Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Семинар-диспут на тему «Репрезентация «мужского» и «женского» в культуре народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: проблемы социального конструирования гендера» (4 ч.)



Задание

Вопросы для обсуждения:

1) Каковы основные социокультурные механизмы построения гендерной ассиметрии?

2) Теория социального конструирования гендера а работах Э. Гофмана, Г. Гарфинкеля, К. Уэста и Д. Зиммермана.

3) Репрезентация «мужского» и «женского» у народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: концепция бинарных оппозиций.

Задание 1

- составить собственный список культурно-символических репрезентаций полов(на материалах одного из коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока),

- сравнить стереотипы мужского и женского поведения в различных культурах, провести анализ отражения гендерных стереотипов в языке (каждому из полов в культуре приписывается ряд обязательных норм и оценок, регламентирующих гендерное поведение. Эта регламентация отражается в языке в виде устойчивых сочетаний, например: «Волос долгий, ум короткий», «Женщина - это прежде всего мать», «Муж - глава семьи» и т.д.).

Задание 2

В процессе обмена мнениями составить перечень гендерных стереотипов и фактических гендерных различий мужчин и женщин в конкретной культуре, на основании чего выявить основные причины конфликтов между полами (задание для группы).

Задание 3

Работа с материалами РОСТАТа по проблеме занятости мужчин и женщин в регионах Севера.

Задание 4

Критический анализ содержания этнографических текстов о ролях и статусах мужчин и женщин в традиционных культурах народов Севера.

План действий при выполнении задания

При обращении к данной теме необходимо владеть базовыми понятиями теории гендера: гендер, гендерный подход, гендерная система, гендерная роль, гендерные стереотипы, «маскулинность» и «фемининность».

Анализ проблемы может строиться на материалах по культуре конкретных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а так же на материалах художественной литературы, личных наблюдений студентов.

Семинар предполагает самостоятельную подготовку краткого глоссария – словаря терминов и понятий (письменная работа, содержащая описание не менее 20-ти понятий и терминов) современной гендерной теории на основе предлагаемой литературы. Подготовленный глоссарий является материалом для промежуточной аттестации.

Необходимо учесть, что в процессе проведения семинара будут решаться, в частности, две задачи: а)сопоставление различных толкований одних и тех же понятий; б) применимость их к описанию особенностей и специфики гендерной ситуации в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Подготовленный глоссарий является материалом для промежуточной аттестации.

Методические рекомендации к заданию 1, 4

Подготовка к семинару-диспуту по данной теме предполагает знакомство с литературой по гендерной теории, культурологии, социологии, а так же с трудами по этнографии народов Севера. Студенты самостоятельно изучают правила составления анкет.

Описание ресурсов, необходимых для выполнения задания:

· Рекомендованные источники из списка основной и дополнительной литературы.

· Интернет - источники, найденные самостоятельно.

· Конспекты лекций по методологии и методике гендерных исследований.

 

Текст №1

«У большинства народов Севера женщина с самого рождения оказывалась в неравном по сравнению с муж­чиной положении. Отец, у которого родился сын, ста­новился почитаемым человеком, а женщина, родившая дочку, считалась виновной в том, что не произвела на свет продолжателя рода. Якутов, не имеющих сыновей, презирали окружающие, их звали «хатырык уота»— «вспыхнувшая кора», т. е. «человек без будущего». Якут­ские пословицы и поговорки были посвящены главным образом мальчикам: «Черный лес с богатством, а юноша со счастьем», «Мальчику счастье во всех четырех сторо­нах света», «У доброго молодца левая рука — черный соболь, правая рука — чистые деньги». В. Л. Серошевский отразил господствовавшее тогда мнение: «Плодовитая женщина всегда рожает больше мальчиков, чем девочек». Такие ходячие истины приучали женщину сызмальства к сознанию своей ничтожности и беспра­вия, делали ее робкой, стеснительной и чрезмерно скром­ной. Девушек-якуток с детства приучали не трогать игрушек мальчиков или мужские орудия труда. Женщи­ны не имели права отлучаться далеко от жилища. «У жен­щины путь-дорога — от печки до порога», — гласила пословица.

Выданная замуж женщина, через год-полтора ро­жающая ребенка, автоматически становилась экономи­чески и психологически зависимой от мужа. Впрочем, и будучи девушкой, она зависела от воли родителей. Можно предположить, что она была жертвой патриар­хальщины.

Во время преобладания матрилокальных браков юкагиры и эскимосы, наоборот, предпочитали иметь не сыновей, а дочерей, которые приводили в семьи муж­чин-охотников. Когда же матрилокальность сменилась патрилокальностью, юкагиры и эскимосы стали предпочитать мальчиков.

При женитьбе сына или замужестве дочери в семьях якутов согласие матери имело больше веса, чем согла­сие отца. Это была гарантированная привилегия мораль­ных норм. Однако до женитьбы сына или замужества дочери патриархальная власть отца была безоговороч­ной (право отдать сыновей в приемные дети в пределах своего рода, право пользоваться результатами труда детей и т. д.). У трудящихся якутов родители считались с выбором юношей девушки, хотя и устраивали браки сами. В тойонских же семьях браки обычно совершали против воли детей. Муж-богач не считал зазорным оста­вить жену в другом месте или сожительствовать с дру­гой женщиной. У юкагиров, эвенков, эвенов и чукчей женщины были довольно влиятельны. Разводы случа­лись редко, но совершались они без затруднений и цере­моний, по желанию любой из сторон. Брак детей был обычно делом матерей и их родственников, что, по всей видимости, было отражением матрилинейной филиации, когда отец и его родственники считались чужими для своих детей. Патриархально-феодальный гнет и соответ­ствовавшие ему нормы морали давили на якутскую жен­щину гораздо сильнее.

Круг домашних обязанностей у якутки, как и у севе­рянки, был весьма обширен. Безустанная домашняя работа поглощала все ее время, ей было некогда «забо­титься о самой себе, о своем здоровье, и она не знала минуты для отдыха». Получать у нее согласие на брак считалось необязательным, в браке ее поведение строго регламентировалось, от нее требовали добрачного цело­мудрия. Хотя у якутов была поговорка, смысл которой сводился к тому, что если муж не покажет жене свою силу, то она загордится и сядет ему на шею. В бедных семьях заботились о женах, помогали им. Якутские же феодалы-тойоны, богатые оленеводы и промысловики пускали в ход кулаки, когда им казалось, что жена не­достаточно хорошо ведет хозяйство и неверна своему мужу. С развитием частной собственности женщину поку­пали и продавали, лишали прав, она жила в постоянном страхе, боялась шаманов, тойонов, болезней, бесчислен­ных духов, зверей. Она была «стеснена суеверными обычаями более, нежели мужчина», — как отмечал И. А. Ху­дяков. В то же время социально-экономическое не­равенство якутов и других представительниц народов Севера не усугублялось религиозным фанатизмом, как у мусульманских народов в досоветское время».

Источник: Попов Б. Н. Изменение семьи народов Якутии. Якутск, 1994 г.

Вопросы и задания к тексту:

- какие факты, с точки зрения автора текста, свидетельствуют о «неравном по сравнению с муж­чиной положении» женщины?

- назовите основные черты традиционного стереотипа женского поведения, указанные автором;

- какие роли, определяющие статус женщины, не указаны в данном тексте автором?

- какова, по вашему мнению, идейная основа позиции автора по проблеме социального статуса женщины в традиционной культуре?

Текст №2

«По данным Госкомстата Pеспублики Саха (Якутия) в 2001 г. в экономике республики были заняты 51% женщин и 49% мужчин, при этом средняя заработная плата составляет 4462 рубля у женщин и 6969 рублей у мужчин. На 1 ян­варя 2002 г. 64% работающих в органах государствен­ной власти составляли женщины, но на высших госу­дарственных должностях их процент ниже (категория " А" — 45% женщин, категория " Б" — 12%). В основном женщины составляют большинство госслужащих кате­гории " В" — 66%, т.е. они занимают должности аппа­ратных работников, не на уровне принятия решений.

В декабре 2002 г. в Республике Саха (Якутия) состо­ялись выборы на трех уровнях, в том числе и в Государ­ственное Собрание (Ил Тумэн). Тогда было избрано 69 депутатов, из которых 62, 3% являются руководите­лями крупнейших промышленных и коммерческих предприятий республики. Характерно, что выборы не состоялись только по Иенгринскому избирательному округу, потому что процент проголосовавших " против всех" оказался больше, чем у обеих кандидаток из это­го округа. Если провести краткий анализ причин тако­го голосования, то получаем достаточно ясную карти­ну. Иенгринский избирательный округ представляет собой регион южной Якутии, места компактного про­живания эвенков (Иенгра) и промышленно развитого Нерюнгри. Это был единственный округ, где выдвигались только женщины. Население, большинство изби­рателей которого составляют мужчины, высказало не­доверие женщинам. Можно предположить, что среди проголосовавших " против всех" было достаточно и женщин, которые более дисциплинированны в явке на выборы. Коренное население не имеет достаточного количества голосов, чтобы оказать какое-то влияние на результаты выборов. Интересно, что на состоявшихся повторных выборах выдвигалось уже несколько чело­век, среди них единственная женщина, учительница эвенкийского языка Феня Леханова. Депутатом же стал один из руководителей предприятия " Якутуголь", а Ф. Леханова, реально оценив предвыборную ситуацию, досрочно отозвала свою кандидатуру.

В новом парламенте всего шесть женщин (8, б9%). Для сравнения, по данным МОТ, число женщин в наци­ональных парламентах составляет в среднем 14, 2%. Во всем мире женщины занимают лишь 14% админист­ративных и руководящих должностей и менее 6% выс­ших руководящих должностей. В системе исполнитель­ной власти Республики Саха (Якутия) из шести замес­тителей председателя правительства — одна женщина, из 19 министров — три женщины: они возглавляют Министерство образования, Министерство труда и со­циальной защиты населения, Министерство имущест­венных отношений; шесть женщин являются замести­телями министров. Во время выборов в органы местно­го самоуправления население республики только од­ной женщине доверило должность главы муниципаль­ного образования (из 35).

Таким образом, можно сказать, что женское право­вое пространство современного якутского общества формируют разные слои. Традиционная нормативная культура, являясь одним из важных его компонентов, находит свое отражение в асимметрии декларируемых прав и возможностей женщин. Очевидно, что в тради­ционном якутском обществе сложилось неоднознач­ное отношение к женщине, которая, с одной стороны, обладала определенными правами, ограниченными ря­дом обычаев и традиций. С другой стороны, якутские женщины, настроенные на сохранение традиционных семейных устоев и самого института семьи, пользова­лись уважением и авторитетом. Традиционные ценно­сти якутского общества более сохранены в селе. Более того, активную роль в дальнейшем развитии духовного наследия играют сами женщины, культивирующие традиционное отношение к женщине и мужчине. Оче­видно, что общественное сознание якутского общест­ва еще не созрело для лидерства женщин. Но в то же время, современный образ жизни влияет на распреде­ление обязанностей мужчин и женщин, постепенно изменяя традиционные стереотипы в отношении якут­ской женщины».

Источник: Пестрякова Т.Н. Женское правовое пространство в современном якутском обществе // В поисках себя: Народы Севера и Сибири в постсоветских трансформациях /отв. ред. Е.А.Пивнева, Д.А.Функ. М.: Наука, 2005 г.

Вопросы к тексту:

- на каком основании, по вашему мнению, автор статьи делает вывод о том, чтообщественное сознание якутского общест­ва еще не созрело для лидерства женщин?

- в чем, по вашему мнению, причина низкого процента представленности женщин в органах власти?

Текст №3

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ с. ИЕНГРА (РЕАПУБЛИКА САХА) НА 01.01.07 г.

КОНТИНГЕНТ НАСЕЛЕНИЯ ВСЕГО ЭВЕНКИ
всего жен. всего жен.
Работающее население
ГУП (Иенгра)
Оленеводы    
Охотники
Чум работники
Звероводы
Прочие
Декретированная группа
школа - интернат
дет. сад
больница
школа искусств
ЖКХ
магазины
Прочие
администрация
ППЧ-20    
Неработающее население
безработные
пенсионеры
инвалиды
Прочие
Всего населения - взрослые
подростки
школьники
Дети
ИТОГО:
Пенсионеры (работающие)
Женское население    
женщины    
девушки    
девочки    
Работающие женщины    
Неработающие женщины    
Детородный возраст    

Источник: Сорокина С.А. Проблемы социальной адаптации коренных народов Севера в условиях общественных трансформаций // Реальность этноса. СПб., 2008.

Задание к тексту:

- на основании данных таблицы сделайте выводы о гендерных особенностях социально-экономической ситуации в п. Иенгра.

Пример выполнения работы:

Женское население поселка составляет 682 человека или 55% от всего населения, из них эвенкиек - 516 человек или 75% от женского населения. Согласно статистическим данным женщины лучше справились с проблемой безработицы. Эвенки составляют 65% от работающего населения, работающих женщин эвенкиек 38% от всего работающего населения, то есть на 11% больше, чем работающих мужчин-эвенков. Безработных эвенков 95 человек или 77% от всех безработных, причем из них женщин только 28 человек. Более трудолюбивы и пенсионерки: всего работающих пенсионеров среди эвенков 15 человек, из них женщин – 12 человек и мужчин 3 человека.

Традиционно больше женщин в образовательных учреждениях и больнице. 90% сотрудников школы-интерната – женщины, так же дела обстоят в школе искусств и детском саду, 84% женщин среди персонала больницы. Половину руководящих должностей в поселке занимают эвенкийки.

Женщины заняты в оленеводстве (23 чум-работницы), почти половина сотрудников на звероферме – женщины. Две женщины-эвенкийки числятся охотниками. Но занятие это – не шаг на пути к гендерному равенству, а лишь вынужденная необходимость. Мужчины поселка в основном занимаются охотой и оленеводством (67 человек), 17 человек работают в ЖКХ, 6 – в пожарной части.

В целом, женщины успешнее мужчин преодолели проблемы социальной адаптации в новых социально-экономических условиях.

Методические рекомендации к заданию 3

Практическое занятие на тему «Специфика рынка труда в регионах Севера: сферы занятости мужчин и женщин» (2 ч.) предполагает подготовку докладов (письменная работа объемом не менее 10 стр.). При обращении к данной теме необходимо владеть такими понятиями теории гендера, как: гендерная дифференциация, гендерная стратификация, гендерная иерархия, гендерные отношения, гендерная асимметрия, гендерное равенство, гендерный порядок, гендерный дисплей.

Задание

На основе литературных источников и информации из сети Интернет необходимо провести анализ статистики и других данных по сферам занятости мужчин и женщин в различных регионах Севера, выявить особенности положения в сельской и городской среде. Смысл данной работы заключается в выявлении гендерной асимметрии в социально-экономической сфере.

Вопросы для обсуждения:

1) Опишите сферы занятости мужчин и женщин в вашем регионе, проведите анализ мужской и женской безработицы.

2) Что, по вашему мнению, нужно сделать для сокращения дискриминационных практик в отношении женщин на российском рынке труда?

3) Почему гендерное разделение труда является движущей силой глобализации?

4) Опишите основные исторические подходы к анализу женского труда, семьи и домашнего хозяйства, брачных отношений и репродуктивного поведения.

5)Почему, по вашему мнению, понятие частной и публичной сфер деятельности не применимо к исследованию гендерного порядка в традиционной культуре народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Описание ресурсов, необходимых для выполнения задания:

· Рекомендованные источники из списка основной и дополнительной литературы.

· Интернет - источники, найденные самостоятельно.

· Конспекты лекций по методологии и методике гендерных исследований.

 

5. Семинар-тренинг на тему: «Технологии этносоциологического мониторинга» (2 ч.)

Подготовка к данному семинару-тренингу предполагает самостоятельную подготовку реферативного обзора литературы по теме, выявляющей особенности этносоциологического мониторинга, различные методики его проведения. В ходе проведения семинара тренинга необходимо провести на конкретном материале сопоставительный анализ различных методик, выявить их сильные и слабые стороны, границы и особенности применения к различным социокультурным ситуациям в отдельных регионах Севера. Реферативный обзор литературы, а так же составление каталога социологических методик послужат преподавателю основным материалом для промежуточной аттестации.

Задание

Составление каталога социологических методик

План действий при выполнении задания:

Это задание направлено на актуализацию и систематизацию знаний, полученных при изучении основ прикладной социологии:

· составьте перечень социологических методик по проблемам межкультурного взаимодействия, которые разработаны в социологической лаборатории РГПУ им.А.И.Герцена;

· дополните этот перечень, проанализировав электронные ресурсы российских центров изучения общественного мнения;

· Систематизируйте полученные социологические методики.

Технологические приемы:

· составляя каталог социологических методик, имейте в виду, что он будет необходим для проведения североведческих комплексных экспертиз;

· при выполнении каждой операции необходимо указывать исходные данные социологической методики (кем составлена, проводились ли исследования);

· постарайтесь, чтобы этот каталог социологических методик получился наиболее полным и разнообразным, для этого используйте различные электронные ресурсы, содержащие социологическую информацию;

· результативность вашей работы повысится, если каталог будет подготовлен не только в печатной форме, но и на электронном носителе.

Описание ресурсов, необходимых для выполнения задания:

· Рекомендованные источники из списка основной и дополнительной литературы.

· Интернет - источники, найденные самостоятельно.

· Конспекты лекций по основам прикладной социологии.

Критерии оценки выполнения задания.

Задание считается успешно выполненным, если:

· в каталог включено не менее 5-ти социологических методик,

· приведено разъяснение сути выполняемой операции со ссылкой на источник,

· при составлении каталога использовано не менее пяти источников,

· каталог хорошо оформлен с точки зрения удобства пользования.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь