Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Становление христианства и больничное дело



Первые два века нашей эры1 были «золотым периодом» в истории Римской империи. Римское общество того времени было самым процветающим и бога­тым в истории Древнего мира. Однако в Римской империи уже ощущалось влия­ние христианства. В Александрии, где учился Гален, человеческих трупов уже не вскрывали и анатомию человека уже не изучали. Во времена цезаря, а с 324 г. — императора Константина (306 — 337 гг.) христианство было официально при­знано в качестве одной из религий Римской империи.

Оставаясь язычником, Константин увидел в христианстве прочную опору абсолют­ной власти. В 313 г. в г. Медиолане Константин и Лициний (старший август) подписали эдикт, согласно которому христианская религия объявлялась равноправной со всеми другими религиозными системами Империи, а в 325 г. созванный императором Кон­стантином 1-й Вселенский Собор в малоазиатском городе Никее (Никейский Собор) принял церковный христианский календарь и признал христианство государственной религией Римской империи.

Долгое время христианство оставалось религией меньшинства. В 380 г. эдик­том императора Феодосия I (347 — 395 гг.) христианство было принято госу­дарственной религией Римской империи.

С историей христианства тесно связано возникновение и развитие мона­стырских больниц и больничного дела.

История становления монастырей корнями своими уходит в начало IV в., когда на территории Египта зародилось пустынножительство — первая форма монашества. Его основатель Антоний Великий, выражая протест против несправедливостей человече­ского общества, роздал свое имущество, ушел в пустыню и стал примером для много­численных подражателей.

Первые пустынножители — анахореты (греч. anacoretes — отшельник, пустынник) бродили отшельниками по одиночке. Потом трудности жизни заставили монахов-пус­тынников объединиться. Так возникли монастыри. Первый «общежитейский монас­тырь» — киновия (греч. kinovios; от kino — общий и vios — жизнь) — был основан в Египте в 320 г. Впоследствии монастыри стали появляться на территориях Палестины, Сирии и других провинций Римской империи.

Со временем монахи стали принимать участие в общественных делах и занятиях. Постепенно монастыри стали местом, где вдали от мирских забот монахи (среди про­чих дел) читали, переписывали, переводили и писали книги.

Монастыри проводили жесткий отбор того минимума церковной и свет­ской литературы, которую с позиций церкви нужно было сохранить и про-

1 «Новая эра», или «наша эра» — новая система летосчисления, созданная Дионисием Нич­тожным (прозванным так за свой маленький рост), который предложил (в 4 г. н.э.) начать новое летосчисление в Римской империи от условной даты рождения Иисуса Христа (25 декабря 753 г. от основания г. Рима). Таким образом, в новой системе датой основания Рима стал год 753 до Рождества Христова, т.е. 753 г. до н.э., а датой «сотворения мира» — 5508 г. до н.э. В разных странах мира новая эра была признана далеко не сразу.


комментировать. Результаты этого отбора определили будущие судьбы средне­вековой учености (см. с. 256).

Организация и дисциплина в монастырях позволили им в трудные годы войн и эпидемий оставаться цитаделью порядка и принимать под свою крышу стариков и детей, раненых и больных. Так возникли первые монастырские приюты для увечных и больных путников — ксенодохии (греч. xenodochio — гостиница; от xenos — гость и dochio сосуд, вместилище) — прообразы буду­щих монастырских больниц. Впоследствии это было закреплено в Уставе кино-витских общин, который сохранял свое значение во все века православного монашества, в том числе и на Руси.

Первая большая христианская больница (nosocomium) была построена в Кесарии в 370 г. епископом Василием Великим. Она была похожа на маленький город: каждое ее строение соответствовало одному из типов болезней, кото­рые тогда различали. Была там и колония для прокаженных — прообраз буду­щих европейских лепрозориев.

Первая больница в западной части Римской империи была создана в Риме в 390 г. на средства кающейся римлянки Фабиолы, которая отдала все свое бо­гатство на сооружение благотворительных учреждений. В это же время появляют­ся и первые диакониссы (лат. deaconesses — служительницы; от греч. diakonein — служить) — христианской церкви, которые посвящали себя уходу за слабыми, немощными и больными.

Больничное дело в восточных провинциях Римской империи стояло на бо­лее высоком уровне и позднее получило развитие в Византийской империи — преемнице античного культурного наследия Средиземноморья.

В IV в. воинственные племена франков, бургундов, вандалов, готов и других народов, живших вдоль северных римских границ, находились на стадии раз­ложения родового строя и становления раннеклассовых отношений. Богатство Римской империи побуждало их к постоянным набегам на ее северо-западные территории.

Одновременно в IV—V вв. произошло невиданное по своим масштабам так называемое Великое переселение народов — движение племен и племенных союзов Восточной и Центральной Европы к восточным и северным границам Римской Империи. Оно оказало огромное влияние на падение Западной Рим­ской империи и все последующее развитие Европы и региона Средиземномо­рья, приблизив конец античной цивилизации.

Но постоянная внутренняя борьба за власть в Великой Римской империи привела к тому, что уже к концу III в. военная мощь Империи стала ослабе­вать; г. Рим перестал быть местом пребывания императорского двора. Внима­ние императора Константина привлек небольшой древнегреческий городок Византии на европейском берегу Босфора, куда он и перенес столицу Импе­рии, дав ей название «Новый Рим — Константинополь».

В 395 г., после смерти императора Феодосия, некогда могущественная Им­перия окончательно разделилась на две части: Западную Римскую империю, которая пала под натиском варварских племен в 476 г., и Восточную Римскую империю (Византию), которая существовала еще тысячу лет до 1453 г.

Падение античной рабовладельческой системы Западного Средиземномо­рья ознаменовало начало нового периода истории человечества — Средних веков и характерного для них нового общественного устройства — феодализма.


Культура феодального общества (в том числе и медицина) рождалась в слож­ных экономических, социальных и политических условиях. Однако при всех трудностях развития ее важнейшим истоком были достижения великих циви­лизаций Древнего мира, которые составили основу всего последующего раз­вития человечества.

Вопросы для самоконтроля

1. Периодизация истории медицины Древней Греции.

2. Источники информации о врачевании и медицине в Древней Греции

3. Древнегреческая мифология о врачевании и врачевателях.

4. Храмовое врачевание в Древней Греции. Асклепейоны.

5. Философские основы древнегреческой медицины.

6. Врачебные школы Древней Греции: кротонская, книдская, косская.

7. Гиппократ II Великий Косский; его жизнь и деятельность.

8. История создания «Гиппократова сборника» — энциклопедии древнегреческой
медицины. Основные работы сборника.

9. «Гиппократов сборник» о причинах болезней и их лечении.

 

10. «Гиппократов сборник» о древнегреческой хирургии.

11. Вклад древних греков в становление и развитие врачебной этики. «Клятва» древ­
негреческих врачей.

12. Эллинистическая культура и медицина. Александрийский мусейон в истории
медицины.

13. Достижения анатомии и хирургии в эпоху эллинизма.

14. Периодизация истории и медицины Древнего Рима.

15. Источники информации о развитии медицины в Древнем Риме.

16. «Законы двенадцати таблиц» о санитарных нормах, правилах и требованиях.

17. Санитарно-технические сооружения во владениях Древнего Рима на разных эта­
пах его истории (клоаки, акведуки, термы).

18. Первые врачи— профессионалы в г. Риме.

19. Положение врача в Древнем Риме на этапах истории (врачи-рабы, врачи-отпу­
щенники, свободные врачи).

20. Становление медицинского дела в городах и провинциях Римской империи.

21. Становление военной медицины в Древнем Риме.

22. Философские основы медицины Древнего Рима; развитие материалистического
направления и его выдающиеся представители.

23. История жизни Галена.

24. Философские воззрения Галена. Дуализм его учения.

25. Вклад Галена в развитие анатомии, физиологии, фармакотерапии.

26. Становление христианства и развитие больничного дела в Римской империи.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 2904; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь