Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И его место в средневековом мире (IX-XIII вв.)



ТЕМА 2

Древнерусское государство

И его место в средневековом мире (IX-XIII вв.)

1. Образование Древнерусского государства. Первые киевские князья.

2. Принятие христианства и его значение в истории России.

3. Феодальная раздробленность Руси: причины и последствия.

4. Экспансия на Русь с Востока и Запада. Влияние монголо-татарского ига на развитие Руси.

 

Образование Древнерусского государства. Первые киевские князья

Источники по истории древней Руси.

Первые сведения о славянах относятся к первым векам нашей эры в трудах греческих, римских, византийских и арабских авторов. Первые три группы источников называют славян: анты, венеды, склавины, и несколько позднее, русы. Основным источником по истории древней Руси является Повесть временных лет.

Происхождение славян, расселение славян (западные, восточные, южные), хозяйственная деятельность, социальная структура и система управления (община, вече, вождь, князь, жрец), религия.

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему территорию Евразии. Постепенно среди индоевропейцев выделялись родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал расселения праславян в начале нашей эры был в Центральной и Восточной Европе: от Одера на Западе до Днепра на Востоке, от Прибалтики на Севере до Европейских гор (Судеты, Татры, Карпаты) на юге.

Военные столкновения с соседями-кочевниками приводили к упадку хозяйства, поисками новых, защищенных от воинственных соседей земель. Переселения славян проходили в южном и северном направлениях. Они были вызваны также естественным увеличением населения и начавшейся социальной дефференциации общества. Особенно интенсивно расселение восточных и западных славян происходило в конце VI—VII в. н. э. В это время произошло завоевание и заселение Балканского полуострова, территорий, входивших в состав Византийской империи. Колонизация нового региона привела к появлению южной ветви славянства.

Основным занятиемвосточных славян было земледелие. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо. Из огородных культур возделывали: репу, морковь, лук, капусту, горох. Для изготовления тканей выращивали лен и коноплю.

Разница природно-климатических условий обусловливала существование двух системземледелия у восточных славян: в лесной полосе — подсечно-огневая, (Подрубали лес, высохшие деревья сжигали, пни выкорчевывали. Расчищенный участок, удобренный золой использовался до истощения. Потом переходили на следующий, заранее подготовленный таким же образом.); в лесостепной — переложная(Поле использовали до истощения, потом переходили, перекладывали посев на соседние земли). По мере распашки земель, пригодных для выращивания урожая, и улучшения орудий труда (появление деревянного плуга с железным лемехом) в южных районах к VIII в. начало распространяться пашенное земледелие.

Одновременно славяне занимались оседлым скотоводством. Они разводили домашних животных (лошадей, коров, овец, свиней) и птиц (кур, гусей, уток). Охота, рыболовство, бортничество (добывание меда диких пчел), собирание грибов, ягод и других даров леса имели подсобное значение.

В VI—VII вв. у славян существовали ремесла: кузнечное, литейное, гончарное, ювелирное, ручное ткачество. Однако они еще не отделились от земледелия.

К VIIIIX вв. улучшение техники землепользования и совершенствование орудий труда позволяло собирать больший урожай. Теперь ремесло постепенно отделялось от сельского хозяйства. Некоторые ремесленники (особенно кузнецы и литейщики) селились отдельно, образовывая городища (погосты), центры небольших округов. Из центров, в которых население обменивало сельскохозяйственные продукты на ремесленные изделия, возникали города — Киев, Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск - по подсчетам историков не менее 24. Другой путь возникновения городов - это торжища на пути «из варяг в греки».

Несмотря на натуральный характер хозяйства у восточных славян выгодное транзитное положение на торговом пути «из варяг в греки» вызвало появление отношений обмена и торговли. Торговали в основном продуктами промыслов: мехами, воском, медом, и осуществляли транзитные торговые операции, между северными народами Балтийского региона и южными на Балканах; и в Прикаспии (по волжскому пути).

В основе религии восточных славян лежало язычество - они поклонялись множеству богов, обожествляли силы природы. Мир, по мнению славян был дуалистичен и населен злыми и добрыми духами (упырями, русалками, лешими, домовыми и т. п.) в равной степени. Каждое племя имело свое название для богов, «заведовавших» разными силами природы и «отвечавших» за само существование славян, У полян: бог неба - Сварог; бог солнца и животворящих сил Природы- Даждьбог (у других племен - Ярило, Хорос); бог ветра - Стрибог; двуединый бог Перун-Велес: Перун - бог грозы (грома, молнии) войны (оружия) и княжеской власти, с принятием христианства Илья Пророк, Георгий Победоносец; Велес - покровитель скота, посевов, богатства, бог жизни и смерти, с принятием христианства стал ассоциироваться с чертом; покровительница женщин и домашнего очага - Макошь, с принятием христианства Параскева Пятница, культ сохранился до конца XIX - начала XX вв. Славяне всегда старались воздействовать на своих богов. Приносили дары, чтобы умилостивить злых и подкупить добрых. Был распространен так же культ Рода и Рожаницы - бога и богини плодородия. В поклонении предкам славяне искали защиту. В дни пахоты и сева яровых, люди шли на кладбища, несли " дедам" яйца, мед, пшеничную кутью. Славяне верили в загробную жизнь. Рай - сад Вырий, по их мнению, находился на небе. В него попадали люди, в том состоянии в каком они жили на земле - князь был князем, крестьянин - крестьянином. Поэтому было важно в течение земной жизни заработать себе хорошее положение. Земная модель сада Вырия воссоздавалась на жальниках (кладбищах), в могилу к умершему клали предметы быта и роскоши, а также убивали слуг и наложниц, если таковые были.

Языческая религия с ее многобожием полностью соответствовала демократическому состоянию славянского общества!

Основу социального устройства восточным славян в древности составлял родовая община— объединение кровных родственников, совместно владеющих занимаемой территорией (земля под пашню, луга, лесные и речные угодья) и совместно (на равных) решающих важнейшие вопросы на общих сходах — вече.

Однако смена подсечно-огневой и переложной систем земледелия на пашенную, появление усовершенствованных орудий труда, отделение ремесла от сельского хозяйства привело к изменениям в социальной структуре славянского общества.

Возникает частная (семейная) собственностьна пахотную землю вместо общинной (луговые, лесные и речные угодья оставались в общественной собственности — остаток родоплеменного строя). Каждая семья теперь может самостоятельно себя прокормить. Происходит формирование соседской (территориальной)общины—мирили вервь.

Постепенно складывается имущественноеи социальное неравенствои, как следствие, происходит изменение социальной структуры общества.

Из общинывыделяетсяновый социальный слой - боярство владевший вотчинами (отчинами) - наследственными земельными владениями. Оно формировалосьиз обогатившейся (захват земли, военные походы) родоплеменной знати.

Для защиты от внешних врагов свободные общинники выбирали военных предводителей - князей. В условиях многочисленных войн роль князя сильно возрастала. С личностью князя соплеменники начинают связывать свое благополучие, происходит отождествление князя с племенным тотемом. Князь существует на добровольные пожертвования общинников и за счет военной добычи. Постепенно власть князя из выборной превращалась в наследственную и постоянную; отправляя суд и возглавляя религиозные культы князья опирались на дружину - постоянную, профессиональную военную силу. К VIII-IX вв. князья объявляют себя собственниками племенной земли или земли союза племен и существуют уже за счет обложения данью (налогом) соплеменников. С этого момента у восточных славян начинается переход к феодальным отношениям.[1] Дань называлась полюдье, т.к. свободные общинники именовались " люди". Полюдье устанавливало регулярное изъятие части прибавочного продукта; укрепляло связь между князем и дружинниками с одной стороны и между князем и жителями подчиненной территории с другой; князь вершил суд и взимал виры с виновных.

Как остатки родоплеменного строя сохраняется личная свобода всех общинников, народное ополчение, вечевой порядок решения важнейших общественных вопросов.

Сосуществование новых и старых черт общественного устройства создавало переходную стадию от первобытнообщинного, родоплеменного строя к классовому — период военной демократии. У восточнославянских племен он совпал с VI—VIII вв. Начинают складываться предпосылки для формирования государственности.

 

Образование Древнерусского государства: «Повесть временных лет», норманнская теория.

Современные исторические исследования происхождения Древнерусского государства.

Киевская Русь (IХ-ХII вв.)

Об объединениях славян на пути к государственности шло начиная с V в. Летописи содержат информацию о князе Кие (правил вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью частью восточных славян, живших в конце V — начале VI в. в среднем течении Днепра) и старейшине Гостомысле (возглавлял Объединение славян в районе Новгорода). Византийские авторы сообщают о державе волынян - союзнице Византии в конце VI - начале VII в. Арабский путешественник Ибн-Хакуль в X в. писал о трех крупных племенных объединениях: Куяба — в среднем течении Днепра; Слявия — около оз. Ильмень с центром в Новгороде; Ар - танин — возможно, располагалась в районе Чернигова, Рязани и Тмутаракани.

Б. А. Рыбаков, историк и археолог XX в., предположил, что в начале IX в. из племенных союзов полян и северян образовалось сильное политическое объединение Русь [2]. Этим именем в последующие века стало называться государство, созданное в IX—X вв. на территории Восточной Европы.

Согласно Повести временных лет Нестора (начало XII в.): в 859 г. новгородцы изгнали варягов, которым платили дань, но начались междоусобицы, и они снова призвали варягов в 862 г. Рюрик сел в Новгороде, его братья - Синеус и Трувор —на Белом озере (ныне Белозерск) и в Изборске. Они умерли не оставив потомков. В других городах правили наместники Рюрика из числа варяжских предводителей. Аскольд и Дир захватили власть в Киеве и освободили киевлян от уплаты дани Хазарскому каганату. Рюрик умер в 879 г., не оставив наследников. Согласно Повести временных лет у Рюрика остался малолетний сын Игорь под опекой дружинника Олега. По другим источникам Игорь на момент смерти Рюрика выступает как взрослый политик.

Однако представленные сведения были написаны не Нестором, а монахом Сильвестром по указке Владимира Мономаха. Мономах и его сын были связаны с Новгородом и Скандинавией, поэтому были заинтересованы в идее новгородско-скандинавского происхождения русской государственности.

Летописное предание о призвании варягов легло в основу так называемой нормандской теории, которую создали в XVIII в, Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлецер — немецкие ученые, работавшие в Петербургской академии наук. Они отстаивали версию об варяжском происхождении древнерусской государственности. С одной стороны они руководствовались необходимостью оправдать засилье немцев в период правления Анны Иоановны, с другой стороны они руководствовались господствующей в тот период теорией завоевания, как основополагающего момента возникновения государства. Противником норманнской теории стал еще в XVII в.. М. В. Ломоносов; затем борьбу продолжили многие русские историки-патриоты.

На базе норманнской теории в современную эпоху создается неонорманнская теория и делаются далеко идущие политические выводы о неспособности славянских народов без помощи Запада к самостоятельному историческому творчеству развитию.

Научная несостоятельность норманнской теории давно доказана. Никакая государственная организация не может быть привнесена извне, если для ее утверждения нет предпосылок и традиций, подготовленных соответствующим внутренним экономическим и социальным развитием. Создание древнерусского государства явилось закономерным итогом предшествующего развития восточного славянства. В результате борьбы за власть между князьями и для охраны славянских земель от набегов кочевников создавались союзы племен и суперсоюзы. Объединение двух суперсоюзов Северного (Новгород) и южного (Киев) привело к созданию древнерусского государства.

Легендарно данное событие описано следующим образом. Преемник Рюрика — Олег, предводитель варяжского отряда, захватил власть в Новгороде, а затем и Киев, убив Аскольда и Дира. С 882 г. Киев стал центром объединенного государства, Киевской Руси.

В правление Олега (879—912 гг.) расширилась территория государства, он присоединилильменских словен, смоленских и полоцких кривичей, фино-угорские народности (весь, меря, чудь), древлян, северян и радимичей. Олег совершил два военных похода на Византию (907, 911 гг.); Начинает складывался аппарат управленияиз княжеских наместников в Новгороде, Смоленске, Любече и племенных вождей, подчинившихся князю. Сбор дани в завоеванных землях осуществлялся традиционно«с дыма», т. е. с крестьянского двора.

В договоре Руси с Византией упоминался «Закон русский», т. е. свод законов, по которому в Киевской Руси осуществлялось судопроизводство.

В создававшемся государстве формировались все его атрибуты -единая территория, аппарат управления, налоговая система и законодательство.

Политическая деятельность князей. Преемник Олега князь Игорь (912—945) совершал военные походы для сохранения территориального единства русского государства. Завоеванные Олегом племена, после его смерти пытались вновь обрести независимость. Игорь присоединил к прежней территории еще уличей и тиверцев. Постоянной заботой Игоря было отражение набегов печенегов. После смерти Олега и Византия попыталась отказаться от выполнения условий договора 911 г. Это привело к новым походам на Византию. Новый договор был подписан в 944 году, однако Игорю не удалось полностью восстановить условий Олегова договора.

Игорь был убит во время полюдья вземле древлян в 945 году при попытке сбора вторичной дани. Жена Игоря княгиня Ольга (945-964) жестоко покарала восставших и закрепила вхождение древлян в состав Киевской Руси.

Одновременно она установила зафиксированные «уставы» - порядок сбора дани, «уроки» - размер дани и «погосты» - место сбора дани, где находился боярин с малой дружиной как представитель княжеской власти.

Упорядочение налоговой системы - первая административно-хозяйственная реформа общегосударственного масштаба.

Святослав(945—972) сын Игоря и Ольги - формально стал князем в возрасте трех лет, но фактически правил с 964 г. В историю Святослав вошел как князь-воин, талантливый полководец и государственный деятель. Он присоединил к Киевской Руси племенной союз вятичей, разбил войска Волжско-Камской Болгарии, покорил мордву, разгромил Хазарский каганат, добился ряда успехов на Северном Кавказе, на побережье Азовского моря овладел Тмутараканью и отразил набег печенегов. Борьба же Святослава с Византией окончилась для него неудачно. В 971 г. его дружину окружило 100-тысячное византийское войско в крепости Доростол. С трудом князю удалось уйти на Русь. Он был вынужден заключить с Византией договор о ненападении и вернуть ей завоеванные дунайские земли. Погиб Святослав возвращаясь домой попав в засаду печенегов в районе днепровских порогов.

После смерти Святослава великим князем киевским стал Ярополк. Олег получил Древлянскую землю, а Владимир - Новгород. Через пять лет Ярополк разбил дружины Олега, сам Олег погиб в бою. Владимир бежал " за море" откуда вернулся с варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир (980-1015) занял великокняжеский престол. Он значительно расширил территорию государства, включив Карпатские горы (Волынь и Галиция), земли по р. Западный Буг вплоть до границы с Польшей. На юге он организовал оборонительную Систему крепостей для защиты от набегов печенегов. Строились сторожевые башни на расстоянии видимости друг от друга от южных границ до Киева. На башнях зажигали огонь и весть о набеге тут же достигала Киева.

Особая забота князя - укрепление государственного административного аппарата. Во всех крупных центрах управление было передано в руки его сыновей и лично преданных «старших» дружинников.

В 981 году Владимир провел первую религиозную реформу. Суть ее заключалась в установлении единого языческого культа шести богов во главе с княжеским богом Перуном. Реформа была призвана поддержать княжескую власть. Однако этого не произошло. Язычники поклоняются только тем богам от которых они непосредственно зависят, а следовательно княжеский дог не мог стать богом всех слоев общества. Языческаярелигия многобожия (тем более что каждый племенной союз имел своих богов) не соответствовала новому статусу государства, объединившего всех восточных славян.

В 988 г. при Владимире было введено христианство как государственная религия. Это стало второй общегосударственной реформой, имевшей идейно-политический характер. Принятие монотеистической христианской религии укрепляло государственную власть и территориальное единство Руси. Крещение Руси растянулось на многое годы. Более того христианству пришлось приспосабливаться к языческим традициям. Большинство русских святых - это языческие боги с наличием которых церкви пришлось мириться. Насильственное крещение вызывало восстания (например, в Суздале в 1024 г.).

Во главе Русской Православной Церкви был поставлен Киевский митрополит, подчинявшийся Константинопольскому патриарху. Во внутренние области страны посылали епископов, которым подчинялись священники местных приходов. Для обеспечения финансовой стороны была введена церковная десятина — десятая часть дани, отдававшаяся в пользу церкви.

Приняв христианство, Русь встала в один ряд с другими христианскими странами Европы, приобщилась к традициям и наследию византийской и античной культуры.

Религиозная реформа имела не только внутреннее идеологическое значение, но и международное, способствовавшее укреплению престижа Древнерусского государства.

Междоусобица после смерти Владимира закончилась победой его сына Ярослава, получившего за продуманную государственную политику прозвище Мудрый.

Ярослав Мудрый (1019—1054) окончательно разгромил печенегов, набеги которых на Русь прекратились; закрепил русские позиции в Прибалтике походом на прибалтийскую чудь, построил там город Юрьев (христианское имя Ярослава - Юрий) нынешний Тарту; расширял международные связи Киевской Руси путем династических браков (был женат на шведской принцессе; его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями; сестра стала польской королевой, а внучка - женой Германского императора; сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха (в дальнейшем сын Всеволода Владимир получил прозвище Мономах); поставил Киевским митрополитом Илларионарусского по происхождению, чем укрепил самостоятельность Русской Православной Церкви;

Ярослав провел третью общегосударственную реформу — начал составление свода законов - «Русской Правды» - важнейшего государственного и юридического документа, отразившего многие нюансы социального устройства Киевской Руси. (При Ярославе были написаны Первые 17 статей - «Правда Ярослава», «Древнейшая Правда», остальные приняты после смерти князя.)

Составление «Русской Правды» вызывалась сложными социальными процессами периода оформления и укрепления государственности. Требовалось письменное закрепление юридических норм, регулировавших отношений свободных людей. «Русская Правда» опиралась на так называемое обычное право - неписаные привила, неоднократно и традиционно применявшиеся при вынесении судебного решения, основанием которого служил прецедент (случившееся ранее похожее событие) или ссылка на древность.

«Правда Ярослава» ограничила кровную месть кругом близких родственников, и предлагала заменять ее штрафом.

Социальный состав населения Киевской Руси по «Русской Правде». Политическое устройство Киевской Руси (раннефеодальная монархия).

Князь. Верховный правитель, владелец всей земли, защитник всего государства. (В не ординарных условиях созывается народное вече.) Вершит суд, сдает в аренду землю сельским общинам, за что собирает налоги. Князья только из рода Рюрика, все родственники. На великом Киевском престоле – старший в роде.

Бояре. Старшая дружина князя. Советники князя (Боярская дума). Бояре получают от князя землю, которую они могут передавать по наследству (отчина), поэтому независимы от князя. Могут диктовать князю свои условия или «отъехать» к другому князю вместе с отчиной.

Новгородские бояре. Выходцы из племенной знати. Земли получили, выкупив их у разорившихся общинников.

Свою землю бояре сдают в аренду разорившимся свободным общинникам за часть производимого ими продукта (оброк) или отработки на землях боярина (барщина).

Младшая дружина. Военное сословие. Исполнители воли князя. Живут за счет жалования. В мирное время – государственные служащие.

Люди. Свободные общинники. Живут сельско-хозяйственным или ремесленным трудом. Юридическая единица, ответственная перед князем – община (на селе) или слобода (в городе). Община имеет общие и частные земли, управляется старостой. Люди могут покидать общину, переходить в другие сословия. Во время войны – участвуют в ополчении.

Рядовичи. Свободные общинники, заключившие ряд (договор) на выполнение каких-либо работ за заранее обусловленную плату. По исполнении работы – снова свободные люди.

Закупы. Разорившиеся свободные общинники, взявшие что-либо в долг (взявшие купу). За купу они должны отрабатывать барщину. Прообраз крепостных крестьян.

Холопы Личнозависимые. Практически рабы своего хозяина. Использовались на различных работах, отсюда разное отношение к холопам. Не имели своей собственности. Жили за счет хозяина. Источники рабства – военные походы, продажа детей или себя разорившимися общинниками, работа на хозяина без заключения соответствующего договора.

Смерды. Статус не определен. Не имели хозяев, но за убийство смерда платили столько же, как и за убийство холопа – 5 гривен, За убийство людина – 40 гривен.

Умирая Ярослав Мудрый разделил территорию Руси между пятью своими сыновьями и племянником от умершего сына Владимира. Личные амбиции князей, стремление к обогащению, сложность династических расчетов при лествичной системе наследования власти — привели к военным столкновениям.

Ремесленное население рада городов было недовольно междоусобиями и политикой Ярославичей. В конце 60 — начале 70-х гг. XI в. в Киеве, Ростове, Новгороде возникли массовые восстания. В ответ князья и бояре потребовали изменения законодательства для усиления защиты жизни и собственности феодалов.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и увеличила разницу в плате за убийство разных категорий населения. Жизнь старших дружинников, огнищан и княжеских приближенных оценивалась в 80 гривен. За убийство свободного мужа штраф составлял 40 гривен (за смерда и за раба — 5 гривен). В XI в. социальное неравенство было законодательно закреплено.

После смерти последнего из Ярославичей великокиевский престол достался наследнику Всеволода Святополку II Изяславичу (1093—1113). Его внутренняя политика привела к взрыву народного недовольства в 1113 г. в Киеве. Бояре призвали на помощь Владимира Всеволодовича Мономаха (1113—1125), внука Ярослава Мудрого. Онбыстро подавил восстание, но был вынужден внести изменения в свод законов, чтобы удовлетворить требования народа.

Еще одна часть «Русской Правды» - «Устав Владимира Мономаха». Онупорядочил деятельность ростовщиков (возврат не более, чем в два раза), улучшил правовое положение купечества, четко определены условия, при которых свободный человек мог попасть в холопство, закупы защищены от превращений в «обельных» (полных) холопов, их не разрешалось подвергать телесным наказаниям (кроме как «за дело»).

Владимиру Мономаху удалось приостановить намечавшийся распад Древнерусского государства и укрепить его международный престиж. Внук византийского императора, он был женит на английской принцессе. С его именем связывают появление на Руси шапки Мономаха — короны русских царей и символа идеи преемственности Высшей княжеской власти от византийских императоров.

В 1113 г.в Киеве - Печёрской лавре монах Нестор создал одну из известнейших древнерусских летописей " Повесть временных лет". В 1116 г. по приказу Мономаха игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в " Повесть временных лет" была внесена легенда о призвании варягов - норманнов, что отвечало политическим интересам Мономаха. Легендарный рассказ о призвании Рюрика, установившего мир среди славян, должен был помочь обосновать законность призвания киевскими боярами во время восстания 1113 г. в Киеве на великокняжеский престол Владимира Мономаха, так же установившего мир и покой в Киеве. Мономах был первым правителем Руси, чьи литературные произведения дошли до наших дней. Потомкам он оставил " Поучения". В них - рассказ о своей жизни, размышления, наставления. Он словно бы исповедуется перед потомками в том, как прожил свою жизнь. Одно из его наставлений потомкам - " постарайтесь творить всякие добрые дела".

Сын Владимира Мономаха Мстислав I Великий (1125—1132) получил великокняжеский престол по новому принципу наследования — как отчину. Его попытки сохранить единство русских земель большого успеха не имели, так как кровно-родственные связи князей были уже недостаточны для этого.

ТЕМА 2

Древнерусское государство

и его место в средневековом мире (IX-XIII вв.)

1. Образование Древнерусского государства. Первые киевские князья.

2. Принятие христианства и его значение в истории России.

3. Феодальная раздробленность Руси: причины и последствия.

4. Экспансия на Русь с Востока и Запада. Влияние монголо-татарского ига на развитие Руси.

 

Образование Древнерусского государства. Первые киевские князья

Источники по истории древней Руси.

Первые сведения о славянах относятся к первым векам нашей эры в трудах греческих, римских, византийских и арабских авторов. Первые три группы источников называют славян: анты, венеды, склавины, и несколько позднее, русы. Основным источником по истории древней Руси является Повесть временных лет.

Происхождение славян, расселение славян (западные, восточные, южные), хозяйственная деятельность, социальная структура и система управления (община, вече, вождь, князь, жрец), религия.

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему территорию Евразии. Постепенно среди индоевропейцев выделялись родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал расселения праславян в начале нашей эры был в Центральной и Восточной Европе: от Одера на Западе до Днепра на Востоке, от Прибалтики на Севере до Европейских гор (Судеты, Татры, Карпаты) на юге.

Военные столкновения с соседями-кочевниками приводили к упадку хозяйства, поисками новых, защищенных от воинственных соседей земель. Переселения славян проходили в южном и северном направлениях. Они были вызваны также естественным увеличением населения и начавшейся социальной дефференциации общества. Особенно интенсивно расселение восточных и западных славян происходило в конце VI—VII в. н. э. В это время произошло завоевание и заселение Балканского полуострова, территорий, входивших в состав Византийской империи. Колонизация нового региона привела к появлению южной ветви славянства.

Основным занятиемвосточных славян было земледелие. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо. Из огородных культур возделывали: репу, морковь, лук, капусту, горох. Для изготовления тканей выращивали лен и коноплю.

Разница природно-климатических условий обусловливала существование двух системземледелия у восточных славян: в лесной полосе — подсечно-огневая, (Подрубали лес, высохшие деревья сжигали, пни выкорчевывали. Расчищенный участок, удобренный золой использовался до истощения. Потом переходили на следующий, заранее подготовленный таким же образом.); в лесостепной — переложная(Поле использовали до истощения, потом переходили, перекладывали посев на соседние земли). По мере распашки земель, пригодных для выращивания урожая, и улучшения орудий труда (появление деревянного плуга с железным лемехом) в южных районах к VIII в. начало распространяться пашенное земледелие.

Одновременно славяне занимались оседлым скотоводством. Они разводили домашних животных (лошадей, коров, овец, свиней) и птиц (кур, гусей, уток). Охота, рыболовство, бортничество (добывание меда диких пчел), собирание грибов, ягод и других даров леса имели подсобное значение.

В VI—VII вв. у славян существовали ремесла: кузнечное, литейное, гончарное, ювелирное, ручное ткачество. Однако они еще не отделились от земледелия.

К VIIIIX вв. улучшение техники землепользования и совершенствование орудий труда позволяло собирать больший урожай. Теперь ремесло постепенно отделялось от сельского хозяйства. Некоторые ремесленники (особенно кузнецы и литейщики) селились отдельно, образовывая городища (погосты), центры небольших округов. Из центров, в которых население обменивало сельскохозяйственные продукты на ремесленные изделия, возникали города — Киев, Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск - по подсчетам историков не менее 24. Другой путь возникновения городов - это торжища на пути «из варяг в греки».

Несмотря на натуральный характер хозяйства у восточных славян выгодное транзитное положение на торговом пути «из варяг в греки» вызвало появление отношений обмена и торговли. Торговали в основном продуктами промыслов: мехами, воском, медом, и осуществляли транзитные торговые операции, между северными народами Балтийского региона и южными на Балканах; и в Прикаспии (по волжскому пути).

В основе религии восточных славян лежало язычество - они поклонялись множеству богов, обожествляли силы природы. Мир, по мнению славян был дуалистичен и населен злыми и добрыми духами (упырями, русалками, лешими, домовыми и т. п.) в равной степени. Каждое племя имело свое название для богов, «заведовавших» разными силами природы и «отвечавших» за само существование славян, У полян: бог неба - Сварог; бог солнца и животворящих сил Природы- Даждьбог (у других племен - Ярило, Хорос); бог ветра - Стрибог; двуединый бог Перун-Велес: Перун - бог грозы (грома, молнии) войны (оружия) и княжеской власти, с принятием христианства Илья Пророк, Георгий Победоносец; Велес - покровитель скота, посевов, богатства, бог жизни и смерти, с принятием христианства стал ассоциироваться с чертом; покровительница женщин и домашнего очага - Макошь, с принятием христианства Параскева Пятница, культ сохранился до конца XIX - начала XX вв. Славяне всегда старались воздействовать на своих богов. Приносили дары, чтобы умилостивить злых и подкупить добрых. Был распространен так же культ Рода и Рожаницы - бога и богини плодородия. В поклонении предкам славяне искали защиту. В дни пахоты и сева яровых, люди шли на кладбища, несли " дедам" яйца, мед, пшеничную кутью. Славяне верили в загробную жизнь. Рай - сад Вырий, по их мнению, находился на небе. В него попадали люди, в том состоянии в каком они жили на земле - князь был князем, крестьянин - крестьянином. Поэтому было важно в течение земной жизни заработать себе хорошее положение. Земная модель сада Вырия воссоздавалась на жальниках (кладбищах), в могилу к умершему клали предметы быта и роскоши, а также убивали слуг и наложниц, если таковые были.

Языческая религия с ее многобожием полностью соответствовала демократическому состоянию славянского общества!

Основу социального устройства восточным славян в древности составлял родовая община— объединение кровных родственников, совместно владеющих занимаемой территорией (земля под пашню, луга, лесные и речные угодья) и совместно (на равных) решающих важнейшие вопросы на общих сходах — вече.

Однако смена подсечно-огневой и переложной систем земледелия на пашенную, появление усовершенствованных орудий труда, отделение ремесла от сельского хозяйства привело к изменениям в социальной структуре славянского общества.

Возникает частная (семейная) собственностьна пахотную землю вместо общинной (луговые, лесные и речные угодья оставались в общественной собственности — остаток родоплеменного строя). Каждая семья теперь может самостоятельно себя прокормить. Происходит формирование соседской (территориальной)общины—мирили вервь.

Постепенно складывается имущественноеи социальное неравенствои, как следствие, происходит изменение социальной структуры общества.

Из общинывыделяетсяновый социальный слой - боярство владевший вотчинами (отчинами) - наследственными земельными владениями. Оно формировалосьиз обогатившейся (захват земли, военные походы) родоплеменной знати.

Для защиты от внешних врагов свободные общинники выбирали военных предводителей - князей. В условиях многочисленных войн роль князя сильно возрастала. С личностью князя соплеменники начинают связывать свое благополучие, происходит отождествление князя с племенным тотемом. Князь существует на добровольные пожертвования общинников и за счет военной добычи. Постепенно власть князя из выборной превращалась в наследственную и постоянную; отправляя суд и возглавляя религиозные культы князья опирались на дружину - постоянную, профессиональную военную силу. К VIII-IX вв. князья объявляют себя собственниками племенной земли или земли союза племен и существуют уже за счет обложения данью (налогом) соплеменников. С этого момента у восточных славян начинается переход к феодальным отношениям.[1] Дань называлась полюдье, т.к. свободные общинники именовались " люди". Полюдье устанавливало регулярное изъятие части прибавочного продукта; укрепляло связь между князем и дружинниками с одной стороны и между князем и жителями подчиненной территории с другой; князь вершил суд и взимал виры с виновных.

Как остатки родоплеменного строя сохраняется личная свобода всех общинников, народное ополчение, вечевой порядок решения важнейших общественных вопросов.

Сосуществование новых и старых черт общественного устройства создавало переходную стадию от первобытнообщинно


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 2702; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.08 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь