Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Карточная профконсультационная методика «Кто? Что? Где?»



Цель методики- определение наиболее привлекательных для учащихся профессий, построение консультируемым «образа себя» как будущего профессионала. Время проведения- 1 час. Данная методика включает 84 карточки, разбитые на три группы:

1) 27 карточек «профессионально важных качеств» (ПВК) («К») и рисунок карточки);

2) 27 карточек типичных трудовых действий («Ч») и рисунок карточки);

3) 27 карточек типичных организаций (мест работы) («Г» ) и рисунок карточки). Инстр: Наша с вами задача определить наиболее привлекательные для вас профессии. Сначала с помощью карточек, обозначающих различные качества человека, вы построите «идеальный образ» работника (именно таким работником вы хотели бы стать в будущем).

Затем вы выделите карточки с наиболее привлекательными трудовыми действиями, а после - карточки с наиболее привлекательными местами работы. После этого мы посмотрим, насколько выбранные действия и места ты позволят вам стать, таким, каким бы вы хотели. И, наконец, по выбранным вами карточкам постараемся определить сами эти профессии. Далее клиент раскладывает карточки с профессионально важными качествами (ПВК), ориентируясь на то, каким бы он хотел стать в будущем. Карточки выстраиваются в ранговый ряд, по принципу: слева -наиболее привлекательные качества, справа - менее привлекательные или отвергаемые.

21. Анкета " Оценка эффективности профконсультации".Нерешенность проблемы оценки эффективности часто приводит к следующим издержкам:

к взаимному непониманию между психологами-профконсультантами и их руководителями (например, руководителю сложно бывает оценить работу психологов-подчиненных);

- к непониманию между профконсультантом и его клиентами" (например, когда родители и сами школьники ожидают от психолога одно, а получают совсем иную помощь);

- к непониманию между коллегами-психологами (что выражается во взаимных упреках и обвинениях в непрофессионализме);

- к неадекватной самооценке профконсультантом своего труда.

К этому можно добавить, что само развитие теории и практики профессионального самоопределения напрямую связано с осознанием целей, задач и возможных результатов профконсультационной помощи.

Основные требования к показателям эффективности профессионального самоопределения:

1. Компактность, удобство при практическом использовании.

2. Возможность оценивать профессиональное самоопределение во всей целостности (с выделением самого существенного).

3. Сочетание количественных и качественных методов оценки, затрагивающих не только внешние действия и поступки, но и внутренний мир (чувства, переживания, мысли) самоопределяющегося человека.

4. Понятность критериев и показателей не только для профконсультанта, но и для самих подростков (для возможности самооценки успешности своих профессиональных выборов).

5. Прогностичность оценок, которая позволила бы не только оценивать наличный уровень самоопределения (как уже некоторый достигнутый результат), но и рассматривать сам процесс профессионального самоопределения в его динамике и таким образом предсказывать предполагаемые результаты.

При этом в современных условиях (при общей нестабильности социально-экономической ситуации в стране) именно прогностичность профессионального самоопределения становится важнейшим условием эффективности.

 

Психотехники развития ценностно-нравственных аспектов и смыслов профессиональной деятельности.

Профориентационная игра " Один день из жизни"

(Данное упражнение является модификацией известной игры " Рассказ из существительных", которая была адаптирована нами к проблематике профессионального самоопределения.)

Смысл игрового упражнения — повысить уровень осоз­нания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

Упражнение проводится в кругу. Количество играющих — от б—8 до 15—20. Время — от 15 до 25. минут. Основные этапы методики следующие:

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Напри­мер, группа захотела рассмотреть профессию “фотомо­дель”.

2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилия­ми постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника — фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель. В этой игре мы посмотрим, на­сколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творче­ству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным " ради хох­мы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существи­тельное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет воспри­ниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внима­тельно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.

3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обяза­тельно повторяя все, что называлось до них. Если игроков (6—8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

4. При подведении итогов игры можно спросить у участ­ников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существитель­ным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рас­сказать, о чем же был составленный рассказ, что там про­исходило (и происходило ли? ). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Опыт показывает, что игра обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом на­пряжении и могут даже уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.

Не менее интересно может быть проведено аналогичное упражнение, но уже на тему “СОН ИЗ ЖИЗНИ...” такого-то специалиста. В этом случае возможно более творческое и бурное фантазирование участников, поскольку речь идет о необычной, почти, “мистической” ситуации, связанной с загадочным миром снов...

Данные упражнении оказываются интересными и полез­ным и даже при работе со специалистами. К примеру, и в программу подготовки профконсультантов можно включить сначала упражнение “Один рабочий день из жизни профконсультанта”, а затем — “Сон из жизни профконсультанта”.

Особенно полезными как для школьного профконсультанта, так и для профконсультанта службы занятости были бы игровые упражнения на темы “День из жизни безработ­ного” и “Сон из жизни безработного" (выпускника школы эпохи “демократических преобразований” и безработного взрослого из той же эпохи...).

Профориентационное упражнение " Работа или деятельность"

Предназначение.
Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники выбирают, что им нравится больше: работа или деятельность.

Содержание

Ведущий задает участникам провокационный вопрос: " Скажите, что лучше, работа или деятельность? ".
Довольно скоро участники придут к мысли, что на этот вопрос невозможно ответить без точного определения этих двух понятий.

Ведущий тогда предлагает следующий вопрос: " Вот представим человека, который трудится в поте лица, очень сильно устает. Про него можно сказать, что он упорно работает. А еще можно сказать, что он занят активной деятельностью. Можно сказать, что у него бурная или кипучая работа. Можно сказать, что у него бурная или кипучая деятельность. Что лучше, когда про вас говорят, что у вас бурная работа? или что у вас бурная деятельность? "
Скорее всего, участники в ходе обсуждения согласятся, что слово " работа" приятнее для уха, чем " деятельность", потому что под деятельностью часто понимается изображение активности, бесцельное делание чего-то. Ведущий предлагает на время упражнения считать слово " деятельность" ругательным.


Далее участникам предлагается вспомнить из жизни примеры работы и примеры деятельности. Есть ли профессии, в которых работы почти нет, а есть одна деятельность? А есть ли наоборот?

Далее проводится конкурс рисунков на тему " Работа и деятельность". В рисунках участники должны показать свое отношение к этим понятиям.

Вместо конкурса рисунков можно провести конкурс сценок. Участники разбиваются на микрогруппы, в которых сначала продумывают сценку, в которой одни работают, а другие занимаются деятельностью.

В конце проводится обсуждение:

- Чем приятна работа?

- Чем приятна деятельность?

23. Психотехники развития перспективы жизни и личного профессионального плана.

Визуально-рефлексивное упражнение " Призвание"

Цель: образная рефлексия актуальной потребности профессиональных дос­тижений.

1) Тренер предлагает участникам подумать над понятием «призвание». Что это такое? Как призвание может быть проявлено в жизни человека? Как найти свое призвание? Что (или кто) человека может «призывать»?

2) Далее тренер предлагает визуализировать образ того, что каждого участ­ника «призывает». Где это находится? На что (на кого) похоже? Какое это время года? Время дня? Какие слышны звуки? Запахи? Что каждый участник чувству­ет? Видит? Слышит? Ощущает? Предчувствует?

3) Далее следует обмен впечатлениями и обсуждение результатов визуализа­ции в группе.

Профориентационная игра " Ассоциативный эксперимент"

Предназначение.

Процедура группового профориентационного тренинга. Ведущий и участники выясняют, с какими эмоциями ассоциируется та или иная профессия.

Содержание

Для начала каждый участник (включая ведущего) называет одну любую профессию. Кто-то из ребят может стесняться своего выбора, поэтому ведущий специально отмечает, что называть не обязательно ту профессию, которую выбрал. Просто пусть называются профессии, о которых участникам интересно было бы порассуждать. Этот список профессий ведущий фиксирует у себя в блокноте (дважды одна профессия не записывается).

Далее ведущий по очереди называет эти профессии, участники должны назвать эмоции и чувства, которые эта профессия у них вызывает. Для одной профессии один участник может назвать только одну эмоцию или чувство. Ведущий подчеркивает, что надо сначала представить себя в качестве обладателя данной профессии, а потом уже называть эмоции или чувства, которые приходят на ум.

Ведущий на листе ватмана фиксирует каждое упоминание той или иной эмоции.

Если участники называют две синонимичные эмоции, например " радость" и " счастье", их лучше объединить в одну. Ведущий тоже называет своим эмоции и чувства – в основном для того, чтобы разбавить лексикон игры.

В конце происходит обсуждение:

– Почему такая-то эмоция упоминалась чаще всего?

– Может ли быть такая профессия, которая вообще не задевает чувств или эмоций человека?

– Почему вообще разные профессии у нас вызывают разные эмоции?

Профориентационная игра " Горизонт событий"

Предназначение.

Процедура для группового профориентационного тренинга. Участники учатся прогнозировать будущее.

Игра рассчитана на школьников. Участников желательно предварительно " разогреть" другими играми и упражнениями.

Содержание

Ведущий сообщает название следующего упражнения (игры) – " Горизонт событий". Вкратце объясняет, что данный термин пришел из теоретической физики, в которой обозначает некоторую линию или плоскость, разграничивающую пространство. Таким образом получается как бы две части пространства, события которых друг от друга не зависят (события в одной части пространства не зависят от событий в другой части). Типичный пример – черная дыра. Что происходит в черной дыре – никто знать не может. Равно и наоборот, тот, кто сидит в черной дыре, не может ничего знать о нас, тех, кто вне черной дыры.

В данной профориентационной игре под горизонтом событий понимаются те события будущего (ближайшего и отдаленного), которые могут произойти, а могут и не произойти. При этом вероятность этих событий примерно одинакова. Например, какова вероятность того, что кто-то из участников тренинга в будущем заработает своим трудом хотя бы один рубль? Очевидно, вероятность этого близка к 100%, поэтому это событие (сам факт зарабатывания) находится не за горизонтом событий, а ближе. А какова вероятность того, что тот же участник тренинга станет космонавтом? или же станет машинистом метро, в то время как сейчас собирается учиться на бухгалтера? Очевидно, вероятность такого события тоже близка к нулю. Можно сказать, что эти события находятся где-то очень далеко за горизонтом событий.

А вот какова вероятность того, что у какого-либо участника зарплата будет выше средней? ниже средней? Какова вероятность того, что кто-либо из участников хотя бы раз будет повышен на работе? получит выговор? Или же какова вероятность того, что лет через двадцать после окончания вуза или техникума придется переучиваться, потому что актуальность старой профессии (специальности) резко снизилась? С какой вероятностью в обществе лет через 20 или 50 произойдут те или иные изменения: изобретут наконец лекарство от рака или СПИД? построят полноценных роботов? правительство, например, опять вернется в Петербург? будет построена колония на Луне? Это зависит от множества факторов, и поэтому можно условно считать, что вероятность каждого такого события около 50%, то есть оно принадлежит к горизонту событий.

Далее участники тренинга должны сами придумать те или иные события, которые, по их мнению, принадлежат к горизонту событий, то есть примерно с одинаковой вероятностью они могут произойти, а могут и не произойти. Ведущий должен особо отметить, что рассматриваемый промежуток времени – десятки лет. Примерно – 50 лет, то есть тот период, который выпадет на трудоспособный возраст нынешних участников.

Во время игры ведущий всячески поддерживает атмосферу дискуссии, спора. В этом и состоит суть игры – чтобы участники в споре проигрывали разные причинно-следственные связи.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1155; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь