Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Источник - Жан-Мари Робин, Гештальт-терапия



 

Основные идеи гештальт-терапии Ф. Перлза

 

Фредерик Перлз (1893-1970) в период с 1930 по 1940 г. придерживался идей психоанализа, затем он порвал с ним и с 1946 г. начал разрабатывать идеи и метод своей гештальт-терапии. Его метод завоевал широкую популярность. Расхождения Перлза с Фрейдом касались скорее психотерапевтических приемов, чем основных положений второго о важности неосознаваемой мотивации, динамики личности.

Получив из гештальт-психологии представления об организме как целом, Перлз понял, что необходим подход, в котором индивид и его среда выступали бы постоянно взаимодействующими частями поля. При этом каждая деталь поведения рассматривается как постоянное взаимодействие элементов поля в интимных связях с целым. Ученый подчеркивает важность рассмотрения ситуации в настоящем, а не исследования причин в прошлом, как это делал Фрейд. Осознавание человеком того, как он ведет себя в это мгновение, более важно, чем понимание того, почему он ведет себя таким образом.

Поэтому Перлз начал всматриваться в настоящее, в то, как люди приспосабливаются и живут в своем мире. При таком подходе терапия перестает быть системой извлечения значимой информации из памяти. Автор рассматриваемой концепции считал, что информация, необходимая для терапевтического изменения, содержится в непосредственном поведении пациента: как тот вступает во взаимодействие с терапевтом и проявляет себя в этом взаимодействии. Гештальт-психология помогла понять важность феноменологии текущего опыта. Ее основатели – В. Келер, К. Коффка, М. Вертгеймер – подчеркивали активность воспринимающего, который структурирует дискретные события и придает им смысл.

Перлз в своей практике использовал положения гештальт-психологии о том, что анализ частей не может помочь пониманию целого, поскольку целое определяется их взаимосвязью и взаимозависимостью. К. Левин рассматривал поведение как вектор всех сил, действующих в психологическом “жизненном пространстве”. Главным отличием гештальт-терапии от других существующих методов является изучение психики с точки зрения целостных структур – гештальтов.

Организм приспосабливается к среде, достигая определенного равновесия и упорядочивания частей, и нельзя изменить что-то одно, чтобы при этом не изменились другие. В данном поле он выбирает для себя нечто значимое. И это становится фигурой, а все остальное – фоном. А выбирает организм то, что ему интересно и важно в данный момент.

Перлз полагал, что сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на задний план, создавая фон.

Ученый рассматривал человека как саморегулирующееся существо. Одно из основных положений его теории заключается в том, что каждый обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.

Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту); отклонение от него ведет к разрушению отчетливых границ между нею и фоном.

Гештальт-терапия – это сложный синтез из психоанализа, эксзистенциальной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевидного в поведении), психодрамы (отражение конфликтов), дзен-буддизма (минимум интеллектуализации и фиксирование на осознавании настоящего).

Основными ее понятиями являются: отношение фигуры и фона, осознание потребностей и сосредоточение на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость.

 

Отношение фигуры и фона

 

В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами. Если человек испытывает жажду, то стол, уставленный любыми яствами, будет только фоном, а стакан воды – фигурой. Когда жажда удовлетворена, фигура и фон могут поменяться местами.

Отношение между ними – одно из центральных понятий гештальт-психологии. Перлз применял это положение к описанию функционирования личности.

В его понимании фигура выступает в качестве доминирующей потребности, а ритмическая смена фигуры и фона лежит в основе саморегуляции организма.

В качестве фигуры (гештальта) могут выступать желание, чувство, мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами, мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостаз.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может уступить место другому. Такая потребность без реагирования становится причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. К примеру, если человек не выразил сразу и прямо свой гнев и злобу, то в последующем эти чувства не исчезнут, а проявятся в более скрытых и коварных формах. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу. Не закончив одно дело, невротик принимается за другое, в результате оказываясь перед конгломератом незавершенных гештальтов, не будучи в состоянии определить, какое незавершенное дело важнее, какая потребность доминирующая, и тогда все действия оказываются неэффективными.

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и, в конечном итоге, нейтрализовать (завершить) ее.

Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Этот принцип получил название “здесь и сейчас”.

Человек, у которого много незавершенных гештальтов, незаконченных дел и ситуаций, не способен активно жить в настоящем, ему не хватает энергии и осознания, поскольку его внимание, мысли частично отвлечены незавершенными гештальтами. Важно сосредоточиться на осознании того, что переживается здесь и сейчас. Тревожность Перлз определял как напряжение между “сейчас” и “тогда”. Неспособность принять ее заставляет невротика планировать, репетировать свое будущее. Это отвлекает от настоящего, постоянные репетиции создают неоконченные ситуации, вызывают тревогу: “А вдруг станет хуже? ” Мысли о прошлом и будущем не дают человеку успешно функционировать и быть счастливым “здесь и сейчас”.

Для удовлетворения своих потребностей человек должен быть в контакте с законами своего внутреннего и внешнего мира.

Неврозы, как считал Перлз, возникают в результате сосредоточения индивидуума на средней зоне при исключении событий, происходящих во внутренней и внешней областях. Эту среднюю зону он называл зоной фантазий. Она содержит незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку их деструктивная природа проявляется в настоящем, то невротику трудно жить в нем. Перлз утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать (умничать) там, где нужно просто осознавать момент.

Саморегуляция организма зависит от степени осознания настоящего, от способности жить в полную меру “здесь и сейчас”.

Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм, а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознании текущего.

Осознавать означает фиксировать внимание на постоянно возникающих и исчезающих в собственном воображении фигурах. Перлз писал, что у человека существуют три зоны осознания: себя (внутренняя зона), мира (внешняя зона) и того, что лежит между тобой и миром (третья зона).

Он выделяет два критерия психологического здоровья и зрелости: опора на себя и переход на саморегуляцию, тогда как незрелый человек пытается манипулировать другими людьми и менять ситуации.

Для индивидов, достигших такой зрелости, характерны свободное изменение и отчетливое формирование фигуры и фона, выражение своих потребностей в формировании (контакт со средой) и завершение гештальта (уход из среды). Они знают о своих способностях и возможностях выбирать средства для удовлетворения потребностей, когда те возникают. Они осознают границы между собой и другими и внимательны к различению своих фантазий, касающихся других и среды, и того, что воспринимается в непосредственном контакте. Пути психологического роста Перлз видит в завершении ситуаций или гештальтов.

 

Противоположности

 

Речь идет о тех внутренних сторонах явлений, которые одновременно и предполагают, и исключают друг друга. Противоположности не просто существуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Она и составляет внутреннее содержание, источник развития действительности.

Этот закон диалектики нашел свое применение в гештальт-психологии. Каждый из нас может одновременно и любить, и ненавидеть своих близких, испытывать чувство радости и огорчения при завершении дела, которому посвятил часть своей жизни. Но эти противоположности не являются неприемлемыми, а, наоборот, помогают сформировать и завершить гештальт. Полностью осознавая противоположные полюсы своего Я, своих стремлений и желаний, мы более глубоко начинаем осознавать и самих себя.

Противоположные стороны нашего Я в гештальт-терапии получили название Нападающего и Защищающегося.

Нападающий характеризуется авторитарностью, Защищающийся всегда оправдывается, чувствует свою уязвимость, бессилие. “Как и каждая пара " родитель-ребенок", они борются за власть друг над другом, стремятся контролировать друг друга”.

Одна из задач гештальт-терапии – используя закон единства и борьбы противоположностей, помочь пациенту выделить фигуру из фона, завершить гештальт и снова вернуть его в фоновое окружение.

 

Функции защиты

 

Индивидуум реагирует на угрозу или стрессовую ситуацию посредством защитных реакций. Это может быть уход от проблемы, искусственная невосприимчивость к ситуации или даже болезнь (истерия). По существу, вся жизнь человека состоит из каких-то трудностей и защитных реакций на них. Можно привыкнуть к первым или, наоборот, ко вторым и прибегать к таким реакциям даже в тех случаях, когда никакая реальная опасность не угрожает.

Здоровые люди, которые способны четко сформировать гештальт и провести грань между собственным Я и окружающей средой, реагируют на возникающие трудности адекватно.

При возникновении невроза защитные механизмы искажаются и препятствуют росту личности. Перлз выделяет реакции слияния, ретрофлексии, интроекции и проекции.

При реакции слияния человек не может дифференцировать себя на фоне других, он не в состоянии четко определить, где заканчивается его Я и начинается Я другого человека. У таких людей граница собственного Я настолько размыта, что они с трудом отличают свои чувства, мысли и желания от чужих. Слияние делает невозможным формирование гештальта. По своей сути реакция слияния – это невротический механизм избегания контакта.

Ретрофлексия означает “обращение назад, на себя”. Граница между личностью и средой смещается в сторону личности.

Если попытка удовлетворить свою потребность встречает сопротивление, то реагирующий таким образом индивид вместо того, чтобы направить энергию борьбы на изменение среды, направляет ее на себя. Тогда формируется отношение к себе как к постороннему объекту. Происходит разделение Я как субъекта и как объекта. Разделяя себя, человек с реакцией ретрофлексии становится и субъектом, и объектом своих действий. Все его усилия направлены не на борьбу с внешними трудностями, а на самоосуждение, самобичевание, в лучшем случае – на коррекцию собственных эмоций и поведения.

Интроекция – тенденция присваивать себе убеждения, способы мышления и поступки других людей без критики и попытки сделать их своими собственными. В результате граница между Я и средой переносится, перемещается внутрь Я. Индивидуум настолько занят усвоением чужих убеждений, что ему не удается сформировать свою собственную личность. Все усилия такого человека направлены на примирение чужих идей, он буквально разрывается между ними на части. Примером интроекции могут служить родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления их ценности.

При гештальт-терапии очень важно отличать интроекции от собственных убеждений пациента.

Проекция противоположна интроекции. Граница между собственным Я и средой смещается в сторону второй. Проекция – это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри Я, на других, на окружающую среду. Такой человек считает, что окружающий мир холоден и безразличен к нему, что именно он, этот мир, виноват в его неустроенности, безынициативности, неудачах.

В то время как интроекцирующий субъект делает полем битвы свое Я, проецирующий – окружающий мир. Каждый поступок – это гештальт, и более важно осознать, как совершается этот поступок, а не почему он совершается.

 

Зрелость

 

Зрелость, или психическое здоровье, – это способность перейти от опоры на среду и от регулирования средой к опоре на себя и саморегуляцию. Для того чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки в самом себе.

Главным условием как для опоры на себя, так и для саморегуляции является состояние равновесия. Достичь его возможно при осознание иерархии потребностей. Саморегуляция опирающегося на себя человека характеризуется свободным протеканием и отчетливым формированием гештальта. Таков путь к зрелости. Перлз писал: “Есть только один путь к зрелости – это становиться реальным, учиться иметь позицию, развивать собственный центр. Я есть то, что я есть, и в этот момент я не могу быть не чем иным, кроме того, что я есть... Я даю вам гештальтистскую молитву, может быть, она будет вас направлять. Молитва гештальт-терапии такова: " Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, а ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты есть ты, а я есть я. А если нам случится найти друг друга – это прекрасно. Если нет, этому нельзя помочь" ”.

Если индивидуум не достиг зрелости, то он, вместо того чтобы попытаться самому удовлетворить свои потребности и брать ответственность за свои неудачи на себя, более склонен манипулировать своим окружением.

Зрелость наступает тогда, когда человек мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих. Ситуация, в которой он не может воспользоваться такой поддержкой и опереться на себя самого, называется тупиковой. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Некоторые люди, не способные (или не желающие) действовать таким образом, берут на себя защитную роль “беспомощного” или “дурачка”.

Понятие зрелости связано с понятием социального созревания. Большинство молодых людей в социальном отношении взрослеют очень медленно. Точнее, многие молодые люди не спешат становиться взрослыми и брать на себя их обязанности.

Перлз полагал, что для этого человек должен тщательно, как бы снимая кожуру с луковицы, проработать все свои невротические уровни.

В процессе гештальт-терапии на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности пациент проходит через пять уровней, которые Перлс называет уровнями невроза:

Первый уровень — уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей.

Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я». Больной неврозом живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными, он испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования. Перлсу принадлежит следующий афоризм: «Сумасшедший говорит: " Я Авраам Линкольн", а больной неврозом: " Я хочу быть Авраамом Линкольном", здоровый человек говорит: " Я — это я, а ты — это ты" ». Отказываясь от самого себя, больной неврозом стремится быть кем-то другим.

Второй уровень — фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но когда пациент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренно, его охватывает чувство страха.

Человек боится быть тем, кем является, боится, что общество подвергнет его остракизму.

Третий уровень — тупик. Характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статус-кво, боясь пройти через тупик.

Четвертый уровень — имплозия. Это состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне индивид может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии в столкновение противоборствующих сил внутри человека;

возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить.

Пятый уровень — эксплозия (взрыв). Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия — это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание. Перлс описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм. Эксплозия истинной скорби является результатом работы, связанной с утратой или смертью близкого человека. Оргазм — результат работы с лицами, сексуально заблокированными. Гнев и радость связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной индивидуальности.

Основным теоретическим принципом гештальт-терапии является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать выбор.

Основными принципами являются следующие.

1. Принцип «сейчас». «Сейчас» — это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью «сейчас», а то, что происходило несколько минут назад, не является «сейчас».

непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу — конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения и нежелание говорить прямо и однозначно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.

3. Принцип субъективизации высказываний. Связан с семантическими аспектами ответственности пациента. Психотерапевт предлагает пациенту заменять объективизированные формы (типа «что-то давит в груди») на субъективизированные («я подавляю себя»). Это помогает пациенту рассматривать себя как активного субъекта, а не как пассивный объект, с которым «делаются» разные вещи.

4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий Г.-т. Пациент должен постоянно осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ним в данный момент, он должен замечать малейшие изменения в функционировании организма.

Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела (понимание «языка тела») способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.

Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами гештальт-терапии, может создавать новые игры или модифицировать уже известные. Наиболее известными являются следующие игры.

1. Диалог между частями собственной личности. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает эксперимент:

провести диалог между значимыми фрагментами личности — между агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Техника игры такова: напротив стула, который занимает пациент («горячий стул»), располагается пустой стул, на который «сажают»

воображаемого «собеседника». Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.

2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.

3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т. п. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу. Гештальт-психотерапевтами замечено, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство — чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: «Я обижен...»

4. Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Пациенту предлагается «разыграть проекцию», т. е. примерить на самого себя это чувство или черту. Так, пациента, который заявляет: «Я испытываю к тебе жалость», просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников группы и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.

5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение пациента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, пациентке с манерами «душечки» предлагается разыграть роль агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.

6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый, заброшенный магазин». Пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Пациенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.

 

Первый уровень – клише – отличается стереотипностью и конформностью поведения. Второй – искусственный, где доминируют роли и различные игры. Здесь человек, пытаясь получить поддержку, манипулирует другими. Далее – уровень тупика, который характеризуется отсутствием поддержки и неумением в достаточной мере опереться на себя. Здесь человек переживает пустоту: все, что раньше было важным, стало ненужным. И тут некоторые люди вновь возвращаются к уровню клише, знакового существования и ролевой игры.

Следующий уровень – внутренний взрыв. Только на нем серьезно затрагивается истинное Я, “похороненное” до этого под толстым слоем защиты. Старая личность умирает, а высвободившаяся энергия проявляется в четырех вариантах взрыва:

– горя и печали;

– гнева;

– оргазма у людей, сексуально заблокированных;

– смеха и радости.

Не следует контролировать энергию этих взрывов.

Пятый уровень – эксплозивный – внешний взрыв. Подлинная личность осознает и его.

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и нейтрализовать, завершить ее, а в конечном итоге помочь человеку выйти из тупиковой ситуации. Таким образом, основной целью является пробуждение скрытых возможностей человека при поощрении осознания своих потребностей и содействии в продвижении пациента по пути к зрелости.

Если гештальт-терапия проводится в группе, то психотерапевт обычно работает с одним (реже с двумя) участником. Остальные члены группы могут идентифицироваться с “работающим” участником, оказывать ему эмоциональную поддержку, а в некоторых случаях – обеспечить обратную связь. Доброволец, находящийся на “горячем месте”, должен обязательно соблюдать принцип “здесь и сейчас” и рассказывать о содержании своего осознания. Психотерапевту не нужно интерпретировать рассказ участника, а лучше следовать за ним, всячески поддерживая в попытках осознать свои чувства и поведение.

Техника гештальт-терапии включает ряд компонентов.

Расширение осознания. Используются упражнения, направленные на расширения осознания того, что входит в понятие “внутренняя и внешняя зоны”. Руководитель группы просит участника закрыть глаза и, соблюдая принцип “здесь и сейчас”, сконцентрироваться на внутреннем мире своего тела. Свое осознание участник начинает словами: “Сейчас я ощущаю...” и далее описывает свои ощущения, возникающие на поверхности кожи, в мышцах, во внутренних органах и т.д. Затем он получает задание открыть глаза и сфокусировать внимание на внешней зоне. Осознание окружающего мира также сопровождается словами: “Сейчас я осознаю...” и т.д. (Он предоставляет информацию об ощущениях, которые у него вызывают различные предметы, звуки, запахи и т.п.) Далее фокус внимания снова перемещается на внутреннюю зону, и так поочередно.

Сначала эти упражнения могут показаться искусственными и нелепыми, но через некоторое время участники группы овладевают ими и без особого напряжения начинают работать со своими чувствами, поочередно фокусируясь то на внутренней, то на внешней зоне.

Следует подчеркнуть, что информация о процессе осознания еще не есть само осознание. Часто участники, особенно когда группа только что сформирована, не хотят говорить о своих переживаниях и ощущениях. Психотерапевт в таких случаях не должен настаивать, но может помочь вопросом, например, такого плана: “Что ты чувствуешь именно сейчас? ” Участник группы не обязательно должен рассказывать все о своих ощущениях, главное – научиться осознавать их.

Участники гештальт-группы, наоборот, задерживают свое внимание на таких ощущениях, как напряжение мышц спины, тяжесть одной ноги, лежащей на другой, и пр., и вслух рассказывают о своих ощущениях.

Упражнения, направленные на расширение осознания, выполняются участником, находящимся на “горячем месте”, совместно с психотерапевтом. Пациент получает задание попробовать осознать ощущения, возникающие у него во время дыхания, в определенной позе и т.п. Уже само задание заставляет человека действовать по принципу “здесь и сейчас”: он начинает рассказывать о своих ощущениях во время вдоха и выдоха, о тяжести, возникающей в скрещенных на груди руках, и т.п. Психотерапевт не интерпретирует рассказ участника, но может усложнить процесс его осознания, спросив, например: “Знаешь ли ты, в какой позе сейчас находишься? ” или “Знаешь ли ты, что сейчас улыбаешься? ” По мере развития группового процесса такие вопросы могут задавать пациенту на “горячем месте” и остальные участники группы.

Интеграция противоположностей. Формирование и завершение гештальтов зависит от способности личности четко определить свои потребности и вступить в контакт со средой, чтобы удовлетворить их. Последний во многом зависит, во-первых, от умения разграничивать окружающую среду и свое Я и, во-вторых, от умения разграничивать отдельные аспекты своего Я, например ощущения, их истинность и полярность.

В одном человеке часто сочетаются пассивность и агрессивность, конформность и независимость, рационализм и альтруизм, робость и смелость, романтизм, мечтательность и сухой рационализм и циничность, искренняя нежность, ласковость и черствость, отчужденность, враждебность и даже жесткость. Борьба этих противоположных личностных качеств нередко формирует конфликт внутри нас самих.

Для гештальт-терапевта важно, чтобы пациент осознал свои противоречивые качества, а главное – осознал чувства, которые сопровождают борьбу этих противоположностей.

С этой целью используется метод “двух стульев”. Участник садится сначала на один стул и начинает описывать свои ощущения с позиции Нападающего, потом пересаживается на второй стул, стоящий напротив, и выступает уже с позиции Защищающегося.

Нападающий обычно читает нравоучения, диктует своему оппоненту, что он “должен делать”, “как должен себя вести”, а Защищающийся объясняет, что он “может сделать”, как ему “хочется себя вести”. Получается диалог, в котором пациент воссоздает конфликт между своими полярными ощущениями и старается осознать их. Когда позиции внутреннего конфликта прочувствованы и осознаны, пациенту становится легче интегрировать их в своей личности.

Хотя упражнение по методике “двух стульев” является, по существу, индивидуальной работой на “горячем месте”, исследования противоречий в этом случае можно вести вместе с группой. Это бывает особенно полезно, когда между членами группы возникают межличностные конфликты и когда они могут сами до конца осознать свои чувства и причины этих конфликтов.

Усиление внимания к чувствам. Осознание своих чувств должно быть непрерывным, но многие люди прерывают процесс осознания, как только дело доходит до неприятных переживаний, до тех чувств, которые пациент избегает осознавать. Иногда он охотно и продуктивно осознает те из них, которые реабилитируют его в какой-либо ситуации. Но как только дело доходит до чувств противоположного порядка, процесс прерывается. В подобных случаях психотерапевт должен помочь пациенту завершить незавершенный и травмирующий гештальт. Это важно, во-первых, потому, что та энергия, которая тратится на скрытие “неприятного” чувства, после реагирования на него может быть направлена на более продуктивные цели, и, во-вторых, это может прояснить противоположности, вовлеченные во внутренний конфликт, и интегрировать их в единое целое.

Иногда для того, чтобы легче осознать свои чувства, нужно усилить их или даже несколько утрировать, сделав более гротескными. В этом плане помогает методика “разыгрывание ролей”. Участники по очереди разыгрывают роли, позволяющие им полностью выразить свои реальные чувства. Когда человек говорит не от себя, а от имени своего “героя”, ему всегда легче осознать и высказать свои сокровенные переживания.

Психотерапевт должен обращать внимание не только на смысл слов, которые произносятся участниками, но и на их мимику, жесты. Перлз справедливо считал, что полностью подавить наши стремления и чувства невозможно. “Язык тела, – подчеркивал Къелл Рудестам, – не является единственным видом невербального поведения, позволяющим вплотную изучить эмоции”. Свои чувства пациент может выразить через рисунок, песню, танец и т.п.

Работа с мечтами (фантазией). Перлз считал, что фантазии представляют собой наиболее спонтанную продукцию, которая несет в себе уникальную информацию – фрагменты нашего Я, которые при обычном рассказе подавляются или от которых мы отказываемся сами.

В гештальт-терапии фантазии не анализируются и не интерпретируются психотерапевтом. Пациент сам исследует их. Работа эта включает в себя как минимум два компонента:

– перенос мечты на реальную почву;

– идентификация мечты со своей личностью.

Первый облегчается, если участник группы получает задание описать свою мечту в настоящем времени. Перлз утверждал, что каждый фрагмент мечты представляет собой отчужденную часть личности. Чтобы вновь “присвоить” их себе, человек должен идентифицировать объект мечты со своей личностью.

Другим вариантом этого упражнения является проработка отдельных фрагментов фантазии. По мнению Перлза, в гештальт-терапии нет необходимости работать с фантазией как таковой, достаточно отдельной ее части.

Если содержанием фантазии является спор, дискуссия, обсуждение противоположных точек зрения или чувств, то тогда возможно использовать методику “двух стульев”. Участник “представляет” сначала одну крайнюю позицию, а потом вторую. Исследуя и осознавая их, он потом может объединить все в одно целое.

Принятие ответственности на себя. Сторонники гештальт-терапии считают, что причиной невроза часто является неспособность индивидуума полностью принять на себя ответственность за свои чувства, мысли и поступки, иными словами, неспособность принимать ответственность за свое Я.

Люди очень часто склонны перекладывать ответственность за свои негативные поступки и чувства на других: “Я пью потому, что такая напряженная жизнь”, “Я изменяю тебе потому, что ты допекаешь меня своей ревностью” и т.п. Многие искренне считают, что в их пороках и неудачах виноваты не они сами, а другие люди или обстоятельства.

Тенденцию избегать ответственности за себя и возлагать ее на других Перлз называл “дырами в личности”. Согласно автору, человек проецирует неприятные для него чувства вовне только тогда, когда не в состоянии осознать их в самом себе. В подобных случаях психотерапевт не спешит соглашаться с участником группы в его доводах и оказывать ему поддержку в его сетованиях на судьбу. Наоборот, отказывая в поддержке, он заставляет пациента выискивать ресурсы внутри себя и, следовательно, принимать ответственность за свои чувства и поступки на себя.

В гештальт-терапии сопротивлением обозначается такая ситуация, при которой участник группы не выполняет те упражнения, которые предлагает ему терапевт. Но гештальт-терапевт, в отличие от аналитиков, не рассматривает сопротивление как барьер, который нужно обязательно разрушить и преодолеть. Перлз расценивает сопротивление прежде всего как нежелание индивидуума осознать свои негативные чувства. Целью же гештальт-терапевта является преобразование сопротивления в процессе осознания самого себя.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1203; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь