Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Филострат «Жизнь софистов» I 9, 1 след.



Сицилия дала Горгия Леонтийского, к которому как к отцу, восходит, по нашему мнению, искусство софистов. И действительно, если мы обратим внимание на Эсхила, как много он со. своей стороны дал трагедии-снабдил ее и (соответственною) одеждою и высокими подмостками (сценой) и внешним видом героев и вестниками, извещающими о том, что случилось не на глазах зрителей, и (всем) тем, что надлежит делать на сцене и под сценою, то такую же, пожалуй, роль сыграл Горгий для сотоварищей по искусству, (представителем которого он был).

(2)

Ибо он положил начало (вошедшим в обыкновение) у софистов (приемам): стремительному порыву (речи), парадоксальности, воодушевлению. (умению) выражать важные дела пространно, разделениям и сближениям, от которых речь становится приятнее и пышнее. Он применял также поэтические наименования о мире и о святости.

(3)

Итак, мною уже было сказано, в начале моего сочинения (см. ниже А 1 а), как он весьма легко говорил без подготовки. Уже под старость он держал речь в Афинах и, если тогда он привел в восхищение народную массу, то это еще неудивительно, но он, по моему мнению, покорил (своим красноречием) и славнейших (мужей) Крития и Алкивиада, которые оба были (в то время) юными, (а также) Фукидида и Перикла, которые уже были стариками. И автор трагедий Агафон, которого комедия признала мудрым и красиво выражающимся, во многих своих ямбах подражает Горгию.

(4)

Блистая на эллинских празднествах, он произнес с возвышения Пифийскую речь (В9), за которую на него был возложен золотой (венок) в святилище Тифийца, а Олимпийская речь его (В 7 и 8а) оказала пользу величайшему (делу). А именно, видя, что Эллада враждует, он стал советовать грекам (держаться) единомыслия, направляя (их) против варваров и убеждая их, чтобы (греческие) города сражались не друг с другом, но с землей варваров.

(5)

Надгробное же слово (В 6), которое он сказал в Афинах, было сказано по поводу павших в сражениях, которых афиняне похоронили на общественный счет с хвалебными речами. (Эта речь) составлена с выдающимся искусством. А именно, (и в этой речи) он подстрекал афинян против мидян и персов и проводил ту же самую мысль, что. и. в Олимпийской речи, об единомыслии (всех) эллинов. (Но прямо об этом), он ничего не сказал, так как (речь его была обращена) к афинянам, сильно стремившимся к господству (над «Грецией»), чего невозможно было добиться, не предпринимая (какого-либо военного) дела, Занялся же (он в своей речи) восхвалением трофеев побед над мидянами, доказывая слушателям, что «трофеи побед над варварами заслуживают гимнов (хвалебных несен), трофеи же побед над эллинами тренов (плачевых песен)».

Передают, что Горгий дожил до 108 лет, не впадая в старческую, дряхлость, но (до последних дней жизни) он сохранил крепость сил и юношескую свежесть органов чувств.

 

Vа. Филострат. «Жизнь софистов» I.

1. Начало древнейшей софистике положил леонтинец Горгий среди фессалийцев... Повидимому, Горгий положил начало произносимой экспромптом речи. А именно, чри1а, я в афинский театр:, он отважился сказать: «Предлагайте (любую тему)» и он первый рекомендовал это рискованное дело, хвастаясь, что ни, конечно, все знает и может обо всем говорить без (всякой) подготовки.

2. Свида. Горгий, сын Хармантида, родом из Леонтии, оратор, ученик Эмпедокла, учитель Пола Агригентского, Перикла, Исократа и Алкидаманта из Элеи, который был его преемником но руководству школой. Он был братом врача Геродика (А 2 а).

Порфирий же относит его (рождение) к 80 олимпиаде (460-457 г.

Однако, должно думать, что он старше [Соответственно этому Виламовиц определяет время жизни Горгия 500/497- 391/388]. Он первый ввел в тот вид образования, который готовит ораторов, (специальное обучение) способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы [Употребление слов в переносном смысле], метафоры, аллегории, превратное соединение слов, применение слов в несобственном смысле, инверсии [Грамматическая фигура, переставляющая порядок слов], вторичные удвоения, повторения, апострофы [Реторическая фигура, когда говорящий обращается с речью к олицетворенному предмету или к отсутствующему предмету] и парисосы [Парисос--симметрическое соответствие двух частей периода]. Он взимал плату с каждого из учеников в размере 100 мин. Прожил он 109 дет и написал много сочинений.

2а. Платон «Горгий» 448 В. Если бы Горгий был сведущим в искусстве, которое знал его брат Геродик, то как бы мы его по справедливости назвали?

3. Диоген. VIII 58. 59. Эмпедокл был также врачем и превосходнейшим оратором. По крайней мере, его учеником был Горгий Леонтинский, муж выдающийся в ораторском искусстве и составивший сочинение по теории этого искусства... Он, как говорит. Сатир, рассказывал, что он сам присутствовал, когда Эмпедокл чародействовал.

4. Диодор XII. 53, 1 след. (При архонте Эвклесе 427 г.). В это время.в Сицилии леонтинцы, бывшие переселенцами из Халкиды, родственные афинянам, как раз подверглись нападению со стороны сиракузян, Теснимые неприятелем и вследствие подавляющего превосходства сиракузян, подвергаясь опасности быть завоеванными ими, они отправили послов в Афины с целью (испросить) у (афинского) народа возможно скорейшей помощи и спасения своего города от (угрожавших) ему опасностей.

(2)

Во главе (этого) посольства стоял оратор Горгий, весьма превосходивший всех без исключения силою (своего) слова.

(3)

И вот прибыв в Афины и явившись в народное собрание, он держал речь к афинянам, (прося их) о военной помощи, и оригинальностью (своего) способа выражения поразил афинян, которые были (народом), одаренным (красноречием), и любителями слова.

(4).

А именно, он первый стал употреблять фигуры, (а именно) антитеэы [Антитезы («противоположения») реторические фигуры, представляющие собой противопоставления противоположностей (противопоставляются отдельные слова, группы слов и целые фразы)], исоколы [Исокол («равенство колонов»)-построение речи из частей, заключающих в себе приблизительно одинаковое количество слогов], паризы [Паризы («приблизительные равенства»)-реторическая фигура, в которой число слогов в двух частях не вполне одинаково, но кажется одинаковым благодаря тому, что долгота слогов в одном колене возмещает количество их в другом], одинаковые окончания и некоторые другие (приемы) в том же роде. (Все эти приемы) в то время вследствие новизны их имели успех у слушателей, в настоящее же время они кажутся неестественными, часто осмеиваются и считаются страдающими избытком (реторических ухищрений).

(5).

Наконец, убедив афинян оказать леонтинцам военную помощь и вызвав в Афинах восторг к (своему) ораторскому искусству, Горгий возвратился в Леонтины.

Ср. Дионисий Лис. 3. Обнаруживает это Горгий Леонтинский, который придавал многим (своим речам) весьма грузную и чрезмерно вздутую форму изложения и произносил некоторые (из своих речей на подобие каких-то дифирамбов [Дифирамб-хоровая песнь в честь Вакха. Сравнение с дифирамбом указывает на напыщенность речи Горгия]. (Платон «Федр»238 Д), и из учеников Горгия (эти особенности его речи усвоили) Ликимний и Пол со своими последователями. И в Афинах у ораторов вошла в моду поэтическая фигуральная речь, как рассказывает Тимей, по почину Горгия. когда он, явившись в Афины в качестве посла, поразил слушателей (своей) речью, произнесенной в народном собрании, по правде же сказать, и гораздо раньше (такая речь) всегда вызывала некоторое восхищение.

 

Ксенофонт Анабазис 11. 6, 16 след.

Беотиец Проксен с самого детства хотел стать мужем, способным на великие дела, и вследствие этого желания он стал платить деньги Горгию Леонтинскому.

 

А. Аристофан «Птицы» 1694.

Есть в Фанах [Мыс и гавань на юге Хиоса] у клепсидры лукавый род, состоящий из кормящих себя языком [О продажных ораторах], которые своими языками сеют, жнут, собирают плоды и срывают смоквы [Игра слов: по-гречески одно к тоже слово значит «срывают смоквы» и «ябедничают», «клевещут»]. Варвары родом- Горгий и Филиппы, и из-за этих-то кормящихся (своим) языком Филиппов всюду в Аттике отрезывают язык.

 

Аристофан «Осы» 420.

О Геракл! Они и жала имеют. Разве не видишь, господин? -Которыми они погубили на суде Филиппа, ученика Горгия.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь