Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Система персонажей, ее перегруппировка в ходе развития сюжета.



 

Персонаж (от лат. Persona – особа, лицо, маска) – вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. Понятие персонажа – важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, где именно персонажи, образующие определенную систему, и сюжет (система событий) составляют основу предметного мира. В лирике же, воссоздающей прежде всего внутренний мир человека, персонажи (если они есть) изображаются пунктирно, фрагментарно, а главное – в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта (т.е. носителя изображаемого сознания). Иллюзия собственной жизни персонажей в лирике (по сравнению с эпосом и драмой) резко ослабевает.

 

Чаще всего литературный персонаж – это человек (но могу быть и животные, вещи и т.д., как в «Маугли» Киплинга, «Мастере и Маргарите» Булгакова). Степень конкретности его представления может быть разной и зависит от многих причин:

- от места в системе персонажей (ср. Самсона Вырина и «кривого мальчика» (замещает петербургских внуков Вырина, для полноты рассказа о Вырине); ср. Чацкого и Петрушку (слугу) и т.п.)

- от родовой принадлежности произведения

- от жанра произведения

- более всего – от замысла произведения, творческого метода писателя

 

Основу предметного мира эпических и драматических произведений обычно составляют система персонажей и сюжет. Даже там, где главная тема – человек наедине с природой, персонажная система не исчерпывается одним героем (в «Робинзоне Крузо» Дефо: Робинзон, его отец (внесценический п. в средней части произведения), желанный товарищ - «живой человек, с которым он мог бы разговаривать» и т.п.). Как и любая система, персонажная сфера произведения характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру (относительно устойчивый способ связи элементов). Статус персонажа тот или иной образ получает именно как элемент системы (например, чайная роза у Дефо – не персонаж, а у Гаршина в «Сказке о жабе и розе» - персонаж).

 

Для образования системы персонажей необходимы как минимум два субъекта. *Бывает раздвоение персонажа («Тень» Е. Шварца), а также его превращение («Превращение» Кафки, «Собачье сердце» Булгакова), раскрывающие в сущности один противоречивый характер. На ранних стадиях повествовательного искусства число персонажей и связи между ними определялись прежде всего логикой развития сюжета. Волшебная сказка, как показал Пропп, всегда соотносит образы героев и его противника («вредителя») –» антитеза. Вокруг главных героев группируются второстепенные, участвующие в борьбе на той или другой стороне (важнейшее свойство структуры – иерархичность). При этом разнообразие конкретных персонажей в архаических жанрах поддается классификации: Пропп свел их в волшебной сказке к семи инвариантам – вредитель, даритель, помощник, царевна (искомый персонаж) и ее отец, отправитель, герой, ложный герой. Подобные несовместимости и противоположности преобладают в персонажной организации и сюжетном построении и в других жанрах, и не только ранних: Золушка-Мачеха, Чацкий-двадцать пять глупцов.

 

С течением времени наряду с антитезами (персонажными и событийными) упрочивались и более гибкие сопоставления фактов и явлений как одновременно различных и сходных (Онегин, Татьяна, Ленский одновременно противопоставлены и сходны своими возвышенными стремлениями и «невписываемостью» в окружающую реальность). Сюжетная связь становится не главным типом связи между персонажами. Система персонажей – это определенное соотношение характеров.

 

Чаще всего сюжетные роли героев более или менее соответствуют их значимости как характеров (Антигоне страдательная роль уготована мифом). В эстетике большинства направлений европейской литературы характеры важнее сюжета, оцениваемого прежде всего в его характерологической функции. Обычно главные герои произведений, через которых раскрывается творческая концепция, занимают центральное положение и в сюжете. Автор сочиняет, выстраивает цепь событий, руководствуясь своей иерархией характеров, в зависимости от избранной темы.

 

Для понимания главного проблемного героя могут играть большую роль второстепенные персонажи, оттеняющие различные свойства его характера. В результате возникает целая система параллелей и противопоставлений (Обломов VS (образ жизни) Штольц VS (психологически) Захар; Ольга VS Агафья Матвеевна). Однако между местом героя в сюжете произведения и в иерархии характеров могут быть существенные диспропорции. Это происходит при введении свободных мотивов (отступлений от основного сюжета) в фабулу (цепь событий, образующих причинно-временную цепь): вводный эпизод «Сон Обломова», где важно абсолютно всё.

 

Увидеть за персонажами систему характеров позволяет творческая концепция, идея произведения, именно она создает единство самых сложных композиций. Конечно, в понимании этой концепции возможны и расхождения (любая интерпретация субъективна), но в любых интерпретациях персонажи и их расстановка рассматриваются в свете единства смысла произведения (Белинский: Печорин не есть герой повестей «Бэла» и «Максим Максимыч», но без него не было бы этих повестей). *Может быть несколько сюжетных линий, объединяемых в одном произведении: «внутренняя связь», сложная перекличка эпох и ценностей лежит в основе «МиМ» Булгакова; сюжетные линии Анна-Каренин-Вронский, Кити-Вронский-Левин, Долли-Стива объединены семейной темой.

 

В свете той или иной концепции произведения, охватывающей его в целом, и с учетом многообразия структур образа определяется значение персонажа как характера. При этом приблизительно равная занятость в сюжете не означает сходного статуса характеров (Платон Каратаев и Тихон Щербатый в «Войне и мире» - оба эпизодические, но роль Платона намного больше). Для «экономии» в построении системы персонажей иногда используют двойников (два персонажа, но один тип: Добчинский и Бобчинский), собирательные образы и массовые сцены, что характерно для авторов эпопей, нравоописательных панорам.

 

Неучастие персонажа в основном действии произведения нередко означает, что этот персонаж нужен как выразитель общественного мнения, символ, резонер и т.п. (Феклуша и Кулигин, не участвующие в интриге, нужны для понимания образа героини, являются двумя полюсами духовной жизни города Калинова).

 

В лирических стихотворениях может быть представлена система персонажей («О доблестях, о подвигах, о славе…» Блока http: //blok.ouc.ru/o-doblestyax-o.html есть «я» - лирический герой, и «ты» - девушка; но бывают и более многочисленные системы; в «Незнакомке» http: //www.stihi-rus.ru/1/Blok/90.htm есть собирательный образ «испытанных остряков»).

 

Таким образом, компоненты изображаемого в произведении всегда соотнесены друг с другом. Художественное творение – это средоточие взаимных «перекличек», порой весьма многочисленных и разнообразных, содержательно значимых, активизирующих читателя, направляющих его реакцию. Изучение систем персонажей в аспекте исторической поэтики, их знаковости подготавливает и к более глубокому восприятию современной литературы, изощренно и широко использующей накопленное культурой богатство. Анализ персонажной сферы в эпосе, драме и лирике выявляет не только различие, но и сходство между литературными родами.

 

 

Вопрос 24. Интерпретация проивзедения, её объективные и субъективные предпосылки. Текстуальная база произведения.

 

Понятие интерпретации произведения (принцип рассмотрения литературного произведения). Универсальное понятие литературоведенья.

Интерпретация – это один из подходов к изучению литературных произведений. Наряду с научным описанием и анализом интерпретация творений словесности является одной из важнейших задач литературоведенья. Интерпретация – универсальное понятие литературоведенья вне зависимости от различных щкол и направлений.

Определение интерпретации. История термина. Герменевтика, позже интерпретация как вторичный компонент понимания текста вообще. Основы интерпретации (перекодировка, субъективность и объективность, новые смыслы).

 

Интерпретация – последняя стадия рассмотрения художественного произведения, которое начинается с анализа. Интерпретация – это постижение смысловой целостности произведения.

Исторически термин интерпретация восходит к герменевтике (искусству и теории истолкования текстов в античности и Средневековье, в немецкой класс. философии учению о постижении смысла вообще).

Интерпретация в рамках герменевтики это вторая ступень постижения смысла, аналитическое понимание. Сначала интерпретатор приходит к интуитивному постижению текста, схватывает целое, потом систематизирует первичные впечатления от прочитанного. Рациональное понимание и есть герменевтика. Однако, несмотря на всю рациональность, интерпретатор должен понимать ограниченность своих возможностей и не претендовать на абсолютное понимание текста (пусть, он и обладает эрудицией).

 

Герменевтика установила и закономерности интерпретации. Так, рациональное понимание текста связано с переводом высказывания на другой язык (перекодировкой, если воспользоваться термином структурализма). Стремясь постичь смысл сказанного, интерпретатор меняет смысл высказывания в какой-то степени, придает толкуемому явлению новый облик. Поэтому интерпретация носит избирательный и в тоже время творческий характер, с одной стороны, направлена на понимание, с другой стороны, на досотворение понимаемого. Интерпретатор нередко дополняет содержание высказывания, пытаясь осветить тот элемент высказывания, который для самого автора был неосознанным.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
  2. II. Важнейшие направления развития западноевропейской художественной культуры XIX века
  3. III. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
  4. IV. КУЛЬТУРА КАК ЗНАКОВО–СИМВОЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
  5. PR в современной России: хронология развития, статистика, тенденции
  6. Uлава 4. Советский период развития культуры России
  7. V. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НОРМ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
  8. V. Понятия моделирующая система и вторичная моделирующая система
  9. V2: Тема 7.1 Обзор строения головного мозга. Основание головного мозга. Выход черепных нервов (ЧН). Стадии развития. Продолговатый мозг, мост.
  10. А 144. Из каких элементов образуется система права РФ?
  11. Абсолютно твердое тело - система материальных точек, расстояние между которыми не изменяются в данной задаче. Абсолютно твердое тело обладает только поступательными и вращательными степенями свободы.
  12. Агрегатные индексы. Система индексов


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1300; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь