Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формирование и развитие идей гражданского общества и правового государства



Идеи гражданского общества встречаются еще в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля. Впервые различия между гражданским обществом и государством провел Гумбольт. Данные различия сводились к следующему: в государстве действует система гос. институтов, а в гражданском обществе система учреждений, создаваемых по инициативе самих граждан в государстве действует позитивное право, а в гражданском обществе естественное. Человек в гражданском обществе действует как личность а по отношению к государству как гражданин. Основным разработчиком концепции гражданского общества является Гегель. Он отмечал, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей, их юридическая свобода, частная собственность, охрана права от нарушений, упорядоченное законодательство, авторитетный суд.

Зачатки идей правовой государственности возникли еще в античности. В частности Солон выступал за единство силы и права. Аристотель отстаивал идею верховенства закона. Главным разработчиком концепции правового государства считается Кант. Он выдвинул тезис о том, что благо и назначение государства состоит в совершенном праве. Кантом была сформулирована идея всеобщего правового гражданского общества. Фундаментальными принципами такого общества должны стать обеспечение свободы его членов и гармоничное сочетание этой свободы с обязательными для всех законами.

Кант определял государство как объединение множества лю­дей, подчиненных правовым законам. Целью и смыслом суще­ствования государства является реализация права. Закон должен быть превыше всего и не зависеть от произвола отдельных лиц, а права личности должны почитаться как самое святое, что есть на земле.

Существенный вклад в развитие теории правового государ­ства внес Гегель, разрабатывавший концепцию гражданского об­щества. Сам термин «правовое государство» вошел в научный обо­рот в первой трети XIX в. после издания работ немецких полито­логов К. Велькера и Р. фон Моля. В англоязычных государствах данный термин не используется до сих пор, его аналогом служит термин «правление права».

В исследование проблем правового государства определенный вклад внесли российские дореволюционные юристы — Гессен, Кистяковский, Палиенко и др. В СССР концепция правового госу­дарства не признавалась. Современная Конституция РФ провоз­глашает Россию правовым государством

Правовой обычай, его характеристика

Обычай - это исторически сложившееся правило поведения, которое в силу многократного использования вошло в привычку. Обычай, признаваемый и защищаемый государством, называется правовым. Совокупность правовых обычаев именуется обычным правом.

Правовой обычай считается исторически первым источником права. По мнению А.Б. Венгерова, в ранних государствах обычаи охватывали, прежде всего, брачно-семейные отношения, землеполь­зование и водопользование, имущественные отношения. Существо­вали обычаи по оказанию помощи вдовам и сиротам. Распространение норм обычного права в средней Европе стало основой для формирования исторической школы права. В настоящее время правовой обычай в России является вспомогательным источником права. Например, Гражданский Кодекс РФ содержит ссылки на обычаи делового оборота, Закон РФ о международном коммер­ческом арбитраже» использует термин «торговый обычай».

На правовой обычай делается ссылка в тексте того или иного нормативного акта, однако текст такого обычая не приводится. Если текст обычая включен в нормативный акт, то обычай теряет свою юридическую природу и становится частью нормативного акта.

Правовые обычаи никем целенаправленно не устанавливают­ся, они постепенно складываются, а затем признаются (санкциони­руются) государством. Иногда в науке говорят о консерватизме обычаев, которые закрепляют не новые, а старые, давно сложив­шиеся отношения. С некоторыми обычаями в государствах ведет­ся борьба (например, обычаи кровной мести). Такие обычаи на­звать правовыми нельзя. Однако многие обычаи содержат цен­ный социальный опыт, недаром сторонники исторической школы права считали обычаи выражением духа народа, его здравого смысла.

В различных государствах современного мира роль правовых обычаев неодинакова. В западных странах обычай также исполь­зуется лишь как вспомогательный источник права. Например, в Великобритании у портных существует обычай не только приме­рять готовое платье, но и взвешивать его. Вес платья и отрезков должен совпадать с весом полученной портным ткани. Таким об­разом проверяется порядочность портного.

Значительное распространение имеют сегодня правовые обы­чаи в странах мусульманского права и государствах Тропической Африки. При этом в ряде африканских государств осуществляют­ся мероприятия, направленные на приспособление обычаев к но­вому законодательству, на систематизацию действующих обыча­ев. Правовые обычаи африканских государств регламентируют прежде всего владение землей и семейные отношения.

Понятие публичного права и частного права

Проблема деления права на частное и публичное является пред­метом давних дискуссий в мировой и отечественной науке. Многие считают основоположником указанного деления римского юриста Ульпиана, который указывал, что публичное право то, что относится к положению государства, а частное то, что составляет пользу отдельных частных лиц.

Целый ряд известных ученых отвергали деление права на пуб­личное и частное. Например, отрицательно относился к такому делению представитель теории солидаризма Леон Дюги. Пити­рим Сорокин считал проблему публичного и частного права наду­манной, так как все официальное право издается при участии го­сударства. В то же время постановка вопроса о публичном и част­ном праве позволяет определить границу вмешательства государ­ства в частную жизнь, определить меру автономии индивидов в тех или иных отраслях.

Традиционно отраслями частного права считаются гражданс­кое, трудовое и семейное право. Сохраняется деление на публич­ное и частное в международном праве.

Рассмотрим основания деления права на частное и публичное.

1. Публичное право преимущественно связано с государством, частное - с отношениями между гражданами.

2. Публичное право обеспечивает публичный интерес, а частное - частный интерес.

3. Нормы публичного права по содержанию чаще бывают общими и безличными, а нормы частного права обращены к субъек­тивным правам граждан.

В отечественной науке проблема публичного и частного права была детально разработана М.М. Aгapкoвым в работе «Ценность частного права», опубликованной, еще в 1920-e гг. Он указывал, что публичное право есть сфера власти и подчинения, частное же право есть право лично-свободное. Поэтому во всех правоотноше­ниях, где одной из сторон выступает государство, мы имеем дело с публичным правом.

Публичное право регулирует отношения между людьми исключительно велениями, исходящими от одного, единственного центра, кaкoвым выступает гоcударственная власть. Частное же право с его индивидуализмом представляет собой систему юри­дической децентрализации.

Ю.А. Тихомиров среди особенностей публичного права назы­вает преобладание императивных норм. В отраслях публичного права широко используются компетенционные нормы, определя­ющие права, обязанности и ответственность государственных ор­ганов и должностных лиц.

Для регулирования с помощью частного права характерны пре­обладание диспозитивных норм, равенство субъектов соответству­ющих отношений, свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав, широкое использование договорной формы регулирования, преимущественная ориентация на удовлетворение личных, частных, корпоративных интересов.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. G) Развитие инновационной инфраструктуры.
  2. I. РАЗВИТИЕ СЛУХОВЫХ ОРИЕНТИРОВОЧНЫХ РЕАКЦИЙ
  3. I.2.Сербы в составе средневекового сербского государства.
  4. I.3. Формирование сербского этноса на территории Османской и Габсбургской империй.
  5. I.3. Формирование сербского этноса на территории Османской империи и Австро-Венгерской(Габсбургской) империи.
  6. I.5. Развитие сербского этноса в составе Социалистической Федеративной Республики Югославия.
  7. IV. Изменение типа акционерного общества
  8. X. Не должно быть ревности. Половая любовная жизнь, построенная на взаимном уважении, на равенстве, на глубокой идейной близости, на взаимном доверии, не допускает лжи, подозрения, ревности.
  9. XII. Формирование и обнародование списка абитуриентов, рекомендованных к зачислению
  10. XVIII. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
  11. XX. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
  12. XXIV. ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 997; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь