Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Характеристика уровней эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста



Форма музыкально-игровой деятельности Уровень эмоциональной отзывчивости на музыку
высокий средний низкий
Двигательная импровизация под музыку Соответствие характеру музыкального произведения выбранных ребенком танцевальных движении (подскоки, характерные шаги, плавное кружение и т.д.); адекватность передачи в жестах акцентов, пауз, ярких интонационных оборотов; уместность мимических и вокально-речевых реакций ребенка; увлеченность музыкой и оригинальность придуманных игровых сюжетов в рамках музыкальной композиции Несамостоятельность выбора типа движений под музыку (копирование других детей), невыразительность и недостаточность отражения в жестах особенностей музыкальной формы; сдержанность или отсутствие мимических и вокально – речевых реакций; отсутствие инициативы и оригинальности в придумывании игровых сюжетов Движения, безотносительные к характеру музыкального произведения (топтание на месте, перебежки из одного конца зала в другой и т.п.); отсутствие у ребёнка интереса к деталям драматургии произведения; эпизодичность внимания к звучащей музыке и переключение на занятия своими делами; неуместность мимических и вокально-речевых реакций
Рисование музыки Использование в рисунке соответствующих характеру музыки холодных или теплых тонов, ярких, насыщенных или приглушенных оттенков цвета; передача эмоционального содержания музыки через адекватную выразительность линий (плавные, мягкие или угловатые, резко очерченные и т.д.), создание композиции, соответствующей музыкальному образу, увлеченность заданием, наличие словесных пояснений к рисунку Соответствие характеру звучания выбранной ребёнком холодной или тёплой цветовой гаммы, но при этом однообразие невыразительность оттенков цветов и их комбинаций; невыразительность линий рисунка (вялость или наоборот прямолинейность); стандартность, неоригинальность сюжета и композиции в целом; аккуратность, старательность, но отсутствие эмоциональной увлеченности при выполнении рисунка Формальный подход к выбору цветовой гаммы, сюжета, созданию собственной композиции или полное несоответствие рисунка заданной теме; отсутствие интереса и увлечённости в процессе выполнения задания; небрежность и неэстетичность в оформлении рисунка («грязь», заляпанность, разводы красок и т.д.)
Темброво-шумовой аккомпанемент Соответствие заданному эмоциональному состоянию найденных ребенком звуковых «красок» - образов в интонациях голоса, в тембрах детских инструментов, в шумовых эффектах окружающих предметах; естественность, гибкость эмоционально-ритмической подстройки при темброво-шумовом аккомпанировании музыкальному звучанию; четкое попадание в метроритмическую сетку, адекватное реагирование на паузы и акценты, на изменение темпа и динамики звучания Несамостоятельность в выборе инструментов и шумовых эффектов для воплощения заданных эмоциональных состояний, отсутствие творческого подхода к подбору звуков – «красок», но при этом выраженный интерес к звукокрасочным и шумовым эффектам, возникающим в играх со звуками; затруднения в процессе аккомпанирования музыке: нечёткость выделения пауз, акцентов и сильных долей, рассеянность внимания и недостаточная быстрота реакции на изменение темпа и динамики звучания Произвольный выбор инструмента для игры, не соотносящийся с заданным эмоциональным состоянием; желание создать как можно больше шума с помощью инструмента или, наоборот боязнь, нежелание извлекать звуки, отсутствие интереса к звукотворчеству; трудности в эмоционально – ритмической подстройке к звучащей музыке: попадание не в такт, невнимание к паузам, акцентам, отсутствие реакции на изменения темпа и динамики звучания

 

Метод наблюдения в условиях специально организованного процесса восприятия музыки

(Н.А.Ветлугина)

Цель: Изучить особенности внешнего проявления эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Подготовка исследования. Подобрать 3—4 незнакомых детям музыкальных произведения разных жанров в соответствии с их возрастом (например, «Камаринская» М.И.Глинки, «Марш Фортинбраса» Д.Д.Шостаковича, «Аквариум» К.Сен-Санс; «Шутка» И.С. Баха и «Осенняя песнь» П.И. Чайковского).

Ход ситуации: Детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения. Изучают непосредственные реакции детей на музыку. Музыкальные произведения исполняют или слушают с ребенком с интервалом в 1—2 дня, наблюдая за его мимикой, пантомимикой, речью.

Критериями оценки эмоциональных проявлений ребенка становятся:

Ø Желание слушать музыку.

Ø Сосредоточенность, устойчивость внимания.

Ø Продолжительность восприятия.

Ø Двигательная активность, наличие движений, мимических реакций, вокализация.

Ø Сила и длительность эмоционального воздействия музыкального произведения на ребенка.

Обработка результатов: По уровню экспрессивности в процессе восприятия музыки, детей делят на 3 группы.

1 группа – высокая степень экспрессии в процессе восприятия музыки;

2 группа – средняя степень экспрессии при восприятии музыки;

3 группа – неэкспрессивное восприятие музыки;

 

Диагностические игровые ситуации

1. Цель диагностической ситуации: оценка адекватности восприятия характера музыки ребенком.

Ход диагностики: выбрать игровой персонаж, настроение которого соответствует характеру исполняемой музыки; обосновать свой выбор. Предлагаются следующие музыкальные произведения:

- «Шутка» И.С. Баха

- «Осенняя песнь» П.И. Чайковского

 

Название потерялось».

Цель: выявитьпредставления детей о характере музыки, настроении, особенности развития умения вербализировать воспринимаемый музыкальный образ.

Ход диагностики: в группе детей проводится конкурс на лучшее название музыкального произведения. Ребенка просят обосновать выбор названия прослушанной музыки.

Предлагается несколько контрастных по характеру музыкальных произведений.

3. Цель: изучение особенностей действенных реакций ребенка на музыку.

Музыкальный материал: Д. Кабалевский «Клоуны».

Ход ситуации: Детям предлагается делать под музыку то, что им хочется делать именно под эту музыку – рисовать, лепить, двигаться, танцевать и т.д. Мотивация: помочь игровому персонажу понять звучащую музыку, «объяснить» ее, изобразить.

Критерии оценки к диагностическим ситуациям:

Ø Желание слушать и играть в музыку.

Ø Решение ребенком поставленной перед ним задачи.

Ø Адекватность (правильность) решения;

Ø Адекватная эмоциональная интерпретация музыкальных произведений.

Метод беседы с детьми

Цель: выявление общей музыкальной направленности, субкультуры, информированности ребенка о музыке.

Ø Примерные вопросы до прослушивания музыки:

· Любишь ли ты слушать музыку?

· Есть ли у тебя любимая музыка? Какая?

· Ты слушаешь музыку дома? Какую?

· Поешь ли ты с родителями песни?

· Ты ходил в театр или на концерт, где слушал музыку?

· Кто такой композитор? (Как называют человека, который сочиняет музыку? )

· Кто такой П.И.Чайковский?

· Каких композиторов ты знаешь?

· Кто такой музыкант?

· Кто такой дирижер?

· Что такое оркестр?

· Какие музыкальные инструменты ты знаешь? Назови их.

· Что такое балет?

· Что такое опера?

Ø Примерные вопросы после прослушивания музыки:

· Какое настроение у этой музыки?

· Что ты себе представлял, когда слушал музыку?

· Что ты чувствовал?

· Что ты сейчас слушал: песню, танец или марш?

· Сколько частей ты услышал в этой музыке? Всегда ли музыка звучала одинаково, или она менялась?

· Какая музыка была по громкости? Как она менялась?

· Как музыка изменялась по высоте (регистру)?

· Звучал оркестр или один инструмент?

· Какие музыкальные инструменты ты услышал?

 

Диагностика особенностей восприятия музыки


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Алименты в пользу несовершеннолетних детей.
  2. II. Имидж библиотек для детей и юношества Удмуртской Республики глазами читателей
  3. VIII. Читательские стратегии посетителей библиотек для детей и юношества
  4. А может, сделать так, чтобы и у детей всего мира – у белых, черных, желтых – тоже было знамя одного цвета?
  5. А сейчас Я хочу сказать кое-что о программе детей, умирающих в очень раннем возрасте.
  6. А. В. Петровский разработал следующую схему развития групп. Он утверждает, что существует пять уровней развития групп: диффузная группа, ассоциация, кооперация, корпорация и коллектив.
  7. Автор специального исследования по этому вопросу Середонин пришел к выводу, что в конце XVI в. было не более 23–25 тыс. детей боярских и дворян, числившихся в разрядных списках.
  8. Административные меры, направленные на ограждение детей от пьянства
  9. Алгоритм методики исследования органов дыхания у детей.
  10. Анализ программ логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
  11. Анализ произведений художников, творческих работ детей.
  12. Анализ результатов развития речи детей 4 года жизни.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1194; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь