Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Казахское ханство при Касым хане.



Возвышение Казахского ханства, связано с именем Касыма - сына Джанибека-одного из наиболее видных казахских ханов, при котором быстро шел процесс «собирания земель». При Касым-хане ханство достигает наивысшего расцвета. Казахское ханство усилилось настолько, что предприняло успешный поход на Ташкент. После этого вектор экспансии ханства сменился, и теперь врагом номер один стала Ногайская Орда, занимавшая территорию современного Западного Казахстана. Касым успешно захватил ногайскую столицу Сарайшык, оттеснив Ногайскую Орду к Астраханскому ханству. При Касым-хане границы Казахского ханства расширились, численность населения достигла 1 млн чел. Именно во время правления Касым-хана Казахское ханство получило известность и политический вес на современной евро-азиатской арене. Первым крупным государством, установившим дипломатические отношения с Казахским ханством, было Московское государство. Именно с тех пор казахи стали известны Западной Европе как отдельная этническая общность. В начале XVI в., при правлении хана Касыма был разработан и принят кодекс законов, известный как «Қ асым ханның қ асқ а жолы» (Светлый путь хана Касыма) — свод законов

3. ПУТИ РЕЛИГИЙ Основной религией древних тюрков было поклонение Тенгри(Небу). Именно по воле Неба правили каганы, которые именовались «Небоподобными и на Небе рожденными.Тюркские ханы в своих подписях постоянно призывают Небо быть благосклонным к ним.

Следующее по значению было женское божество Умай – покровительница домашнего очага и детей. Культ Умай еще сохранялся у некоторых тюркоязычных народностей Алтая в конце 19в. В честь Тоньюкука «Небо, (богиня) Умай, священная Земля-Вода, вот они, надо думать, даровали нам победу! »

Наряду с собственными древними верованиями, в 6-9в.в. среди тюркоязычного населения Центральной Азии, и, вслед затем, Средней Азии и Казахстана, получили распространение религиозные системы, созданные иными цивилизациями: буддизм, манихейство, христианство, иудаизм.

Самая молодая мировая религия – ислам, основные идеи и принципы которой зафиксированы в священных памятниках конца 6в. – первой четверти 7в. – Коране и Сунне, постепенно, мирным путем, в условиях абсолютного господства религиозного сознания в обществе, вытеснила и христианство, и буддизм, и зороастризм и местные культы.

В процессе исламизации тюркского мира исследователи выделяют такие основные моменты:

1)проникновение ислама;

2)принятие ислама верховным правителем;

3)принятие ислама в качестве официальной религи государства;

4)признание исламскими государствами, что народ соседней страны тоже является мусульманским;

5) состояние, когда большинство населения исповедует ислам.

 

 

БИЛЕТ

1 ГОСУДАРСТВО КАРАХЫТАЕВ (1128 - 1213 гг.)Образование государства карахытаев тес­но связано с киданями — центрально-азиатскими племенами, В 924 г. обширная террито­рия от Алтая до Тихого океана перешла под власть Киданьского государства (империи Ляо). В 1125 г. под натиском врагов империя Ляо пала. Кидани (40 тыс. кибиток) с полководцем Елюй Даши бежали на р. Эмиль и построили город. Со времени утверждения их власти в Семиречье за киданями, смешавшимися с тюркоязычным местным населени­ем, закрепляется имя карахытаи.В 1128 г. баласагунский правитель из династии Караханидов призвал карахытаев в союзники против притеснявших его канглы и карлуков. Елюй Даши, заняв Баласагун, свергнул караханидского правителя и основал собственное государство в Семиречье. Затем совершил ряд завоевательных походов и раздвинул границы своей державы от Енисея на востоке до Таласа на западе. После этого ка­рахытаи покорили канглы и присоединили Восточный Туркестан. В 1137 г. они разбили Махмуд-хана, правителя Мавераннахра, а в 1141 г. — сельджуко-караханидские войска. карахы­таи заняли Бухару и весь центральный Мавераннахр и заставили Хорезмшаха выплачивать им ежегодную дань в размере 3 тысяч зо­лотых динаров. Семиречье, Южный Казахстан, Мавераннахр и Вос­точный Туркестан вошли в пределы Карахытайского государства (государства карахытаев), которые не уничтожили династию Кара­ханидов, но принудили Караханидов быть их вассалами.У карахытаев находилась южная часть Семиречья, северо-вос­точная область Испиджаба, Кульджинский край. правителя глава носил титул гурхан центром его владений был Баласагун.Весь уклад карахытаев сохранял черты степного быта. В войске карахытаев поддерживалась высокая дисциплина. В государстве была распространена система подворного налогообложения, и с каждого двора взимали по одному динару. Гурхан не раздавал уде­лов своим приближенным, ибо опасался усиления последних и со­перничества за власть.С середины XII в. карахытаи существенно изменили свою на­логовую политику, перешли к открытому грабежу, совершали разо­рительные набеги на мирные поселения.В 1208 г. в Семиречье бежали вытесненные из Монголии най-маны во главе с Кучлук-ханом. Карахытайские правители уже теряли свою власть над местными кочевыми и полукочевыми пле­менами. Воспользовавшись выгодной ситуацией, Кучлук-хан и его союзники в 1211 г. пленили правителя карахытаев. Карахытайское государство прекратило свое существование. Власть в Семиречье перешла к найманскому предводителю

2Конкретный ход образования Казах­ского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух госу­дарств — Ханства Абулхаира и Могулистана, в которых усилива­лось экономическое могущество кочевой знати. Преодоление раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа в разных государственных объединениях связано с именами Джаныбека и Гирея (Керея)Действия первых казахских ханов, направленные на создание и упрочение единого государства, были поддержаны верхушкой ка­захских родов и племен, так как отражали интересы господствую­щей прослойки казахского общества. Значительная часть ее спло­тилась вокруг Гирея и Джаныбека еще в 40—50-х годах в южных районах Казахстана — в предгорьях Каратау, в низовьях Сырдарьи, северной части Туркестана. В руках Джаныбека и Гирея находи­лись городские центры и крепости в предгорьях Каратау и на Сырдарье — Сузак, Сыгнак, Сауран. Враждебные отношения меж­ду племенами улуса Шайбана и улуса Орды еще более усугуби­лись после занятия Абулхаиром в 1446 г. Сузака, Сыгнака, Аркука, Узгенда, Ак-Кургана. Подданные Джаныбека и Гирея сосредоточились в низовьях Сырдарьи, в восточной части предго­рий Каратау. От этой политической разобщенности страдали под­данные и Шайбанидов и казахских правителей, поскольку были нарушены традиционные экономические и культурные связи, этнополитическое взаимообщение. Заключив мир с Абулхаиром на тяжелых для него усло­виях, ойраты ушли через Чу в свои земли, а Абулхаир принялся жестокими мерами наводить порядок в своих улусах, в том числе и на юге Казахстана. Действия Абулхаира в объятых разбродом и возмущением после ойратского погрома улусах Восточного Дешт-и Кыпчака, как и неспособность могулисганского хана Есен-Буги оградить население Семиречья от ойратских орд, привели к еще большему недовольству народных масс. Незатухавшие усобицы и войны тяжело отражались на положе­нии народных масс. Военные действия отрывали рядовых кочев­ников от производительного труда, несли им бедствия и разорение, болезни и гибель. Начиная с конца 50-х годов XV в. в течение десяти лет произошла одна из таких отко­чевок — массовая передвижка части казахского населения из Вос­точного Дешт-и Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Кара­тау в западную часть Семиречья, на территорию Могулистана. Джаныбек и Гирей возглавили роды и племена, уходившие за пре­делы Ханства Абулхаира.Было положено начало последующему объединению разрознен­ных групп казахов в одно государство.Казахское ханство в первое время занимало территорию Запад­ного Семиречья, долины Чу и Таласа. Оно объединяло как пере­местившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды и племена, так и местные. Правитель Могулистана Есен-Буга вступил в союз с казахскими предводителями, надеясь с их помо­щью обеспечить безопасность границ Могулистана от территори­альных претензий Абулхаира, Тимуридов, калмаков. После смерти Есен-Буги в 1462 г. в Могулистане наступило фактически полное безвластие. В этих условиях возникновение и упрочение Казахско­го ханства в Семиречье было вполне закономерным актом. Мухам-мад Хайдар дуглат относит время образования Казахского ханства к 1465-1466 гг.

3. Развитие науки и культуры в КазахстанеЗарождение научной мысли в Казахстане уходит в глубокую древность. Археологические исследования и письменные источники содержат сведения о культуре городов и поселений, существовавших в 6—11 веках на территории Жетысу, Центрального и Восточного Казахстана. Основателями этой культуры являются местные тюркские племена: огузы, карлуки, кимаки, кыпчаки. В 8—11 веках в связи с усилением влияния в Средней Азии и Казахстане Арабского халифата получила распространение исламская религия, возросло влияние арабской культуры. Особое место занимал город Отырар (Фараб), расположенный на караванном Великом Шелковом пути.В Фарабе родился великий ученый Абу Наср ал-Фараби. Он оставил богатое научное наследие — свыше 100 трудов. В государстве Караханидов, существовавшем в 10—11 веках на территории Казахстана, создавал свои произведения замечательный поэт и мыслитель Юсуф Баласагуни. Его труд “Кутадгу билиг” (“Благодатное знание”) стал известен во многих странах мира.В конце 17 — начале 18 века ученые России и ряда стран Западной Европы начали исследовать территории Казахстана, изучать историю, культуру, быт и обычаи его населения. Первый фундаментальный труд по истории казахов “Описание кыргыз-казахских, или киргиз-кайсацких, орд и степей” (1832) создал А.И. Левшин, которого Ш.Уалиханов назвал Геродотом казахского народа, а его монографию оценил как бесценное науч. достояние. Известные русские исследователи П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, Г.Н. Потанин внесли большой вклад не только в изучение края, но и в формирование демократической научной мысли во 2-й половине 19 — начале 20 в. Они, а также В.В. Григорьев, Н.Ф. Костылецкий, Е.П. Михаэлис, П.Е. Маковецкий, А.А. Блек оказали большое влияние на духовное формирование казахских просветителей-демократов — Ш.Уалиханова, Ы.Алтынсарина, Абая Кунанбаева

БИЛЕТ

1. Улусы найманов и кереитов.

Большую роль в развитии этнических и политических процессов в Казахстане сыграли каракитаи, найманы и кереиты.

Формирование каракитаев тесно связано сцентральноазиатскими племенами киданей. Система наследования у каракитаев была довольно своеобразной, допускалось воцарение женщин, получавших в этом случае титул гурхана. В 1150 году была проведена перепись населения. С середины 12 века каракитаи ужесточили налоговую политику, что привело к росту недовольства правителями и ослаблению власти гурханов.

Перейдем теперь к истории найманов и кереитов. Это были родственные тюркоязычные племена, участвовавшие в формировании государства Караханидов. Хозяйство их – кочевое скотоводство. В 10-12 веках шел процесс образования улусов. У найманов и кереитов действовали нормы обычного прва, но известно, что у найманов было развито делопроизводство..

Образование казахской народности.

В ХIУ—ХУ веках роды и племена, населявшие территорию Казахстана, прошли все этапы становления и укрепления феодальных отношений, сложения общности территории, языка, материальной и духовной культуры в своем формировании как народности. Однако эти племена и роды были разобщенье, находясь под политической властью Белой Орды, ханства Абулхаира, Могулистана и других ханств. Такая разобщенность затрудняла завершение их формирование в единую народность.

Но, несмотря на то, что они входили в состав различных ханств, общались они на одном языке — тюркском. Их обычаи и обряды, традиции и религиозные верования были схожими. Еще более усилился процесс формирования казахской народности в период внутренних распрей и междоусобиц в ханствах, когда племена стали стремиться к объединению, чтобы совместно воспрепятствовать политико-экономическому ослаблению государства.

Подъем социально-экономического развития Казахстана в начале ХУ века способствовал политическому размежеванию внутри ханств. Такой политический кризис привел к народному сплочению родов и племен. Недовольные политикой ханской власти и социально-экономическим угнетением, роды и племена переселялись в другие ханства. При этом они преследовали одну главную цель — объединиться с родственными родами и племенами, что в конечном итоге привело к формированию единой народности.

Отрицательной стороной такого перемещения являлось ослабление этнополитического единства. Например, переселение родов и племен Жетысу в Среднюю Азию и Центральный Казахстан совершенно ослабило тнополитическую обцщость в Могульском ханстве.

Роды и племена, переселившиеся в Жетысу и дешт-и-Кыпчак вместе с Кереем и Жаныбеком, называли «узбек-казахами«. Постепенно термин «узбек» вышел из употребления и название «казахи» стало этническим названием казахского народа. А название «узбеки» стали носить переселившиеся в Среднюю Азию роды и племена, которые образовали узбекскую народность. Таким образом, из этнополитической общности, называвшейся «узбек-казахами» в период Узбекского ханства, выделились два самостоятельных народа.

3. Походы Эмира ТимураС 1371 по 1390 годы Эмир Тимур совершил семь походов на Моголистан, окончательно разбив армию Камар ад-дина и Анка-тюра в 1390 году в ходе последнего похода. Однако Тимур дошёл лишь до Иртыша на севере, Алакула на востоке, Эмила и ставки монгольских ханов Балиг-Юлдуза, но завоевать земли восточнее гор Тангри-тага и Кашгара он не смог. В 1375 году Тимур осуществил третий успешный поход. Он вышел из Сайрама и прошел через районы Таласа и Токмака по верхнему течению реки Чу. Тимур возвратился в Самарканд через Узген и Ходжент.В 1376-1377 гг. Тимур совершил свой пятый поход против Камар ад-дина. Он разбил его армию в ущельях западнее Иссык-Куля и преследовал до Кочкара. В 1389-1390 гг. Тимур активизировал свои действия, чтобы основательно разгромить Камар ад-дина. В 1389 г. он перешел Или и пересек район Имиль по всем направлениям, к югу и востоку от озера Балхаш и вокруг Ата-Куля.В 1390 году Камар ад-дин был окончательно разгромлен, и Моголистан окончательно перестал угрожать державе Тимура.

Борьба с Золотой Ордой В 1360 году северный Хорезм, входивший в состав Золотой Орды стал независимым. Династия кунгратов-суфи, объявившая о своей независимости, укрепив свое положение, в 1371 году, предприняла попытку захвата южного Хорезма, который входил в состав Чагатайского улуса. В 1387 году кунграты-суфи вместе с Тохтамышем совершили грабительский набег на Бухару, что привело к последнему походу Тимура на Хорезм и дальнейшим военным действиям против Тохтамыша.

Трёхлетний поход. В первый раз Тимур был вынужден вернуться обратно вследствие нашествия на Мавераннахр золотоордынского хана Тохтамыша в союзе с семиреченскими монголами (1387). Тимур в 1388 году прогнал врагов и наказал хорезмийцев за союз с Тохтамышем, в 1389 году совершил опустошительный поход вглубь монгольских владений до Иртыша на север и до Большого Жылдыза на восток, в 1391 году - поход на золотоордынские владения до Волги. Эти походы достигли своей цели.

Пятилетний поход. Во время «пятилетнего» похода Тимур в 1392 завоевал прикаспийские области

В августе 1404 года Тимур вернулся в Самарканд и через несколько месяцев предпринял поход на Китай, к которому начал готовиться ещё в 1398 году. В тот год им была построена крепость на границе нынешней Сыр-Дарьинской области и Семиречья; теперь было построено ещё одно укрепление, в 10 днях пути дальше к востоку, вероятно около Иссык-Куля. Поход был прекращен из-за начавшейся холодной зимы, а в феврале 1405 года Тимур скончался.

БИЛЕТ

ОГУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО (конец IX- начало XI вв.)Огузы вместе с другими тюркскими племенами расселялись в Жетысу, но в середине VIII в. были вытеснены карлуками в Сырдарьинский регион. Переселившиеся в Западный Казахстан огузы в длительной борьбе с племенами печенегов одержали победу и вынудили их перекочевать далее на запад Эпическая летопись XIII в. «Огузнаме» свидетельствует о победе огузов над печенегами жившими между Волгой и Уралом. В состав огузов входили племена индоевропейского и финно- угорскогс происхождения перенявшие язык и культуру тюрков. Огузское государство было создано в среднем и нижнем течении Сырдарьи в конце IX в. и просуществовало до начала X] вв. Столица государства город Янгикент. Общественное устройстве Огузского государства - военная демократия, один раз в год собирали Народное собрание. Верховный правитель носил титул джабгу. В огузском обществе важную роль играли военачальники, которые носили титул сюбаши, а советники верховного правителя -джабгу, носили титул кюль еркин. В Огузском государстве с усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания стали созывать Совет знати. Эпическая летопись «Огузнаме» свидетельствует, что с укреплением огузского общества власть стала принадлежать великому и малому курултаю. Для торгового обмена с государствами Средней Азии и Китаем огузы использовали Еосновном, животноводческую продукцию. Огузское государство вели длительную войну с Хазарским каганатом за пастбищные земли и торговые пути в Причерноморье, В 965 году между огузским джабгу и киевским князем был заключен военный союз, направленный против хазар. Результатом этого союза был полный разгром Хазарского каганата. Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с Огузами совершил поход против Волжской Булгарии. Таким образом, в конце X в. огузы в союзе с Киевской Русью разгромили не только Хазарский каганат, но и Волжскую Булгарию. В начале начале XI в. наблюдается упадок Огузского государства вызванный многолетней войной, недовольством огузских племен правящей властью и увеличением налогов Ухудшением внутреннего положения Огузского государства воспользовались сельджуки и захватили город Джент. Ослабленное многолетней войной и увеличением налогов Огузское государство, окончательно пало под ударами кипчакский племен В XI в. кипчаки окончательно вытеснили огузов с берегое Сырдарьи и Аральского моря. В XI в. на территории Западного Казахстана перестало существовать, государство Огузов. сыгравшее важную роль в политической истории Евразии.

Могулистан.В середине XIV в. на территории Юго-восточного Казахстана и современной Киргизии, в результате распада улуса Чагатая, создается государство Могулистан. Основателем государства Могулистан, является глава феодальной знати племенидулат эмир Пуладчи. Не являясь чингизидом и не имея права на трон, он возвел на трон созданного им государства, представителя династии чагатаидов Тоглук-Тимура. Хан Тоглук-Тимур вошел в историю как первый хан и основатель династии правителей Могулистана. Впредь правителями Могулистана являлись только представители династии чагатаидов. В письменных источниках население Могулистана называли могулами. В период правления Тоглук- Тимура государственной религией Могулистана был объявлен ислам. В своей внешней политике хан Тоглук -Тимур пытался установить свою власть на всех землях Чагатаидского улуса. Столица государства Могулистан горо; Алмалык. В управлении государством хану Могулистана помогав улусбек - этот титул был закреплен за главой господствую щей династии дулат. В конце XIV в. частые набеги на Могулистан совершало государство Тимура. После опустошительных набегу в 1380-1390 годах, хан Moiy листана Хизр-Ходжа признал своц вассальную зависимость от эмира Тимура. Только в перио; правления Мухаммад хама Могулистан стал независимым щ тимуридов. Могулистан распался на уделы в результат; изнурительной борьбы с государством Тимура. В 1433-3460 гг правителем Могулистана был Есен-Буга.

Источники истории каз-на

Откуда черпают ученые сведения о прошедшем? Конечно же, из исторических источников. В настоящее время выделяют различные группы исторических источников: археологические, вещественные, письменные, устные, изобразительные и этнографические.

На рубеже новой эры появляются письменные источники – греко-латинские, персидские, арабские, китайские сочинения, тюркские надписи на каменных стелах. История средних веков отражена в книгах собственно тюркских историков, филологов, философов, в сочинениях арабских, китайских летописцев, дневниках и трудах европейских путешественников и миссионеров (например, сочинения Аль-Фараби, Иугнеки, Яссауи, Беды Достопочтенного, Роджера Бэкона, Марко Поло и других, анналы английских монастырей).

К важнейшим историческим источникам относятся этнографические материалы, помогающие воссоздать, представить хозяйство, семейный быт, обычаи, обряды древнего населения.

Важными источниками являются данные истории казахского языка, изменения в словаре, заимствования из других – арабского, персидского, русского и др. – языков также важны для исследователя.

История казахов, как и многих кочевых народов, передавалась из уст в уста, от поколения к поколению, а потому к источникам по истории Казахстана относятся и памятники устного народного творчества– эпосы, сказания, легенды, родословные (шежире), названия различных географических пунктов (Калмак-кырылган, Зайсан и др.).

БИЛЕТ

1. Кимакский каганат— древнее государство кочевников, располагавшееся на территории современного Казахстана и Южной Сибири примерно с 750 по 1035 годы. Каганат был основан древними тюрками, которые ушли на запад после падения Восточно-Тюркского каганата. Государство занимало территорию в бассейне р. Иртыш и на западе до Уральских гор. Основным населением были кимаки, занимавшие восточные земли каганата; земли ближе к Уралу принадлежали кипчакам, считавшимся западной ветвью кимаков. Также каганат населяли: эймуры, татары, байандуры, ланиказы, аджлау и др. Столицей государства был город Имакия на Иртыше. Кимакский каганат занимал обширную территорию от рек Тобол и Иртыш и до Каспийского моря и Саян, от тайги и до Казахских степей. Северной границей каганата была Сибирская тайга, восточной были горы Алтая, южная заканчивалась в безжизненной степной зоне. После развала Уйгурского каганата в 840 г. большое количество тюркских племён присоединились к кимакам. В X веке огузы были союзниками кимаков. В начале XI века кимаки и кипчаки вытеснили огузов в южном направлении, печенегов в западном направлении, карлуков в юго-восточном и угров на север в сторону сибирской тайги. Полу-независимые ханы Кимакского каганата, почувствовав силу, стали проводить. сепаратистскую политику, ослабляя центральную власть кагана. Каган превращается только в военного лидера, с небольшим подвластным ему ополчением. Отдельные ханы имели и собственное ополчение. В каганате в это время не было централизованной армии. Примерно в том же XI в. кипчаки двинулись дальше на запад, занимая земли, ранее принадлежавшие огузам. Кипчаки усилились, и поставили кимаков в зависимое положение. Согласно оценкам некоторых источников, кипчакская миграция была продуманным захватом лучших пастбищ. Вместе с кипчаками на запад ушло большое количество кимаков, остальные остались на своих территориях около Иртыша. Эта миграция на запад кипчаков, кимаков и печенегов, полностью изменила этническую карту Восточной Европы. Каганат делился на 12 уделов, во главе которых стояли управители. Власть кагана и управителей была наследственной. Широко была развита система удельного землепользования. Право на удельное владение давалось каганом, владельцы земель обязаны были выставлять ему определённое количество воинов, организовывать сбор налогов и обеспечивать выполнение законов и порядка. Каган пребывал в городе Имакия, расположенном на Иртыше. Кимакский каганат являлся раннефеодальным обществом. Основным видом хозяйства было кочевое скотоводство, занимались и ранним земледелием — возделывали пшеницу, ячмень, даже рис. Было развито и ремесло: металлургия, кожевенное дело, ювелирное искусство и др. Существовал обычай ставить каменные изваяния воинов, из Тюркского каганата была также заимствована руническая письменность.

2. образ монгольского гос ва Образование Монгольского государства.Монгольские племена к середине XIIв. продвинулись на запад с Орхона и Керулена, оттеснив с территории Монгольского Алтая и верховьев Иртыша найманов и кыпчаков. С этого времени установились границы территорий, занятых тюрками и монголами, сохранившиеся до позднего времени. Монголы располагались на территории от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге.К концу XIIв. в монгольских племенах происходили распад родоплеменного строя и становление классовых, раннефеодальных отношений. Вожди родов и племен нойоны, опираясь на дружины преданных им воинов нукеров, захватывали общинные земли, развязывали междоусобицы, организовывали набеги на земли своих соседей с целью захвата новых пастбищ, военной добычи и пленников-рабов.Бесконечные распри и войны между монгольскими и тюркски­ми племенами — монголами, кереитами, найманами, татарами, хунгиратами (кунгратами) и многими другими — завершились в начале XIIIв. образованием Монгольского государства во главе с Чингис-ханом. Он был сыном богатого нойона Есу-гай-багатура, предводителя племени кият-борджигинов. При рождении (1155 г.) ему дали имя Темутцщ.В течение 20 лет в жестокой борь­бе Темучин шел к единоличной влас­ти почти над всеми монгольскими племенами. В 1205 г. на хурале (съез­де) монгольской знати Темучин был провозглашен верховным правителем — Чингис-ханом.Монгольским кочевым племенам требовались все более обширные пастбища, а их феодальным вождям Объектом этих захватнических целей стали соседние богатые и культурные земледельческие страны, где можно было получить хлеб, ткани, оружие, металл, разнообразные ремесленные изделия. Чтобы удовлетворить требования кочевой знати, пресечь внутренние раздоры и междоусобицы, Чингис-хан стал на путь войны. Монгольские завоевания в XIII в. охватили огромную территорию в Азии, Восточной и Центральной Европе.В исторических источниках завоеватели назывались по-разному: " монголы", " татаро-монголы", " татары", " монголо-татары". Этноним " татары" относился только к части восточно-монгольских племен. Все население Монголии в Китае называлось " татарами", и из китайских источников оно перешло в арабские, персидские, русские и западно-европейские источники. Сам же Чингис-хан и его окружение называли себя " монголами", а свое государство — " монгольским". Словосочетание " татаро-монголы" или " монголо-татары" появилось позже. Монгольское государство основыва­лось на принципах военно-административной организации. Терри­тория и население были разделены на три военно-административ­ных округа: правое крыло (барнгар), левое крыло (джунгар) и центр (кул). Каждый округ состоял из нескольких туменов, туме-ны состояли из 10 " тысяч", каждая тысяча — из 10 " сотен". Са­мой низшей административной единицей была " десятка" — груп­па семей кочевников, обязанная выставить 10 воинов. Начальника­ми округов и туменов, а также " тысяч" были родственники Чингис-хана и его сподвижники-нойоны. Они же были и командирами соответствующих подразде­лений армии. Армия отличалась железной дисциплиной и высокой боеспособнос­тью.Созданная Чингис-ханом система го­сударственного устройства была приспо­соблена для достижения поставленных целей.

3. Улусы Монгольского ханства.Чингисхан разделил свою страну на улусы, т.е. народы, данные им в удел сыновьям — Джучи, Чагатаю и Угедею. В начальный период эти улусы (“улус” с добавлением имени хана в монгольской традиции означал официальное название государства) имели ограниченный государственный суверенитет. Владения Джучидов (при ханах Бату и Берке), как и других монгольских царевичей, составляли единую империю с центром в Каракоруме. К тому же великий хан (каан) имел собственные домены на территории улусов, царевичи — аналогичные анклавы с оседлым населением, облагаемым налогами, на территории вне собственных государственных образований. По мысли Чингисхана, такое взаимопроникновение и переплетение интересов его потомков должно было предотвратить распад огромной империи. На протяжении всего XIII в. все правители отчисляли часть доходов в пользу казна. Из Каракорума присылались “численники” для проведения переписи подвластных и зависимых народов с целью установления размеров собираемой дани, здесь же вассальным правителям утверждались инвеституры. Ханы улусов в этот период не чеканили собственную монету и не могли проводить самостоятельную внешнюю политику.

БИЛЕТ

1 Кыпчакское ханство (начало XI в.-1219 г.)

В XI в. складывается Дешт-и-Кыпчак («Степь кыпчаков» вместо прежнего «Степь Огузов» (Мафазат аль-гузз )) - историко­-географическая область, ко­торая занимала территорию от Иртыша до Днестра и по Волге делилась на Восточный и За­падный Дешт-и-Кыпчак. Одинаковые формы хозяйства, системы общественных отношений и общность языка способ­ствовали объединению племен принявших этно­ним кыпчак. Кыпчакские племена в XI-XII вв. были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Ев­ропы. Кочевья кыпчаков находились по рекам Ишиму, Тоболу, Нуре, Илеку и Сарысу. Арабский географ аль-Омари (XIV в.) свидетельствовал: «Ханы кыпчаков проводят зиму в Сарае, летовища их, как и некогда лето­вища царей Турана, находятся в области Уральских гор».

Образование ханства происходило в первой половине XI в. В конце ХI - начале XII вв. Дженд, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находились в руках кыпчакских вождей. Во главе стояли ханы, чья власть передавалась по наследству. Ханская ставка называлась ордой. Кыпчакское ханство делилось на два крыла: правое со ставкой на р. Урал и левое с резиденцией в г. Сыгнаке. Главным занятием кыпчаков было скотоводство. Основой имущественного не­равенства у кыпчаков была частная собственность на скот. Основным мерилом богатства служило число лошадей. Собственником пастбищ была аристократия. Потеряв скот, общинник переходил в категорию оседлых жителей (жатаков). Часть оседлого населения занималась зем­леделием. Самую бесправную группу в кыпчакском обществе составляли рабы.

В 1216 г. Хорезмшах Мухаммад, вторгшись в Дешт-и-Кыпчак, столк­нулся с войском Чингисхана. Это былопервое появление монголов на территории Казахстана. Наступила эпоха монгольских завоеваний.

На руинах Западно-Тюркского каганата кочевые и полукочевые племена образовали четыре могущественных государства. Помимо Хазарского каганата в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе, на территории Казахстана возникли три объединения: в среднем и нижнем течении Сырдарьи и Приаральских степях разместилась Огузская держава; в регионе Северного, Восточного и Центрального Казахстана с центром на среднем Иртыше возник Кимакский каганат; а наследниками исконных земель Западно-Тюркского каганата ­Семиречья - стали карлуки. Эпоха Караханидов, сменивших на исторической арене Карлукское государство, представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества. Но потрясения монгольского периода прервали процесс наметившегося развития. Эпоха Карахытайского государства не внесла существенных изменений в развитие экономики и культуры края. Формированию кыпчакской народности на территории Казахстана способствовали одинаковые типы хозяйства, общественного устройства и общность языка различных этнических групп, которые при растущем политическом весе кыпчаков сознавали свою принадлежность к единому этносу и принимали этноним «кыпчак»

2. Походы Чингисхана и его потомковМонгольские племена в ХII в. жили на реках Орхон и Керулен, позже заняли территорию от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша до пустыни Гоби. К концу ХII в. в монгольских племенах происходили распад родо­племенного строя и становление классовых, раннефеодальных отноше­ний. Вожди (нойоны), опираясь на воинов (нукеров), захватывали общинные земли, совершали набеги на соседей с целью захвата пастбищ, военной добычи и пленников-рабов.

В начале XIII в. образова­лось Монгольское государство во гла­ве с Чингис-ханом. Он был сыном богатого нойона Есугай-багатура, пред­водителя племени кият-борджигинов. При рождении (1155 г.) ему дали имя Темучин. В течении 20 лет в жестокой борьбе Темучин шел к единоличной власти почти над всеми монгольскими племенами. В 1205 г. на хурале (съезде) монгольской знати Темучин был провозглашен верховным правителем - Чингис-ханом. Чтобы удовлетворить требования кочевой знати, пресечь внутренние раздоры и междоусобицы, Чингис-хан стал на путь войны. Монголами была завоевана в XIII в. огромная территория в Азии, Восточной и Центральной Европе.

Монгольское государство основывалось на принципах военно-административной организации. Территория и население были разделены на три военно-административных округа: правое крыло (барнгар), левое крыло (джунгар) и центр (кул). Каждый округ состоял из нескольких «туменов», тумены состояли из 10 «тысяч», тысячи - из «сотен». Самой низшей административной единицей была «десятка» - группа семей кочевников, обязанная выставить 10 воинов.

После вторжения в Китай (1211-1215 гг.) в монгольской армии появилась китайская военная техника - стенобитные, камнеметные и огнеметные орудия. Были захвачены земли енисейских кыргызов, бурят, уйгур. Семиречье было занято монголами без сопротивления. После гонений Кучлука на мусульман монголы, проявлявшие веротерпимость, были встречены как избавители. В 1218 г. без боя сдался монголам город Баласагун. Желая привлечь народ Семиречья на свою сторону, Чингис-хан запретил грабежи и резню в этом крае.

Поводом для вторжения в Среднюю Азию через Южный Казахстан послужила так называемая «Отрарская катастрофа»- гибель в Отраре летом 1218 г. торгового каравана, посланного Чингис-ханом. Купцы были убиты по приказу Гайир-хана - отрарского наместника хорезмшаха Мухаммада, заподозрив­шего их в шпионаже.

В сентябре 1219 г. начался поход войск Чингис-хана численностью до 150 тыс. воинов, из них монголов было 111 тыс., остальную часть армии составляли воины вассалов Чингис-хана - уйгуры и карлуки. Монголы опустошили целые области, уничтожили города ­Отрар, Сыгнак, Ашнас. Чингис-хан отправил сыновей Чагатая и Угэдэя для осады Отрара. Правитель Отрара Гайир-хан с 80-тысячным войском шестьмесяцев держал оборону города. Семьдней оборонялся Сыгнак. Монгольские войска во главе со старшим сыном Чингис-хана ­Джучи уничтожили Ашнас и его население. Разграблены были города Дженд, Барчынлыгкент, Узгенд. Плано Карпини, проследовавший через Южный и Юго-Восточный Казахстан в 1245-1247 гг., отметил, что в низовьях Сырдарьи он увидел «бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошенных селений». К весне 1221 г. завоевание Средней Азии монголами было завер­шено. Корпус монгольских полководцев Джэбе и Субэдэя, разбив аланов, кыпчаков и русских на р. Калка и разорив южные окраины русских земель, через земли Казахстана вернулся в 1224 г. в орду Чингис-хана на Иртыш. Таким образом, в результате нашествия монголов в 1219 - 1224 гг. Казахстан вошел в состав империи Чингис-хана. Кыпчаки и другие тюркские племена составили значительную часть монгольской армии, двинувшейся во главе с Бату (Батыем) в 1237 г. на покорение Восточной Европы

3.Сложение тюркского союза племен. Этноним «тюрк».

ТЮРКИ, общее название региональных ли


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1143; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь