Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Функциональные стили и их характеристика.



С. И. Берневега

Стилистика русского языка

Учебно-методическое пособие

для студентов специальности

«Филология»

 

Сыктывкар 2006

 

 

Составитель: С. И. Берневега

 

Учебно-методическое пособие ставит своей целью организовать работу студента-филолога дневной и заочной формы обучения как в аудитории, так и в библиотеке или дома. Оно содержит программу курса, тематику лекций, задания к практическим занятиям по всем темам, изучаемым в курсе, рекомендуемую к ним учебную и научную литературу. Работу завершают варианты контрольной работы и вопросы к экзамену.

Материалы учебно-методического пособия способствуют закреплению и углублению теоретических сведений, развитию умений и навыков анализа текстов, относящихся к различным функциональным стилям.

В учебно-методическом пособии использована характеристика учебников и учебных пособий по стилистике русского языка, а также программа по этому учебному курсу, автором которых является проф. Д. М. Поцепня.

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………4

 

Программа……………………………………………………………………………………….5

Цели и задачи дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Содержание дисциплины

Литература

Содержание и форма контроля

 

Тематика лекций……………………………………………………………………………….11

 

Задания к практическим и семинарским занятиям………………………………………….14

 

План для самостоятельной подготовки темы «Устные функциональные варианты литературного языка»…………………………………………………………………………30

 

План стилистического анализа текста……………………………………………….……….31

 

Контрольная работа (домашняя) № 1-2……………………………………………………....31

 

Вопросы к зачету (экзамену) по всему курсу……………………………………………….36

 

Приложение……………………………………………………………………………………38

 

 

Введение

Изучение курса «Стилистика русского языка» на филологическом факультете университета предусматривает знакомство студентов со стилистической структурой современного русского литературного языка, с системой его стилей, а также с нормами, благодаря которым осуществляется стилистическая организация современной литературной речи.

Курс «Стилистика русского языка» строится с учетом знаний, полученных студентами в курсе «Введение в языкознание», «Современный русский язык» (все его разделы от фонетики до синтаксиса), «Русская диалектология», «Историческая грамматика русского языка», «История русского литературного языка» и «Риторика», т. е. опирается практически на весь цикл предшествующих ему лингвистических дисциплин, а также на философию, социологию, психологию, логику, литературоведение и помогает освоению курсов «Методика преподавания русского языка» и «Общее языкознание».

Курс «Стилистика русского языка» должен познакомить студентов с основными категориями стилистики и её проблематикой, раскрыть закономерности функционирования русского литературного языка в современном обществе, способствовать развитию языкового вкуса будущих филологов и формированию у них навыков стилистического анализа и мотивированной оценки речевых произведений.

Содержание курса определяют идеи отечественной стилистической науки, которые соотносятся с достижениями зарубежной лингвистической мысли. В изложении материала, при анализе языковых фактов и типов текста ведущим является функциональный подход. В лекционном курсе рассматриваются общие и наиболее сложные и дискуссионные вопросы стилистики. Практические занятия предусматривают соотнесение теоретических положений курса с конкретным анализом текстов разной функциональной принадлежности.

Пособие ставит своей целью организовать работу студента как на практических занятиях в аудитории, так и дома, в библиотеке: предлагаются задания по отдельным темам в соответствии с программой курса, включая конспектирование научной литературы к семинарским и практическим занятиям; ориентирует в самостоятельной работе при выполнении домашней контрольной работы по стилистическому анализу текста, при подготовке к экзамену.

Для облегчения работы с теоретической и практической частью курса после плана к темам семинарских и практических занятий, списка научной литературы дается короткая теоретическая справка, предлагается план тем для самостоятельной их подготовки, а также план стилистического анализа текста. В «Приложении» пособия дана «Сопоставительная таблица стилей, подстилей и жанров».

 

Программа

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – приобретение студентами теоретических знаний в области функциональной стилистики русского языка, а также умений и навыков анализа текста.

Задачи дисциплины:

- изучение теоретических основ стилистики;

- формирование навыков лингвистической интерпретации текстов;

- осознание текста как структурно-семантического целого.

Обучение дисциплине «Стилистика русского языка» связано с реализацией следующих требований:

- изучение данной дисциплины должно сформировать четкое представление о функциональном стиле как системе взаимосвязанных элементов;

- изучение теоретического материала должно сочетаться с интенсивной самостоятельной работой студентов.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В итоге изучения дисциплины «Стилистика русского языка» студенты должны получить теоретические знания по следующим разделам языкознания:

- стилистика русского языка;

- стилистический анализ текста.

Студенты должны приобрести практические навыки лингвостилистического анализа текста.

В процессе изучения данного курса должны быть приобретены умения самостоятельно пополнять и углублять лингвистические знания, квалифицировать различные языковые явления, определять системные связи языковых единиц и их функции в тексте.

 

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Общая трудоемкость 7, 8, 9
Аудиторные занятия  
Лекции  
Практические занятия  
Лабораторные занятия --  
Самостоятельная работа  
Вид итогового контроля: зачет экзамен     7, 9

 

 

4. Содержание дисциплины

 

№ п/п Разделы дисциплины Лекции Практические и семинарские занятия Самостоятельная работа
1. Введение в курс " Стилистика русского языка"
2. Общие вопросы стилистики: 1) Социальная дифференциация языка и функциональные стили; 2) Экстралингвистические и внутрилингвистические факторы стилеобразования; 3) Проблема определения понятия «стиль»; 4) Стилистическая окраска языковых единиц; 5) Синонимические средства языка; 6) Природа норм литературного языка; 7) Текст как объект лингвистического анализа;                                                      
3. Функциональные стили и их характеристика: 1) Разговорная речь; 2) Научный стиль; 3) Деловой стиль; 4) Язык и стиль рекламы; 5) Публицистический стиль; 6) Язык художественной литературы; 7) Устные функциональные варианты (в рамках книжной речи) литературного языка              
4. Современное состояние стилистической системы русского литературного языка      

 

Введение. Становление стилистики как самостоятельной лингвистической дисциплины. Основные направления стилистических исследований: описательная (аналитическая) стилистика, функциональная стилистика, стилистика художественной речи, практическая стилистика, историческая стилистика, сопоставительная стилистика. Предмет, проблематика, методы различных направлений стилистики. Соотношение стилистики с курсом «Современный русский язык» и другими лингвистическими и филологическими дисциплинами (социолингвистика, прагматика, лингвистика текста, риторика, поэтика).

Общие вопросы стилистики.

Социальная дифференциация языка и функциональные стили. Основные аспекты дифференциации функционирующего языка: по территории; по материальной форме реализации речи; по структуре речи; по типам деятельности языкового коллектива; по социальным группам людей, их общественным слоям; по жанрам словесных произведений; по авторам словесных произведений. Иерархия вариантов, возникающих при функционировании языка в обществе; определяющая роль оппозиций: книжно-письменный / устно-разговорный варианты, литературный / нелитературный варианты. Место стилевых вариантов языка среди других вариантов. Пересечение в конкретном речевом акте разных вариантов функционирующего языка.

Экстралингвистические и внутрилингвистические факторы стилеобразования. Характер различий между функциональными разновидностями языка, обусловленных содержанием общения в разных сферах общения, типом реализующегося сознания, степенью официальности общения и персональностью / массовостью коммуникации, условиями общения (непосредственное / опосредованное, устное / письменное, монолог / диалог), использованием языковых и внеязыковых средств; собственно лингвистические различия; различия в информационной значимости сегментных элементов речи.

Проблема определения понятия «стиль». Существенные признаки функционального стиля: социальная осознанность, соотнесенность с типом общественной деятельности и характерным для него типом сознания, с функцией языка, системность в отборе и употреблении языковых средств. Проблема функционального расслоения литературного языка в работах Г. О. Винокура, Л. В. Щербы, В. В. Виноградова, Пражского лингвистического кружка. Нерядоположенность основных функциональных разновидностей литературного языка. Ядро и периферия стиля; динамика стиля. Выделение стилей на основе собственно стилистической и экспрессивной окраски языковых единиц: книжный – нейтральный – разговорный стили, экспрессивные стили (А. Н. Гвоздев). Вопрос о разграничении стилей языка и стилей речи. Теория речевых жанров в работах М. М. Бахтина и современных исследователей.

Стилистическая окраска языковых единиц: функционально-стилистическая и экспрессивная. Основные компоненты экспрессивности: эмоциональная оценочность, образность, интенсивность проявления свойства, признака. Понятие экспрессии в синтаксисе. Подвижность экспрессивной окраски в речи. Ш. Балли о типах окраски языковых фактов и методике их выделения. Концепция стилистического значения в работах Т. Г. Винокур. Стилистические средства языка. Стилистическая функция языкового средства. Лингвистическая основа средств словесной образности и стилистических фигур; специфика их использования в разных стилях.

Синонимические средства языка; соотнесенность нормы с языковой системой и узусом; вариативность нормы. Внешние и внутренние причины изменения литературной нормы. Стилистическая норма.

Текст как объект лингвостилистического анализа. Определение понятия «текст». Категориальные признаки текста: информативность (эксплицитное и имплицитное содержание), членимость и связность текста, ретроспекция и проспекция в тексте, модальность текста, интеграция и цельность текста; соотнесенность категорий текста с его функциональной принадлежностью.

Литература

Учебная

  1. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. 2-е изд. М., 1983; 3-е изд. М., 1993.
  2. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд. М., 1987 и все послед. изд.

 

Дополнительная

  1. Бойкова Н. Г., Беззубов А. Н., Коньков В. И. Публицистический стиль. СПб., 1999.
  2. Бондалетов В. Д., Вартапетова С. С., Кушлина Э. Н., Леонова Н. А. Стилистика русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. Л., 1982. 2-е изд. Л., 1989.
  3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. 4-е изд. М., 2003.
  4. Горшков А. И. Русская стилистика. М., 2001.
  5. Кожин А. Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. М., 1982.
  6. Коньков В. И., Митрофанова А. А. Литературно-художественный стиль. СПб., 1999.
  7. Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили. М., 1982.
  8. Прохорова К. В. Научный стиль. СПб., 1998.
  9. Сметанина С. И. Разговорный стиль. СПб., 1998.
  10. Томашевский Б. В. Стилистика. 2-е изд. Л., 1983.
  11. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. проф. В. И. Максимова. М., 2004.

 

Литература для конспектирования

  1. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М., 1990. Гл. 3. (Конструкции экспрессивного синтаксиса).
  2. Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961. С. 22-26, 119-123, 202-210, 237-262.
  3. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 237-280.
  4. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. С. 5-29.
  5. Гавранек Б. Задачи литературного языка и его культура // Пражский лингвистический кружок. М., 1967. С. 346-367.
  6. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
  7. Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965. § 14-19.
  8. Головин Б. Н. Язык художественной литературы в системе языковых стилей современного русского литературного языка // Вопросы стилистики. Саратов, 1978. Вып. 14. С. 113-121.
  9. Земская Е. А. Русская разговорная речь: Лингвистический анализ и проблемы обучения. 1-е изд. М., 1979; 2-е изд. М., 1991 (одну из глав по выбору).
  10. Колесов В. В. Русская речь: Вчера. Сегодня. Завтра. СПб., 1998. С. 216-230.
  11. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994. С. 33-59, 187-216.
  12. Ларин Б. А. О разновидностях художественной речи // Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974. С. 27-53.
  13. Поцепня Д. М. Образ мира в слове писателя. СПб., 1997. С. 78-90; 107-109.
  14. Щерба Л. В. Современный русский литературный язык // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 113-121.
  15. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.

 

Наиболее полно и многоаспектно проблематика курса изложена в книге М. Н. Кожиной «Стилистика русского языка»: обосновывается само рождение этой области языковедения в XX в., описываются предмет и методы исследования, основные научные направления, важнейшие понятия и категории (стилистическая окраска и её разновидности, стилистическое значение, стилистические средства, функциональные стиль и принципы выделения стилей и т. д.). Несомненным достоинством этого вузовского учебника является широкое использование при изложении тем авторитетной научной литературы как отечественной, так и зарубежной, внимание к сложным и дискуссионным вопросам.

Весьма ценным учебным пособием является книга А. И. Горшкова «Русская стилистика», в основе которой лежит курс лекций, читаемый автором в Литературном институте им. М. Горького. Это издание оригинально по содержанию и выгодно отличается от другой учебной литературы по теме.

Во-первых, теоретически обосновывается необходимость раздела «Стилистика текста», который в книге и является центральным; обстоятельно описываются текстообразующие признаки. Таким образом, текст справедливо признается основополагающей категорией стилистики, изучающей функционирование языка. Во-вторых, достаточно высокий теоретический уровень учебного пособия во многом определяется обращением к научным концепциям разных исследователей, при этом отстаивание автором собственной позиции соединяется с корректным, уважительным отношением к оппонентам. В-третьих, теоретичность книги соединяется с мастерским стилистическим анализом художественных текстов, среди которых наряду с классическими произведениями XIX в. широко используется литература XX в., в том числе и современная.

Явная авторская позиция находит свое отражение и в построении учебного пособия, содержащего три раздела: 1) «Стилистика в ряду филологических дисциплин»; здесь охарактеризован предмет стилистики, её соотношение с филологией, языкознанием и литературоведением; раскрывается содержание основных категорий стилистики: синонимия, стиль, стилистическая окраска, стилевая норма; 2) «Стилистика текста»; 3) «Стилистика разновидностей употребления языка (функциональная стилистика)»; в этом разделе автор останавливается только на двух сложных функциональных разновидностях: языке художественной литературы и разговорной речи.

Отсутствие некоторых традиционных для курса разделов и тем (стилистика языковых единиц, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль) А. И. Горшков объясняет тем, что они представлены во всех учебниках стилистики и автор не считает целесообразным повторять уже известное.

Учебные пособия, авторами которых являются И. Б. Голуб («Стилистика русского языка») и Д. Э. Розенталь («Практическая стилистика русского языка») близки по содержанию, т. к. предназначены прежде всего для студентов факультета журналистики, имеют явную практическую направленность и не рассматривают теоретических проблем стилистики. Основу этих учебных пособий составляет «стилистика ресурсов», в соответствии с которой строятся основные разделы: «Лексическая стилистика», «Фразеологическая стилистика», «Фоника» (этот раздел представлен только в книге И. Б. Голуб и содержит разнообразный языковой материал), «Стилистика словообразования», «Стилистика частей речи», «Синтаксическая стилистика». Каждый из названных разделов содержит характеристику недочетов и ошибок при использовании тех или иных языковых средств и предлагает правку с точки зрения языковой и стилистической нормы. Иллюстративный материал в обоих пособиях, как правило, не выходит за пределы предложения и ограничен в основном примерами из художественных произведений и газет. Богаче он представлен у И. Б. Голуб. Эти издания могут быть использованы при изучении отдельных тем («Стилистические ресурсы языка» или «Стилистика и культура речи»), при выработке навыков стилистической правки.

При изучении таких тем, как стилистические ресурсы языка или средства словесной образности, заслуживают внимания классические работы Б. В. Томашевского («Стилистика»; в этом учебном пособии излагаются основные проблемы стилистики художественной речи, которая выступает как филологическая дисциплина, а стиль (языковая норма) рассматривается как средство выражения авторского замысла) и А. Н. Гвоздева («Очерки по стилистике русского языка»; эта работа является основой описания «стилистики ресурсов» в современных учебниках по стилистике; также заслуживает внимания позиция автора при выделении и описании экспрессивных стилей).

Другие упомянутые в библиографии учебные пособия содержат общие сведения о теоретических основах стилистики (в силу указанного адресата или ориентации на развитие практических умений при оценке фразы, текста) и могут ограниченно использоваться при отсутствии других учебников (и при наличии их в библиотеках).

 

 

Содержание и формы контроля

6.1. Контрольная работа

1) Аудиторная контрольная работа (текстовая);

2) Домашняя контрольная работа (стилистический анализ текста);

6.2. Обсуждение прочитанной научной литературы;

6.3. Групповые сообщения по самостоятельно подобранным текстам по темам «Стилистический анализ публицистического и художественного текстов»;

6.4. Зачет. Экзамен.

 

Тематика лекций

Лекция № 1

Становление стилистики как самостоятельной лингвистической дисциплины.

1. Вопросы стилистики в учениях античных мыслителей.

2. Учение русских мыслителей о стилистических средствах речи.

3. Теоретические положения М. В. Ломоносова о качествах речи, о подходе к выразительным средствам русского языка, о комбинировании элементов книжной и разговорной речи.

4. Развитие стилистики в XIX в.

5. Формирование функциональной стилистики в XX в.

6. Основные предпосылки формирования стилистики в качестве особой научной дисциплины.

 

Лекция № 2

Лекция № 3

Лекция № 4

Лекция № 5

Экстралингвистические и внутрилингвистические факторы стилеобразования

  1. Характер различий между функциональными разновидностями языка.
  2. Собственно лингвистические различия.
  3. Различия в информационной значимости сегментных элементов речи.

 

 

Лекция № 6

Проблема определения понятия «стиль»

  1. Существенные признаки функционального стиля.
  2. Проблема функционального расслоения литературного языка.
  3. Нерядоположенность основных функциональных разновидностей литературного языка.
  4. Ядро и периферия стиля; динамика стиля.
  5. Выделение стилей на основе собственно стилистической и экспрессивной окраски языковых единиц.
  6. Вопрос о разграничении стилей языка и стилей речи.
  7. Теория речевых жанров работах М. М. Бахтина и современных исследователей.

 

 

Лекция № 7

Лекция № 8

Лекция № 9

Нормы литературного языка

  1. Природа норм литературного языка.
  2. Соотнесенность нормы с языковой системой и узусом.
  3. Вариативность нормы.
  4. Внешние и внутренние причины изменения литературной нормы.
  5. Стилистическая норма.

 

 

Лекция № 10

Лекция № 11

Разговорный стиль

  1. Общая характеристика разговорного стиля.

Экстралингвистические особенности.

Содержательные особенности. Лингвистические характеристики.

2. Языковые особенности разговорного стиля.

Интонация и произношение. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксические особенности.

3. Языковая игра.

4. Своеобразие языковых норм в разговорном стиле.

 

 

Лекция № 12

Научный стиль

  1. Общая характеристика научного стиля.
  2. Языковые особенности научного стиля.

Лексические особенности. Морфологические особенности. Синтаксические особенности.

  1. Логическая структура научного текста.
  2. Разновидности (подстили) научного стиля.

Научно-популярный подстиль. Элементы научного стиля в публицистике.

5. Жанры научных произведений.

Жанр научной монографии. Научная статья. Жанр автореферата. Аннотация. Научный обзор. Тезисы.

6. Эволюция научного стиля.

 

 

Лекция № 13

Официально-деловой стиль

  1. Основные особенности официально-делового стиля. Стилевые черты.
  2. Лексико-фразеологические и словообразовательные особенности официально-делового стиля.
  3. Грамматические особенности официально-делового стиля.
  4. Подстили и жанры официально-делового стиля.

 

Лекция № 14

Язык и стиль рекламы

  1. Понятие «реклама».
  2. Классификации рекламы в научной литературе.
  3. Отличие рекламного текста от других информационных сообщений.
  4. Функции рекламного текста.

 

Лекция № 15

Публицистический стиль

1. Экстралингвистические факторы, определяющие специфику публицистической, воздействующей речи.

2. Основные функции публицистических текстов.

Конструктивный принцип газетно-публицистического стиля. Лексико-синтаксические особенности языка газеты.

 

Лекция № 16

Лекция № 17

Задания к практическим и семинарским занятиям

Теоретическая справка

 

Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 2

Практическое занятие № 3-4

Проблема определения понятия «стиль»

1. Смысл понятий «стиль языка» и «стиль речи». Взаимосвязанность этих явлений.

2. Принципы выделения функциональных стилей.

3. Проблема функционального расслоения литературного языка в работах: Г. О. Винокура, Л. В. Щербы, В. В. Виноградова, Пражского лингвистического кружка.

Литература

1. Винокур Г. О. О задачах истории языка // Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959. Или по изд.: Звегинцев В. А. История языкознания XIX – XX веков в очерках и извлечениях. М., 1965. Ч. 2. С. 317-318.

2. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. С. 5-29. Или: Он же. Проблемы русской стилистики. М., 1981. С. 10-20; 20-40.

3. Гавранек Б. Задачи литературного языка и его культура // Пражский лингвистический кружок. М., 1967. С. 346-367.

4. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 1993. С. 12-19.

5. Щерба Л. В. Современный русский литературный язык // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 113-121. Или по изд.: История советского языкознания…: Хрестоматия. С. 490-496.

 

1. Академик В. В. Виноградов дает следующее определение стиля: «Стиль – это общественно осознанная, функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа».

Попробуем вычленить основные признаки понятия «стиль», зафиксированные в приведенном определении. Во-первых, очевидно, что средства общенародного, общенационального языка употребляются в соответствии с определенными нормами, правилами, законами. Во-вторых, эти нормы, правила и законы формируются на основе того, какую роль (функцию) средства языка могут сыграть в достижении целей общения в сфере той или иной человеческой деятельности. В-третьих, отбор и сочетание языковых средств в процессе употребления должны быть основаны на знании норм и правил, выработанных обществом и закрепленных на основании сложившегося опыта пользования языком.

Из этого следует, что в самой системе языка сложились, сформировались «слои языковых средств», обладающие достаточно большой частотностью употребления в определенных сферах общения, соотносимых с соответствующими видами деятельности.

Эти «слои языковых средств» называются стилями языка и представляют собой комплекс языковых средств, определенным образом (стилистически, функционально) окрашенных, отмеченных каким-либо образом. Эти комплексы потенциально существуют в системе языка и реализуются в речевой деятельности человека, образуя стили речи, то есть уже реализованные средства языка по законам его функционирования в соответствующих тем же сферам общения речевых разновидностях. Стили речи обычно называют функциональными (функция – назначение).

2. Основные подходы к выделению функциональных стилей.

Слово функциональный имеет двойной смысл: его производят и от слова функция и от слова функционирование. В первом случае выделение функциональных стилей основывают на присущих языку функциях, во втором – на особенностях функционирования языка в разных сферах общения.

Различия в классификациях функциональных стилей в значительной мере объясняются тем, что одни ученые при выделении стилей делают упор на сферы общения, а другие – на функции, а также тем, что сами функции и особенно сферы общения понимают то более широко, то более узко.

Б. Гавранек в статье «Задачи литературного языка и его культура» выделяет функциональные языки и функциональные стили литературного языка.

В русской лингвистической традиции известна классификация, предложенная В. В. Виноградовым, который использует функциональный критерий. Он выделял функциональные стили на основе трех общественных функций языка: общения (разговорный стиль), сообщения (научный, официально-деловой), воздействия (публицистический, литературно-художественный).

Стилей оказывается больше, чем функций. Видимо, подобное выделение основных функций является слишком общим.

Другие исследователи в основу выделения кладут не функции языка, а сферы речи. В качестве примера следует указать на получившую известность классификацию Р. А. Будагова. Он выделяет две пары стилей: разговорный – письменный, научный – художественный, т. е. всего четыре стиля, которые именуются стилями языка. Остальные стили являются речевыми.

Другой путь – ограничение понятия «сфера общения» такими признаками, которые оказывают решающее влияние на функционирование языка. Этот путь избрала М. Н. Кожина. Опираясь на работы чехословацких ученых, выдвинувших идею сочетания объективных и субъективных стилеобразующих факторов, ученый намечает три группы подобных факторов.

Все эти факторы оказывают непосредственное воздействие на характер речи, однако степень их стилеобразующей значимости неодинакова. На первом месте находятся два фактора, составляющие единство, а именно форма общественного сознания и соответствующий ей вид деятельности. Эти факторы определяют наиболее типизированные, социально и лингвистически значимые сферы общения, которые действительно могут лечь в основу классификации функциональных стилей.

В русской лингвистической и чехословацкой традиции выделяют следующие функциональные стили: научный (научно-технический), публицистический (или газетно-публицистический, политический), официально-деловой (законодательный), разговорный (обиходно-разговорный), художественный (беллетристический), религиозный.

В русистике нет единого мнения о статусе художественного стиля речи; в известной мере это касается и разговорного стиля.

В русской и чехословацкой лингвистике функциональный стиль обычно рассматривается как явление речевое (текстуальное), т. е. как стиль речи. Но существует и точка зрения, согласно которой функциональные стили – это разновидности литературного языка (строя языка).

Широкое признание получила типология функциональных разновидностей языка, предложенная акад. Д. Н. Шмелевым. Эта типология такова:

 

Разговорная речь ЯХЛ Функциональные стили

 

 

Официально- Научный Публицистический

деловой

Стилями Д. Н. Шмелев называет только функциональные стили, которые (все вместе) по своей языковой организации имеют существеннейшие отличия как от языка художественной литературы, так и от разговорной речи.

 

 

Практическое занятие № 5

Теория речевых жанров

  1. Понятие «речевые жанры».
  2. Теория речевых жанров в работах М. М. Бахтина.
  3. Теория речевых жанров в работах современных исследователей.

 

Литература

 

  1. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 237-280.
  2. Дементьев В. В. Изучение речевых жанров. Обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. 1997. № 1.

 

Суть учения о речевых жанрах состоит в том, что процесс создания высказывания представляет собой выбор не только форм языка, но и обязательной для него формы построения, соответствующей целям и задачам общения, характеру адресанта и адресата, специфики сферы и ситуации общения.

Как утверждает М. М. Бахтин, « …говорящему даны не только… формы общенародного языка, но и обязательные для него формы высказывания, то есть речевые жанры », которые « организуют нашу речь почти так же, как её организуют грамматические формы… », « формы языка и типические формы высказывания, то есть речевые жанры, приходят в наш опыт и наше сознание вместе и в тесной связи друг с другом », что неизбежно приводит к тому, что в процессе создания высказывания « мы отличаем нашу речь по определенным жанровым формам » (с. 259, 257, 258).

Определяя специфику речевого жанра, М. М. Бахтин подчеркивает и другие его характеристики: речевые жанры – это « относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний », « стиль входит как элемент в жанровое единство высказывания » и неразрывно, органически связан с тематическим и композиционным единством текста (с. 241-242).

Знание специфики речевых жанров существенным образом влияет как на процесс создания, так и на процесс восприятия текста.

Жанры отражают в соответствующей речевой форме разнообразные (и многообразные) виды социального взаимодействия людей, так как их возникновение обусловлено наличием, существованием в реальной практике общения людей, соответствующих характеру деятельности типических ситуаций.

Сфера общения и характер деятельности определяют репертуар жанров, «обслуживающий» их потребности, позволяющий реализовать практические цели и задачи с учетом специфики этой деятельности. Другими словами, в каждой сфере человеческой деятельности существуют свои « жанровые стили », « бытуют и применяются свои жанры »; « определенная функция (научная, техническая, публицистическая, деловая, бытовая)… порождает определенные жанры » (М. М. Бахтин, с. 241).

Если каждая речевая среда вырабатывает собственный репертуар речевых жанров, то можно говорить, например, о наличии репертуара публицистических жанров, жанров делового и научного общения.

Знание законов того или иного жанра способствует овладению профессиональной речью, нормами речевого поведения в процессе решения коммуникативных задач в той или иной сфере общения, что обеспечивает результативность и эффективность любой деятельности.

 

Практическое занятие № 6

Практическое занятие № 7

Стилистические ресурсы речи

Практическое занятие № 8

Практическое занятие № 10

Стилистические ресурсы словообразования и морфологии

1. Стилистический потенциал словообразования.

2. Морфологические средства стилистики.

 

Литература

1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. С. 213-342.

2. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. § 85-93. С. 136-146.

3. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика. Гл. 7, 8, 9, 10, 11 (стилистическое использование форм частей речи).

 

Обратите внимание при подготовке данной темы на то, что морфологические средства, в отличие от лексических и словообразовательных, дают значительно меньше эмоционально-экспрессивных окрасок и больше функциональных, связанных с традицией употребления тех или иных форм в устно-разговорной либо в письменно-книжной сфере, преимущественно в научном или деловом стиле.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1164; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.142 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь