Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ: ЭМИГРАНТЫ - ВЕТТОН. ХИП В АЗИИ.



..." Будь смиренным, Юрайя, - учил меня отец, - и ты далеко пойдёшь. Это всегда твердили и мне, и тебе в школе, и так оно будет лучше. Будь смиренным, и ты добьёшься своего". И в самом деле вышло неплохо. Тут я впервые узнал: что отвратительное, показное, лицемерное смирение было наследственным в семье Хипа. Я видел жатву, но не думал о посеве..." Чарльз Диккенс. " Дэвид Копперфилд"

 

Семнадцать лет назад Веттон имел отношение к Хип лишь постольку, поскольку провёл в составе группы год с небольшим в середине семидесятых годов. Но уже в конце семидесятых выяснилось, что Веттон не был лишь одним из двадцати трёх прошедших через легендарную " Гробницу фараонов", а спустя ещё десятилетие стало ясно, что корнями феномен Веттона уходит в " Юрайя Хип". Именно в Хип, как и везде, где ему пришлось играть, Веттону повезло на выдающихся клавишников, выдающихся музыкантов. Ему везло с самого начала, когда в начале семидесятых он, мало кому известный, сразу попадает к старому товарищу Роберту Фриппу в " Кинг Кримсон", работая и с такими музыкантами, как Билл Бруфорд, Мел Коллинз, Брайен Ферри, Дэвид Кросс, Фил Манзанера и Эдди Джобсон. Лишь затем Веттон попадает к Кену Хенсли. Только после этого состоялся триумф " Азии", о каждом из участников которой можно написать по целой книге.
Феномен Веттона не поддаётся объяснению: его притягательность для столь известных " товарищей по партии" может быть объяснена только одним -Джон Веттон являлся и является генератором идей, уникальным аранжировщиком и просто потрясающе интересным человеком. В своих группах " UK" и " Asia" он развил всё, что досталось ему в наследство от " Кинг Кримсон" и " Юрайя Хип". Без всякого преувеличения можно говорить о том, что " Азия" является живым олицетворением того, каким образом могли эволюционировать хипы во второй половине семидесятых - начале восьмидесятых.
Сегодня есть группа под названием " Юрайя Хип", имеющая некоторое отношение к первородному " звуку Хип". Одновременно мы видим и слышим " Азию", ближе всего стоящую, благодаря Веттону, к " первоисточнику" Хип. Игра выдающихся клавишников Эдди Джобсона и Джеффа Даунса, их союз с Джоном, музыка " Азии", явно тяготеющая к изначальным корням Хип, позволяет нам утверждать своё " открытие" совершенно категорически.
Молодой музыкант по имени Джон Веттон (родился 12 июня 1949 года в городе Дерби, Англия) впервые (если не считать группу " Mogul Trash" ) появился на музыкальном небосклоне в составе группы " Family" в июне 1971 года. По иронии судьбы, Веттон, придя в группу последним, лишь один остался известен широкому кругу фанов мягкого рока. В сентябре 1972 года новый этап в карьере - группа " Кинг Кримсон", в очередной раз входившая в очередной кризис. Однако надо отдать должное Роберту Фриппу, который всякий раз умудрялся вовремя выдать, словно по расписанию, очередной шедевр и собрать очередной " золотой" состав " Кинг Кримсон": Джона Веттона, Дэвида Кросса, Била Брафорда, Джеми Мюира (перкуссионист, оставивший не самый глубокий след в группе). В " Кинг Кримсон" Джон Веттон впервые запел, заменив Боза Баррела, сменившего в свою очередь Грега Лэйка. Неожиданно вокал Веттона, дышавший необычностью и свежестью, гармонично лёг на фантастическую музыку " Кинг Кримсон", в создании которой он принимал деятельное участие. Однако в сентябре 1974 года " Кинг Кримсон" уже не выходят из кризиса. Веттон оказывается ближайшим соратником Бранена Ферри, чья музыка, пережившая сильное влияние Брайена Ино, в свою очередь, работавшего с Фриппом и т.д. и т.п., была не более чем облегчённым вариантом " Кинг Кримсон". Веттон пришёлся кстати и в " Рокси Мьюзик", попутно заведя массу полезных знакомств, в том числе с Эдди Джобсоном - одним из лучших клавишников мира, чья манера игры была близка Эмерсону, Лорду и Хенсли одновременно. (К несчастью для Эдди, Брайен Ферри ориентировался на совершенно другую музыку с третьестепенной ролью клавишных. Эдди уходит из " Рокси Мьюзик" и вновь работает с Веттоном уже в " UK".)
В " Рокси Мьюзик" перебывало много интересных музыкантов, в том числе саксофонист Энди Маккей, впоследствии не раз игравший с Веттоном, и высококлассный гитарист Фил Манзанера, также ставший незаменимым коллегой Веттона на многие годы.
Веттон уходит от Ферри в марте 1975 прямёхонько в Хип, не оставив после себя какого бы ни было следа в группе. Атмосфера " Юрайя Хип" образца 1976 года не пришлась ему по душе: Веттон не захотел участвовать в склоках, он не хотел разделить участь некоторых его предшественников. Блудный сын возвращается к Ферри, который уже успел похоронить (а впоследствии реанимировать) " Рокси Мьюзик" и организовать новый состав " Брайен Ферри Бэнд", украшенный в октябре 1976 года участием нашего героя. Веттон участвовал в качестве басиста и бэкинг-вокалиста в записи дебютного диска новоявленной группы и " тянул волынку" до июля 1977 года, пока не окунулся в самый малоизвестный и замалчиваемый рок-изданиями почти пятилетний период своей жизни. Вплоть до 1981 года Веттон жил не менее интересной жизнью: с июля 1977-го по ноябрь 78-го рождается группа из четырёх старых дружков (каждый со своей легендой): Эдди Джобсона (клавишные, электроскрипка), Билла Брафорда (ударные), Аллана Холдсуорта (гитара) и Веттона (лидер, вокал, бас). За полтора года своего существования группа успела выпустить один диск на " E.G.Records", записанный всего за два месяца. Основное авторство принадлежит Веттону и Джобсону, которые " оторвались" за все годы школярства и затирания в других группах. Правда, при таких выдающихся амбициях новички " UK" не избавились от навязчивой " похожести" на " Кинг Кримсон", " Юрайя Хип" и " Эмерсон, Лэйк и Палмер" вместе взятых. " UK" так и не стала супергруппой и в ноябре 1978 года сократилась до трёх человек. Самым уникальным в обновлённом составе стало сочетание электроскрипки, ударных, бас-гитары, клавишных и вокала. Соло-гитара отсутствовала! В этом составе " UK" выпускает записанный с декабря 1978 по январь 79-го альбом " Danger Money". Ударника Брафорда успел сменить экс-'Trank Zappa" Терри Боззио. Весь материал сделан Веттоном и Джобсоном. Пожалуй, это наиболее выдающийся концерт " UK". Он уникален в партиях клавишных и вокала, в своей экспрессии, в преемственности классических Хип и " Эмерсон, Лэйк и Палмер".
" Danger Money" стал своим " Wonderworld" " UK" прежде всего благодаря блеску органа. Это тем более удивительно, что в " Кинг Кримсон" и " Roxy Music" (откуда " родом" Веттон и Джобсон) орган никогда не был основным инструментом. Но, вспомним роль органа в Хип! Поищите ещё доказательства того, что мысли Веттона наиболее близки мыслям Кена Хенсли! И если в конце семидесятых именно Хенсли предельно " коммерциализировал" саунд Хип и свой собственный, то именно Веттон продолжил старые традиции Хип.
Как водится в таких случаях, никто такую самоотверженность особо не оценил... И на этот раз высшие достижения классической музыки и пророчества Веттона в " UK" остаются потомкам. Под влиянием более чем умеренного коммерческого успеха " UK" в конце семидесятых Веттон в сольных проектах заметно облегчил музыку и сам заиграл на клавишных. Музыка, несмотря на гитару Манзанеры и вокал самого Веттона, резко теряет свою привлекательность.
Ещё более непостижимым событием в жизни увядающей группы стал выход в том же году зального альбома с концерта " Night After Night" в Токио. Пластинка оказалась великолепной и... столь же коммерчески провальной, как и предшественницы - не стоит забывать, что именно в 1979-ом на гребне коммерческого успеха развалились " ЭЛП". В июне 1980 года " UK" была распущена, по крайней мере, формально.
Рок-литература представляет период, последовавший за развалом " UK", в жизни Веттона, как раздумья о том, как бы получше организовать " Азию". На самом деле Веттон плодотворно работал, выпуская " сольники" в содружестве со старым дружком Манзанерой. Благодаря фантастическому сборнику Веттона " King's Road 1972 - 1980" с этим периодом творчества маэстро имеем счастье ознакомиться и мы.
В довершение смутного периода в жизни будущей сверхзвезды рока Веттон вдруг ни с того ни с сего появляется в группе " Wishbone Ash" на правах участника взамен выбывшего на время вокалиста и басиста Тэда Тернера. Планы Веттона в отношении " Wishbone Ash" оказались не столь " долгоиграющими" - вокал, разделённый с основным вокалистом, так в полную силу и не зазвучал. Какой бес занёс Веттона в эту незаурядную, но очень неровную группу - непонятно до сих пор.
Кстати, с Хип эту команду роднит не только Веттон, но и факт гастролей в России в декабре 1987 года. Одновременно с участием в " Wishbone Ash" на рубеже 1980-81 годов Веттон собирает новую группу, принявшую название " Азия". Некая рок-энциклопедия утверждает, что Веттон объединяется с ушедшим из " Yes" Стивом Хауи в 1980-ом. Якобы именно Хауи сманил к Веттону выходца из группы " Buggies" Даунса уже из " Yes". Третий участник будущего супертрио столь же удачно покинул трио " ЭЛП" и, хлебнувши горя с собственной командой " P.M." (" Паст Миридиум" ), успевшей выпустить на редкость безликий лонг-плэй, присоединяется к Веттону. Нетрудно догадаться, что этим третьим стал Карл Палмер - супербарабанщик супергрупп. Таким образом, окончательный вид группа приняла всё же в 1981, а не в 80-ом году.
Регистрация новой команды, несмотря на английское происхождение всех участников, состоялась в Лос-Анжелесе, США. Народившейся супергруппе хором гарантировали успех, несмотря на чрезмерно сложное музицирование " Азии". Группа быстро завоевала себе место на радио и на рынке грампластинок. Их дебютный альбом под одноимённым названием сразу попал в первые строчки хит-парадов в США и был распродан в количестве более двух миллионов копий.
Забавно, но именно взлёт распродаж критики ставили группе в вину, так как якобы американские подростки стали чересчур раскрепощёнными от пребывания в числе преданных " слушателей " Азии", выстроивших тылы группы" и скупая её диски в невероятных количествах. Критики заговорили вдруг о беспрецедентном и необъяснимом успехе новой группы одновременно в Англии и США. Вот как это звучало в переложении советского журнала " Ровесник": " Первая же пластинка " Азии" стала платиновой, а композиция " В то мгновение" до сих пор появляется в английских хит-парадах. Но после первой, достаточно солидной, хотя и с налётом некоторой эстрадности, работы, вторая пластинка " Альфа" показалась публике и критике откровенно скучной. Возможно, причиной был уход Веттона, хотя его и заменил Грег Лэйк... (?! - И.К.) В 1985 году из " Азии" ушёл Хауи и вместе с экс-гитаристом " Генезис" Стивом Хэккетом организовал другую супергруппу " GTR" (кстати, продюсер - Дауне). Палмер реанимировал группу своей молодости " Atomic Rooster". В 1985-ом основательно потрёпанная изменениями состава " Азия" записала третий альбом - " Астра". Один английский музыкальный обозреватель заметил: " Как и две предыдущих пластинки, эта тоже начинается на букву " А". Больше о ней сказать нечего".
А вот что пишет об " Азии" ещё одна из доморощенных энциклопедий: "...Первая настоящая супергруппа восьмидесятых годов... Исполняет мягкую, без резких контрастов, музыку, представляющую из себя оригинальный синтез тех стилей, в которых раньше каждый из этих музыкантов играл. Отличающее их нынешние композиции романтическое звучание родилось во многом благодаря усилиям известного продюсера и звукорежиссёра Мика Стоуна. Первый альбом группы имел колоссальный успех и стал платиновым. Однако последующие публика приняла более сдержанно. В 1983 году Веттона сменил Грег Лэйк из бывшего " ELP", через два года, впрочем, ушедший в новое трио " Эмерсон, Лэйк энд Пауэлл". И тогда Веттон снова вернулся. На диске 1985 года уже отсутствует Стив Хауи, который со Стивом Хэккетом организовал ансамбль " GTR". Место Хауи занял Мэнди Мейер из группы " Cobra", ранее выступавший в гастрольной деятельности группы " Krokus". А теперь как было на самом деле: непонятно, что подвигло будущих " азиатов" на столь претенциозное и к тому же одномерное название. Но коммерческий успех, выпавший на их долю, вполне понятен и обусловлен составом группы. В ответ же на противоречивые обвинения в " грубости", в " зауми" музыки группы Веттон заявил: " У нас наконец-то есть количество денег, необходимое для того, чтобы мы не делали коммерческую музыку, чтобы мы делали то, чего хотим сами..." Если " Азия" создавалась как группа, которая могла делать музыку " для души", то душа, к которой они обращались, должна была быть временами очень уж необъятной.
Главный " виновник" этого - Стив Хауи, воспитанный на сумбуре и " зауми" предшественников " Азии". И лишь в 1985-ом, после его ухода, музыка " Азии" стала больше соответствовать " азиатской"... Она стала ближе к истинным воззрениям её участников, среди которых выделялся Джефф Дауне, к тому времени просто ещё не успевший прославиться в группе " Иес", хотя и спас их концерт " Драма" 1980 года. Как музыкант экстра-класса он становится известным именно в " Азии". Достаточно посмотреть на первый концерт, сочинённый в соавторстве Веттон-Даунс. Так как участие Хауи в сочинительстве минимально, этот концерт необыкновенно популярен в массах по сей день. В альбоме много интересных композиций, впрочем чередующихся с достаточно занудливыми композициями. Можно даже сказать, что популярность альбома 1982 года была не совсем заслуженной и во многом случайной.
Как раз более ровной и выдержанной оказалась " Альфа" (1983), сочинённая тем же тандемом, записанная тем же составом с февраля по май 1983 года в канадских студиях. Вопреки басням, приведённым выше, альбом спет Джоном Веттоном, а не Лэйком. Невольно возникает ощущение, что составители энциклопедий не берут на себя труд заглянуть в аннотации к пластинкам. Да, Веттон из-за своей творческой неудовлетворённости временно покидал " Азию". Да, Лэйк заменял последнего, но только во время концертных выступлений... В конечном счёте Лэйк не прижился в " Азии", и возвращение генератора идей Веттона было предопределено: альбом " Астра", записанный обновлённым составом после " второго пришествия" Джона в " Азию", стал вершиной их творчества - потрясающе ровная и профессиональная работа, созданная на самых рафинированных идеях Веттона и Даунса с участием Палмера. Никому не известный новичок Мэнди Мейер, пришедший на смену Хауи, выглядит на голову сильнее предшественника.
Концерт слушается на одном дыхании, а такие композиции, как " Go", " Voice of America", " Coundown to Zero", " After the War", стали шедеврами. He считая альбома " Danger Money" группы " UK" 1979 года, Веттон не создавал ничего подобного. Не удивительно, что и эта работа не принесла коммерческого успеха. Возможно, это одна из причин последовавшего молчания группы, прерванного в 1990-м году альбомом " Then and Now", ставшим собранием старого и нового материала, наработанного " Азией". Так же, как и некогда в " UK", отсутствует постоянный гитарист, его заменяют сессионные музыканты. Ron Komie, Steve Lukather, Scott Gorham и даже Мэнди Мейер, что указывает на то, что ряд композиций явно " провалялись" в запасниках студий не один год.
В 1990-ом налицо ухудшение качества музыки и деградация Веттона, написавшего всего две композиции. Группа фактически распалась. Последовавшие за выходом диска гастроли в Москве в ноябре 1990 года стали финальным аккордом " Азии" эпохи восьмидесятых, а место гитариста временно занял Pat Thrall. Позже были выпущены CD " Live" и видеоверсия, показанная в России только в конце 1993 года. Сегодня известно лишь, что Веттон интенсивно работает с Филом Манзанерой, своим давним коллегой ещё по " Roxy Music".
Особенно стоит выделить их совместный проект 1987 года, названный гениально просто и так скромно - " Wetton/Manzanera". Джон выступает в роли мультиинструменталиста: вокал, бас, клавишные. Манзанера играет на соло-гитаре и клавишных. Вновь замаячили фигуры небезызвестного ударника Алана Уайта (экс-''Yes" ), клавишника Вика Эмерсона и бэкинг-вокалиста Кевина Годли, известного по работе с " 10CC/Goldley & Creme". Как можно убедиться, из приведённого списка Веттон был, есть и будет центром притяжения всех выдающихся рок-музыкантов современности. Несмотря на многочисленные нападки критиков, Веттон, безусловно, является крупным авторитетом в среде музыкантов, по-прежнему шагая впереди своего времени.
В начале девяностых, несмотря на отсутствие Веттона, Дауне реанимирует " Азию", возрождая группу в близкой оригиналу форме и аккумулируя опыт всех лучших клавишников-современников, в частности, Кена Хенсли. Возможно, сам того не ведая, Джефф продолжает развивать в новой " Азии" старые идеи Хип. Пришли новые вокалист и бас-гитарист: Jonh Payne, работавший с Roger Daltrey и с группой " Electric Light Orchestra" после ухода Джеффа Линна. Не покидает " Азию" и Карл Палмер, в одном и том же году участвовавший в возрождённой " Emerson, Lake and Palmer" и " Азии" на правах участника обеих групп.
" Азия" и Джефф Дауне, как продюсер " Азии-92" умудрились совместить несовместимое: в группе вновь появился Стив Хауи, но уже работающий в паре с гитаристом Элом Питрелли. Хауи отводится специфическая роль -игра на акустической гитаре, мандолине, двенадцатиструнной гитаре. (Кстати, для игры на испанской гитаре Хауи приглашался группой " Queen" на запись композиции " Innuendo" ). Эл Питрелли работает на основной, жёсткой гитаре, и слава Богу! А Хауи словно создан для уникальных номеров. В итоге альбом, выданный " Азией" в этом составе, получился феноменальным. Почти вся музыка сочинена Даунсом, две вещи альбома написаны Даунсом в соавторстве с Лэйком. Таким образом, тень Грега Лэйка продолжает витать над группой, словно тень отца Гамлета, а остальные участники " Азии-92" самоустраняются от сочинительства.

Uriah Heep

В целом альбом " Aqua" " вытаскивают" клавишные Даунса. И это во времена засилья гитарного рока и прочей экзотики! Триумфальный выход диска был несколько омрачнён невозможностью участия Палмера, Стива Хауи и Эла Питрелли в последовавшей гастрольной деятельности. Гастроли были проведены в составе Даунса, Пэйна, новых барабанщика Тревора Торнтона и гитариста Винни Бёрнса.
Традиции Хип, Эмерсона и Лорда продолжают жить, развиваться и в девяностые годы, позволяя надеяться, что " Юрайя Хип" жил, жив и будет жить, несмотря на то, что " настоящий" Хип в 1991 году прекратил своё поступательное развитие. Зашла в тупик и " Азия" Веттона. В тупике - Хенсли, бесплодно экспериментировавший с " Blackfoot", " W.A.S.P.", " Cinderella" и другими монстрами хэви-металл. Но у всех остался уникальный шанс: создать супергруппу под названием " Юрайя Хип", где найдётся место выдающемуся гитаристу Мику Боксу, выдающемуся ударнику Ли Керслэйку, выдающемуся басисту Тревору Болдеру, выдающемуся мультиинструменталисту Джону Веттону, клавишнику и вдохновителю всех побед Хип Кену Хенсли. Такой суперсостав явился бы настоящим прорывом в возрождении интереса к группе, способствовал бы появлению качественно новой музыки - шанс, которым грех не воспользоваться.
Жив-здоров Кен Хенсли, прекрасно знающий основные тенденции английской и американской современной рок-музыки. Наверняка за столько лет молчания его багаж идей разбух, как некогда перед приходом в молодую английскую группу под названием " Юрайя Хип" образца 1969 года. Сегодня есть и Веттон, которому нет равных. (Сравниться с ним может разве только Фил Коллинз.) Осталось вспомнить не только об условно безработных Веттоне и Хенсли, но и вроде " пристроенном" Берни Шоу. Берни может прекрасно выполнить роль лидер- и бэкинг-вокала, который в Хип никогда не был " золушкой" и на равных " вытягивал" музыку группы на концертах и в студии.
В роли второго фронтмена прекрасно будет смотреться Веттон, чей вокал не обладает всей мощью рока, но тем не менее чувственен (и прекрасно справился со своей задачей вывести " Азию" в ведущие рок-группы мира). Наконец, Веттон стал единственным бывшим хипом, доказавшим после ухода из группы, что достоин носить звание " экс-хип", в то время как этого не смогли доказать уважаемые экс-хипы: Джон Лотон, Джон Слоумэн. Лишь Байрон смог, но какой ценой! Веттон, несмотря на всю свою неуживчивость и торопливость, сравнимую разве что с неуживчивостью Кена оказался единственным из Хип, достигшим мировой популярности эпохи " пост-Хип".
Наверняка наш фантастический проект просуществует недолго: слишком много ослепительных звёзд сразу. Но годы бегут быстро: Хип и " Азия" работали в едином порыве, о них одинаково говорят даже критики и даже... художник Роджер Дин, оформляющий конверты " Азии", как ранее конверты " Юрайя Хип"; а фаны Хип рано или поздно неотвратимо " погружаются" в " Азию" и наоборот... Как говорится, без Веттона Хип состоялся бы, без Хип не состоялся бы Веттон.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь