Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие мировоззрения, его структура и функции.



Понятие мировоззрения, его структура и функции.

Си-ма взглядов, знаний чел.а о мире, о себе, отношении к миру и месте в нем называется мировоззрением. Мир-е включает знания, убеждения, ценности, идеалы. Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом чел.е. Знания основной компонент мир-я. Убеждения представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности чел.а мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями. Убеждения явл. не только средством регуляции отношений в обществе и поведения чел.а, но также и инструментом достижения жизненных целей. Ценность –понятие, к-е характер. объекты и процессы, их свойства, являющиеся жизненно важными для чел.а. Ценности определяют правила, принципы жизни чел.а в обществе. Идеал –мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности к которому надлежит стремиться. Мир-ие складывается в процессе деятельности чел.а, его адаптации, к социальным и природным условиям существования. Мир-е выполняет следующие функции: 1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, чел.е в обобщенную картину действительности; 2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности чел.а; 3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений; 4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали; 5) «включает» чел.а в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами. Типы мир-я: мифологическое, религиозное, философское, повседневно-обыденное и научное. Исторически первым типом мировоззрения явл. мифологическое. Мифология– это совокупность преданий, сказаний, формирующихся стихийно в процессе повседневной жизни людей, представляющих себе мир, природу как контролируемые сверхъестественными силами с кот. необходимо сообразовывать свое поведение. Религия -форма мир-я, в к-й освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний –«земной», естественный, воспринимаемый органами чувств и потусторонний – «небесный». Главным признаком религии явл. вера в существование сверхъестественных, надчеловеческих сил, их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Чел. подчиняется Божественной Воле в опыте религиозного общения. Философское мир-е представляет собой систему наиболее общих, рационально обоснованных теоретических представлений о мире, чел.е, его отношении к миру, принципах его деятельности. Обыденное мир-е – совокупность знаний, сложившихся в различных сферах жизни чел.а в процессе его повседневного опыта взаимодействия с природной и социальной реальностью и самопознания. Научное мировоззрение возникает вместе с возникновением и развитием науки, формируется включая в себя философские идеи и принципы. Главную часть содержания научного мир-я образуют открытые наукой законы на основе кот. формируются системы научных знаний - теории. Научное мир-е включает в себя теоретическое и опытное (эмпирическое) знание. Научное мир-е – совокупность научных представлений о мире и чел.е в нем.


Происхождение фил., ее предмет

Термин «фил.» переводится как любовь к мудрости. Термин «философ» впервые был предложен Пифагором, к-ым он характер. людей стремящихся к знанию и ведущих высокоморальный образ жизни. Фил. Зародилась первоначально в VI–VII веках до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции где жили наиболее развитые по тем временам цивилизации. Существуют три основных концепции объяснения источников возникновения фил.. 1. Согласно мифогенной концепции (Г. В. Ф. Гегель, В. Ф.Лосев) единственным источником происхождения фил. был предфил. миф. Миф явл. единственным духовным источником фил., он создает возможность философствования. Фи-я возникла в результате развития способности чел.а выразить объективно-разумное содержание мира в соответствующей ему понятийной форме. 2. В сциентистской концепции в качестве единственного источника происхождения фи-и рассматривается предфилософское, конкретное научное знание. Рост объема такого знания, его организация в систему и обобщение приводят к возникновению фил.. 3. Гносеомифогенная концепция происхождения фи-и опирается на идею трех источников фил. знания: развитых религиозно-мифологических представлений; эмпирических научных знаний; житейской мудрости. Предметом фил. явл. то, на что направлено философское познание, что составляет содержание фил. знания. Если объектом фил. познания явл. отношение «чел.-мир», то его предметом выступают самые общие характеристики этого отношения и его компонентов. Предмет фил. включает четыре проблемы: 1. Проблема окружающего нас мира, универсума, Космоса, бытия, поиск первоосновы всего существующего. В рамках данной проблемы обсуждаются вопросы, что есть мир, как он возник, каковы его перспективы, что объединяет все явления мира, в каком он состоянии? 2. Проблема чел.а, его происхождения, смысла существования и перспектив бытия в мире. При этом чел. характер. как часть Космоса (микрокосм), как существо социальное, как высшее из всех земных живых существ, обладающее разумом. 3. Проблема взаимодействия чел.а и мира, субъективного и объективного, идеального и материального. Материалистическая ф-я во все времена решала эту проблему, используя соответствующие научные исследования в духе признания вечности, первичности материи, природы. 4. Проблема бытия чел.а в «мире людей». Решение этой проблемы связано с поиском наиболее гармоничной системы отношений в обществе, включая межличностные связи, взаимодействие личности и общества, построение более совершенного общества и государства. Содержание предмета ф-и исторически обновляется, что связано с развитием самого общества, науки, возрастанием роли интеллектуального труда, возникновением новых проблем, от кот. зависит будущее человечества, например проблемы его сохранения в условиях развития глобального экологического кризиса. Ф-я – это система наиболее общих теоретических знаний о принципах бытия, законах развития мира в целом, чел.а, их отношениях, чел. мышления и деятельности.


Понятие мировоззрения, его структура и функции.

Си-ма взглядов, знаний чел.а о мире, о себе, отношении к миру и месте в нем называется мировоззрением. Мир-е включает знания, убеждения, ценности, идеалы. Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом чел.е. Знания основной компонент мир-я. Убеждения представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности чел.а мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями. Убеждения явл. не только средством регуляции отношений в обществе и поведения чел.а, но также и инструментом достижения жизненных целей. Ценность –понятие, к-е характер. объекты и процессы, их свойства, являющиеся жизненно важными для чел.а. Ценности определяют правила, принципы жизни чел.а в обществе. Идеал –мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности к которому надлежит стремиться. Мир-ие складывается в процессе деятельности чел.а, его адаптации, к социальным и природным условиям существования. Мир-е выполняет следующие функции: 1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, чел.е в обобщенную картину действительности; 2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности чел.а; 3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений; 4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали; 5) «включает» чел.а в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами. Типы мир-я: мифологическое, религиозное, философское, повседневно-обыденное и научное. Исторически первым типом мировоззрения явл. мифологическое. Мифология– это совокупность преданий, сказаний, формирующихся стихийно в процессе повседневной жизни людей, представляющих себе мир, природу как контролируемые сверхъестественными силами с кот. необходимо сообразовывать свое поведение. Религия -форма мир-я, в к-й освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний –«земной», естественный, воспринимаемый органами чувств и потусторонний – «небесный». Главным признаком религии явл. вера в существование сверхъестественных, надчеловеческих сил, их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Чел. подчиняется Божественной Воле в опыте религиозного общения. Философское мир-е представляет собой систему наиболее общих, рационально обоснованных теоретических представлений о мире, чел.е, его отношении к миру, принципах его деятельности. Обыденное мир-е – совокупность знаний, сложившихся в различных сферах жизни чел.а в процессе его повседневного опыта взаимодействия с природной и социальной реальностью и самопознания. Научное мировоззрение возникает вместе с возникновением и развитием науки, формируется включая в себя философские идеи и принципы. Главную часть содержания научного мир-я образуют открытые наукой законы на основе кот. формируются системы научных знаний - теории. Научное мир-е включает в себя теоретическое и опытное (эмпирическое) знание. Научное мир-е – совокупность научных представлений о мире и чел.е в нем.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь