Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема №11 «Познавательные процессы. Мышление. Воображение»



Семинар - практикум

Основные понятия: мышление, воображение, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация, понятие, суждение, умозаключение, индукция, дедукция, агглютинация, схематизация, типизация, гиперболизация.

План:

1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Виды мышления.

2. Операции процесса мышления. Формы мышления.

3. Воображение как специфически человеческий вид деятельности.

4. Виды воображения.

5. Воображение и творчество.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Какие Вы знаете теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления?

2. В чем сходство и различие процессов мышления и воображения?

3. Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции организма.

4. Подберите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Проанализируйте роль мечты в Вашей деятельности.

5. Раскройте роль воображения в решении творческих задач.

Практические задания

Задание №1. Технология организации умственной карты.

Составьте творческую умственную карту на тему: «Карта счастья», «Карта успеха», «Карта любви», «Карта карьеры», «Карта семьи», «Карта друзей», «Карта здоровья», «Карта дома».

1. Начните рисовать в центре чистой страницы, немного развернув ее. Зачем? Чтобы предоставить своему мозгу творческую свободу строить карту во всех направлениях.

2. Используйте в качестве своей центральной идеи изображение. Почему? Потому что по своему творческому потенциалу образ стоит тысячи слов, он будет приятен глазу и способен концентрировать Ваше внимание.

3. Используйте разные цвета. Зачем? Цвет стимулирует творческое мышление, стимулирует визуальные центры мозга и привлекает интерес.

4. Присоедините к центральному образу главные ответвления и соедините ветви второго и третьего уровней с первым и вторым уровнями. Для чего? Если эти ветви соединены на листе бумаги, то они будут проявляться в большом количестве творческих мыслей в Вашей голове. Кроме того, это формирует и поддерживает основу структуры точно так же, как Ваш скелет, мышцы и соединительные ткани объединяют все Ваше тело.

5. Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему? Потому, что творческая умственная карта с прямыми линиями скучна для глаз! Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые Вы чаще видите в природе.

6. Пишите по одному слову в строке. Почему? Потому что, как Вам известно, каждое отдельное слово или образ генерируют свой собственный огромный массив творческих мыслей. Когда Вы используете по одному слову, каждое из них обладает лучшей способностью генерировать новые мысли. Написание фраз или предложений может замедлять срабатывание этого эффекта.

7. Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимулируют новые творческие ассоциации.

Задание №2. Шесть шляп мышления (автор – Эдвард де Боно).

Шесть шляп – шесть разных способов мышления. Проанализируйте предложенную проблему с позиции способа мышления, характерного для цвета выбранной шляпы. Работа происходит в подгруппах, затем представитель группы озвучивает общее мнение.

Белая шляпа – белый цвет беспристрастен и объективен. Мышление в белой шляпе побуждает человека к четкому разграничению факта и его интерпретации. Если утверждение выстроено на основе убеждения, то его следует подкреплять цифрами и фактами.

Красная шляпа – символ гнева, ярости и внутреннего напряжения. Работает власть эмоций. Эмоции – субъективное отношение к факту. Человек в красной шляпе говорит: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса…».

Черная шляпа – цвет мрачный, зловещий, недобрый. Это критика, негативизм, искренняя убежденность в том, что «никогда в жизни ничего не может складываться так, как надо». Образ мысли отличается строгой логикой, четкостью обоснования своей позиции. Мышление в черной шляпе не решает проблемы, а только указывает на них.

Желтая шляпа – солнечный, жизнеутверждающий цвет. Формирование позитивного мышления, оптимизма, надежды, позитивного умозаключения.

Зеленая шляпа – символ свежей листвы, изобилия, плодородия. Олицетворяет творческое начало, расцвет новых идей. Мышление направлено на активизацию движения мысли, а не на вынесение суждения о рассматриваемой идее.

Синяя шляпа – холодный цвет неба. Организация и управление мыслительных процессов. Обобщение всего достигнутого на настоящее время. Прекращение всех споров. Нейтральная позиция выступающего.

Задание №3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. По форме различают следующие виды мышления:

а) наглядно-действенное;

б) теоретическое;

в) интуитивное;

г) дискурсивное;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

2. Наглядно-образное мышление связано со следующими проявлениями:

а) оперированием понятиями;

б) рефлексией;

в) оперированием суждениями;

г) оперированием представлениями;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

3. Понятие – это важнейший элемент:

а) восприятия;

б) мышления;

в) памяти;

г) речи;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

Задание №4. Установите соответствие между мыслительными операциями и их характеристикой:

а) обобщение;

б) синтез;

в) абстракция;

г) сравнение;

д) анализ.

 

1) отвлечение существенных свойств предмета от несуществующих;

2) мысленное соотношение каких либо объектов и выделение в них общего или различного;

3) мысленное состояние и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях;

4) мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, сторон;

5) мысленное соотношение, сопоставление, установление связи между различными элементами.

Задание №5. Прокомментируйте приведенные определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные.

1. Мышление – это процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта.

2. Мышление – это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании.

3. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

4. Мышление – это процесс переработки созерцания и представлений в понятия.

5. Мышление – это процесс переработки информации.

6. Мысль – это биотоки мозга.

Задание №6. О каких видах, свойствах и особенностях воображения идет речь?

а) Воображение проявляется в умении представить деталь по чертежу, героя художественного произведения – по тексту, картину отдыха знакомого человека – по его рассказу.

б) Благодаря воображению целостный образ ситуации создается раньше ее расчлененной картины.

в) Образ Наташи Ростовой создан Л.Н. Толстым путем слияния черт двух женщин – жены писателя Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны Андреевны.

г) Когда говорят о воображении, чаще всего имеют в виду деятельность художника, ученого и изобретателя. При этом упускается из виду, что без фантазии невозможно изготовить самое простое изделие.

д) Воображение работает также во сне, в полудремотном состоянии, при расстройствах психики, когда оно обретает форму галлюцинаций.

Задание №7. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.

1. Вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего, называется:

а) грезами;

б) фантазией;

в) мечтой;

г) сновидением.

2. Технические изобретения: дирижабль, троллейбус, аэросани, самолет-амфибия созданы при помощи такой формы воображения, как:

а) агглютинация;

б) типизация;

в) гиперболизация;

г) схематизация.

3. Образы сфинкса, кентавра, пегаса созданы на основе:

а) типизации;

б) гиперболизации;

в) схематизации;

г) агглютинации.

 

Список литературы:

1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. Т.1 / П.П. Блонский; под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979.

2. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с анг. Е.А. Самсонов. – 2-изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 304 с.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.

4. Лурия А.Р. Язык и мышление / А.Р. Лурия. – М., 1979.

5. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 608 с.

6. Петровский А.В. Психология: учебник / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 5-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2006. – 512 с.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь