Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные характеристики и черты



Культ физической силы вместе с её практическим применением развил особую люберецкую моду. Что касается одежды, то люберам был предпочтителен свободный стиль. Таким образом, характерной одеждой люберов являлись широкие клетчатые штаны, кожаные куртки или же «аляски», рубашки белого цвета, узкие чёрные галстуки. В роли головного убора служили клетчатые кепки. Летом представители субкультуры носили майки для того, чтобы были видны мускулы и тренировочные штаны. Пользовались популярностью футболки с героями кино «Коммандо» и «Рэмбо». А зимой - обтягивающие вязаные или меховые шапки, шарфы белого цвета и войлочные ботинки на молнии. Меховые шапки служили парадной одеждой, а вязаные - использовались на выезды в Москву. Кроме того, среди люберов были распространены телогрейки. Помимо теплоты и удобства, они спасали от ударов в драке и делали мужчину более широкоплечим. Обычно их подпоясывали армейскими ремнями, с их помощью талия визуально становилась уже, а плечи шире. Армейский ремень использовался и в драке. Он обматывался по руке, как кастет, или разматывался над головой, а тяжёлая бляшка ремня работала как палица. Таким образом, в массовых драках легче отличались чужие от своих.

Широкие клетчатые штаны, сшитые из плотной ткани - распространенная часть гардероба субкультуры, их запускали в массовое производство советские ткацкие фабрики. Люберы носили их как противопоставление западным варёнкам и джинсам. Значки с В.И. Лениным так же служили противопоставлением. Из-за таких значков люберов неоднократно принимали за комсомольских дружинников. Неформалы же предпочитали другие значки, например, с символикой рок-групп или надписями на английском языке. В литературе упоминается факт, как традиционные люберы могли подзаработать горстку денег. Они отбирали значки у неформала, будто это для борьбы с Западом и сразу же перепродавали их другому неформалу. Обычно стоимость такого значка доходила до 10 рублей, когда батон хлеба стоил 20 копеек.

Из-за частого использования клетчатых брюк, курток и кепок самих люберов порою стали называть «клетчатые». С течением времени, узкие штаны в клетку позаимствовали представители других субкультур, например, рокеры, панки и другие известные субкультуры.

В музыкальных пристрастиях люберы не отличались кардинально от остальной молодежи. В большинстве случаев, субкультура слушала хиты 80-х. Хотя, в литературе также раскрывается, что некоторые люберы признавались, что преимущественно любили послушать металл, но в тоже время не принимали внешний вид западных субкультур. К концу 1980-х добавилась музыка таких известных групп, как «Любэ» и «Дюна». Гитарист популярной советской группы «Ария» Владимир Холстинин, игравший музыку в стиле «металл» - родом из Люберец, а сама группа в конце 1980-х дала концерт в Люберецком дворце культуры. Мероприятие собрало несколько сотен местных жителей, концерт прошел без нарушений и конфликтов. Кроме этого, довольно многие любера слушали «Хэви метал», «Хард рок», в том числе «DeepPurple» и «OzzyOsbourne». Причем слушали данные группы не любера из других населенных пунктов, а самые настоящие, проживающие в Люберцах и те самые, которые ездили в Москву «погонять волосатиков» (принятое словосочетание в их среде). В основном, подавляющее большинство люберов слушало то же самое, что и большинство всей советской молодежи. Это было все, что было в моде - в частности «ModernTalking», итальянцев, Александра Барыкина, «Любэ», «Арию». С 1987-1988 годов появились «Кино» и «Наутилус Помпилиус». Песня «Мама, я любера люблю» советской и российской рок-группы «ДДТ» была очень популярна с момента своего появления в Люберцах.

 

Вместе с тем, субкультура люберов обладает следующими основными чертами [25]:

Отношения внутри группы

Каждый член группы должен был соблюдать следующие требования: не предавать; уважать старших - своих авторитетов; быть солидарным с группой. Внутренние отношения групп были довольно либеральными – было разрешено иметь и высказывать свое личное мнение, и свободно выходить из группы. Участие в акциях не было обязательным, но это влияло на авторитет члена группы.

Отношения между группами

Вследствие конфликтов и соперничества между группами, появились такие понятия, как «общее дело» и «свои». Это обозначало, что если кто-то посторонний начинал обижать команду люберов, оставшиеся группы должны были принять защитную реакцию. В общих делах, например, оборона города от чужаков, принимали участие все группы, входящие в субкультуру. В период кульминации, когда поездки в Москву для избиения неформалов стали общим делом, вражда между группами закончилась, а соперничество приобрело форму соревнования в доблести.

Отношение к внешнему миру

Любера, как отличительный вид субкультуры, делили мир на «своих» и «чужих», на «наше» и «не наше». Данное деление обладало двумя аспектами. Первый аспект чисто территориальный и характерен для всех агрессивных подростковых субкультур (свои - это люберецкие, чужие - это все прочие). Второй аспект – идеологический («наше», т.е. «советское», а «не наше» - это все то, что, возникло под влиянием Запада). По заведенному порядку, «чужие» - все те, кто поддался западному влиянию. С развитием субкультуры произошли дальнейшие ее трансформации, которые сместили акценты в определении термина «чужой». Чужими стали считаться все те, кто не с «люберами». Не было стремления в уничтожении, но их ненавидели за то, что они «не свои».

Идеология субкультуры - официальная идеология СССР

Была замечена нестандартная форма патриотизма – непризнание всего западного и нанесение побоев или совершение иных насильственных действий в отношении переносчиков «западного влияния». В этом случае был присущ культ государства, натаскивание себя к службе в армии, безоговорочная вера всем официальным источникам (например, вера в коммунизм).

Эстетика

Субкультура сформировала определенную эстетику, схожую с общепринятой. Например, считалось, что у всего мужского пола должна быть короткая стрижка. С этого момента возникла полная неприязнь длинноволосых мужчин - это не модно и не красиво. Так же, была характерна простота в одежде и отвращение ко всему броскому и оригинальному.

Атрибутика внешнего вида

Как уже упоминалось ранее, форма одежды и отличительные знаки принадлежности к люберам: широкие брюки, заправленный свитер или футболка, иногда кепка, и прическа (как правило, очень короткая стрижка). Таким образом, данная форма одежды была принята от пришедшего западного пика моды. Вдобавок, эта одежда была удобна для драк. Со временем значок с изображением В.И. Ленина был добавлен в атрибутику. Люберов легко распознавали по накаченной фигуре, описанной выше символике и развязной походке (руки в брюки), характерной для хулиганов в целом.

 

Все вышесказанное относится к люберам как таковым, но никак не может быть распространено на всех люберецких подростков. Демократизм люберов проявлялся и в том, что они не сосредотачивались к увеличению численности в свой состав не включенных в субкультуру подростков путем насильственных действий. В зависимости от отношения к субкультуре, мужскую часть подросткового населения Люберец разделяли на три части: «ядро» субкультуры, «периферию» и не участвующих подростков. Как правило, в «ядро» субкультуры входило несколько десятков команд. Оно было окружено «периферией», которая состояла из подростковых компаний и отдельных индивидов, которые в свою очередь были под влиянием «ядра», могли участвовать в отдельных мероприятиях люберов, отчасти придерживались их атрибутики, сочувствовали идеям, но целиком в субкультуру не входили. Что касается не участвующих, то это такие подростки, которые знали о существовании субкультуры, но находились вне зоны воздействия. В состав не участвующих включались и подростки, принадлежащие к альтернативным субкультурам и реально существующие люберецкие металлисты. Несмотря на совокупность идеологических взглядов, злобу и рукоприкладство представителей этой субкультуры, «своих» металлистов люберы не трогали.

 

 

 

Заключение

 

Молодежная субкультура - это своеобразный образ жизни, воплощение потребностей человека, характерных в самовыражении, развитии, осмыслении своего назначения в мире. В настоящее время явление молодежной субкультуры привлекает внимание различных специалистов, в том числе, социологов, психологов, культурологов, педагогов и других квалифицированных работников.

Нами были рассмотрены существующие способы классификации молодежных субкультур в работах авторов - Фрадкин Ф.А., Сергеев С.А., Тарасов А.Н., Фролов С.С., Парк Р., Берджесс Э.

Криминальная субкультура занимает достаточно важное место в системе ценностей человека. Ее основа - несвойственные гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, которые противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. Так, контркультура преступного мира является старейшей. Вид данной субкультуры появился благодаря объединению лиц, нарушающих закон. Криминальная субкультура зародилась, когда появились первые преступники и первые места лишения свободы. Именно в них и начали создаваться все составляющие элементы криминальной субкультуры, после чего сразу начали разрушаться все культурные, моральные нормы и принципы существования общества.

В данной работе рассмотрены особенности субкультур и контркультур (ценности, мировоззрение, мобильность, интересы жизнедеятельности).

Анализ литературы позволил выделить яркие криминальные субкультуры в Америке (рейверы) и в России (люберы).

Нами проанализированы основные характерные черты и причины возникновения названных субкультур. Сходных черт немного. Первопричины возникновения и социальное положение в обществе являются одними из черт различия.

Америка - страна, в которой преобладают всевозможные молодежные субкультуры, в том числе, криминального характера. Криминальная субкультура – «рейва» развивалась параллельно с распространением наркотиков, которые были в открытом доступе. Рост преступности, связанный с проникновением на вечеринки кокаина, привёл к их сокращению. Субкультура продолжает развиваться и по сей день, но сейчас же рейв-вечеринки стали забавным времяпрепровождением, яркими и легкими развлечениями подростков, приравнявшись к диско.

Что касается криминальной субкультуры в России, то нами рассмотрена субкультура – «люберы». Наименование субкультуры произошло от названия одного из ведущих индустриальных районов Подмосковья, где основной социальный состав - промышленные рабочие. Именно интенсивное создание таких промышленных центров, сопровождающееся массовым ввозом рабочей силы, быстрым ростом численности и концентрации населения определенного демографического слоя создавало условия для зарождения агрессивной подростковой субкультуры, примером которой являются люберы.

Отмечено, что появление молодежных субкультур связано с вхождением общества в индустриальную эпоху, эпоху постмодернизма и постиндустриального общества. Первостепенная причина ухода в молодежную субкультуру – тяготение приобрести внешние, формальные характеристики, которые позволяют выделяться из общей массы населения мегаполиса, также, потребность в друзьях, конфликты дома и в школе, протест против консерватизма взрослых.

Пропаганда наркотических средств и рост наркомании - одна из существенных составляющих в динамике криминогенной обстановки, что связано с ухудшением социально-экономического положения страны. За последнее время население радикально изменило свое отношение к наркотикам, в том числе, молодежь. Это происходит из-за явной тенденции к либерализации. Наркотики в процессе их употребления больше не кажутся чем-то исключительным, а обретают обыденные и повседневные свойства. Также, всем известно, что направление моды на определенный вид наркотика связано с внутренней динамикой подростковой субкультуры.

Молодость - пора, когда любой человек должен самостоятельно определить свою судьбу, найти единственно верный путь, который ведет к успеху и позволяет по максимуму реализовать свои способности и таланты. Этот период сопряжен с трудным жизненным процессом самопознания, обретения собственного “Я”. На этой стадии определяются границы реальных возможностей, понимание способностей и утверждение себя в обществе. Именно здесь субкультура молодого поколения приобретает явные контркультурные элементы. Таким образом, изучая молодежные субкультуры и их историю, в частности, контркультуры, мы можем анализировать и прогнозировать, а так же, направлять современную молодежь в нужное русло. Один из вариантов работы – сравнение субкультур, представляющих один социальный слой.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь