Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 4. Памятники изобразительного искусства



Методические рекомендации

Искусство – одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира.

Произведение искусства всегда представляет собой и духовный образ - модель жизни, и материальную конструкцию - звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д., созданную художником по законам техники и технологии обработки данного материала.

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, возникают несколько групп в искусстве. Одну из таких групп составляют пространственные или пластические виды искусства – живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн.

Возникновение изобразительного, а также других видов искусства в древности связано с познанием человеком окружающего его мира. Соответственно в эту эпоху оно было неотделимо от практической деятельности, от религии, от игры и других форм общения людей, то есть имело " прикладной" характер. С дальнейшим развитием культуры искусство постепенно обособлялось в специфическую область человеческой деятельности, продолжая, однако, при этом оставаться средством общения людей, обогащения их знаний о мире и о самих себе.

Изучение памятников изобразительного искусства – крайне важная задача для краеведа, поскольку в процессе краеведческого исследования могут быть открыты ценные произведения изобразительного искусства. В этом случае задачей краеведа становится фиксация и сохранение данных памятников.

 

План:

1. Возникновение искусства.

2. Школы и стили в живописи.

3. Орнаменты народов.

4. Искусство в жизни человеческого общества.

 

Темы рефератов:

1. Палеолитическая живопись.

2. Древнерусская живопись.

3. Изобразительное искусство XVII-XVIII вв.

4. Изобразительное искусство XIX в.

5. Соцреализм в изобразительном искусстве СССР.

6. Современные стили изобразительного искусства.

7. Виды орнаментов в России.

 

Литература:

1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1984.

2. Беликов Г.А. Ставрополь – врата Кавказа. Ставрополь, 1997.

3. Ванслов В.В. Что такое искусство. М., 1989.

4. Древнерусское искусство. М., 1970.

5. История русского искусства. М., 1979-1981.

6. Костин В.Я., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. - М.: Знание, 1978.

7. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.: Просвещение, 1987.

8. Острой О.С. Русские справочные издания по изобразительному и приклад­ному искусству. М.: Книга, 1972.

9. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство. М.. 1986.

 

Тема 5. Памятники декоративно-прикладного искусства

Методические рекомендации

Особенность российского декоративного искусства - его массовость, «артельность». Русское декоративное искусство по преимуществу анонимно, более известны фирмы, чем художники.

Областью декоративного искусства является декоративно-прикладное искусство: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (всевозможная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки).

Произведения декоративно-прикладного искусства всегда передают сущность эпохи, выражают наиболее характерные черты народного характера и представления о прекрасном, существующие в данное время. Предметы декоративно-прикладного искусства разделяют по предназначению, по материалу (керамика, стекло, дерево, металл, камень, лак), по технологии - литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка.

В древнейшие времена предметы быта имели в основном племенные различия в декоре, но с развитием цивилизации роль мастера в оформлении стала решающей. С развитием государства и четким социальным расслоением произошло разделение декоративно-прикладных изделий две категории: более простые и утилитарные и «представительские». Последние предназначались для более изысканных вкусов, отмечены броской декоративностью, выполнялись из дорогих материалов, нередко в ущерб утилитарному назначению.

Со второй половины 19 столетия нередко утрачивается связь между назначением предмета и его декором, господство машинного производства приводит к тому, что многие массовые прежде ремесла исчезают.

План:

1. Возникновение декоративно-прикладного искусства.

2. Резьба по дереву.

3. Глиптика.

4. Изделия из металла. Литье. Чеканка.

5. Роспись по керамике, дереву, жести.

6. Вышивка. Ткачество.

Темы рефератов:

1. Изделия по металлу, каслинское литье.

2. Глиптика и ювелирное искусство в России.

3. Гжельская керамика.

4. Дымковская игрушка.

5. Палехские лаковые миниатюры.

6. Хохломская роспись.

7. Мстерская миниатюра.

8. Вологодские кружева.

 

Литература:

1. Круглова О. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1983.

2. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. М., 1973.

3. Народное декоративное искусство РСФСР. М., 1957.

4. Острой О.С. Русские справочные издания по изобразительному и приклад­ному искусству. М.: Книга, 1972.

5. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство. М., 1986.

6. Руденко С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани. М., 1968.

7. Якимчук Н.А. Искусство Гжели. М., 1985.

Тема 6. Письменные источники по истории родного края

Методические рекомендации

Письмо – это средство закрепления речевой информации при помощи изображений или начертательных знаков. Оно позволяет хранить и накапливать коллективную память человечества.

Древнейшими письменными памятниками на Руси являются летописи и рукописные книги. Все древнейшие книги написаны особыми почерками, которые называются уставом или полууставом. Знание содержания и правил оформления рукописных книг в то или иное время необходимо краеведу, чтобы определить историческую ценность определенного памятника, произвести его датировку. Рукопись необходимо изучать как единое целое, поскольку в них не бывает лишних деталей.

Другой, более поздней, группой письменных источников являются образцы эпистолярного и мемуарного жанров. Это один из важнейших источников краеведческого исследования, отражающий не только происходившие события, но и содержащий их оценку непосредственными участниками.

Большим культурным достижением явилось начало книгопечатания в России в XVI веке. Однако только Петр I положил книгопечатанию твердую основу, проведя реформу алфавита и шрифта. Появление книгопечатания способствовало распространению грамотности и просвещения среди широких слоев населения.

Вслед за первыми печатными книгами уже в XVII веке в России появляются печатные издания, появляющиеся периодически и в определенные сроки – газеты, журналы, сборники, альманахи т.д.

План:

1. Письменное наследие прошлого и его роль в изучении истории России и края.

2. Внешняя и внутренняя критика рукописного источника. Особенности древних рукописей. Приёмы их выявления и описания.

3. Книгопечатание на Руси.

4. История периодической печати в России. Приёмы работы с материалами периодической печати.

Темы рефератов:

1. Древнерусские летописи.

2. Появление книгопечатания на Руси.

3. Эволюция шрифтовых стилей.

4. Российские газеты и журналы.

5. Мемуары как исторический источник.

6. Эпистолярные источники в России.

 

Литература:

1. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М., " Просвещение", 1980.

2. Бычкова М.Е. Родословные книги XVI – XVII вв. как исторический источник. М., 1975.

3. Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. М.: Искусство, 1980.

4. Гуссман Г. О книге. М.: Книга, 1983.

5. Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977.

6. Луппов С.П. Книга и библиотеки в России в XIV – первой половине XIX века. Л., 1982.

7. Люблинский В.С. Книга в истории человеческого общества. М., 1972.

8. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.: Просвещение, 1987.

9. О печати и других средствах массовой информации. М.: Политиздат, 1990.

10. Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. М., 1982.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Авдусин Д.А. Археология СССР, М., 1977.

Авдусин Д.А. Основы археологии. – М.: Высшая школа, 1989

Авдусин Д.А. Полевая археология СССР – М., " Высшая школа", 1980

Алексеев В.П. География человеческих рас. М., 1974.

Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1984.

Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997.

Архитектура и градостроительство. Энциклопедия. М., 2001.

Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М., «Просвещение», 1980.

Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.

Беликов Г.А. Ставрополь – врата Кавказа. Ставрополь, 1997.

Борисовский Г.Б. Слово об архитектуре. М., 1975.

Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.

Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

Бычкова М.Е. Родословные книги XVI – XVII вв. как исторический источник. М., 1975.

Ванслов В.В. Что такое искусство. М., 1989.

Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. М.: Искусство, 1980.

Гаряева М.А. Эпохи в зеркале писем. - М., 1990.

Голикова Н.Б. Очерки по истории городов России конца XVII – нач. XVIII вв. М., 1988.

Гольдштейн А.Ф. Зодчество. М.: Просвещение, 1981.

Горбачевский Б.С. В стране книголюбов. - М., 1979.

Госархивы СССР. Справочник. М.: Мысль, 1989.

Государственное древлехранилище хартий и рукописей./ Сост. В.Н. Шуми­лов. М., 1971.

Громов Г. Методика этнографических экспедиций. М., 1966.

Гуссман Г. О книге. М.: Книга, 1983.

Гутнов А.Э. Мир архитектуры: язык архитектуры. М., 1985.

Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. М., 1972.

Древнерусское искусство. М., 1970.

Жучкевич В.А. Общая топонимика. М.: Высшая школа, 1980.

Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Ч. 3. М., 1989.

Историческое краеведение. Учебное пособие для пединститутов. М., 1980.

История городов и сел Ставрополья. Ставрополь, 2002.

История русского искусства. М., 1979-1981.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.

Калакуцкая Л.П. Имена собственные в орфографическом словаре русского языка и других лингвистических словарях.// Вопросы языкознания. — 1993. -№3.-С. 59-75.

Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984.

Колесникова М.Е. Из истории краеведческого движения Ставрополья 20-х годов ХХ века.// Региональные проблемы исторической науки. Материалы XLIII научно-методической конференции «Университетская наука – региону». Ставрополь, 1998.

Колесникова М.Е. Кавказское горное общество (страницы истории).// Из истории земли Ставропольской. Ставрополь, 1998.

Колесникова М.Е. Музей Северного Кавказа и охрана археологических памятников Ставрополья (1905-1920 гг.).// Из истории земли Ставропольской. Ставрополь, 1996. Вып. 2.

Колесникова М.Е. Создание Северо-Кавказской горской краеведческой ассоциации: к истории локальных культурно-исторических исследований.// Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: VI «Минаевские чтения» по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа. Ставрополь, 2003.

Коломинов В.В., Фанштейн М.Ш. Храм муз словесных. Л.; Наука, 1986.

Костин В.Я., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. М.: Знание, 1978.

Круглов Ю.Г. Фольклорная практика. М., 1979.

Круглова О. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1983.

Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977.

Лазарев А.Г., Лазарев А.А. История архитектуры и градостроительства России, Украины, Белоруссии VI-XX вв.: Краткий конспективный курс. М., 2003.

Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. М., 1973.

Литинецкий И.Б., Левин В.И. Многоэтажная земля.// Город, архитектура, природа. М.: Знание, 1975.

Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. Проблемы антропонимики: Сб. статей./ Отв. Ред. В.А. Никонов. М: Наука, 1970.

Луппов С.П. Книга и библиотеки в России в XIV – первой половине XIX века. Л., 1982.

Люблинский В.С. Книга в истории человеческого общества. М., 1972.

Мартынов А.И. Археология. М., 1996.

Материальная культура: свод этнографических понятий и терминов. М., 1989.

Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.: Просвещение, 1987.

Матюшин Г.Н. У истоков цивилизации. М., «Просвещение», 1992.

Методика полевых археологических исследований. Сборник. Л., 1989.

Методы реконструкции в археологии. Новосибирск, 1991.

Мурзаев Э.М. География в названиях. М., 1982.

Мурзаев Э.М. Образ места: Заметки по топонимике.// Русская речь, 1993. №4. С. 88-93.

Мурзаев Э.М. Очерки топонимики. М., 1974.

Народное декоративное искусство РСФСР. М., 1957.

Никонов В.А. Имя и общество. М., 1974.

О печати и других средствах массовой информации. М.: Политиздат, 1990.

Ополовников А., Островский Е. Русь деревянная. Образы русского деревянного оборонного зодчества. М., 1970.

Острой О.С. Русские справочные издания по изобразительному и приклад­ному искусству. М.: Книга, 1972.

Охрана памятников истории и культуры: Сборник документов. М., 1973.

Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков Ю. С. История русской архитектуры. М., 2004.

Положение о производстве археологических раскопок и разведок и об Открытых листах. М., изд-во ИА РАН, 2001.

Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М., 1977.

Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство. М., 1986.

Предмет и объект археологии и вопросы методики археологических исследований. М., 1975.

Родимцева И.А. Ювелирные украшения фирмы Фаберже. М., 1971.

Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе. М.: Просвещение, 1976.

Руденко С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани. М., 1968.

Старые русские города: Справочник-путеводитель. М., 1984.

Суперанская А. Древнерусские имена.// Наука и жизнь, 1990. № 9.

Суперанская А. Как прозываешься? Из истории фамилий.// Наука и жизнь, 1993. № 4. С. 116-124; № 6. С. 106-111.

Тиндо И.П., Баркер Э. О склонении топонимов.//Русская речь, 1993. № 3. С. 125-126.

Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. М., 1982.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1963.

Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966.

Этнография. Учебник./ Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. М.: Высш. школа, 1982.

Язык культуры и проблемы переводимости. М., 1987.

Якимчук Н.А. Искусство Гжели. М., 1985.

 

Тестовые задания

Методические рекомендации

Тесты по курсу «Историческое краеведение» составлены так, что они охватывают все темы учебного курса. Они распределены по разделам, каждый из которых может включать от одной до нескольких тем соответствующих лекционных и семинарских занятий.

Тестовые задания даются в четырех видах: открытые, закрытые, тесты на соответствие и последовательность. Открытые тесты предполагают свободный вариант ответа. Закрытые тесты предлагают варианты ответов на задания. Правильных вариантов ответа может быть несколько. В обязательном порядке в каждом закрытом тестовом задании дается как минимум один неправильный ответ. Тесты на соответствие представляют собой две группы терминов, понятий, их определений или признаков. Задача тестируемого – сопоставить каждому пункту первой колонки соответствующий пункт из второй колонки. Тесты на последовательность предлагают определить правильную последовательность предлагаемых событий и явлений.

Для самопроверки в конце тестовых заданий даются ключи.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1391; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь