Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура личности по Платонову



Основана на концепции динамической функциональной структуры личности. Различают четыре подструктуры: I - исключительно социально обусловленная (направленность, отношения, моральные качества); II - опыт (знания, навыки, умение, привычки); III - индивидуальные особенности психических процессов или психических функций, понимаемых как формы отражения (эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля, память); IV - биологически обусловленная подструктура (темперамент и органические патологические особенности). В указанные подструктуры или на их взаимопроникающих стыках включаются все известные черты личности, которые и являются основными элементами ее структуры. Недостаток данной структуры: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.

I. Знания, умения, навыки - являются основополагающими звеньями определяющими трудовую деятельность человека. В процессе труда не только рождается продукт труда, но и он сам формируется в труде. В трудовой деятельности - взаимосвязь II и III.

II. Восприятие - осознание чувственно данного предмета и явления.

Ощущение - отражение отдельного чувственного качества.

Память - психический процесс; это запись, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта.

Мышление - процесс познавательной деятельности, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности.

III. Темперамент - индивидуально своеобразное свойство психики, определяющее динамику психической деятельности человека, которые везде проявляются в одинаковой мере.Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся в деятельности и общении.

 

Аналитическая психология Юнга. Структура личности по Юнгу.

В аналитической психологии К. Юнга представления о структуре личности гораздо сложнее, чем в классическом психоанализе. Прежде всего К. Юнг выделил различные психологические типы личности, определяющиеся преобладанием той или иной из основных психических функций: ощущения, мышления, чувствования и интуиции. Соответственно выделяются сенсорный, мыслительный, этический и интуитивный личностные типы. Каждая из предложенных моделей личностных типов характе­ризовалась посредством раскрытия специфики способов их взаимоотноше­ния с миром. Так, например, сенсорный тип отличается ситуативным реа­гированием, отсутствием эмоциональных задержек, в то время как мысли­тельный тип всю свою жизнь подчиняет интеллектуальным соображениям и формулам. Мыслительный и этический типы были отнесены К. Юнгом к рациональным, а сенсорный и интуитивный — к иррациональным.

К. Юнг ввел еще одно важное различение в характеристику способа бытия личности — “экстраверсия-интроверсия”, восходящее к его ранним поло­жениям о “законе” или “принципе противоположностей”, согласно которо­му энергия, движущая личностью, вырабатывается из противоположно на­правленных сил. Далее К. Юнг ввел понятие “психея”, которое охваты­вает личность как целостность. Согласно К. Юнгу, “психея” — это все не­физическое пространство, составляющее свою собственную реальность. В пределах “психеи” циркулирует “жизненная энергия”, либидо, движение которой подчиняется принципам эквивалентности, энтропии и противопо­ложностей. Иначе говоря, любой дисбаланс в распределении энергии вы­зывает компенсаторные тенденции.

Целостная структура “психеи” включает следующие компоненты: внут­ренний мир, внешний мир, анимус (анима), тень, самость (self), Эго, пер­сона (маска), личное бессознательное, коллективное бессознательное (архетипы) (То, что называется еще “расовым бессознательным”) и сознание. Причем “маска” и Эго принадлежат к области сознания. Итак, структура личности:

Собственно “Я” (Эго), по К. Юнгу, — это комплекс репрезентаций, состав­ляющий центр поля сознания, обладающий весьма высокой степенью устойчивости и идентичности.У К. Юнга термин “комплекс” означает сочетание мыслей, объединен­ных одним чувством. Ясно, что Эго для К. Юнга — часть “пси­хеи”. Маска (персона) — верхний слой, фасад личности. Данная инстанция включает в себя социальные роли, стиль поведения, предпочитаемую внешность — это облик и лик человека, которые тот представляет другим.

Личное бессознательное — зона, смежная с Эго. Она включает в себя за­бытые переживания, которые тем не менее могут актуализироваться. По­знается оно, как и у З. Фрейда, через иносказание.

Коллективное бессознательное, по К. Юнгу, — это “кладовая мировых процессов, отложенных в структуре мозга и симпатической нервной систе­мы, составляющих в своей совокупности вневременной и вечный образ мира, в противовес нашей сознательной одномоментной картине мира”.

 

 

Архетипы по Юнгу

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Архетип Определение Символы
Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева Мария, Мона Лиза
Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан
Персона Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте Маска
Тень Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании Сатана, Гитлер, Хусейн
Самость Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности Мандала
Мудрец Персонификация жизненной мудрости и зрелости Пророк
Бог Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир Солнечное око

 

Типы личности по Юнгу

Юнг построил типологию, в ходе которой он рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертной, так и в интровертной и определил соответственно 8 психологических типов. Он утверждал: «как экстравертированный, так и интровертированный тип может быть или мыслительным, или чувствующим, или интуитивным, или ощущающим». Подробные описания типов Юнг привел в своей книге «Психологические типы». Для лучшего понимания типологии Юнга сведем все 8 типов в таблицу:

  Рациональные Иррациональные
Экстраверты Экстравертный мыслительный тип Экстравертный ощущающий тип
Экстравертный чувствующий тип Экстравертный интуитивный тип
Интроверты Интровертный мыслительный тип Интровертный ощущающий тип
Интровертный чувствующий тип Интровертный интуитивный тип

Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту.

Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение»

Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему.Юнг определял разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме.

Иррациональное по Юнгу – это не что-то противоразумное, а лежащее вне разума, на разуме не основанное.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь