Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Зарубежные уголовно-правовые школы и теории. Классическое, антропологическое, социологическое направления в уголовном праве. Теория социальной защиты.



В зарубежном уголовном праве можно выделить три основных теоретических направления, на основе которых возникали их модификации, хар-теризующиеся, как правило, соединением взглядов, идейных направлений нескольких школ. Это — классическое направление, антропологическое и социологическое.

Исторически первым является классическое направление уг права (с конца XIX в. оно получило название неоклассического). Вначале это направление отражало интересы прогрессивной, идущей к власти буржуазии, резко критиковавшей феодализм и феодальное уг право. Буржуазия, обладавшая богатствами и не имевшая политической власти, формулировала свою программу будущего устройства общества, в том числе и в области борьбы с преступностью. Выдвигались привлекательные идеи гуманности, справедливости, законности. Новые уголовно-правовые воззрения содержатся в работах английских и французских просветителей. Их воззрения называют просветительно-гуманистическим направлением в уголовном праве. К ним относятся работы французского просветителя Ш. Л. Монтескье «Персидские письма» (1721), «О духе законов» (1748). Ш. Л. Монтескье сформулировал весьма важное положение, что нельзя признавать преступными мысли: законы обязаны карать одни только внешние действия. Наиболее полно и ясно уголовно-правовые идеи этого просветительно-гуманистического этапа классической школы выражены в работе итальянского ученого Чезаре Беккариа «О прест-иях и нак-ях» (1764). В его работе сформулированы такие важнейшие принципы законности, как «Нет прест-ия, нет нак-я без указания о том в законе». Ч. Беккариа требовал формального равенства всех граждан гос-ва перед уголовным законом и резко критиковал сословно-бесправное феодальное уг право. Он доказывал гуманизм уг закона, который бы ограничивал применение смертной казни, прежде всего ее мучительные виды, широко распространенные при феодализме. Он настаивал на запрещении судебного толкования законов как зла и предъявлял высокие требования к формулировкам уголовно-правовых норм. «Цель нак-я, — утверждал Ч. Беккариа, — заключается не в истязании и мучении человека... Цель нак-я заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же».

Цель нак-я связывалась со специальной и общей превенцией. При этом выдвигалась идея предупреждения преступлений и ее осуществление рассматривалось во взаимосвязи с улучшением нравов и воспитания. Ч. Беккариа писал: «Лучше предупреждать прест-ия, чем наказывать. В этом главная цель всякого хорошего законодательства»

Многие принципы буржуазно-демократической законности, разработанные классической школой уг права, были закреплены в законодательстве. Классическая школа была выразительницей буржуазного юр мировоззрения, сущностью которого был субъективный идеализм. Предметом своего исследования она считала уголовно-правовые нормы как таковые. Она занималась лишь юр природой прест-ия и нак-я, отрывая нормы права от реальных общотношений, отказываясь от поисков причин преступности, социальной хар-теристики институтов уг права.

Субъективный идеализм наиболее последовательно отражался в работах немецких философов И. Канта и Г. Гегеля о праве и нравственности. Отв-ть за прест-ие строилась с учетом принципа «независимой свободной воли», духа человека. Нак-е, по учению этой школы, не преследовало никаких практических целей, а было возмездием за причиненное прест-ием зло.

Классическая школа уг права хар-теризуется нормативизмом. Основное внимание это направление уделяло не социальной сущности уг закона, его целей, а правовой форме закона, его норм и институтов.

Известными представителями классической школы в Германии были А. Фейербах, Бидинг, во Франции — Росси, Гарро, в Англии — Блэкстон, в РФ — Таганцев, Сергиевский.

Представители классической школы внесли весьма существенный вклад в разработку правовых дефиниций: уголовно-правовой нормы, уг закона, прест-ия, его видов — неоконченного прест-ия, соучастия, форм вины, невменяемости, необходимой обороны и крайней необходимости, системы нак-й.

В последней трети XIX в. преступность растет быстрыми темпами. В этих условиях общество испытывает потребность в такой теории, которая оправдала бы отказ от демократических принципов и открыла широкий простор в сторону усиления уг нак-я. Решить эти задачи предприняла попытку так называемая антропологическая школа в уголовном праве, оформление которой связывается с опубликованием в 1876 г. итальянским тюремным врачом-психиатром Чезаре Ломброзо книги «Преступный человек».

Сторонники антропологической школы утверждали, что преступность и прест-ия — явление естественное, которое свойственно людям, животным и растениям. Они считали, что определенная категория людей является якобы врожденными преступниками. Определение потенциальных преступников должно осуществляться по биологическим свойствам личности, так называемым стигматам преступности. Основоположник антропологического направления Ч. Ломброзо, например, утверждал, что у мошенников хар-терны: массивная челюсть, далеко расставленные скулы, очень большой вес тела, пожилые родители, удовлетворительное, иногда хорошее умственное развитие; убийцы отличаются холодным взглядом, высоким ростом, кровавой яркостью губ; у воров — маленькие, бегающие, близко поставленные к переносице глаза; сексуальные преступники имеют блестящие глаза и мокрые пухлые губы и т.д.

С учетом генетической прирожденности и биологической неполноценности так называемых преступников следовал вывод о непригодности для борьбы с ними уг законодательства с его институтами вины, вменяемости, состава прест-ия, нак-я. Предлагались «уголовно-хирургические меры безопасности», включая смертную казнь, кастрацию, стерилизацию, ссылку на необитаемые острова, позорящие нак-я, пожизненное заключение в отношении лиц, находящихся в «опасном состоянии», которые еще и не совершили никаких преступлений.

«Антропологи» настаивали на упразднении суда и создании комиссий специалистов. В обязанности таких комиссий входило установление будущих преступников. Их идеи оставили свой консервативный след в уголовном законодательстве. Именно антропологической школе буржуазные кодексы обязаны наиболее репрессивными институтами — нормами о «привычном» или «потенциальном» преступнике, о мерах безопасности в целях упреждающе превентивного воздействия на «опасную личность».

«Теория» ломброзианства наряду с другими расистскими «теориями» была использована в фашистской Германии для обоснования массовых репрессий по расовым и политическим мотивам во время второй мировой войны.

Идеи антропологической школы были опровергнуты прогрессивно мыслящими юристами еще при жизни Ломброзо. «Преступные» стигматы без труда были обнаружены у большинства законопослушных граждан.

Правовой идеологии требовались более реалистические объяснения причин преступности и более гибкие методы уг политики. Вот почему в 80–90-х годах прошлого столетия на смену антропологической приходит социологическая школа. Методологией этой школы выступают прагматизм (от греч. pragma — дело, действие), предполагающий в исследованиях утилитарный подход, а также философия позитивизма.

Наиболее видными представителями школы были: в Германии — Франц Лист, в Бельгии — Бонгер, в РФ — Фойницкий. Они много внимания уделяли социологическим аспектам уг права — целям нак-я, уголовно-правовой профилактике преступлений, эффективности и социальной обусловленности уголовно-правового запрета, эффективности общей и специальной превенции. «Социологи» создали факторную теорию преступности, объясняя ее влиянием многочисленных факторов индивидуального, социального, а иногда и физического свойства (безработица, безграмотность, нищета и т.п.). В объяснении причин преступности «социологи» близки к «антропологам». «Биологическое и социологическое изучение прест-ия не только не противоречат, — писал Ф. Лист, — но и взаимно дополняют друг друга; только взаимодействие их делает возможным и обеспечивает нам объяснение преступности с точки зрения ее причинности»[122].

Обе эти школы обосновывали возможность применения нак-я не в зависимости от хар-тера того или иного состава прест-ия, а с учетом хар-тера «опасного состояния» личности самого преступника. Тем самым они подвергали сомнению значение состава прест-ия, как основы для применения уг репрессии.

Однако методологическая неопределенность, множественность философских позиций определили и концептуальную двойственность социологической школы. Стремясь воссоединить полярные представления классической и антропологической школ, ее приверженцы предложили двоякую уголовную политику к прест-иям и преступникам случайным, первичным, «острым» (т.е. совершающим прест-ия в состоянии аффекта или «по страсти» либо вследствие отрицательного поведения потерпевших) и «привычным», «потен­циаль­ным», тяжким преступникам. В отношении первой группы (категории) преступников предлагалось сохранять традиционные принципы буржуазно-демократической законности, разработанные «клас­сиками» институты уг законодательства. К ним возможно было применение условного осуждения, досрочного освобождения, различного вида отсрочек приговоров и нак-я. В отношении второй группы предлагалось исходить из концепции антропологической школы об «опасном состоянии» личности преступника и мерах безопасности.

Если нак-е первой группы преступников ставило цель — исправление и возвращение в общество, то второй, как правило, — длительная изоляция от общества.

Социологической школе свойственны и другие положения, например, о применении условного осуждения, условного освобождения, о тюремных реформах, что представляет собой также одно из проявлений двух тактик, двух направлений борьбы с преступностью. Идеи социологической школы были реализованы в большинстве уголовных кодексов, принятых в ХХ в. Особенно велико влияние «социологов» на кодексы латиноамериканских стран.

После второй мировой войны уголовно-правовые концепции модернизируются применительно к новой обстановке. Трансформировалась в направление «социальной защиты» и социологическая школа.

В 1947 г. было образовано Международное общество социальной защиты. В 50-е годы ХХ в. в нем обозначились два различных направления, о которых можно говорить как о двух теориях. Первое, возглавляемое итальянским правоведом Ф. Граматика, представляло консервативное крыло общества социальной защиты. Оно основательно ломало уг право, стремясь заменить его некарательной системой ресоциализации антисоциальных лиц. Для этого предлагалось отказаться от понятий «вина», «прест-ие», «нак-е», «вменяемость», «субъект прест-ия». Альтернативой им формировались понятия «опасного состояния» личности и предлагалось применять к ней в целях ее исправления меры безопасности. На практике по существу это означало установление уг отв-ти за образ мыслей и лишение сограждан самых элементарных человеческих прав, широкий простор для произвола в применении репрессии.

С критикой воззрений и предложений Ф. Граматика выступил основатель второго направления общества социальной защиты профессор М. Ансель (Франция). В своей книге «Новая социальная защита» он отвергает замену уголовных кодексов правом социальной защиты.

Основные идеи «Новой социальной защиты» сводятся к следующим положениям:

а) социальная защита стремится не только к искуплению вины, подобно классической школе, но и к охране общества от преступных посягательств;

б) защита общества осуществляется и карательными мерами, и нейтрализацией преступников путем лечения и воспитания;

в) большое значение придается индивидуальному предупреждению путем ресоциализации;

г) процесс ресоциализации связывается с обращением к чувствам человека и утверждением в нем личной отв-ти;

д) такая уг политика основывается на изучении и деяния, и личности преступника;

е) социальная защита исходит из того, что общество существует для человеческой личности, ее социальной индивидуализации.

Идеи социальной защиты ныне широко и достаточно продуктивно используются в практике борьбы с преступностью.

КАРОЧЕ, ВОПРОСЫ 101 И 102-ЕБАЛА ПОЛНАЯ, ПРОСТО ПИЗДЕЦ, УЧИТЬ ЭТО ТАКОЙ ГЕМОРОЙ! ЕСЛИ ПОПАДАЕТСЯ В БИЛЕТЕ-ПРОСТО ВСТАЕШЬ, ВЫКИДЫВАЕШЬ ЛИСТОК И ИДЕШЬ ДОМОЙ НАХУЙ

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1514; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь