Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные этапы и наиболее выдающиеся представители средневековой историографии.



Начин. формироваться историография в Зап. Европе. В 5-6 вв. там возник. варварские гос-ва. Появились труды, посвященные истории племен и гос-в. Иордан «История готов». Иордан написал свою работу для возвеличивания готского племени и готских королей в период крушения готского владычества в Италии. Сумел передать грандиозную картину «переселения народов». Вместе с тем это произведение является и по языку, и по приёмам обработки материала свидетельством упадка античной литературной традиции и исторической мысли.

Прокопий Кесарийский. Самый известный историк 6 в. «Война с персами», «война с вандалами», «война с готами». В этих книгах кроме политических и военных сведений, касающихся Византийской империи, содержится и масса данных по этнографии народов и географии областей, посещавшихся Прокопием, психологические портреты участников событий и бытовые зарисовки. «Тайная история»- содержит критику императора Юстиниана и его жены Феодоры.

Григорий Турский (2-я пол. 6в.), его труд – «История франков». Он выразил мировоззрение формирующегося варварск. общ-ва. Его сравнивали с Геродотом. В своем труде он рассказал о правлении Хлодвига, о междоусобицах, распространении влияния франков.

Беда Достопочтенный (673-735), его труд – «Церковная история народа англов». История распространения и утверждения римско-католической церкви в Англии является главной темой «Церковной истории», а рассказы о чудесах занимают немало места, но и для политической и даже социально-экономической истории Англии VI—VII вв. труд Беды является важнейшим источником. Другое произведение Беды – всемирная хроника, построенная по плану Августина с периодизацией по шести «возрастам», послужила образцом для учебников по истории, имевших хождения на протяжении всего средневековья. В то же время он многое внёс своего в мировую хронологию.

Эйнгард – «Жизнь Карла Великого» - он писал после его кончины. Сочин-е пронизано уважением и любовью к Карлу. Написано по образцу античных жизнеопис-й (скорее всего по прим. Светония «Жизнь 12-ти цезарей»). Портрет Карла оказал влияние на восприятие этого государя потомками. Рассказ-ся и о воен. походах, и о личности и т.д. Но личность не выглядит динамично развивающейся.

Константин Багрянородный. «О церемониях», «Об управлении империей», являющихся важнейшими источниками для изучения истории Византии, Киевской Руси и других стран. Он, в частности, описывает («О церемониях»), визит княгини Ольги в Константинополь (957) и её крещение. Девятая глава «Об управлении империей» (около 950) содержит краткое описание экономического и политического устройства Руси.

В 9-10 вв. сформировалась традиция погодных записей. Постепенно эти записи становились систематическими и появляются сочинения. Объединение летописных сводов – «Большие французские хроники».В 12 -нач. 13 вв. появляются городские хроники. Европейцы знакомятся с жизнью народов др. регионов. Люди увидели иной мир. Пишутся мемуары о крестовых походах и т.д.

Гвиберт Ножанский – «Деяния Бога через франков». Крестовые походы – Божье предначертание. 2 идеи – с одной стор., он придерживался провиденциалист. теории, а с др. – у него начинает пробуждаться национал. чув-во. Это было ново, т.к. до этого было чув-во христиан. общности. С 12 в. Тенденция противопоставления народов. «О своей жизни».

Англ. историк 12в. Вильям Мальмсберийский – «История англ. королей» но в др. странах этот труд не был известен. Этот историк сопоставлял себя с Бедой. Немец. историк 12в.

Иоанн Солсберийский (12 в.). «Поликратик» - рассуждает о строении государства и общества, о том, как следует управлять государством, а также о необходимых качествах государя. «Металогик» - сочинение по педагогике - изложена теория и практика преподавания дисциплин, , вопросы психологии ученика и логики подачи материала.

Оттон Фрейзингенский (1113-1158 гг.) – Его труд – «Хроника о 2-х градах» (Хроника от начала мира и до 1146 г.) - «перекличка» его с Аврелием Августином («О граде Божьем»). Это 2-я попытка дать синтез теологии и истории. Но Оттон полон печали: «всемирная история – трагедия человеч. бедствий, история показ. несовершенство земной жизни. Глав. ценность – монашество».

Ламберта Герсфельдский, кот. рассказал о событиях 70-х гг. 11в. – обострение отношений между герман. императором и папой в вопросе об инвеституре. Он очень уничижительно рисует положение императора.

Жоффруа де Виллардуэна и Робера де Клари (12-13 вв). написали труд «Завоевание Константинополя». Но они сообщили разные сведения. Де Виллардуэн был маршалом Шампани, а де Клари – рядовой рыцарь (он хорошо знал повседневную жизнь рыцарей) => у каждого «своя правда». Эти хроники относятся к нач. 13в.

К кон. 13в. относятся мемуары Жана де Жуанвиля (1225-1317). Он был участником крестового похода. Он сблизился со своим королем Людовиком IX. Жан в конце своей жизни осознал, что надо собрать всю информацию о Людовике – его труд – «Книга святых слов и добрых деяний Святого Людовика».

Жан Фруассар, он был не только историком, но еще и поэтом. Типичен для историописания 14в. Его труд – «Хроника» - события с 1327 по 1400 гг. Начало сводится к пересказу хроники Жана Лебена. Фруассар брал сведения у англичан, участников 100-летней войны. Для него характерно воспевание рыцарской доблести.

14-15 вв. - содной стороны сущ-ло средневековое писание, а с другой стала формироваться гкманистическая историография.

6. Гуманистическая историография (общая характеристика).

В XIV-XV вв. в Европе происходят глобальные изменения в социально- экономической и политической сфере вызванные началом развития капиталистических отношений. Интенсивная общественная жизнь выдвинула на первый план человеческую личность. Человек начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Эти изменения становятся составной частью эпохи " Возрождения".

В XV-XVI вв. рост товарно-денежных отношений, зарождение очагов капиталистического производства приходили в столкновение со средневековыми корпоративными связями, рождали представление о важности и ценности свободного труда.

Великие географические открытия, достижения в астрономии привели к перевороту в знаниях о пространстве и месте в нем человека. Одним из ключевых факторов развития науки и культуры стало изобретение в середине XV в. книгопечатания. Оно необычайно расширило возможности распространения сочинений античных авторов.

В этих условиях возникает новое идейно-мировоззренческое и культурное направление - гуманизм. Наиболее яркая черта этого мировоззрения - мысль о громадных творческих возможностях человека. Гуманисты отходили от теологического видения мира, заменяя его антропоцентристскими представлениями. Средневековая историография строилась на принципе провиденциализма: история обусловлена божественным промыслом, провидением. Средневековое понимание истории было также телеологическим: история движется согласно плану и цели, предустановленными Богом - от акта Творения к пришествию и смерти Иисуса Христа и далее к Страшному суду и установлению тысячелетнего Царства Божия.

Гуманисты сохранили конечную причинность в истории за Богом. Но при объяснении отдельных исторических событий они обращались к человеческим мотивам и действиям, и, следовательно, стремились к рационалистической интерпретации прошлого. История рассматривается как сфера действия людей, а не Бога, и это приводит к секуляризации исторического сознания. Гуманисты рассматривали достижения культуры как важнейший показатель эволюции общества. Они отказались от деления всемирной истории по четырем монархиям и предложили трехстадийную периодизацию (Ф. Биондо): золотой век античности, средний век готического варварства, новый век возрождения античного наследия.

Ренессанс (Возрождение), выразившийся в «подражании» гуманистов античным ученым и деятелям культуры, был обусловлен спецификой социально-политической жизни Европы XV - XVI вв., связанной с утверждением абсолютизма и формированием национальных монархий. Обращение гуманистов к античности, как эпохе гражданской доблести и политического величия, было порождено поиском образов, которые могли бы подтвердить новые общественные идеалы.

Рационалистическое объяснение истории диктовало необходимость критического анализа исторических источников Призыв гуманистов “ad fontes” («к источникам») отражал стремление выявить в документах подлинные факты и отказаться от домыслов и легенд.

Иная периодизация истории. появилось представление, что после древности сложилась другая эпоха – средневековье. Можно выдел. признаки гуманистич. историогр.: 1.отход от средневек. провиденциализма; 2.обмирщение самой истории; 3.формир-ся предст-я об иной периодизации; 4.интерес к истории отдел. гос-в и даже отдел. городов, а не к всемирн. истории; 5.постоянное обращение к антич. образцам; 6.стремл-е писать на классич. лат. яз.; 7.не знали принципа историзма (т.е. не пон-мали, что каждая эпоха самоценна и неповторима).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь