Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РЕЗЮМЕ - ОСНОВНЫЕ ЗАПОВЕДИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ



Приведенный ниже перечень является логическим продолжением тех аргументов, которые прозвучали в предыдущих главах этой кни­ги. При его составлении автор сознательно отказался от присвое­ния приоритетов тем или иным его пунктам. Те, кто формируют и воплощают в жизнь культурную политику, будут действовать так, как сочтут нужным, и автору не хотелось бы навязывать им свое мнение. Данный перечень также нельзя расценивать как свод правил и рекомендаций Совета Европы в определенной области или как обобщение культурной политики различных государств. Однако по своему духу он очень близок к этим двум категориям документов. Автору хотелось бы здесь предоставить тем, кто изучает куль­турную политику, набор критериев, на основании которых они мо­гут судить о направлении своей политики. Конечно, профессионалы в этой области захотели бы включить в этот список еще некоторые пункты и задали бы автору вопрос, почему они здесь отсутствуют.

ТРАДИЦИИ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ КУЛЬТУРЫ

• Министры культуры должны занять достойное место в полити­
ческой иерархии, чтобы их политический вес и влияние соот­
ветствовали социальной важности культурного самосознания,
которое они должны поддерживать во имя многообразия и плю­
рализма.

• Задача власти в области культуры - оказать поддержку, а затем
отойти в сторону.

• Не стоит переоценивать те блага, которые культура может при­
нести экономике. Настоящим благом является развитие творче­
ских способностей и вдохновения.


Извлечение из книги Саймона Манди «Культурная политика: краткое руково­дство» цитируется по сборнику «Культурная политика в Европе: выбор страте­гии и ориентиры». - М., 2002. - С.91 - 99.




• Затраты на культуру обернутся социальными благами только •
том случае, если они сопровождаются соответствующими мера­
ми в области экономики и образования.

• Культурные аспекты придают дополнительную ценность цело­
му ряду областей государственной деятельности. Поэтому куль­
турная политика должна выступать координирующим началом
и стремится к распространению на другие сферы деятельности.

• В большинстве европейских стран основная поддержка культу­
ры осуществляется на местном уровне.

• Власти должны проводить три стратегии финансирования: на­
прямую, через местные органы власти, через частный сектор.

• Пожертвования и спонсорская помощь являются дополнитель­
ными ресурсами для бюджетов учреждений культуры, но они
могут повлиять на направление культурной деятельности учре­
ждений и редко составляют более 10% от бюджета.

• Спонсорство не должно рассматриваться как последняя надежда
в тяжелой ситуации ни государством, ни учреждением культу­
ры, ни самим спонсором. Недопустимо за счет спонсорской по­
мощи пытаться поправить урон от недостаточного государст­
венного финансирования.

• Учреждениям культуры должна быть предоставлена свобода от
бюрократического вмешательства, однако властям на всех уров­
нях следует оказывать на них положительное влияние и
обеспечивать их стабильность.

• Некоммерческие учреждения культуры не должны стоять перед
государством с протянутой рукой. У них свои приоритеты, от­
личные от приоритетов коммерческого сектора, приносящие
ощутимую общественную пользу. Для успешного развития
культура нуждается и в тех, и в других.

• Приватизация учреждений культуры должна проводиться толь­
ко в той степени, в которой того требуют общественные и куль­
турные интересы.

• Учреждения культуры не являются единственными участника­
ми культурной жизни. Культурная политика должна учитывать


творческую деятельность отдельных личностей и всего населе­ния.

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ

• Решения должны приниматься на том уровне, на котором они
будут претворяться в жизнь, то.есть, городские власти несут от­
ветственность за городскую культурную жизнь и т.д.

• Большинство учреждений культуры также имеет связь с вла­
стью национального, регионального и местного уровней.

• Необходимо, чтобы решения властей могли оспариваться на
общегосударственном уровне (в Министерстве культуры).

• Функциями центрального правительства должны быть коорди­
нация поддержки культуры, исходящей от различных уровней
власти и, при необходимости, выполнение роли арбитра.

• Предпочтения на шкале общественной пользы должны распре­
деляться так: во-первых, интересы граждан, во-вторых, интере­
сы деятелей культуры, в-третьих, интересы органов власти.

• Культуру необходимо поддерживать на национальном и между­
народном уровнях. Для этого следует включаться в междуна­
родные культурные программы и поощрять учреждения культу­
ры принимать в них участи.

• Механизм распределения финансирования должен быть про­
стым, по возможности, свободным от бюрократической волоки­
ты и прямым.

• Должны существовать механизмы распределения полномочий
между всеми частями структуры управления культурой, охва­
тывающие все уровни.

• Необходимо наличие авторитетного консультационного органа
на независимой законодательной базе.

• Государство должно обнародовать свое обоснование в том слу­
чае, если рекомендации консультационного органа не выпол­
няются, и предоставить возможности для оспаривания своего
решения.

• Количество официальных структур и органов должно быть све­
дено до минимума - нет нужды тратить средства на управление


культурой, если их можно потратить непосредственно на куль­туру.

• Необходимо развивать структуры гражданского общества (ас­
социации профессионального членства и добровольных
организаций), создавать сети культурных контактов.
Обеспечивать финансирование их деятельности.

• Нужно поддерживать международные сети и сотрудничать с
ними, особенно, если они размещают свои представительства на
вашей территории.

• Чиновники всех уровней должны быть подготовленными для
работы в области культуры и понимать ее специфику, в том
числе, представлять себе повседневную деятельность людей
творческих профессий.

• Следует разумно, без нажима, применять различные нормы и
правила, с учетом того, что культура часто выходит за сложив­
шиеся рамки и нуждается в подвижных критериях при оценке
своей деятельности.

• Надо добиться повышения профессионального статуса чинов­
ника, который работает в области управления культурой, обес­
печить возможность его последовательного карьерного роста
вплоть до самого верха служебной лестницы, профессиональной
подготовки и обучения, увеличить перспективность его профес­
сии.

• Культура может быть использована в политических целях толь­
ко для объединения и консолидации, а не для разъединения.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь