Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Категории — ступени и формы познания мира



Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышлении о нем. «Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? Если нет, значит, мышление не связано с бытием. Если да, значит, есть диалектика понятий и диалектика познания, имеющая объективное значение» 1. Понятия категорий и законов в их соотношении и заключают в себе такую «диалектику познания». Даже самая простая мысль: «Три желтых листа упали на землю» — заключает в себе такие понятия, как «предмет» (лист, земля), «качество» (желтый), «количество» (три), «движение» (падать). Если мы, воспринимая объекты, не подводим их под какие-либо понятия, категории, то мы вообще обречены на то, чтобы бессмысленно смотреть на вещи. Категориальный строй мышления выступает в качестве необходимой предпосылки и условия всякого познавательного акта.

Исторически сложившиеся категории даны каждому вступающему в жизнь человеку как нечто априорное (доопытное) по отношению именно к нему, будучи апостериорными (получаемыми после опыта) в своем становлении. По мере усвоения категории определяют зону и направленность видения любой формы данности — природной, социальной или духовной. Они ориентируют сущностное понимание мира человеком и человека в мире, организуют познавательную деятельность, определяя и поле мысленно обозреваемой реальности, и угол зрения, под которым мы осмысливаем ее. Другими словами, категории наполнены и методологическим, и мировоззренческим содержанием. Так, содержание категории «бытие» может быть и материалистическим, и идеалистическим. И это касается всех без исключения категорий.

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 229.

Каждая наука обладает своим исторически сложившимся, специфическим арсеналом логических средств мышления, с помощью которых осуществляется постижение свойств и сути их объектов. Разумеется, любая наука оперирует понятиями разной степени общности и значимости, но ее «костяк» составляют основополагающие понятия — категории, которые, взятые в системе, образуют ее так называемый категориальный строй. Категории — это предельно общие понятия в рамках данной предметной области. Вокруг системы категорий, как электроны вокруг ядра в атоме, строится вся система понятий данной науки. Поскольку философия есть наука о наиболее общих связях и законах развития природы, общества и мышления, постольку и ее категориям присущ наиболее общий, универсальный характер. Категории философии — это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности, они «суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею» 1.

Итак, философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Однако, как и в любой науке, не все философские категории всеобъемлющи. Например, гносеологические категории («знание», «истина», «заблуждение») характеризуют существенные аспекты лишь познавательной деятельности. Но есть и универсальные философские категории. Регулируя реальный процесс мышления, они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему: «связь», «взаимодействие», «отражение», «информация», «развитие», «причинность»., «структура», «система», «форма», «содержание», «сущность», «явление» и др.

Во всех преобразованиях как конкретно-научного, так и философского знания наиболее устойчивой оказывается именно система категорий, хотя, разумеется, и она претерпевает определенные изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление о содержании, например, таких фундаментальных категорий, как «материя» и «сознание», существенно отличается от того, как они мыслились, скажем, в философии нового времени, а тем более в древности.

Для категорий философии характерно то, что, как бы аккумулируя в себе результаты развития отдельных наук, они фиксируют именно мировоззренческие и методологические моменты в содержании научной мысли. Категории философии

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 85.

связаны так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент всей системы. Нельзя, к примеру, понять материальную и духовную реальность посредством одной категории «материя», не прибегая к категориям «движение», «развитие», «пространство», «время» и многим другим. Иначе мы не выйдем за пределы простой констатации реальности в ее всеохватности. Для осмысления реальности мы вынуждены привлечь весь строй философских категорий и понятий, где одно характеризуется через другое, в единстве с другим, то сливаясь в целое, то расходясь.

Порядок расположения философских категорий в системе основывается на учете все возрастающей сложности объективных связей и движения познания от простого к сложному. Но для углубленного рассмотрения той или иной проблемы разум вправе выбрать тот или иной «блок» категориальной системы, не упуская при этом из виду, что система философских категорий — это органическое целое, из которого без ущерба для истинного познания невозможно вырвать ни одного звена.

Соотношение категорий и основных законов диалектики

Сразу можно сказать, что основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развернутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. А с другой стороны, и некоторые категории сами по себе тоже являются законами. Например, категория причинности —универсальный закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными человеком, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности. Поскольку история познания начинаемся с выделения в природе чего то общего, подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления, то оно поначалу отливается в форму общих понятий и категорий, на основе которых формируются определенные принципы как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая мысль стремится, опираясь на разработанные инструменты познания в виде категорий и принципов и на все более обогащающуюся эмпирическую, опытную базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие наши знания о мире, — законы. Таким исторически сложившимся ходом познания и обусловливается наше изложение категорий и законов диалектики.

Сущность и явление

Понятие сущности и явления

Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, ко все более глубокому, скрытому — к сущности. Сущность же обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего самообнаружения. Как листья, цветы, ветви и плоды выражают во внешнем виде сущность растения, так, например, и этические, политические, философские, научные, эстетические идеи выражают сущность определенного общественного строя. Какова общественная система в своей сущности, таковы и формы ее проявления во внутренней и внешней политике, в характере народного волеизъявления, в формах правосудия, в производительности труда, в художественном творчестве и т. п. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов. Например, многие проявления злокачественной опухоли (рака) изучены достаточно подробно, но сама ее сущность пока остается во многом еще зловещей тайной. Сущность скрыта от взора человека, явление же лежит на поверхности. (Мудрый Прутков недаром призывал: «Зри в корень! ») Сущность, следовательно, есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления.

Сущность мыслится и в глобальном масштабе — как предельное основание бытия мироздания, как субстанция всего сущего, и в границах определенного класса вещей, например минералов, растений, животных, человека. Она составляет общую основу и множества различных явлений, и единично-уникального.

Само понятие сущности носит емкий, собирательный характер: в ней заключено интегральное единство всех глубинных, закономерно связанных элементов содержания объекта в их противоречиях, причинно-следственных отношениях, в их зарождении, развитии и тенденциях к будущему. В ней и причина и закон, и основные противоречия и структура, и то, что лежит в основании всех свойств объекта. И в этом смысле она есть нечто внутреннее, некоторый организующий принцип, основание бытия объекта в формах его внешнего выражения. Понятие сущности, таким образом, соотносительно с понятием содержания, выражая, однако, не все содержание целиком, но лишь главное, основное в нем. Понятие сущности вообще соотносительно со всеми категориями, например с категорией качества. Но последняя не исчерпывает сущности,

а выражает лишь какой-то аспект ее: чтобы раскрыть сущность, нужно выяснить и меру как единство качества и количества. Понятие сущности связано глубинным образом и с понятием закона, но закон и сущность не совпадают: мы знаем законы гравитации, не ведая пока ее физической сущности. А кто может сказать, что такое информация в ее глубинной сущности? Между тем законы приема, хранения, переработки информации изучены довольно основательно.

Сущность внутри себя динамична и подвержена принципу развития. Так, капитализм эволюционировал с начала своего возникновения и до наших дней. И хотя в целом сущность капитализма не претерпела коренных изменений (принцип остался тем же), это не значит, что современный капитализм существенно не отличается от домонополистической стадии своего развития.

Вскрыть сущность чего-либо — значит проникнуть в глубины вещи, в ее основные свойства, выявить причину ее возникновения и законы функционирования, а также тенденции развития. При этом не только в гносеологическом, но и в онтологическом плане сущность обладает разной мерой глубины. Она, следовательно, имеет свои степени, или порядки. И познание всегда движется от сущности одного порядка к сущности другого, более глубокого порядка. Порядок сущностей, начинаясь с относительно простой сущности, уходит в бездну бесконечности: ее туманные глубины постижимы силой разума лишь в возможности, актуально же всегда оставаясь в «пропасти» текущего бытия. И то, что ведомо современной науке о ней, — это лишь определенный и как бы очередной порядок ее выявленности совокупному разуму человечества. Исходя из бесконечности мироздания, можно сказать, что порядкам сущности нет предела. Поэтому, когда мы говорим, что «схватили сущность», это по большей части есть только метафора, означающая, что мы уцепились всего лишь за «краешек» сущности в полном ее объеме. Следует подчеркнуть, что сущность всегда конкретна, нет сущности вообще.

Реально сущность нерасторжима с формами своего проявления. Так, прибавочная стоимость, присваиваемая капиталистом, выступает в виде прибыли, а вне этой формы своего проявления она никому не дана. Так что же такое явление? Это проявление сущности: если сущность есть нечто общее, то явление — единичное, выражающее лишь какой-то момент сущности; если сущность есть нечто глубинное, то явление — внешнее, более богатое и красочное; если сущность есть нечто устойчивое и необходимое, то явление — преходящее, изменчивое, случайное. Можно сказать, что явление есть то,

как сущность проявляет себя вовне: во взаимодействии со всем иным, в том числе и с нашими органами чувств.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1527; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь