Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Природная среда — естественное условие жизни общества



История человечества и история Земли — это, по словам А. И. Герцена, две главы одного романа, две фазы одного процесса. Между природным и общественным нет пропасти: общество остается частью более обширного целого — природы. Но каждое при этом обладает своей спецификой.

Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки — географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Сюда входят и реки, так или иначе связанные с человеческой деятельностью, и каналы, леса и искусетвен-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 188.

ные лесные полосы, поля и выгоны, пастбища и луга, города и иные поселения, климатические и почвенные условия, полезные ископаемые, растительное и животное царство. Таким образом, географическая среда — это та часть природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, воды, почва и почвенный покров, растительный и животный мир), которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. Мы связаны с географической средой «кровными узами», и вне ее наша жизнь невозможна: она является естественной основой жизни человека, предпосылкой материального производства. С самого своего возникновения человеческое общество изменяло окружающую природу и само изменялось под ее воздействием. Каждое общество преобразует географическую среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек геохимически переделал мир, и этот процесс уже необратим.

В свою очередь, и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история — наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества. Если на крайнем севере, в этой оледеневшей стихии, человек вырвал у негостеприимной, суровой природы средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках, в этом царстве ярких благоухающих цветов, вечной зелени и сочных плодов, необузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах и не делает его собственное развитие естественной необходимостью. Географическая среда как условие хозяйственной деятельности общества может оказывать определенное влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, в условиях тундры население занимается преимущественно олене-

водством, а на побережье Черного моря, в субтропиках — разведением цитрусовых. Влияние географической среды на общество — явление историческое: чем дальше в глубь прошлого, чем слабее сила общества, тем больше его зависимость от географической среды.

Однако было бы неверно определять развитие общества исключительно факторами географической среды, как это делали сторонники географического детерминизма, утверждавшие, что и психические особенности людей, и весь уклад жизни общества непосредственно зависит от природных условий соответствующей местности. Факт обусловленности жизни людей географической средой был подмечен еще античными мыслителями, рассматривавшими с этой точки зрении обычаи, нравы и даже образ правления (Геродот и другие). Если, далее, в XVI—XVIII вв. идея детерминации жизни общества географической средой была в целом исторически прогрессивной, поскольку противостояла религиозно-идеалистическим истолкованиям истории (Ш. Монтескье, А. Тюрго и другие), то впоследствии она приобрела явно реакционный характер, выродившись в геополитику. Геополитика — это буржуазная концепция, использующая данные географических наук для обоснования агрессивной политики империалистических государств; она смыкается с расизмом и фашизмом, использующими в своих реакционных целях идею «жизненного пространства».

Ограничивается ли природная среда жизни общества лишь географической средой? Нет. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого — биосфера, включающая населенную организмами верхнюю часть земной коры, воды рек, озер, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. Ее структура и энергоинформационные процессы определяются прошлой и современной деятельностью живых организмов. Она находится под влиянием космических, а также глубинных подземных воздействий; это гигантская природная биофизическая и биохимическая лаборатория, связанная с преобразованием солнечной энергии через зеленый покров планеты. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а, будучи самоорганизующейся системой, развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. Для нее характерно постепенное количественное накопление изменений, которые приводят в конечном итоге к новым качественным сдвигам. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобразования уже не раз происходили и качественная перестройка

биосферы приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер.

Помимо растений и животных организмов биосфера включает в себя и человека: человечество — часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения характера биосферы, оказывая все более мощное и интенсивное воздействие на нее в связи с невиданным ранее развитием науки и техники. С возникновением человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию биосферы — ноосфере (от греч. noos — ум, разум), представляющей собой сферу живого и разумного. Ноосфера, таким образом, не отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития биосферы. В своей эволюции она (биосфера) претерпевает существенные преобразования и ныне превращается в новое качественное состояние — в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества. Ноосфера, таким образом, новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразующего воздействия общества на природу. Оно предполагает не только использование достижений естественных и гуманитарных наук, но и разумное сотрудничество государств, всего человечества, и высокие гуманистические принципы отношения к природе — родному дому человека.

Проблемы экологии

Экология (от греч. oikos — обиталище, местопребывание) — это и есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. В более строгом определении экология — комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы «общество — природа».

Известно, что человеческая деятельность является тем каналом, по которому осуществляется постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, направленности и масштабах человеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практически-преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи биосферы, последствия которого он не всегда может учесть.

В прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов носило преимущественно стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция

столкнула человека с новой проблемой — с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимостью бережного к ней отношения. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (а порой и безответственный) характер, то в новых условиях возник и новый тип — отношение глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только ее сохранения, но и воспроизводства. Теперь стало ясно, что осуществляемое воздействие человека на природу не может происходить вопреки ее законам. Он овладевает ею не вопреки, а на основе познания ее законов. Видимое господство над природой, приобретаемое за счет нарушения ее законов, может иметь только временный успех, оборачиваясь в результате непоправимым ущербом и для самой природы, и для человека. Поэтому, как предупреждал Ф. Энгельс, не стоит «слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых» 1. Еще Ф. Бекон говорил, что человек должен господствовать над природой, покоряясь ей. Человек не только адаптируется (приспосабливается) к условиям природной среды, но в своем взаимодействии с ней постоянно адаптирует ее, преобразуя ее в соответствии со своими потребностями и интересами. Однако воздействие человека на природу имеет тенденцию нарушать сложившийся баланс экологических процессов. Человечество вплотную столкнулось с такими проблемами, которые угрожают его собственному существованию. К ним относятся в первую очередь загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Таким образом, человек в результате собственной же деятельности вступил в острое противоречие с условиями своего обитания. Мы все воюем с природой, а нам необходимо мирное сосуществование с ней. И не только в узкопрагматическом смысле, но и в широком нравственном масштабе: ведь мы призваны не властвовать над природой (и, безусловно, не покорять ее), а, наоборот, будучи детьми ее, должны лелеять и любить ее как мать родную 2. «…Факты, —

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 495–496.

2 Интересно, что в самом слове «природа» выражен генетический аспект происхождения человека: ведь слово «природа» имеет общий корень со слова-

отмечает Ф. Энгельс, — напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы, — что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять» 1. Острое осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе «техника — человек — биосфера» 2. Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит свое конкретное выражение общефилософский принцип, связанный с диалектикой свободы и ответственности: чем полнее свобода, тем выше ответственность.

Этот принцип имеет и глубокий нравственно-эстетический смысл. Современная экологическая ситуация требует от человека именно такого отношения к природе, без которого невозможно ни решение встающих перед ним практических задач, ни тем более совершенствование самого человека как «части», порожденной самой же природой. Человеку, по мере его развития, всегда было свойственно не только рациональное, сугубо практическое, но и глубокое эмоциональное, нравственно-эстетическое отношение к природе. Высокое развитие культуры

ми «род», «родить» И недаром в народном сознании это отложилось в словосочетании «мать-природа», именно у нее искал защиту в трудную минуту человек, она была его советчиком и покровителем.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, —
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем —

так писал поэт Ф. И. Тютчев.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 496.

2 Г. М. Кржижановский вспоминает, что В. И. Ленин в один из солнечных дней 1922 г., наблюдая у Кремлевской стены за тем, как из труб первой московской электростанции на Раушской набережной густо валили клубы черного дыма и закрывали часть неба, довольно резко сказал, что техника, которая вредит здоровью человека, нам не нужна. «Нельзя создавать условия жизни, когда в городах люди, как говорил Энгельс, задыхаются в своем собственном навозе и спасаются кто как может и кто куда в поисках свежего воздуха и чистой воды. Но и это бегство не спасает. С течением времени «железная пята» этаких электростанций и других промышленных левиафанов может растоптать и пашню и лес, ступить на берега прозрачных рек. И люди будут мечтать о глотке чистого воздуха и свежей воды. Социализм немыслим, невозможен без дружбы с природой…»

разных народов во многом определялось как раз степенью развитости ценностно-эстетического отношения к природе. Так, чаньская культура (в Древнем Китае) была весьма далека от сугубо утилитарного подхода к природе. Она рассматривала природу как равноправного партнера в процессе творческого освоения действительности, призывая к уважительному и заботливому отношению к ней. Природные ресурсы, даже если они имелись в изобилии, должны были расходоваться бережно и экономно. В современную эпоху прогресс человечества тем более немыслим без такого заботливого, можно сказать, любовного отношения к природе. Ведь с экологической точки зрения не всегда хорошо то, что рационально, ибо применение многих научных схем и технологий зачастую дает отрицательный экологический эффект.

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы его самосознания — экологического сознания. Это прежде всего означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и насущное условие сохранения равновесия и гармонии с природой — это миролюбивое и разумное сосуществование людей друг с другом. Представим себе путешественников, плывущих в одной лодке. У каждого из них есть какие-то свои особые интересы, стремления, цели. Но чтобы осуществить их, им необходимо в первую очередь согласовать свои усилия, дабы лодка не опрокинулась и не пошла ко дну. Этот образ, по существу, выражает тот факт, что у человечества нет иной разумной альтернативы для сохранения не только жизни на планете, но и самой планеты со всем неповторимым богатством ее природы, являющейся первым и необходимым условием человеческого бытия. По существу, необходимо формирование нового мировосприятия, мировоззрения миллиардов людей, их глубоко продуманного отношения к коренным вопросам человеческой жизни. Разумеется, характер решения этих проблем во многом зависит от общественного строя, от того, какие цели он ставит перед собой и насколько сознательно выбирает средства для их достижения. Хищническому отношению к природе, порождаемому эгоистическими интересами капитала, в буржуазных странах противостоят воля массовых общественных организаций, силы разума, отстаивающие гуманное отношение к природе.

В нашей стране предпринимаются немалые усилия по сохранению окружающей среды, по охране природы. Советский Союз — инициатор многих международных договоров по охране окружающей среды, по сбережению и разумному использованию как природных ресурсов, так и многих видов раститель-

ного и животного царства. Решение экологических проблем связано самым тесным образом с неустанной борьбой за мир, за предотвращение войны, против создания средств массового разрушения, несущих угрозу и человечеству и природе.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни
  2. I.12. Факторы жизни растений, возможность управления ими с помощью агротех. приёмов.
  3. II. Иные преступления против жизни
  4. II. Обладание и бытие в повседневной жизни
  5. II. Отметьте чудные дела земной жизни Христа.
  6. II.II.II Роль Городецкого краеведческого музея в культурной жизни города
  7. SWOT-анализ объекта исследования, группировка ключевых факторов повышения уровня жизни населения
  8. V. ПОДКРЕПЛЕНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
  9. V. Ревизия психоанализа и видение нового общества: 40 лет в США и Мексике
  10. V1: Потребности и их роль в экономической организации общества
  11. Адаптивный иммунитет вырабатывается в процессе жизни индивида и представляет собой специфическую защитную реакцию организма на конкретный чужеродный агент (антиген) с участием лимфоцитов.
  12. Айкидо – это искусство внутренней гармонии и бесконфликтного харизматичного общения в жизни и в бизнесе, основанное на принципах айкидо.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1037; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь