Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 4. Тонкая анатомия тела



[30а] Зятем, после разъяснения пропорций телу, риши Мудрость Познания сказал такую речь.

— О! - воззвал он, - великий риши Рожденнын-из-ума вместе с соратниками, слушайте, воспринимайте!

Завершив описание принципов формирования (тела) и описание пропорций - (двух) из семи пунктов наставлений о существовании созданного (составного) тела, теперь следующим образом изложим в этой главе третий пункт — анатомию тела.

Она описывается по четырем пунктам, известным как

(1) Количественная характеристика — учение об анатомии составляющих организма.

(2) Связь - учение об анатомии каналов.

(3) Уязвимость - учение об анатомии опор (болезней).

(4) Путеводы - учение об анатомии отверстий (тела).

(Первое). Так называемая количественная характеристика (учитывает) величину рупа-формы.

Старость, юность и другие (возрасты) имеют свои болезни, (свои характеристики) составляющих и нечистот; норма их функционирования (наблюдается) у человека в расцвете сил. При переходе от зрелости к старости ветер и прочие (энергии) отклоняются от нормы, в сторону увеличения, остальные же составляющие организма по большей части отклоняются в сторону уменьшения. У ребенка зубы, семя и некоторые другие (части) не соответствуют норме (в силу неразвитости).

Тело во время болезни рассматривается с учетом увеличения, уменьшения, возмущения соответствующего компонента (трех «виновников», семи составляющих, трех нечистот) каждого.

Так, чтобы привести в действие все вышеизложенное, (в сочинении) «Лучи луны» (сказано):

«То, что названо горстью и пригоршней, измеряется по величине меры собственной руки. Что касается меры, обозначенной словом лян, то (мера) в четыре ляна и два ляна не применяется, потому что для этого есть свои (единицы измерения).

Из перечисленного горсть — это то, что получается при соединении двух ладоней; пригоршня — это то, что можно поместить в ладонь одной руки».

[30б] Для дальнейшего разъяснения в собственного коментарии (автора к своему сочинению сказано):

«Мера горсти такова - в одной пригоршне два ляна, в одной горсти четыре ляна. Утверждают, что описанные выше меры относятся к обычному небольному человеку, а при неуравновешенных элементах (земли, воды, огня, дерева, жеза) они неприемлемы.

- Такого разъяснение. Если это не так, то ученик опровергает учителя, и учитель не знает соответствующего значения (терминоз) и допускает и иные погрешности.

Об этом наставник сказал:

«Находящиеся в теле костный мозг, сало, жир, моча, желчь, слшь. кал, кровь, питательный сок, вода — каждое измеряется горстью; тонкое семя, мозговая оболочка, семенная жидкость - каждого по пригоршне».

В «Лучах луны» дано такое же (описание), как и в авторском комментарии:

«Телесные (субстанции) от костного мозга и до воды все измеряются горстью каждая. Так, костный мозг в полгорсти, сало - две горсти, жир — три горсти, моча — четыре горсти, желчь — пять горстей, слизь — шесть, кал — семь, кровь — восемь, питательный сок — девять, вода — десять».

А также: «Тонкого семени и других — всей троицы — каждого соответственно имеется по пригоршне. Так утверждаю я, наставник».

Также е авторском комментарии сказано:

«В этом случае вода значит желтая вода, а мозговая оболочка означает кровяной костный мозг».

Однако практика (показывает, что данные характеристики) не совпадают с описанными в этих книгах. Так, в частности, количественные характеристики желчи и слизи сказываются намного больше, и поэтому я не могу своего несогласия (с цитируемыми сочинениями).

(Итак), болезненные основы, составляющие организма и нечистоты.

Что касается первого из перечисленных, то ветер имеет следующую количественную характеристику — по величине собственного мочевого пузыря; подобным же образом количественная характеристика желчи — poenis собственного тайного места человека; количественная характеристика слизи - три собственных горсти. [31а] Таково их содержание.

Количественная характеристика крови и кала—по семь горстей.

Количественная характеристика мочи и желтой воды — по четыре горсти.

Количественная характеристика жира и сала — по две горсти.

Количественная характеристика тонкого семени мужского и женского тела и белого мужского семени — по одной пригоршне.

Количественная характеристика мозга — одна собственная горсть.

Количественная характеристика мяса у мужчины — 500 мер ладони, у женщины сверх того 10 на бедрах и 10 на груди, итого превышает на 20 мер ладони. Здесь, однако, в «Восьмичленной» (тантре) не сказано о том, что грудное молоко женщины составляет две горсти и месячные выделения четыре горсти. Таким образом, у женщин белых и красных элементов на это количество больше. Поэтому-то говорят, что у них вообще (особенности) возраста, величина рупа-формы, продолжительность жизни и пр. имеют прямую зависимость от указанных факторов...

[33а] (Второе.) Теперь опишем связь — учение об анатомии каналов

По общей классификации каналы подразделяются на три вида в силу (наличия различных) базисов.

По количеству различают 1072, затем 72000, от них же еще отходят 13, 5 миллионов.

Короче, это тело не является однородной массой, но пребывает как некое целое, будучи пронизано решеткой или клубком каналов.

В «Ваджрамале» говорится: «1024 — это (каналы) нисхождения «луны» по генезису Лаланы, (еще) 1024 — это (каналы) нисхождения «солнца» по генезису Расаны, (Затем еще) 1024 — это (каналы) движения ветра по генезису Авадхути».

— Это, а также:

«Согласно совокупному смыслу (сочинения) «Зародыш радости», по четырем сторонам тела находятся пять каналов и по десяти ответвлений их, на каждом по сто ветвей. Всего же каналов имеется 80 000. Они наполнены восемьюдесятью тысячами «червей» и нечистыми вещами».

— А также:

«Согласно совокупному смыслу Калачакра (тантры), от них расходится 13, 5 миллионов тонких каналов, формирующих поры (на теле)».

— А также:

«Зная так сущность каналов, познаешь сущность организма».

Эти и другие (каналы) имеют огромное значение, и их количество выходит за пределы понимания. Здесь же, в высшем разделе науки врачевания, [33б] описываются четыре вида каналов:

(1) каналы формирующие,

(2) каналы бытия,

(3) каналы связи,

(4) содержащие жизнь каналы всех начал.

Если по существу говорить в медицине об Авадхути, Лалане и Расане с их окружением в соответствии с тем, как они описаны в разделе тантр, то (мы увидим, что) колесница плода тайной тантры сама здесь допускает неточности и колебания, ведь скрытые свойства прежними поколениями по большей части применялись для целей созерцания, а в обычном теле, утверждалось, их нет; если же и есть, то в теле умершего они непосредственно не обнаруживаются. Так и каналы, (понимаемые только в смысле пульсаций), и бинду, являясь опорой мысли и наличествуя у живого, со смертью вместе с сознанием исчезают, говорят, подобно радуге осенью — именно такие безрассудные глупые слова приводятся в Калачакратантре, в тантре все объединяющей Махайоги и других.

Подобно тому, как мы говорим о грубых опорах, следует говорить и о тонких опорах, как о двух сторонах одного и того же; так, канал жизни или Авадхути — все это изначально по сути имеет грубое формирующее содержание.

Формирующие каналы суть три, расходящиеся от пупа. Это (рассматривается) следующим образом.

О способе привязки, мере пальцев и т. д. в отношении пупочной верхней части Авадхути отошлем к описанному выше во второй главе. То же можно сказать в отношении взятых по порядку Лаланы, Расаны и нижней части Авадхути.

Пульсация, порождающая слизь и т. п. — это движущая дхату воды Лалана; пульсации, порождающие желчь и другие (ее корреляты) — это движущая дхату огня Расана; пульсация, порождающая ветер и т. д. — это канал, в котором наличествует дхату ветра, это нижняя часть Авадхути ниже пупа.

Нижние концы Расаны и Лаланы, имея опору в энергии, порождают ее в трех концах каналов выше и ниже пупа. Это соответствует мнению, изложенному в Шри-Калачакре.

Согласно Адибудде, «они суть три конца (направленные) вниз. Подобным же образом три конца (направлены) вверх. Верхушка Раху находится и центре, верхушка солнца справа, я верхушка луны слева. (По ним) вода, огонь1 и пространство-ветер через правый, левый и центральный нижние концы движут кал, мочу и семя. Каналы эти подобны связанным звеньям цепи, они имеют природу трех путем очищения в длину и вниз». Так сказано (в Шрикалачнкрачангре). А в большом комментарии (на нее) говорится:

«Проводники нектара — это каналы, связанные в цепочку. Из них каналы нектара — это лобные каналы. Здесь проводники - то есть проводники нектара — это Лалана. и Авадхути. Они же, будучи связаны цепочкой и образуя три пути между сердцем и пупом, идут, пронизывая центр сердца, соединяясь с Авадхутн. Лалана и Расана движутся по левому и правому крыльям. Затем между сердцем и горлом движутся, вновь образуя три пути.

Подобным же образом между горлом и лбом – три пути, и между лбом и ушницей – три пути, составляя, таким образом, четыре (отрезка) по три пути.

В главе о болезнях говорится, что Лалана проходит через отверстие левой ноздри в другие места, расходясь в 12 концов, расана - через правое (отверстие), Аватхуди идет через обе ноздри вместе.

Подобным же образом и внизу, обрязуя от пупа к тайному месту. [34б] они проходят через промежуток между калом и мочой. Это каналы, сворачивающиеся в середине тайного лотоса-падмы.

Внизу тайного лотоса через середину его проходит канал кала; в мужском и женском половом органе слева проходит канал мочи, справа канал семени.

Таким образом, если объединить все виды каналов, они группируются в три — каналы ветра, каналы крови, каналы воды. Из них же каналы ветра единственно от Авадхути, каналы крови от Расаны и каналы воды только от Лаланы расходятся и обладают способностью (проводить соответствующие энергии).

Но от чего же считать расходящимися каналы смешанных ветра и крови? - Все эти три пульсирующих канала — Расана, Лалана, Авадхути—собравшись в корне сердца, силою промежутка, в котором функционирует подверженный сквернам ум, заставляют пульсировать сердце, и по этой причине в сердце и во всех соединивших принцип (этой пульсации) каналах движутся, соединившись, ветер и кровь, и каналы пульсируют. Таковы грубые характеристики этих каналов.

У этого тела при зачатий в матке все каналы вначале суть только формирующие каналы; от этих каналов, (сконцентрированных) в середине пупа, отходят три бесподобных острия.

Из этитх так разветвляющихся каналов первый — это некий движитель базиса воды-луны, проходящий по левой стороне тела и связующей сердце, горло и макушку по центрам чакр, а и других (местах), разветвлениями опираясь на этот идущий вверх белый канал, (ветви канала) формируют мозг, и по причине того, что мозг активизирует омраченность - слизь, в силу условия их совместной деятельности, эта омраченность, опираясь на мозг, локализуется и проявляется (там).

Глупость, тяжкая темнота и пр., ибо они по большей части проявляются в голове, [35а] порождают из этой омраченности слизь и осуществляют локализацию в верхней части тела причин, условии и результатов.

Подобным же образом второй из этих трех каналов — что некий движитель базы крови-огня, он в середине тела в обширной области печени втыкается во вбирающий питательный сок канал. Его ветвь, доходя до десятого позвонка и опираясь на него, возбуждает черный канал жизни с его ответвлениями. (Здесь) кровь активизирует гнев и желчь, и в силу условия их совместной деятельности этот гнев, опираясь на черный канал жизни и кровь, локализуется там; от этого гнева рождается желчь, вследствие чего в середине тела локализуются причины, условия и результаты, и гнев, когда он внезапно возникает, производит возмущение в средней части тела, где он рождается и проявляется. Структурно этот протыкающий середину тела красный канал соединяет центры чакр сердца, горла и макушки, в другие же места он идет, разветвляясь.

Затем третий из этих каналов. Это некий движитель базы ветра — мудрости. В направлении выхода дыхания из тела он идет вверх, как это описано выше. Его одно острие пронизывает нижнюю часть тела, там вследствие движения базы блаженства возбуждается тайное место, и семя активизирует страсть и ветер. В силу условия их совместной деятельности страсть проявляется, локализуясь в тайном месте мужчины и женщины. Так как из этого рождается ветер, он локализуется в нижней части тела вместе с причинами, условиями и результатами. Эта сущность [35б] именно в силу своей локализации и активности так мощно проявляется.

Далее. Понятие существовании, когда речь идет о некоторых сущностях, имеет смысл пребывания. Это подобно тому, например, как землю, где постоянно пребывает царь, называют царством2.

Также и здесь - в тех случаях, когда нужно указать на места опоры всех каналов, происходящих от органов чувств, шести групп сознания, скандх тела, мужских и женских органов, указывают, что разделенные на четыре группы большие каналы опираются на мозг и т. д. - здесь (опираются) употреблено в смысле локализуются.

Поэтому у всех чакр, центр которых создается локализацией в них Авадхути, Лаланы и Расаны, по четырем сторонам от Авадхути отходят по четыре ответвления канала, совпадающие со спицами (чакр), а вверх и вниз от Расаны и Лаланы отходит по 10 ответвлений (этих каналов). На каждой чакре находится по 24 больших ответвления каналов, и затем у Расаны и Лаланы на каждом из двадцати отходящих (ответвлений) имеется по 20 (ответвлений), а на четырех отходящих от Авадхути (ветвях) свернуто по 25 ответвлений, и каждая чакра, вместе с пятьюстами пятьюдесятью тонкими каналами на ней, осуществляет деяния по поддержке тела над нею, под нею, в месте ее нахождения и удерживает болезненные основы (в здоровом балансе). —Так сказано.

Также в «Ваджрамале» сказано:

«8 расходятся в 64. Они свисают сверху вниз и, вновь собравшись, так пребывают».

Это истинное разъяснение (в отношении) сердца и энергии. Что касается других чакр, то следует говорить о четырех или шести чакрах, которые описываются в разделе тантр (колесницы) тайной тантры; и хотя они описываются так же, [З6а] изложение идет секретными словами.

Чтобы обозначить большие каналы бытия в этом теле, называют четыре или пять (их групп), и они таковы:

(1) Двадцать четыре канала, поддерживающие индрии глаза и других (органов чувств), форму и другие (корреляты) объектов (этих чувств), они на основе пяти отдельных ветров окружают закручивающийся в мозг подобный царю канал и (сами) окружены пятьюстами мелкими каналами.

(2) Во время привлечения шести чакр, если считать чакры горла и ушниши3 несвязанными, чакра ушниши, полагаемая корнем ушниши Татхагат, как о ней говорилось, не пребывает, как о ней говорят, в пространстве созревания не принадлежащего (ей) содержания, но относится к середине головной чакры великого блаженства, а горловая чакра не относится к наслаждению шестью вкусами. Агенты, порождающие составляющие тела, как имеющие малые значения, рассматриваются не в их предметной подлинности, а как показатели энергий.

Канал, осуществляющий наслаждение вкусом принятой нищи, окружен в горле пятьюстами мелкими каналами бытия. Это можно понять, если ухватить смысл.

(3) Подобным же образом, вера в «я», память и другие надстройки, проясняя индрии, наличествуют как 24 канала, порождающие 6 групп сознания, они окружают пребывающий подобно царю канал, известный как канал благого ума. Они окружены пятьюстами мелкими каналами.

Утверждают, что от (канала), называемого (каналом) благого ума, вперед направлен красный канал течения сознания пяти входов (органов чувств); желтый канал течения сознания-вместилища направлен в правую сторону; синий канал течения сознания идейного [36б] направлен в левую сторону; зеленый канал движения загрязненного ума направлен назад.

(4) 24 канала, возбуждающие и распространяющие в три верхних предела сами скандхи тела каждого (человека), окружают подобный царю канал, удерживающий середину пупа в зависимости от извержения ч удержания семени. Они окружены пятьюстами мелкими каналами.

(5) 24 канапа, неустанно порождающие и умножающие продолжателей рода - детей и внуков - окружают подобный царю канал, отмеченный знаком полового признака в опоре базы блаженства. Они окружены пятьюстами мелкими каналами.

Вышеприведенное описание сделано грубо. Точное число и названия ответвлений каналов разъяснено в Калачакре и в соответствующих разделах других тантр.

При исполнении функций всех баз находящихся выше, ниже и в середине пупа грубых и тонких каналов пяти чакр вместе с горловой осуществляется во всем объеме связь (всего организма, что удерживает от несвоевременного распада части тела, (опоры) болезней, составляющие, нечистоты и все другие (компоненты), сколько их есть. Каналы, связанные с Расаной и Лаланой с силу внутреннего движения белой и красной баз, бывают в основном белыми и черными. Затем идет черный канал жизни, являющийся основой, производящей все ответвления кровеносных каналов; этот канал жизни, порождаемый Расаной через канал печени, имеет содержание пульсаций, осуществляющих богащение мяса и крови. По сути он наполнен только кровью, [37а] черного цвета, по толщине похож на бамбуковую стрелу средних размеров. Он находится над тринадцатым позвонком, под горловой полостью, внутри спины, подобно помещенному в середину (спины) стволу. От него к ногам, рукам и горлу подобно отходящим вверх ветвям идут 24 больших канала, обогающих мясо и кровь...

[44а]/ Йогам известны знаки удлинения, уменьшения жизни и прочие по (движениям) ветров; с опорой на это проведено и настоящее исследование.

Исходя из этого, части «жизни» (тиб. срог ) дано название пульсации времени жизни (тиб. цхэ ), она с дыханием от кончика носа выходит на 16 пальцев и затем вновь входит внутрь. Другая (часть) известна в мире как заблудившийся принцип жизни (тиб. бла ). Постоянно проходя через множество водных нитей рук, (эта часть жизни) заблуждается и выходит наружу. Что касается третьей (части жизни), она, если собрать то, что (о ней сказано) в разделе тантр и других (источниках), находится в основе (всего проявления жизни) и, являя необходимую пульсацию в природе собственной длительности, равна принципу жизни (как таковому); не останавливаемый подобно выше упомянутому заблудшему, (этот принцип жизни) охватывает все тело с головы до ног и движется, сочетаясь с внутренними пульсациями — пульсациями, жизни белыми, черными и синими и с дыханием. Вместе с необходимо исследуемыми пятью выдохами и вдохами он считается подходящим для восприятия вышеуказанных пульсаций. Они же все, представляя части жизни, в целом определяются словом жизнь (в этом теле — цхэ ).

Ветры, кровь, тонкое семя и все осадки тонкими и грубыми движущими полостями соединяют все внешние и внутренние, (части) тела, и, благоустроив это тело, в течение длительного времени эта определяющая существование грубая основа является как бы его корнем. Более того, поскольку (эти структуры) являются как бы корнем, на котором держится жизнь, они носят название каналов-пульсаций (жизни).

 

ГОЛУБОЙ БЕРИЛЛ

(Вайдурья-онбо)

Часть II ГЛАВА 5

Учение о сущности тела

[48б] Затем, сразу же после разъяснения анатомии созданного тела, риши Ригби-Ешей повел такую речь. Вот что он сказал:

— Великий риши Мудрость Познания вместе с соратниками, хорошо слушайте, удерживайте в уме, и я буду говорить. Так наставив, (сказал):

— Из семи описанных видов анатомической структуры и т. д. вышеуказанного созданного тела четвертый — это сущность тела, которая имеет двоякий характер:

[49а] структуры поражаемой субстанции и структуры поражающих факторов. Если подумать, то не являются ли они обе основой того, что называется телом, составленным из скандх?

Три вида сущностей, заключающихся в естестве неизмененного тела — болезненные основы, составляющие тела и нечистоты — взаимно опираясь одна на другую, либо не опираясь, являясь грубым способом формирования человека, вначале создают тело, затем устраивают (его), затем разрушают. Поскольку во все эти периоды они являются как бы корнем того, что называется телом, оно существует.

Из поражаемого и поражающего первое — поражаемая субстанция —описывается по пяти пунктам:

1) Описание классификации поражаемого;

2) описание функций каждой (составляющей) поражаемого;

3) описание огненной теплоты как основной причины способа образования этих поражаемых;

4) Описание того, каким образом огненная теплота создает поражаемые (сущности);

5) а в завершение описание времени образования результатов се (активности).

Классификация поражаемых (сущностей) тела описывается по пяти пунктам. Из них первый включает описание классификации по (1) составляющим тела и (2) нечистотам.

Из них:

(1) Классификация составляющих тела следующая - сок пищи, кровь, мясо, жир, кости, костный мозг, семя. Итого описывается семь.

(2) Классификация нечистот следующая: моча, кал, пот; сюда же входят и нечистоты, появляющиеся из зубов, ногтей, из других отверстий. Этим словом также определяются как поражаемые субстанции те нечистоты, которые, будучи поражаемым, не истощают составляющих тела.

[49б] Из этих десяти поражаемых (первое) — питательный сок. Его функции заключаются в развитии, увеличении других шести поражаемых, в особенности крови.

Функции крови — в основном формировать увлажняемые части тела и, в особенности, насыщать жизнь, т. с. преимущественно создавать опору жизни для живых существ.

Функции мяса—через внешние, внутренние и промежуточные части тела, подобно глине одевать (тело).

Функции жира — питать все части тела.

Функции костей — в основном придавать форму этому телу из мяса.

Функции костного мозга — превратить великий сок и вожделение в семя.

Функции семени — вообще придавать здоровый вид; кроме того — оплодотворять матку.

Таким же образом функции кала направлены на снабжение внутренней пищей желудка кишок и других внутренностей.

Функции мочи — задерживая жидкие отбросы, находящиеся во внутренностях, разлагать вязкие (вещества) и выводить (их).

Функции пота — смягчать кожу — поддерживать поры тела незасоренными.

(3) То, что служит основой переваривания съеденного и выпитого, определяется как огненная теплота, она же пищеварительная желчь, которая упомянута первой среди пяти видов желчи. Хотя она и является главной и высшей переваривающей все огненной теплотой, также и части теплоты каждой из болезненных основ: ветра и других — всего трех, из составляющих тела: питательного сока и других — всего семи, из нечистот: кала и других — всего трех- известны как огненная теплота.

[50а] Если так описанные общий и частный (виды) огненной теплоты обладают силой переваривания, они увеличивают благодаря этому безболезненность, способность к труду, хороший и здоровый вид, долготу жизни, силу других огненных теплот пищеварительного сока и других составляющих тела. Она, находясь внутри желудка в промежутке между переваренным и непереваренным, хорошо разделяет сок и осадок всей съеденной и выпитой пищи. Осадки удаляются через выход из места переваривания, непереваренная пища задерживается в месте пищеварения.

Затем эта переваривающая желчь, если она обладает силой, переваривает (пищу) и обогащает питательный сок, а осадки удаляет вниз.

Если же пищеварительная сила мала, съеденная пища не способна перевариться, и эта готовая (питательная смесь) удаляется через анус, вычищается. Если же мала пищеварительная сила и (пища) не способна перевариться, но также нет силы и удалить (непереваренное), внутри желудка пухнет и образуются комки. Например, если негодная (пища) доходит до перемычки, там ей хода нет. Следовательно, при большой силе огненной теплоты она является основной причиной развития и увеличения составляющих тела — питательного сока съеденной пищи и других, хорошего вида, сил и т. д. по порядку. Однако если сила огненной теплоты мала, съеденная пища не переваривается, и потому не развивается питательный сок и др. составляющие тела, здоровый вид и силы. Так в уме [50б] уяснив, принимая теплые огненные напитки и пищу и ведя легкий образ жизни в соответствии с Дхармой, принимая лекарство «гранат 4» и другие, если всегда устанавливаться в деяниях сохранения огненной теплоты станешь обладателем телесных сил и продлишь жизнь. Если жить беспорядочно, поступать наоборот, этого не достигнешь.

Способ переваривания съеденной пищи этой огненной теплотой следующий.

Вся съеденная пища и выпитые напитки вначале активностью «ветра жизни» проталкиваются через горло и входят в желудок. В это время части выпитого глотками разрушаются, (съеденное) смягчается сущностью жира, затем «огнеподобным» ветром раздувается обладающая сущностью огня пищеварительная желчь, и этой пламенеющей энергией жара растопив находящееся в желудке, она приобретает способность переваривания. Например, это подобно тому, как, поместив лекарство в кастрюльку и т.д., его снаружи, с помощью огня мехов кипятят и плавят; здесь также — так вскипятив, переваривают. Если этот способ переваривания поставить в зависимость от грубости (пищи) то, во-первых, во время попадания в желудок всего съеденного пища и питье, относящиеся к шести вкусам, вначале тщательно разлагаются «разлагающей» слизью, а так как их (еды и питья) содержание представляет сущность земли и воды, они по большей части имеют слегка сладкий вкус, и приобретая соответствие с признаками «пенящихся слизей», придают немного сил этой «разлагающей» слизи. Затем эти «пенящиеся» теплом переваривающей желчи расплавляются и энергию огня делают очень жаркой,

[51а] Опираясь на функции остатка упомянутой земли, вкус большей частью становится слегка кислым и придает немного силы этим «переваривающим» желчам.

Сок же, расплавленный «переваривающей» (желчью), в завершение «огнеподобным» ветром разделяется на питательный сок и осадок и в это время становится слегка горьким, он придает немного силы также «огнеподобному» ветру. Это происходит во время завершения процесса (переваривания). Причинная связь здесь такова: по большей части, «огненный» ветер соответственно рождает горячий вкус; жар не порождает ветер, а в силу порождения ветра горечью он (горячий вкус) в соответствии с основным «Восьмичленным» комментарием определяется как горький.

Таким образом, эта обладающая пятью (великими) элементами пища в (соответствующих) местах прежних комментариев ясно не описывается, а из современных врачей, хотя (этот) вопрос тщательно исследуется, кто только ни пытался дать ясный ответ, (подходя) с обратной стороны (логического) метода, (предлагая) отписку на вопрос! — Лечимое тело и лекарственное питание в главах своих (книг авторы) подробно описывают как состоящие из пяти (великих) элементов. Например, «пища элемента «земля» развивает и образует мясо, кости и обоняние»; таким же образом всеми понимается образование каждой отдельной сущности тела из пищи, (обладающей сущностью) каждого отдельного элемента, и речь ведется о пище, обладающей пятью (признаками).

В грамматической сутре «Калапа»4 и других не разъясняется то, что собрано здесь (в этом комментарии).

Подобно этому во всех толковых словарях, если в них объясняются пять влиятельных элементов, утверждается, что в связанной с ними пище каждый из этих элементов исполняет свою функцию, но (разъяснение этого) подобно всей пятерице опирается на непонятные слова прежних тантр. И хотя «Тантра руки», комментарии и др. к познанию пищи не обращаются, узнавание вкуса (пяти великих) элементов описывается [51б] подобно описанию вкуса лекарств в главе девятнадцатой как все шесть вкусов. Так, лекарством из миробалана хэбула, который обладает пятью или шестью вкусами (начиная) от терпкого, устраняются все болезни. Подобно (этому) нужна также пища пяти-шести вкусов. Если это выразить по методу современных ученых, (получится следующее), (Например, ) на разговорном языке индийцев слово муласэта означает: 1) молочный сироп, получаемый из нижней части белого тибетского подснежника; 2) гнида; 3) приглашение ко льву; (в медицине это —)пища, известная как финики, растет в районе индийской Бхатраны, ствол цвета чая, листья зеленые, плодоносит. Несозревшая бывает разного цвета, после созревания похожа на миробалан с соответствующим круглым отверстием — так утверждает Сypxapбa. Эти два (миробалан и муласэта) являются главными (растениями), порождающими необходимую силу всех шести вкусов. И подобно тому, как они необходимо определяются как пища, обладающая пятью (великими) элементами, пятерица элементов тела увеличивается и развивается качествами пищи, обладающей силой олицетворяемых ею пяти элементов.

(5) Как же проиходит процесс (пищеварения)? — Можно представить его себе так. В желудке слизь и желчь разлагают пищу, при последующем переваривании растопленной (пищи) «огнеподобным» (ветром) отделяются один от другого питательный сок и осадок. Осадок поступает внутрь пустых кишок, вновь разделяется на вязкую и жидкую (части): вязкая (субстанция), проникнув внутрь черной кишки, становится калом. Жидкая часть по внутренним каналам входит в ргйу-кхрог и мньэ-ма (? )и через связь с мочевым пузырем превращается в мочу. Все основы семи соков и составляющие тела каждая своей собственной теплотой вызревают, и здесь мы говорим о том, что способ (этого) созре­вания (осуществляется) не только и преимущественно одной лишь огненной теплотой. В конечном счете, для составляющих тела в их собственных местах. [52а] имеется три способа разложения, переваривания и разделения на сок и осадок активностью слизи, желчи и ветра. Если бы это было не так, об этих трех нельзя было бы с необходимостью утверждать, что они в желудке обладают равной силой. А также соки и осадки вместе обязательно доходили бы к составляющим тела. Вот почему так.

Сок пищи вначале вышеуказанным способом через желудок по девяти каналам принятия сока по порядку проходит через каналы печени и доходит до сосуда осадка семени и крови ( сам-сэу ). Этот первоначальный сок по мере проникновения в печень подвергается воздействию находящихся в печени слизи, желчи и ветра. Его соки превращаются только в кровь. По мере проникновения соков крови в мясо, эти ее соки превращаются только в мясо. Таким же образом (происходит) с соками мяса — по мере прникновения их в жир из их соков образуется жир. Из соков жира образуются кости, из соков костей образуется костный мозг, из сока костного мозга - семя, которое образует белую и красную субстанции. Как можно представить образование осадков только что упомянутых (сущностей)?

— Осадок пищи становится калом и мочей, как это описано выше. Когда сок (пищи) достигает печени, его осадок становится «разлагающей» слизью. Осадок крови — желчь полых органов. Осадок мяса — нечистоты, выводящиеся через 9 отверстий — глаза, уши и т. д. Осадок жира порождает жир на теле (накожный жир) и пот.

[52б] Осадок костей — зубы, ногти, волоски (на теле). Осадок костного мозга — кожа, кал, сало, глазные выделения. Осадок семени сочится вниз и последовательно превращается в зародыш оплодотворенной матки. Следует знать, что подобным же образом все эти осадки (в свою очередь) де­лятся на соки и осадки.

Тело всех соков — земля; сок же седьмой составляющей — семени превращается в тонкое семя. Оно является высочайшим (продуктом жизнедеятельности тела); хотя оно находится преимущественно в сердце, его энергия охватывает все тело. Оно является опорой продолжительности жизни, придает лоск и хороший вид. С одной стороны, время полной реализации плодов этих соков съеденного и выпитого точно не установлено, (но) если это сделать грубо, то время превращения соков, образующихся из размельчающихся в желудке потребленных пищи и напитков, в конечный (продукт) составляющих тела — в тонкое семя — составляет 6 суток. В первые сутки эти соки превращаются в кровь, на вторые сутки кровь превращается в мясо, подобным же образом на третьи сутки мясо превращается в костную ткань, на пятые сутки эта костная ткань превращается в костный мозг, на шестые сутки костный мозг превращается в семя. Но когда семя порождается похотью, лекарствами типа сро-ма-та-гэ (вид конопли) и пр. мгновенно, либо же когда оно порождается некоторыми лекарствами, такими как ятрышник и др., некоторыми видами пищи из напитков, такими как молоко, мясной бульон и др., за известное время, то [53а] определить скорость протекания процесса (преобразования пищи в конечный продукт— семя) невозможно.

Идем дальше. Сильный яд и его противоядие оба действуют мгновенно. Действие же некоторых составных ядов может растягиваться на многие годы. Действие успокаивающих и очищающих лекарств, принимаемых обычно при заболеваниях, вызванных сложными болезнями, осуществляется обычно в течение одних суток. Здесь следует учитывать то, что отдельных видов острых сложных (заболеваний) очень много и множество их несхожи (между собой).

(Второе). В отличие от поражаемого, поражающий (фактор), «виновники», если их примерно описать, описываются по 8 пунктам:

(1) Классификация виновников».

(2) Способ образования этих «виновников» в матке матери.

(3) Эти «виновники» определяют размеры частей (тела).

(4) Повышение и понижение огненной теплоты желудка под влиянием этих «виновников».

(5) Твердость и мягкость живота под их влиянием.

(6) Локализация «виновников».

(7) Функции «виновников».

(8) Характеристика «виновников».

Если специально классифицировать «виновников» как болезненные основы, они суть ветер, желчь и слизь. Их (порождающей) причиной является проявление страсти, гнева и омраченности, (их специфической) сущностью - проявление равности, жара и холода. Их можно сравнить с посредником, истцом и ответчиком. Плоды (их активности) - болезни изменения (естественного состояния тела-ума), известные как (расстройства) ветра, желчи и слизи. Противодействием являются лекарства «земли, воды и огня». С этой точки зрения число «виновников» - болезненных основ - также составляет только три. Когда признаки проявления ветра, желчи и слизи появляются именно в такой (естественной) последовательности, [53б] эта троица виновников - болезненных основ - при неизмененной локализации и количественной характеристике, когда каждый из них локализуется в свеем месте, обеспечивает пребывание этого тела в неболезненном, здоровом состоянии.

Если изменяется их собственная локализация и количественная характеристика и они неадекватным функционированием причиняют ущерб составляющим тела и другим поражаемым, то они становятся причиной разрушения тела.

Если упомянутых «виновников» объединить по генезису, то в итоге их будет только три вида. Однако подобно тому, как для групп болезней (внутри) их класса имеется своя классификация, а также и

(А) Ветер подразделяется на пять видов:

(1) Держатель жизни ( срог 'дзин )

(2) Поднимающий вверх ( гйэн ргйу )

(3) Всеохватывающий ( кхйаб бйэд )

(4) Огнеподобный ( мэ мньам — сопровожд. огонь)

5) Очищающий вниз ( тхур сэл ).

(Б) Желчь подразделяется на пять видов:

1) Переваривающая ( 'джу бйэд )

2) Превращающая в тонкое семя ( мдангс бсгйур )

3) Осуществляющая ( сгруб бйэд )

4) Обеспечивающая видение ( мтхонг бйэд )

5) Проясняющая цвет ( мдог гсал ).

(В) Слизь подразделяется на пять видов:

1) Поддерживающая ( ртэн бйэд )

2) Разлагающая ( мьаг бйэд )


Поделиться:



Популярное:

  1. F1: Патологическая анатомия. Экзамен СТ.
  2. В случае Пип у тебя нет сомнений, поскольку она сама сказала, когда хотела бы умереть. Сказала, что хочет войти в Новый год.
  3. В этом священный ритм жизни. Вы подчиняетесь ему не только тогда, когда перемещаете энергию внутри своего тела. Вы также подчиняетесь ему, перемещая великую энергию внутри Тела Бога.
  4. Введение в биомеханику и биомеханические особенности строения тела человека
  5. Векторная сумма моментов сил, приложенных к телу, равна произведению момента инерции тела относительно данной оси на вектор углового ускорения.
  6. ВЗВЕШИВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА
  7. Виды антропометрических измерений тела человека
  8. Влияние Ума на Тело и Тела — на Ум
  9. ВОСПАЛЕНИЕ РАДУЖНОЙ ОБОЛОЧКИ И РЕСНИЧНОГО ТЕЛА (IRIDOCYCLITIS)
  10. Все древние Учения мира говорят о бессмертии человека, о нескольких телах, которые имеются у каждого человека, о Мирах, в которых живёт человек бессмертный.
  11. Всякую силу, действующую на абсолютно твердое тело, можно перенести вдоль линии ее действия в любую точку тела, не нарушив при этом его механического состояния.
  12. ВТОРОЙ ЭТАП — СОЗДАНИЕ ТЕЛА ДЛЯ ДУШИ Причины появления формы человека


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.079 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь