Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методы научного познания в естествознании



Естествознание в современном понимании – это совокупность наук о природе как системе материальных реальностей, находящихся во взаимной связи, движении, взаимодействии. В латинском языке природа – “natura”. Науки о природе в связи с этим называли натурфилософией. Натурфилософия явилась в истории человечества первой формой существования естествознания и была неразделима с философией в целом. В середине XIX века естествознание достигло такого уровня, когда были вскрыты действительные, а не умозрительные связи между явлениями природы, их причины, философия как “наука наук” прекратила свое существование и обрела свой предмет исследования, натурфилософия (философия природы) также ушла с исторической сцены. Дифференциация наук привела к выделению групп естественных наук, также определивших свои предметы исследования.

Основу современного естествознания составляют физические науки или, в общем, физика. Древнегреческое слово " physis" (“фюзис”) также означает “природа”. Физика является основой всех наук о Природе, законы физики лежат в основе всего естествознания. Именно на основе физики, язык которой оттачивался на тонких философских и математических исследованиях, создавались методы научного познания, используемые в современном естествознании. К ним относятся общие методы: наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ, синтез, индукция и дедукция, а также частные методы.

Наблюдение как метод исследования и применяется, и трактуется очень широко. Наблюдение может рассматриваться как процесс измерения, как процесс, направленный на обнаружение какого-либо явления (например, в астрономии), как процесс сравнения. Научное наблюдение от обыденного отличается тем, что оно должно быть подчинено факту и закону. Обычно строится программа наблюдений, соответствующая представлениям о наблюдаемом явлении.

Наблюдение в чистом виде – это метод исследования, при котором вмешательство ученого в ход событий исключается и просто невозможно.

Эксперимент, или опыт, напротив, целиком организуется ученым, определяющим условия, в которых исследуется то или иное явление. Часто эксперимент сопровождается наблюдением, в частности измерением. Исследователь, проводящий эксперимент, вмешивается в ход событий, придает им направление. Постановка эксперимента в современных технических науках - сложнейшая проблема. Важнейшими аспектами этой проблемы являются аппаратурное обеспечение и корректность (строгость) постановки эксперимента, определяющая возможность объективной трактовки полученных данных.

Экспериментальные исследования в современной науке используются для проверки теоретических предпосылок, для установления правильности научных предсказаний, гипотез, для обнаружения новых свойств объектов исследования. Из результатов экспериментов возникает остов научного познания, но для этого необходима кропотливая и продуманная работа по обработке результатов экспериментов, их толкование.

Аналогия как метод научного познания характеризуется переносом знаний о каком-либо предмете на другой, менее изученный, но обладающий сходными признаками.Великий немецкий ученый Л.Больцман считал, что процесс познания есть отыскание аналогий. Возможность проведения аналогии требует определенных доказательств – логических, математических или иных. Когда такие доказательства получены, аналогия выступает, как один из кратчайших путей получения знаний о материальном объекте, но добыть такие доказательства бывает весьма трудно, и поверхностная аналогия, основанная на внешних признаках, часто обманчива.

Моделирование – это метод научного познания, построенный на изучении не самих объектов, а их моделей. Модель может быть физической, математической, числовой. Физическая модель является объектом – прототипом, заменяющим по своим исследуемым физическим свойствам действительный объект. В других отношениях модель лишь упрощенно представляет объект. Необходимость создания физической модели диктуется, как правило, невозможностью оперировать непосредственно с объектом исследования из-за его недоступности или недопустимости вмешательства в его структуру или поведение.

Наряду с физическим моделированием используется математическое моделирование, суть которого состоит в математическом описании исследуемых свойств объекта и влияющих на него факторов. Символический язык математики позволяет выражать свойства объектов, взаимодействия между объектами самой различной природы в форме аналитических зависимостей, уравнений и систем уравнений.

В последние годы в связи с революционным развитием вычислительной техники и программирования все большее распространение получают числовые (компьютерные) методы моделирования. Эти методы основаны на математических моделях объектов. В качестве модели выступает программа (алгоритм) функционирования объекта.

Численное моделирование используется и как самостоятельный метод, и в сочетании с физическим моделированием, при этом программными средствами обеспечивается ввод различных влияющих факторов, обработка результатов эксперимента и наглядная интерпретация, например в виде графиков, изображений, номограмм. В ряде случаев при таком моделировании эксперимент может быть проведен в реальном масштабе времени, то есть с такой скоростью представления информации, если бы это было наблюдение за истинным объектом.

Анализ – это метод научного познания, предполагающий разделение объекта (мысленное или реальное) на составляющие его части. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или свойства, признаки, отношения и т.п. Однако, для постижения объекта как единого целого, изучение его составных частей является недостаточным и может привести к неверным выводам, поэтому анализ дополняется синтезом.

Синтезом называется метод научного познания, основанный на соединении различных элементов объекта в единое целое. При этом синтез это не простое механическое соединение расчлененных элементов, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Анализ и синтез выступают как единые, неразрывные методы научного познания. Без анализа нет синтеза.

Индукция как метод научного познания, основана на движении мышления от частного, единичного к общему. Обычно индуктивные умозаключения возникают как выводы, основанные на наблюдении множества единичных факторов, то есть как эмпирические законы. Родоначальником метода индукции считается Ф. Бэкон, придававший этому методу всеохватывающую роль, что по мере развития естествознания было опровергнуто.

Дедукция – есть метод получения частных выводов на основе общих представлений или положений. В процессе дедукции происходит движение мышления от общего к частному. Особенное значение метод дедукции имеет в математике. Активно развивал и пропагандировал метод дедукции Р. Декарт, явно преувеличивающий значение интеллектуальной стороны процесса научного познания. Эта позиция явилась полной противоположностью позиции Ф. Бэкона, придававшему первостепенное значение опытной, эмпирической стороне.

Индукция и дедукция на самом деле не могут использоваться как изолированные, оторванные друг от друга методы научного познания, а находятся в диалектическом единстве.

По мере изучения курса мы неоднократно встретимся с примерами применения методов научного познания и с философским осмыслением этих методов выдающимися учеными.

Наука и техника

Слово “техника” происходит от греческого “techne” – искусство, мастерство, умение. Основное значение этого слова сегодня – средства труда, производства. Понятие “техника” сегодня расширяется понятием “технология”, определяемым как приемы, способы, навыки какой-либо деятельности. Именно технология определяет уровень современного производства. Близким к понятию “технология” является “ноу-хау” (know how), дословно - “знаю как”. “Ноу-хау” является часто секретом производства, информация о “ноу-хау” подлежит защите.

Исторически техника прошла путь от примитивных орудий труда до сложнейших современных автоматических машин. Развиваясь на основе достижений науки, техника в свою очередь стимулирует научное познание, обеспечивает научные исследования, предоставляя свой инструментарий науке.

Даже сегодня, описывая историю человечества, часто используют терминологию, в которой отражаются факты появления средств труда – каменный век, бронзовый век, железный век, век пара и электричества, атомный век, век кибернетики…

Наука и техника на протяжении всей истории человечества шагают рука об руку и особенно неразрывны стали в наши дни, когда наука является непосредственной производительной силой, когда без научных исследований невозможно создание образцов новой техники. Разработка образца новой техники, как правило, начинается с научных исследований – с проведения научно-исследовательской работы (НИР). Результаты НИР позволяют определить пути создания техники, создают понимание того, как “это” изготовить наилучшим образом. Строго говоря, профессии инженера и ученого различны. Основное прагматическое занятие ученого состоит в том, чтобы найти, как сделать вещь, а дело инженера непосредственно создать ее. Научно-исследовательская работа переходит в опытно-конструкторскую, то есть такую, когда научные рекомендации реализуются в производстве при изготовлении образца новой техники. Этот образец следует испытать, выработать рекомендации по его улучшению, и только потом налаживается его массовое производство. Сила технической традиции заключается в том, что она в принципе не может развиваться неверными путями, или этот неверный путь оказывается сравнительно коротким, ведущим в тупик. Коренное усовершенствование техники возможно лишь благодаря науке.

В наши дни разделить “сферы влияния” науки и техники практически невозможно. Ни одно значимое современное научное открытие практически неосуществимо “на кончике пера”, то есть без привлечения техники, экспериментальной аппаратуры. Вместе с тем функции науки шире. Основными из них являются: описательная, систематизирующая, объяснительная, производственно-практическая, прогностическая, мировоззренческая. Лишь только производственно-практическая функция связана напрямую с созданием техники.

Наука и философия

Философия (греч. phileo – люблю, sofia – мудрость, буквально любовь к мудрости) – форма духовной культуры, направленная на постановку, анализ и решение коренных вопросов мировоззрения. Философия возникла в VII – VI вв. до н.э. в Китае, Индии, Греции. Термин философия впервые встречается у Пифагора. В отличие от науки, факты и частные законы не являются сами по себе предметом исследования философии. Философия имеет дело с обобщениями. На основе знаний, добытых наукой, практического опыта, представлений, выдвигаемых религией, эстетикой и т.п. ставятся универсальные философские вопросы. Ответы на эти вопросы являются философскими методами, определяющими основные направления в философии. К таким вопросам относятся: вопросы о сущности мира, о роли противоположностей и противоречий в жизни людей и в мире, о всеобщей связи, необходимости и случайности. На начальных этапах развития наука по существу была неразрывна с философией, и даже подчинена ей. Еще до недавнего времени философия пыталась опекать науку, претендовала на роль “науки наук”. Наука со своей стороны порождала направления в философии, обосновывающие первенство науки в духовном освоении мира (позитивизм в философии). Лозунгом позитивизма стал: “Наука – сама по себе философия”. Сегодня наступило время осознания недопустимости, пагубности конфликта между наукой и философией, являющегося одной из причин разрыва между гуманитарными и естественнонаучными знаниями. Наука, как стало теперь ясно, не в состоянии дать ответы на все интересующие человека вопросы, не в состоянии уберечь человечество от опасности войны, экологической катастрофы, от духовной и физической деградации. Мировоззренческий дефицит, порожденный, как это не парадоксально, наукой, точнее сциентизмом –верой в науку, как в единственно спасительную силу, восполнить могу только философия, религия, мораль, искусство.

Но что же дает философия науке? Прежде всего, это проекты теоретических проблем, идеи, методы, правила и операции мышления. В отличие от научных, правильность решения философских проблем невозможно подвергнуть прямому испытанию практикой. Философские проблемы и идеи в определенном смысле вечны, а поэтому и философские направления множественны. На определенном этапе развития науки те или иные философские идеи становятся востребованы, отдельные учения становятся актуальными. Философское созерцание природы породило натурфилософию – первую форму существования естествознания, соединившую научно-техническое мышление и черты философии, производящей обобщения, а некоторые идеи, возникшие в недрах натурфилософии, получили позднее научное развитие. К таким идеям можно отнести мысль Эмпедокла о конечности скорости света, атомизм Демокрита, гелиоцентрическое устройство Вселенной, аристотелевскую концепцию пространства и другие. В рамках философии человеческий дух освобождается от научных рамок, интуиция позволяет найти пока недоказуемые наукой идеи, обладающие потенциальной силой.

История науки показывает, что развитие научных идей происходит в рамках фундаментальных принципов, принадлежащих философии, поскольку именно философия согласовывает идеи, обобщает конкретные факты реального мира. В этом смысле наука и философия неотделимы друг от друга.

Философия играет определяющую роль в формировании научной парадигмы (греч. paradeigma – пример, образец), включающей сложившиеся научные теории, правила, философские идеи. Наука в каждый исторический период развивается в рамках сложившейся парадигмы. Как только накапливаются факты, проблемы, не подающиеся парадигме, наступает переход к новой парадигме, радикально меняющей способы мышления.

Наука и религия

История всего человечества свидетельствует, что не было ни одного народа, который бы не имел никакой религии. Наука, философия, искусство в определенном смысле удел избранных. Религия доступна каждому, она ставит общечеловеческие проблемы, указывает пути их решения, объясняет смысл самой жизни на языке непреходящих ценностей, среди которых любовь, справедливость, надежда, спасение, терпение. Взаимоотношения науки и религии сложны и многогранны. Противоречия, которые возникали между наукой и религией, исходят из начальных установок в постижении бытия. Исходной предпосылкой религиозного мировоззрения является принятие без всяких доказательств догматов веры. Научное познание, напротив, основано на доказательствах, то есть любое научное положения, научная теория могут быть признаны истинными, если они доказаны, чаще всего эмпирически, опытным путем. Естественно, что когда наука была спекулятивной (лат. speculatio – созерцание), то есть построенной лишь на умозаключениях без обращения к практике, на “чистой силе ума”, религия подчинила себе науку, да и философию тоже. В Европе в средние века в общественной жизни господствовала христианская церковь. Уже в VI в. н.э. в Восточной Римской империи появились церковные школы, сменившие языческие и философские школы. В XII веке появились первые европейские университеты (лат. universitas – общность, совокупность). Наука в университетах существовала в форме схоластики (лат. scholastikos – школьный, ученый). В средневековой науке большое значение придавалось интерпретации, комментированию текстов Библии. На таких комментариях оттачивались принципы формальной логики как средства борьбы с ересями. Одной из типичных форм схоластической науки стал диспут (лат. disputare – рассуждать, спорить). Форма диспута использовалась и ранее, античными философами (Платон, Сократ, Аристотель). Но в средневековой науке диспут приобрел четкие правила, предусматривающие оппонирование ( лат. opponens – возражающий). До настоящего времени форма диспута, дискуссии сохранилась при защите научных диссертаций.

Начиная с XII в. в Европе появляются переводы трудов античных ученых с арабского языка на латынь. В учебные программы университетов вошли сочинения Аристотеля. Взгляды Аристотеля, определенным образом адаптированные, составили философско-научную теологию, разработанную Фомой Аквинским (XIII в.)

В VII в. возникла более молодая, чем христианство, религия – ислам. Наряду с жестким моральным контролем, ислам в определенной мере стимулировал развитие науки в средневековье. В VIII в. на арабский язык были переведены труды Евклида, в начале IX в. - великий трактат Птолемея “Альмагест”, чуть позднее “Метафизика” Аристотеля. В Европу греческая философия пришла через арабские переводы и комментарии.

Первый серьезный конфликт между наукой и религией возник в связи с учением Коперника о гелиоцентрической системе мира, разрешенный, как известно, в пользу науки.

В середине XVI в. в европейских странах несколько ослабло давление церкви на науку. Возникла разновидность христианства – протестантизм, признававший относительную самостоятельность науки. Если католики эмпирическую деятельность рассматривали сквозь призму ереси, то протестанты более спокойно относились к проведению научных экспериментов. Величайшие ученые- естествоиспытатели XVI – XVIII вв. Г. Галилей, В. Лейбниц, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон искали научные обоснования бытия Бога, внося собственное видение в эту сферу постижения бытия. Набиравший к концу XIX в. силу атеизм (греч. atheon – безбожие) принял воинствующий характер в начале XX века, и средоточием его стала Россия. К счастью, времена воинствующего атеизма проходят, но не одно поколение людей расплачивается за него бездуховностью. Даже в самые тяжелые времена, когда рушились храмы и осквернялись святыни, Вера сохранялась в народе, что еще раз доказало незаменимость религии как формы духовной культуры. Сегодня проблемы религии и науки уже не противопоставляются друг другу, как это было недавно. В старейшем в Европе Оксфордском университете принято следующее определение религии: “Религия – это признание человеком некой невидимой высшей силы, осуществляющей контроль над его судьбой и имеющей право требовать подчинения, почтения, поклонения”.

Наука и искусство

Основное назначение искусства – доставлять радость, наслаждение, позволить понять красоту, увидеть ее.

Науку и искусство объединяет, прежде всего, то, что они, являясь частью духовной культуры, формируют мировоззрение, при этом язык искусства в ряде случаев оказывается более выразительным. Если касаться области гуманитарных наук, то, например, ни одно социологическое исследование не дает такого почти физически ощутимого представления о быте Замоскворечья, как пьесы А.Н. Островского.

Что касается естественных наук, то история знает немало попыток перевести язык гармонии в искусстве на язык математики и физики. Пифагорейцы считали музыку и математику средствами очищения души от греховной связи. В основе музыкальной гармонии лежат открытые пифагорейцами правильные числовые отношения, определяющие музыкальные интервалы. Древнекитайские математики также изучали числовые отношения музыкальных тонов. На становление математики существенно повлияли архитектура и скульптура, откуда пришли понятия о пропорциях и симметрии. Наука для художников и мыслителей, живших в эпоху Возрождения, означала путь к истинному искусству, истинной природе. Таково отношение к науке у Леонардо да Винчи, возводившего искусство в ранг особой науки.

Мнение, что наука может как-то описать, представить творческий процесс, или хотя бы его результаты, оказалось весьма живучим. Последний штурм, попытка измерить “алгеброй гармонию” предпринималась сравнительно недавно, после введения Шенноном количественной меры информации. За дело взялись и математики, и искусствоведы. И действительно, если принять меру количества получаемой информации с определенной неожиданностью, невероятностью, то можно показать, что гениальные произведения искусства обладают огромным информационным содержанием. Но что из этого следует? Лишь то, что находится еще одно подтверждение гениальности гениального произведения искусства.

Подлинно великие произведения науки и искусства освящены вдохновением авторов. В науке вдохновение играет не меньшую роль, чем в искусстве. Но что такое “вдохновение” не знает никто, и его ожидания могут быть напрасными. В театральном искусстве известны две линии творческого подхода к созданию образа: линия Щепкина и линия Мочалова. Щепкин считал необходимым детальную отделку роли, каждого штриха, мизансцены, интонации. Особенно последовательным в этом был другой великий актер - Каратыгин, роли которого отличались особой отточенностью линий. Мочалов же, напротив, импровизацию, сиюминутность, действие по обстоятельствам, вдохновение ставил во главу. Это, так сказать, крайние позиции. Такие же крайности можно указать и в науке. Представление о сухой работе ученого с карандашом в руках, обдумывающим научную проблему, также наивно, как и внезапное озарение дилетанта. И в основе науки, и в основе искусства лежит “ремесло” или профессионализм. Ученый должен быть способен выполнить будничную, плановую, если хотите, научную работу, как и художник или актер выполняет рутинную, черновую работу. Вдохновение, озарение, освещающие величайшие произведения науки и искусства, может и не придти, но если оно приходит, то к достойным, чаще всего труженикам.

Но что существенно отличает научное произведение, освященное талантом, вдохновением, озарением от художественного? Научные произведения, открытия, теории, гипотезы рано или поздно уйдут в историю, и будут иметь, так сказать, второстепенное значение лишь как исторический факт, методический опыт. То, что считается в науки современным и передовым, через 20, 30 лет становится устарелым. Науке присуще непрерывное движение вперед, более того, научная работа становится лишь тогда событием, когда она превосходит ранее достигнутый уровень. Совершенное произведение искусства всегда остается вершиной, неповторимым событием. Нельзя сказать, что Серов писал лучше Брюллова или “Девочка с персиками” лучше “Всадницы”. Каждое из этих произведений неповторимо, совершенно, никакое другое произведение не может “превзойти” его. И научные произведения, и произведения искусства несут на себе отпечаток авторского стиля. Знатоку несложно различить работы художников, даже если они исповедуют одни принципы в искусстве: импрессионисты, несмотря на общие подходы к созданию образов, также творчески индивидуальны, как и “мирискуссники”, исповедующие другие принципы.

Отпечаток личности лежит и на научных трудах. Стиль изложения, применяемый математический аппарат, построение материала, приводимые аналогии - все это приметы авторского почерка.

В формировании научного стиля несомненное значение имеет искусство, позволяющее возвыситься в научной работе до уровня переживаний. Эйнштейн сказал однажды: “Достоевский дает мне больше чем любой мыслитель, больше чем Гаусс! ”

Кажущаяся возможность освобождения науки и искусства от политики, что в других сферах духовной культуры представляется менее вероятным, породило идею “чистоты” науки и искусства. “Чистое” искусство представляется свободным от политической злободневности, аристократическим предметом, доступным только избранным, то есть “искусство ради искусства”. “Чистая” наука имеет своим идеалом поиск истины ради самой истины. Но по сути дела это и есть формулировка общественной позиции.

Наука и мораль

Мораль (лат. mores – нравы, обычаи, поведение) – форма духовной культуры, направленная на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к счастью. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Мораль, или нравственность, является объектом изучения этики, формирующей идеи о должном, о добре и зле.

Взаимоотношения между наукой и нравственностью очень точно определил Л.Н. Толстой: “В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только блага, но несомненное и очевидное зло”. Эта мысль, к сожалению, находит подтверждение и в наши дни, когда на повестку дня встали вопросы о выживании человека на нашей планете. Основатель этики Аристотель писал: “Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед”. Двигаясь по пути безнравственного истребления природных богатств, загрязнения среды обитания человека, человечество, оправдываясь мнимыми ценностями, политикой, упоенное властью над природой, подошло к рубежу, за которым небытие. В наше время остро поставлен вопрос о создании планетарной этики, на основе которой могут решаться глобальные проблемы, отстаиваться интересы человечества в целом. К таким глобальным проблемам относятся тепличный эффект, приводящий к повышению средней температуры поверхности земли, рост генетической неполноценности человека, загрязнение мирового океана, сокращение пищевых ресурсов, уменьшение озонового слоя атмосферы. Эти проблемы могут быть решены, если наука и мораль будут неразрывны. “У человечества есть все основания ставить провозвестников моральных ценностей выше, чем открывателей научных истин” (А. Эйнштейн).

Наука и история науки

В преодолении отчуждения между гуманитариями и естествоиспытателями, “физиками” и “лириками”, история науки может сыграть ведущую роль. Являясь гуманитарной дисциплиной, история при изучении проблем возникновения и развития науки связывает естественнонаучные знания с гуманитарными, отражает место науки в духовной культуре.

Пренебрежительное отношение к истории вообще и истории науки в частности, существовавшее еще недавно и отчасти существующее сегодня, к счастью, преодолевается. Но почему такое пренебрежение возникает? В современной науке происходит быстрое и все более ускоряющееся обновление научных знаний. Имеющиеся в настоящий момент знания вытесняют и заменяют знания прошлого, будущие знания заменят современные. Выражаясь словами Г. Форда, которого в негативном смысле цитирует Дж. Бернал, - “История – это чепуха”. Такое отношение к истории науки, характерное в основном для людей, занятых прикладными исследованиями, может даже показаться оправданным, если рассматривать только полезность истории для получения новых знаний. На историю можно смотреть как на “кладбище ошибок”, забытых теорий, “коллекцию чудищ”. Но можно и по-другому.

Не лишенный творческой искры Божьей, интеллигентный человек видит в истории науки источник вдохновения, он смотрит на научное открытие, изобретение в контексте исторических событий, в связи с историческими личностями, само открытие видится им так, как видели его современники происходящего. При этом история науки воспринимается не только как история побед и свершений, но и как история великих заблуждений, борьбы мнений, личных трагедий.

Прослеживая эволюцию научных идей, размышляя о причинах неудач, ошибок, заблуждений, исследователь вырабатывает научную интуицию, позволяющую обходить тупиковые варианты решения проблем, интуицию, которая не поддается методическому и научному описанию, хотя вполне возможно, и даже почти наверное, формулировки отмеченных выше научных методов пришла именно в результате исторического анализа опыта исследователей. Из исторического опыта, особенно в области технических наук, можно извлечь идеи, не реализованные на практике в свое время из-за недостаточного уровня развития техники, ее элементной базы, технологии. Но с появлением новых технических устройств старые идеи могут получить второе рождение, воплотиться в жизнь, стать событием в науке.

Гуманитарная составляющая высшего технического образования сегодня еще не вполне сформировалась. Самый надежный путь к гуманитаризации проходит через историю науки, раскрывающей романтическую сторону профессии, будь то машиностроение, электроника, автоматика или геодезия.

Р. Декарт говорил, что “беседовать с писателями других веков то же, что путешествовать”.

В любом путешествии необходимы ориентиры. В истории такими ориентирами или вехами являются исторические периоды. До последнего времени основным принципом исторической периодизации был формационный, в основу которого положен способ производства. По этому принципу выделялись первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный и т.д. Понятие общественно-экономической формации выработано марксизмом и отражает классовый подход к истории.

Наряду с такой периодизацией существует традиционно сложившаяся эклектическая периодизация, в которой исторические периоды имеют названия, отражающие как культурологические, так и хронологические аспекты: эпохи античности, Возрождения, средневековья и т.д.

В последние годы ученых привлекает цивилизационный подход, при котором история рассматривается через процессы зарождения и гибели цивилизаций.

Рассматривая науку как часть духовной культуры, можно заметить, что на протяжении человечества та или иная форма постижения бытия в различные периоды являлась преобладающей, доминирующей. С начала появления духовной культуры доминирующей формой постижения бытия была мифология. Знания человека о природе были на таком уровне, когда все сущее могло объясняться только с привлечением вымыслов, фантазий, суеверий или, в общем, говоря, мифов. Фантастические образы мифов (боги, легендарные герои, события) были осознанной попыткой объяснить различные явления природы и общества. Исторический период, в котором преобладала мифология как способ постижения бытия, может быть назван эпохой мифологии.

Эта эпоха плавно перетекает в эпоху философии, совпадающую по временным рамкам с античностью. Именно в античном мире наука зарождается, как самостоятельная часть духовной культуры, но она была неразрывна с философией и существовала в форме натурфилософии. Философское постижение бытия явилось наиболее передовым и доминирующим в эпоху античности, хотя и влияние мифологии было огромным.

В средневековый период преобладающей, довлеющей над остальными формой духовной культуры явилась религия. Религия, несмотря на реакционный во многих случаях характер по отношению к науке, способствовала сохранению научных знаний в средневековье. Эпоху средневековья в нашей культурологической периодизации можно назвать эпохой религии.

На смену средневековью пришла эпоха Возрождения. Возрождением обычно называют этап в развитии культуры Западной и Центральной Европы, хотя аналогичные процессы, специфически выраженные и протекавшие в разное время, имели место и в культурах стран Востока. В эпоху Возрождения доминирующей формой постижения бытия становится искусство, носящие светский и гуманистический характер. Наука и искусство в этот период имеют наибольшее сближение, множество общих черт.

Подлинного развития наука получила в Новое время. Именно в этот период наука приобрела черты, сохранившиеся и сегодня. В Новое время началась эпоха науки, явившаяся доминирующей формой постижения бытия. В этот период родилась вера в безграничные возможности науки, которая, однако, поколебалась в наши дни.

Эпоха науки, длящаяся в настоящее время, должна смениться эпохой морали – единственной формой постижения бытия никогда ранее не бывшей доминантой. Альтернативой доминирующему влиянию морали является гибель человечества, поскольку процессы, происходящие в эпоху науки, как уже вполне очевидно, носят разрушительный характер.

Таким образом, нашими вехами в путешествии по истории естествознания будут эпохи, определяемые доминирующим влиянием форм постижения бытия: эпохи мифологии, философии, религии, искусства, науки.

Так отправимся в путь.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь