Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лирика как литературный род. Жанры лирики.



ЛИРИКА – род лит-ры, в котором мир осваиваивается эстетически как царство субъектности. Объект – внутренний мир человека. Содержание – переживание (мысли, чувства). Объективный мир в лирике – повод к переживанию или его внешний оттиск. Основные ценности – духовные: благородство и сила мысли, культура чувств, богатство эмоций.

Носители лирических переживаний:

1) Лирический герой (не тождественен автору). а) прототип, герой – тип. читатель – со-герой

2) Герой ролевой лирики – герой выступает другим по отношенению к автору (особ.речев. манера отличная от лит норм)

3)Поэтический мир. Худ. реальность является наглядно-зримым воплощением переживания.

Предмет изображения в лирике – внутренний мир человека. Содержательная доминанта: переживания (какого-то чувства, мысли, настроения). Форма словесного выражения – монолог. Функции слова – выражает состояние говорящего. Эмоциональная сфера человеческих эмоций, внутренний мир, путь воздействия – суггестивность (внушение). В эпосе и драме пытаются выявить общие закономерности, в лирике – единичные состояния человеческого сознания.

Нерациональные ощущения и устремления. Неповторимость, хотя и есть элемент обобщения для передачи своих мыслей современникам. Созвучие с эпохой, возрастом, эмоциональными переживаниями. Как род литературы лирика важна всегда.

В основе лежат переживания. Лирический сюжет – это развитие и оттенки авторской эмоции. Часто говорят, что лирика бессюжетна, но это не так.

Поэт отстаивает право писать в легком, малом жанре. Малые жанры возвели в абсолют. Подражания другим жанрам, игра ритмами. Иногда из-за жизненной подоплеки появляются циклы стихотворений.

Лирический герой – это понятие вводит Ю. Тынянов и Л.Я. Гинзбург «О лирике». Есть синонимы «лирическое сознание», «лирический субъект» и «лирическое я». Чаще всего такое определение – это образ поэта в лирике, художественный двойник поэта, вырастающий из текста лирических композиций. Это носитель переживания, выраженность в лирике. Термин возник из-за того, что нельзя поставить знак равенства между поэтом и носителем сознания. Этот зазор появляется в начале 20 века в лирике Батюшкова.

Могут быть разные носители, поэтому два вида лирики: автопсихологическая и ролевая. Пример: Блок «Я Гамлет…» и Пастернак «Гул затих…». Образ один, но лирика разная. Блок играет в спектакле, это переживание межличностных отношений – автопсихологическая лирика. У Пастернака – ролевая, даже входит в цикл Юрия Живаго. Большая часть в стихотворной форме

Жанры лирики возникли в античные времена. Вот некоторые примеры жанровых лирических произведений: гимн (хвалебная песнь), ода (прославление лица или события), эпитафия (надгробная надпись, иногда шуточная), эпиталама (стихи на бракосочетание), эпиграмма (сатира на человека), дифирамб (симпатия к одному лицу), послание (обращение к лицу в форме письма). Это деление сохранялось долго, но примерно в середине 19 века и позднее стали появляться лирические жанры большой формы, например, лирическая поэма (Уитмен «Листья травы», Блок «Соловьиный сад»). Они сменили короткую лирическую песню – элегию (Жуковский, Лермонтов, Беранже). Такие жанры роднятся с жанром баллады («Людмила» и «Светлана» В.Жуковского, «Рыцарь на час» Н.Некрасова). Некоторые лирические жанры вследствие их музыкального оформления называют романсами.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

(ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание)

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.

ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.

ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.

СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами.

 

 

Драма как литературный род. Жанры драматических произведений.

Драма - (др.-гр. действие, действо) – одно из литературных течений. Драма как род литературы в отличие от лирики и подобно эпосу драма воспроизводит прежде всего внешний для автора мир – поступки, взаимоотношения людей, конфликты. В отличие от эпоса она имеет не повествовательную, а диалогическую форму. В ней, как правило, нет внутренних монологов, авторских характеристик персонажей и прямых авторских комментариев изображаемого. В «Поэтике» Аристотеля о драме сказано как о подражании действию путём действия, а не рассказа. Это положение не устарело до сих пор. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, побуждающие персонажей к словесно – физическим действиям. Авторская речь иногда может быть в драме, но носит вспомогательный характер. Иногда автор кратко комментирует реплики своих героев, делает указания на их жесты, интонацию.

Драма тесно связана с театральным искусством и должна отвечать запросам театра.

Драма рассматривается как венец литературного творчества. Примерами драмы является пьеса «Гроза» Островского, «На дне» Горькова.

По своему содержанию драма отражает наиболее острые в социальном и психологическом отношении моменты жизни.

 

О драматических жанрах нужно говорить, не забывая, что драма сама по себе – жанр, возникший на стыке литературы и театра. Анализировать их в отдельности друг от друга нельзя. Мы говорили о драме уже достаточно, однако, значения драме как театральному действу не дали до сих пор.

 

Для того, чтобы какое бы то ни было произведение называлось драмой, оно как минимум должно содержать в себе конфликт, либо конфликтную ситуацию. Конфликт имеет право быть и комичным и трагичным. Зачастую драма вмещает в себе большое количества и того и другого. Наверно поэтому, она нередко трактуется в специализированной литературе как промежуточный жанр.

 

Драма может быть психологической (как на сцене, так и в литературе), социальной, философской, основанной на бытовом или историческом конфликте, также нередко встречается и комбинация из перечисленных выше видов, особенно это будет характерно для драмы литературной. Драма также может быть национальной, так можно выделить испанскую драму – её иногда ещё называют «драмой чести» или «комедией плаща и шпаги», тут всё целиком и полностью зависит от того, какой конфликт разработан в драме. Жанры драмы – способны проявляться только в литературе. Их на самом деле не слишком много:

 

• Пьеса (повествование в прозе либо стихотворной форме, в котором фигурируют действующие лица, автор, и наличествуют ремарки)

 

• Комедия

 

• Интермедия

 

• Трагедия

 

• Бурлеск

 

• Хроника (историческая, психологическая, ретроспективная)

 

• Сценарий

 

Драматическая проза отличается от прозы обычной в первую очередь тем, что в ней много постоянно сменяющих друг друга событий, при этом большое количество действующих лиц, гораздо большее, чем скажем в обычном рассказе, хотя объём повествования может быть одинаков. Считается, что читатель в состоянии запомнить не более 5-7 действующих персонажей, драма нередко нарушает этот закон, у читателя драматического произведения всегда есть возможность заглянуть на форзац и посмотреть, кто именно тот герой, о котором он совсем забыл.

 

Лироэпические произведения.

Лиро-эпический род литературы — художественные произведения в стихотворной форме, в которых сочетаются эпическое и лирическое изображения жизни.

В произведениях лиро-эпического рода жизнь отражена, с одной стороны, в стихотворном повествовании о поступках и переживаниях человека или людей, о событиях, в которых они принимают участие; с другой стороны, — в переживаниях поэта-повествователя, вызванных картинами жизни, поведением действующих лиц в его стихотворном рассказе. Эти переживания поэта-повествователя обычно выражены в произведениях лиро-эпического рода в так называемых лирических отступлениях, иногда непосредственно не связанных с ходом событий в произведении; лирические отступления — один из видов авторской речи.

Таковы, например, известные лирические отступления в стихотворном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», в его поэмах; таковы в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» главы «От автора», «О себе» и лирические отступления в других главах поэмы.

ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ): поэма, баллада.

ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повество-вательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.

КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.

ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 4648; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь