знания есть лишь конвенции, то есть договоренности ученых, которые помогают описывать человеческий опыт. Следовательно, ни одно научное знание (понятие, теория, закон науки и т.д.) не может претендовать на статус Истины. Плюрализм и принцип дополнительности точек зрения становятся нормой науки.

Все эти изменения в жизни людей требовали осмысления, оценки с точки зрения социального и культурного прогресса. Новые проблемы порождали и новые направления в исследовании культуры.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 1

 

1) Каково значение термина «культурология»?

2) Каков предмет науки культурологии?

3) Какие функции выполняет культурология в системе гуманитарных наук?

4) Когда и в силу каких условий возникает наука культурология?

5) Какой вклад в развитие культурологии внес Лесли Уайт?

6) Какие проблемы культурологии можно выделить как «практическую» («прикладную»)

культурологию?

7) Что такое «кризис культуры»?

8) Каковы причины кризиса культуры в ХХ веке?

9) Каковы проявления кризиса культуры в современном мире?

10) Что такое «сексуальная революция»?

11) Какие направления в искусстве могут быть иллюстрацией кризиса культуры XX в.?

 

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь