Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пётр Иванович Исаков (1886-1958).



 

ИСАКОВ Петр Иванович (1886-1958), известный гитарный педагог и исполнитель. Родился в Крыму, в деревне Алсу. После окончания хорового отделения музыкального училища в Севастополе продолжил обучение музыке в Петербурге, куда переехал в 1910 году.
В 1895 году Исаков начал самостоятельно изучать игру на семиструнной гитаре по школе Сихры, Моркова и др., в течение 2-х лет проиграл всю ее литературу, и дал первый самостоятельный концерт; затем перешел на шестиструнную гитару... В течение многих лет работал в Мариинском театре, исполняя партии гитары в оперных постановках. Выступал совместно с Ф.И. Шаляпиным и Л.В. Собиновым. Среди поклонников его игры были И.Е. Репин, А.А. Блок, А.С. Куприн, С.А. Есенин. Преподавал в Музыкальном училище Ленинградской консерватории. Среди его учеников - Л. Андронов, В. Вавилов, К. Хрусталев, Я. Ковалевская, А. Ковалев и другие.

П.И. Исаков - автор многочисленных транскрипций для гитары, в том числе и И.С. Баха.

 

Доминго Прат (1886-1944).

 

ПРАТ Доминго (Domingo Prat) – испанский и аргентинский гитарист, композитор и гитарный педагог. Родился в Барселоне (Испания) 17 марта 1886 года. Окончил там же Муниципальную музыкальную школу, в которой изучал сольфеджио, гармонию и композицию. В 1898-1904 годах учился у Мигеля Льобета, а затем у Франсиско Тарреги. Многие годы провел в Аргентине.

Впервые приехал в Буэнос-Айрес из Испании 1 января 1908 года. Один из первых педагогов Марии Луизы Анидо: давать ей уроки гитары начал в 1914 году (когда Марии Луизе было 7 лет) и продолжал их вплоть до ее первого публичного выступления, состоявшегося в Центре музыкальной культуры " La Guitarra" 21 сентября 1916 года; позднее с перерывами занимался с Анидо еще до 1920 года, когда в Буэнос-Айрес приехал Мигель Льобет, продолживший ее обучение. В ноябре 1916 года Доминго Прат вернулся в Испанию, но уже в 1917 году вновь посетил Буэнос-Айрес. В 1919 году – вновь в Испании, а в 1923 возвращается в Аргентину, где основывает собственную гитарную академию " Academia de Guitarra Prat". Автор нескольких учебных пособий. В 1934 году опубликовал свой знаменитый " Словарь гитаристов" (Diccionario de Guitarristas y Guitarreros). Умер 20 ноября 1944 года в Аргентине.

Является автором сочинений для гитары и транскрипций, в том числе одной из транскрипций " Легенды" (Leyenda) Альбениса (не менее удачной, хотя и реже исполняемой, чем транскрипция Сеговии), которая была сделана им в Барселоне 2 ноября 1920 года.

 

Эмилио Пухоль (1886-1980).

 

Рожденный 7 апреля 1886 года близ испанского города Lerida, в небольшой деревне под названием Granadella, Эмильо Пухоль Виларруби, - один из лучших учеников знаменитого гитариста Франсиско Тá ррега, по утвердившемуся мнению, считается виднейшим представителем гитарной школы двадцатого столетия. Оценивая его сольные концерты в Испании и за рубежом, музыкальные критики двадцатых годов ставили Пухоля в один ряд с такими артистами, как М.Льобет и А.Сеговия.

Пухоль начал свои занятия музыки с изучения сольфеджио в возрасте пяти лет, его учителем той поры стал руководитель местного деревенского оркестра. Эти уроки не прошли даром, так как впоследствии он стал студентом Муниципальной Школы Музыки в Барселоне. В 1897 он начал усердно обучаться игре на бандуррии (bandurria) и стал одним из студентов, отобранных в качестве музыкантов, удостоившихся чести играть в известных музыкальных коллективах - Catalonian Bandurria и Оркестра Гитары “Estudiantina Universitaria” на Парижской выставке 1900 года.

До этого времени (1899-1900) отец Эмилио был поглощен подготовкой его обучения в Университете Барселоны. Однако, из-за затянувшейся плеврита, которым был болен молодой музыкант, он, по настоянию отца, вынужден был прервать свои занятия музыкой. Впоследствии, Эмилио сумел убедить своего отца, доктора Дона Рамона Пухоля, что имеет более сильную страсть к музыке. В конечном счете, он получает разрешение отца продолжить занятия музыкой.

И вот, в 1901году, молодой, пятнадцатилетний Пухоль начал учиться у Франсиско Тá рреги (1852 - 1909) в Консерватории Барселоны. Пухоль с теплотой вспоминал свою первую встречу с Tá ррегой, - в биографии своего преподавателя, он описал своего “mestre” (каталонское " учитель" ) в очень романтичных определениях. Он представил 49-летнего Tá ррегу поседевшим, с длинной бородой в стиле испанского живописца, Сорильи.

На первых уроках с “mestre” рассматривались только вопросы настройки инструмента, постановки рук и позиций, а также изучалась гармония. После этого, любимые студенты Tá рреги, в число которых входил Пухоль, видели mestre каждый день. Утром они занимались арпеджио, “cejas”, “ligados”, изучали трели, все это на строго выверенных упражнениях. Днем, после перерыва на завтрак и отдых, студенты собирались снова на класс Tá рреги по интерпретации. В течение этих занятий Tá ррега лично иллюстрировал различные гитарные пьесы, оригинальные или транскрипцию, и предлагал сделать так, чтобы студент исполнил работу, которую он конфиденциально подготовил к этому занятию. Качество выполнения задания обсуждалась Tá ррегой со студентами. Как правило, после завершения класса, студенты приглашались наряду с поклонниками Tá рреги в дом доктора Severino Garcia-Fortea, где все наслаждались гитарным дуэтом Tá рреги и Гарсия-Фортеа. Обучение Пухоля продолжалось, до 1907 года, тяжёлая болезнь Tá рреги помешала дальнейшим занятиям. Tá ррега умер 15 декабря 1909 года, когда Эмилио Пухоль, был в Мадриде, где в Королевской Консерватории изучал теорию и композицию у Агустина Кампо (ученик Дионисио Агуадо). Потеря Tá рреги с большой скорбью воспринялась Пухолем, сильно переживал эту потерю и другой прежний студент mestre - Мигель Льобет. Именно в течение этого траурного периода, Льобет написал Пухолю, чтобы выразить свои чувства, отметив, что они должны поддерживать контакт. Позже, он способствует тому, чтобы Пухоль прибыл в Латинскую Америку.

Дружба Пухоля с испанским живописцем королевского двора, Пабло Антоньо де Бехаром (Pablo Antonio de Bejar) подготовила путь к осуществлению одного важного концерта — его первое появление в Ateneo в Мадриде. Вскоре, он демонстрировал своё мастерство в узком кругу Королевского Семейства Мадрида, где присутствовали Принцесса Изабель, Дон Альфонсо XIII, и Королева Виктория.

С 1912 по 1929 годы географией концертной деятельности Пухоля является преимущественно Западная Европа. В течение лет 1914-1918 годов, в связи с Первой мировой войной, он мало путешествовал и главным образом оставался в Каталонии. В начале 1918 года он предпринял первый тур по Южной Америке, начинавшийся в Буэнос-Айресе. Единственным препятствием его концертных странствий стал его брак, в Париже в 1923 году, с Матильдой Куервас (Matilda Cuervas) - андалусской певицей и гитаристкой, которую сравнивали с такими великими токаорами-мужчинами как Мануэль Молина и Рамон Монтойа. " Говорили, что выступления этой замечательной гитаристки изумляли поклонников фламенко, а особенно тех, кто считал игру на гитаре привилегией мужчин". Надвигающиеся признаки Второй Мировой войны, также препятствовали продолжению его концертной карьеры.

Первые, ранние занятия Пухоля в области музыковедения проводились под опекой композитора и историка испанской музыки, Фелипе Педреля (1841-1922). Он продолжил их в 1926 году в Консерватории Парижа у Лайонеле де ла Лауренсе (Lionel de la Laurencie 1861-1933, автор «Les Luthistes»). Эти занятия завершились с блестящим финалом – большая статья Пухоля об истории развития шестиструнной гитары была помещена во французской музыкальной энциклопедии Лавиньяка и ля Лоранси.

Концертная карьера Пухоля неустанно продолжалась. Однако, значительная часть времени уделялась им области исторических исследований, по большей части сосредоточенных на Золотом Веке испанской культуры, а именно: гитаре барокко и виуэле (vihuela), ведь именно искусство последней, благодаря виуэлистам-виртуозам, стало вершиной инструментальной камерной музыки Siglo de Oro. Его концертные программы в это время (1926-27), содержали музыку виуэлистов и гитаристов эпохи барокко. Он начал включать обширные примечания в программы своих концертов, а иногда читает лекции и исполняет произведения, которые нашел в результате своих исследований. В январе 1936 года Пухоль обнаружил, в Парижском Музее Jacquemart-André, единственный сохранившийся оригинальный экземпляр виуэлы шестнадцатого столетия. В апреле того же самого года, испанский лютнист Мигель Симплисио (Miguel Simplicio), изготовил копию этой виуэлы, которую Пухоль использовал на своих концертах.

Начав исследование в области музыки для виуэлы, Пухоль сделал важный вклад в литературу для гитары с парижским издательством Макса Эшига (Max Eschig, полное имя Maximillian Eschig, 1872-1927гг., основано в 1907г.). Первый сборник, включивший три (I, II и III) паваны Луиса Милана, был издан этой фирмой в 1928 под названием, “EMILIO PUJOL, Bibliothè que de Musique, Ancienne et Moderne, pour Guitarre.” Пухоль стал пользовался правом издательского директора для этой серии в 1928, и к 1980 он, вместе с Эшигом, выпустил более чем 245 сборников. Издания виуэльной и барочной музыки для гитары, выпущенные Пухолем и Максом Эшигом стали популярными среди гитаристов и лютнистов. Несомненно, популярности части этих изданий помогла деятельность Андреса Сеговии. Другой ощутимый вклад Пухоля к современному пониманию барочной гитары, было издание статьи одного из его соотечественников - доктора Хоана Карлоса Амата (Joan Carles Amat 1572-1642). Его исследование неизбежно привело Пухоля к изучению итальянских и французских гитаристов семнадцатого столетия.

Вскоре, после завершения Пухолем работы над книгой «La Guitarra y su Historia» и его исследований в области музыки для виуэлы и барочной гитары, он начал давать их иллюстрированные подробные описания (Лондон, 1928). В то же время в один из выпусков Guide Musical (Париж 1928), о нём отзываются как о “виртуозе и педагоге”. Всё это подводит Пухоля к подготовке «Escuela Razonada de la Guitarra» (Рациональная Школа Гитары). Уже некоторые части книги «La Guitarra y su Historia» содержат основной контур готовящегося издания первой части Школы. Многократное упоминание Пухолем влияние Тарреги, так же как в его биографии Тарреги, свидетельствуют, что он хочет оптимально и во всех мелочах сохранить систему обучения Тарреги и включить её в свою школу.

С 1935 до 1940, Пухоль продолжал давать концерты и читать лекции, так же, как и продолжал свои исследования в Испании, Лондоне и Париже. В 1941, он возвращается в Испанию, где живёт до 1946, готовя публикацию сочинений для виуэлы Луиса Нарваэса, - третье издание в серии «Monumentos de la Musica españ ola», изданное Instituto españ ol de Musicologia. Далее следуют издания Мударры (1949) и Вальдеррабано (1963). До конца жизни, Пухоль работал над крупнейшей из книг музыки для виуэлы, - Orphenica Lyra Мигеля Фуэнльяны (сохранившееся издание 1554г.). Он считал эту книгу вершиной школы виуэлы и расценил Фуэнльяну, как заключительного представителя краткой истории этого изысканного инструментального периода в испанской музыке.

В 1946, Пухоль открывает класс гитары в Лиссабонской Консерватории Музыки, занятия здесь продолжалась до 1969, возможно это первый случай включения гитары в курс академического учреждения. В течение этого периода он был вовлечен в активное участие в мастер-классах гитары (в 1953 он был лично приглашен Сеговией преподавать в Academia Chigiana) и гитарных конкурсах. В это время(1956), скончалась первая жена Пухоля - Матильда Куервас, семь лет спустя он женился на Марии Аделаиде Роберте (Maria Adelaide Robert), известной португальской пианистке и певице, которая очень помогала ему в его последние годы.

Начиная с лета 1965 года, Пухоль организовывает свой международный курс гитары, лютни и виуэлы в городе Lerida (Испания). Который стал весьма популярным и посещался как студентами, так и преподавателями со всего мира. Конкурс повторялся каждое лето, а в 1972 году он стал проводиться в деревне Cervera, история которой уходит корнями в тринадцатое столетие.

Барселона стала последним пристанищем этого замечательного гитариста, педагога и кропотливого историка. 15 ноября 1980 года его не стало. Но осталась его замечательная Школа и книги, открывающие нам прекрасный мир музыки Золотого века испанской культуры. Как отмечал, во введении к своей Школе, сам Пухоль – в ранее издававшихся многочисленных школах подробно излагались трудности игры на гитаре, однако отсутствовал главный момент – описание способа их преодоления. Отличительной чертой Школы Пухоля является щедрое, детальное изложение всех «секретов» современного исполнительства на гитаре. Тщательно разработаны наиболее существенные вопросы гитарной техники: положение рук, инструмента, способа звукозвлечения, игровые приёмы и т.д. Последовательность расположения материала способствует планомерной технической и художественной подготовке гитариста. Ясное и подробное разъяснение принципов овладения техникой игры позволяет использовать Школу не только на занятиях с педагогом, но и в качестве самоучителя. В своей артистической и педагогической деятельности Эмилио Пухоль использовал главным образом безногтевой способ звукоизвлечения, считая, что этим способом достигается наиболее красивое и выразительное звучание инструмента. Однако в конце концов он в результате анализа приходит к выводу о том, что ногтевой способ предоставляет исполнителю наибольшие технические (а, следовательно, и художественные) возможности. Искусство выдающихся гитаристов А.Сеговии, И.Прести, Д.Вильямса, А.Диаса и других – полностью подтвердило этот вывод. /В советском издании (1978) «Школы» Э.Пухоля рассуждения автора о преимуществах безногтевого способа были сокращены/.

Несомненно, одно - «Рациональная школа игры на гитаре» составляет неотъемлемую часть его основного наследия. Ведь именно после её выхода в свет имя Пухоля приобрело значительную популярность среди широких кругов любителей гитарной музыки. Незаурядные способности показал Пухоль и как композитор, опубликовав ряд сочинений для гитары: Иберийская сюита, «Гуахира» («Кубинские воспоминания»), «Севилья», концертные этюды, арранжировки и обработки различных произведений и многое другое. Пухоль проделал огромную работу по изучению и систематизации материалов, касающихся истории музыки, происхождения музыкальных инструментов, методики преподавания и исполнительского искусства. Если основная заслуга Андреса Сеговии в том, что он открыл новую дорогу, обеспечив будущее гитары, то одна из заслуг Эмилио Пухоля в том, что он заглянул в её прошлое, раскрыв гитаристам богатую историю этого замечательного инструмента.

Эйтор Вилла-Лобос (1887 - 1959).

ВИЛЛА-ЛОБОС (Villa-Lobos) Эйтор (1887-1959), выдающийся бразильский композитор, знаток музыкального фольклора, дирижер, педагог. Брал уроки у Ф. Браги. В 1905-12 путешествовал по стране, изучал народный быт, музыкальный фольклор (записал свыше 1000 народных мелодий). С 1915 выступал с авторскими концертами. В 1923-30 жил преимущественно в Париже, общался с французскими композиторами. В 30-х годах провел большую работу по организации в Бразилии единой системы музыкального образования, основал ряд музыкальных школ и хоровых коллективов. Эйтор Вилла-Лобос является автором специальных учебных пособий ('Практическое руководство', 'Хоровое пение', 'Сольфеджио’ и др.), теоретического труда «Музыкальное воспитание». Он также выступал как дирижёр, пропагандировал на родине и в других странах бразильскую музыку. Музыкальное образование получил в Париже, где познакомился с А. Сеговией и которому в дальнейшем посвятил все свои сочинения для гитары. Сочинения Вилла-Лобоса для гитары обладают ярко выраженным национальным характером, современные ритмы и гармонии в них тесно сплетаются с самобытными песнями и танцами бразильских индейцев и негров. Глава национальной композиторской школы. Инициатор создания Бразильской академии музыки (1945, ее президент). Разработал систему музыкального воспитания детей. Оперы, балеты, 12 симфоний; 14 «Шорос» (1920-29), «Бразильские бахианы» (1944) для инструментальных ансамблей и др.

Творчество Вилла-Лобоса — одна из вершин латиноамериканской музыки. В 1986 г. в Рио-де-Жанейро открыт музей Вилла-Лобоса.

Первоначальное знакомство с музыкой проходило под руководством отца — широко образованного человека. Он обучил сына игре на виолончели и кларнете. Некоторое время Эйтор посещал музыкальные классы в колледже св. Петра в Рио-де-Жанейро, позднее — курсы в Национальном музыкальном институте. Однако систематического образования Вилла-Лобос так и не получил — родные не имели достаточно средств, и юноша должен был думать о заработке.

Будущее композитора определила его врожденная музыкальность. С юношеских лет Вилла-Лобос играл в шоро — небольших уличных ансамблях, общался с народными музыкантами. С целью сбора и изучения музыкального фольклора, народных обрядов, сказок, легенд Вилла-Лобос принял участие в фольклорной экспедиции 1904-1905 годов; следующие поездки по стране состоялись в 1910-1912 годы. Под влиянием бразильской народной музыки Вилла-Лобос создает свой первый крупный цикл для камерного оркестра «Песни сертана» (1909). Знаменательным для музыканта стало знакомство с композитором Д. Мийо и пианистом Артуром Рубинштейном.

В 1923 году Вилла-Лобос получает правительственную стипендию, что дает ему возможность жить несколько лет в Париже. Там он встречается со многими выдающимися музыкантами, в том числе с М. Равелем, М. Де Фальей, В. д'Энди, С. Прокофьевым. К этому времени Вилла-Лобос вполне сформировался как художник, его произведения широко известны не только в Бразилии, но и в Европе. Вдали от родины, особенно остро ощущая свою связь с бразильским искусством, среди других сочинений он завершает огромный цикл «Шоро» —своеобразное творческое преломление бразильского фольклора.

В 1931 году Вилла-Лобос возвращается в Бразилию и сразу же активно включается в музыкальную жизнь страны. Он побывал с концертами в шестидесяти шести городах почти всех ее провинций. По поручению правительства, занимаясь организацией единой системы музыкального образования в стране. Вилла-Лобос создает Национальную консерваторию, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов, вводит музыку в школьные программы, считая, что хоровое пение — основа музыкального образования. В те же годы появляется его учебное пособие «Практическое руководство для изучения фольклора» — антология небольших хоровых песен на два-три голоса a cappella или в сопровождении фортепиано, которое считается подлинной энциклопедией музыкально-поэтического фольклора Бразилии. По инициативе Вилла-Лобоса в 1945 году в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, президентом которой он оставался до конца жизни.

Композитор вел также широкую концертную деятельность, пропагандируя бразильскую музыку, — выступал как дирижер на родине, в странах Южной и Северной Америки, в Европе. Признание пришло к нему при жизни. В 1943 году Вилла-Лобосу присваивают звание почетного доктора Нью-йоркского университета, в 1944 избирают членом-корреспондентом Аргентинской академии изящных искусств. В 1958 году он получает «Гран-при» за пластинку с сюитами «Открытие Бразилии».

Широк диапазон творчества Вилла-Лобоса — от монументальных симфонических полотен до небольших вокальных и инструментальных миниатюр. Его произведения (их более тысячи) носят ярко выраженный национальный характер. Вилла-Лобос горячо верил в преобразующие возможности музыки; именно потому так много сил им было отдано и своему музыкальному образованию, и музыкально-общественной деятельности, и популяризации достижений мировой музыкальной культуры. Лучшее его творение — цикл «Бразильские бахианы». Нигде до того не достиг композитор столь органичного сочетания национальных истоков и классических форм, подобных высот вдохновения.

С гитарой, на которой Вилла-Лобос прекрасно играл и мог считаться даже виртуозом на этом инструменте, связаны яркие страницы его творчества. Первыми работами для гитары были переложения пьес композиторов — классиков и романтиков. Среди созданных впоследствии оригинальных сочинений Вилла-Лобоса — Концерт для гитары с оркестром, цикл миниатюр «Двенадцать этюдов», «Популярная бразильская сюита», 5 прелюдий, транскрипции для двух гитар и др. Многие из этих произведений вдохновлены искусством выдающегося гитариста современности А. Сеговии и посвящены ему.


Поделиться:



Популярное:

  1. А. Екатерина I; Б. Анна Иоановна; В. Елизавета Петровна.
  2. Амет-хан молча слушал отца. Солнце скрылось за горами, и вечерние сумерки постепенно спускались с вершин Ай-Петри, окутывали дома и улицы Алупки. На потемневшем небе замерцали первые звезды.
  3. Б 68 Блаватская, Елена Петровна. (1831-1891).
  4. Бастрыкин Александр Иванович
  5. В некоторых петрографических разновидностях гранитоидов
  6. Владимир Иванович ВЕРНАДСКИЙ
  7. Воззвание Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов к социалистам всех стран от 2/15 мая 1917 г.1
  8. Вопрос №1 – Реформы государственного управления Петра I.
  9. Впервые у нас прислугу посадил на лошадей еще Петр Великий. Его бомбардирская рота в сражениях при Гуммельсгофе (1702 г.) и под Лесным (1707 г.) ездила на лошадях.
  10. Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде. 1119г.(мастер Пётр)
  11. Государственные реформы Петра I
  12. Дмитрий Иванович Донской: основные направления объединительной политики.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь