Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОГРАФИКИ В СИСТЕМЕ



Жанровый аспект

 

Выпускная

квалификационная работа

студентки группы №62

филологического факультета (з/о)

Поповой Алёны Константиновны

Научный руководитель:

д.п.н., профессор

Савинова Ольга Николаевна

 

 

Нижний Новгород, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения инфографики в системе современной прессы…………………………………………….  
1.1. Инфографика как средство визуальной коммуникации в современной деловой прессе: теоретические подходы……………………  
1.2. Специфика деловой прессы……………………………………………
1.3. Жанровая система деловой прессы……………………………………
Глава 2. Особенности использования инфографики в нижегородской деловой прессе………………………………………………………………  
2.1. Характеристика изданий нижегородской деловой прессы…………..
2.2. Место инфографики в газете «Биржа»………………………………..
2.3.Использование инфографики в газете «Коммерсант»………………..
2.4. Сопоставительный анализ инфографики в газетах «Биржа» и «Коммерсантъ»……………………………………………………………….  
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………..
Приложение…………………………………………………………………..

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России сформировалась система деловых СМИ, имеющих своего читателя, свою миссию, соответственно свои дизайнерское особенности. Функция деловой прессы - удовлетворение информационных потребностей людей, причастных к экономике, бизнесу, политике. Такие издания характеризуются общими чертами – деловой проблематикой, высоким качеством предоставляемых информационных продуктов, достоверностью информации, глубиной проработки освещаемых проблем, объективностью. Именно поэтому деловая пресса становится инструментом органов государственной власти, местного самоуправления, считающих крайне важным объяснение стратегической линии своей деятельности в экономике, аргументацию принятия тех или иных решений, доведение до политически активной части населения конкретных законодательных и нормативных актов.

В композиционной модели деловой прессы активно используется инфографика, которая облегчает восприятие информации и повышает эффект прочтения материала. Довольно часто инфографика сама выступает информационным материалом без поддержки текста.

Визуализация информации – одно из требований времени к средствам массовой информации. Информация в виде карт, графиков, схем и диаграмм позволяет печатным, интернет- и телевизионным СМИ оперативно иллюстрировать важнейшие события в России и за рубежом.

Инфографика делает возможным наглядную передачу информации и лучше доносит содержание новости или события до сознания читателя и зрителя. К такой информации относится различного рода иллюстративный материал: от графиков, диаграмм, коллажа, рисунков (печать) до заставок, титров, схем и т.д., словом, все то, что трудно, а порой просто невозможно передать вербальными средствами. Именно такой материал с помощью инфографики становится простым и наглядным для восприятия. Медиа-рынок сейчас располагает огромным количеством печатных изданий, в том числе и деловой прессы, использующих разнообразную инфографику. Именно то ведущее место среди СМИ, которое занимает деловая пресса в современном российском обществе, делает исследование в данном аспекте особенно актуальным.

Новизна исследования видится в подходе к анализу изданий деловой прессы с точки зрения единства формы (дизайн публикаций) и содержания (принадлежность к определенному жанру), попытки выявления закономерностей использования инфографики в разных жанрах.

Цель дипломной работы - выявить особенности использования инфографики в разных жанрах деловой прессы.

В связи с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:

- дать определение понятия «деловая пресса»;

- рассмотреть жанровые особенности деловой прессы;

-проанализировать специфику инфографики как одного из направлений дизайна СМИ;

- определить роль инфографики в деловой прессе;

-проанализировать издания федерального («Коммерсант») и регионального («Биржа») уровня с точки зрения использования инфографики в разных жанрах деловой прессы.

Объект исследования - деловые печатные издания «Биржа», «Коммерсантъ» за период с 1 января по 31 декабря 2013г.

Предмет исследования - инфографика в публикациях разных жанров деловой прессы.

Методологической основой являются исследования А.А.Грабельникова, В.С. Кулева, Б.Я. Мисонжникова, Я.Н. Засурского, М.А.Толстуновой и др., посвященные деловой прессе, системе жанров в изданиях данного типа, особенностям дизайна.

Гипотеза исследования: частотность и функциональность использования инфографики в деловых изданиях напрямую зависят от жанровой принадлежности публикаций.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на отдельные параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении ставятся цель и задачи исследования, формулируется актуальность, новизна исследования, определяются его методологические основы. Первая глава носит теоретическую направленность: в ней рассматриваются понятия «деловая пресса», «инфографика» и ее виды, исследуется система жанров «деловой прессы», определяются основные функции инфографики в изданиях данного типа. Вторая глава посвящена анализу изданий «Биржа» и «Коммерсант» с точки зрения соотношения жанра и инфографики. В заключении подводится итог исследованию.

Практическое применение результатов данного исследования возможно в подготовке публикаций с использованием инфографики в изданиях деловой прессы.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОГРАФИКИ В СИСТЕМЕ

СОВРЕМЕННОЙ ПРЕССЫ

Рис 1. Пример «ненасыщенной» инфографики

 

Концентрированная инфографика плотная, сложная, построенная как совокупность изображения и целого ряда цифр. Примером может служить следующая иллюстрация[11] (рис. 2).

 

Рис 2. Пример концентрированной инфографики

В данной схеме присутствует несколько компонентов, графических объектов и текста.

Можно выделить еще одну классификацию: визуализация бывает трех уровней: визуализация знаний, информации и данных[12].

 

Рис. 3. Классификация по уровням визуализации

Основной целью визуализации информации является использование зрительного восприятия человеком информации для усиления его познавательных способностей. Визуализация данных помогает прочитать цифры — переработка массива данных в диаграммы, позволяющая увидеть закономерности. Визуализация информации соединяет различные факты в историю, и в какой-то степени уже предлагает интерпретацию событий. И наконец, визуализация знаний. Когда, например, предприниматель хочет донести миру идею своего инновационного бизнеса. Идея у него в голове и ему надо помочь облечь ее не в форму слов, а изображение, схему, карту.

Эдвард Тафти проводил анализ американских изданий на предмет концентрированности информационного дизайна[13]. Им была изобретена формула для расчета, он считал количество цифр и делил на задействованную площадь:

 

Таблица 1

Концентрированность информационного дизайна по Э. Тафти [14]

Источник Среднее количество цифр на 1 дюйм
Научные публикации
Wall Strееt Jоurnal
Thе Есоnоmist
Nеw Yоrk Timеs

 

«Wall Strееt Jоurnal» находится на одном уровне с научными публикациями, благодаря статистике движения биржевых показателей. Массовые издания идут уже с очень большим отрывом, хотя Тафти считает это упрощение для масс неоправданным – учебные материалы школ, колледжей и университетов гораздо сложнее, а это означает, что аудитория привычна к восприятию комплексных данных, а массовые издания ведут к некоторой деградации.

Таким образом, привлекательность информационной графики (карты, таблицы, диаграммы, графики) определяется двумя факторами. С одной стороны, она легко увязывается с содержанием материала, обеспечивая наглядное и удобное представление конкретной информации, с другой — служит превосходным оформительским средством, особенно в тех случаях, когда журнал выходит в полноцветном исполнении.

Используя инфографику в газете или журнале, необходимо помнить, что она не должна быть слишком сложной. Содержание диаграммы или таблицы должно пониматься читателем без напряжения, ведь основная ее задача — наглядно демонстрировать самые сложные, чаще всего статистические, выкладки. Как считает Е.А. Смирнова, «основной принцип создания любой инфографики прост: не следует озадачивать читателя, заставляя его расшифровывать символику цвета, значение фигур, значимость цифр и т. д. В этом плане продолжает работать правило пресс-дизайна: «Лучший дизайн – от, которого не видно»[15]. Поэтому развлекательная ценность инфографики никогда не должна препятствовать передаче информации.

При создании инфографики как журналистам, так и дизайнерам необходимо придерживаться определенных правил:

- использование точных цифр,

- выделение наиболее значимых инфофактов, адаптированных для понимания потребителя,

- единство единиц измерения для того, чтобы величины можно было нормально сравнивать,

- рациональное использование пространства (слишком много белого пространства в инфографике оставляет «лакуну» на странице (это особенно недопустимо в газетах, потому что в них идет постоянная борьба за ценное пространство),

-инфофактов должно быть столько, сколько нужно для того, чтобы рассказать историю,

- инфографика не должна быть перегружена большим количеством информации,

- при создании дизайна всех заголовков, подзаголовков, блоков объяснения, цифр необходимо учитывать удобочитаемость шрифта,

- иллюстрация или визуальное обыгрывание образов в инфографике не должны препятствовать пониманию информации из-за того, что они слишком сильно бросаются в глаза или создают перегруженный фон,

- в подписях к иллюстрациям нужно аккуратно (даже минимально) использовать цвет (кроме случаев, когда это абсолютно необходимо для понимания). Цвет, как и любой элемент из составляющих инфографику, должен применяться функционально.

Таким образом, можно сделать вывод, что инфографика представляет собой дизайн-визуализацию, графический образ совокупности идей и мыслей, донесенных просто, ясно и точно, с высокой степенью достоверности и результативности. Она имеет несколько составных частей. Это количественная инфографика (графическое представление числовых данных), инфографика местоположения, инфографика связей, семиотическая и иллюстративная инфографика. Эти части-направления в отдельных сложных случаях объединяются и дополняют друг друга. К примеру, тематические карты кроме местоположения представляют количественные показатели, а фигурные диаграммы изображают числа с помощью пиктограмм.

Специфика деловой прессы

Специфике деловых изданий уделялось значительное внимание в исследованиях по журналистике (А.В. Вырковский, А.В.Еременко, Я.Н.Засурский, В.С. Кулёв), в том числе и нижегородской деловой прессе (М.А. Толстунова). Специальные исследования бизнес-прессы предприняты в нескольких диссертациях последних лет: Е.И.Мордовской «Деловая пресса в системе периодической печати. Типологические факторы, характеристики становления и развития», А.В.Еременко «Деловая пресса в России: история, моделирование изданий», В.Я. Сергачева «Деловая пресса региона: состояние и перспективы развития», а также в сборнике «Деловая пресса России: настоящее и будущее»[16].

Анализируя понятие «деловая журналистика», А.А. Грабельников выделяет одну из его составляющих – «деловую прессу». По мнению исследователя, деловая пресса, включающая в себя издания, в которых активно используются журналистские тексты, особенно аналитические, распространяет законодательную и нормативную информацию, информирует читателей о состоянии современного бизнеса. При этом А.А. Грабельников подразделяет деловую периодику на качественные издания для элитных групп: корпоративные и ведомственные издания; популярные издания для широкого читателя; отраслевые аналитические издания[17].

А.В. Еременкопредлагает следующее определение: «Деловая пресса - это особая информационная система, функции которой состоят в обеспечении бизнес-коммуникации, с единым категориальным признаком - деловой проблематикой, раскрывающей экономическую природу анализируемого предмета»[18]. Е.И. Мордовскаяуточняет понятие деловой прессы: «Это тип печатных изданий, призванных в первую очередь обеспечивать информационные потребности предпринимательства посредством публикаций тех или иных материалов (журналистских, статистических, законодательных, рекламно-информационных и др.) с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса»[19]

На наш взгляд, наиболее точным, отражающим главные отличительные признаки деловой прессы, является определение В.С. Кулева, говорящего о том, что деловая пресса «рассчитана на вполне конкретную аудиторию. Ее задача - формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности предпринимателей, пропаганда принципов рыночной экономики, распространение законодательной и нормативной информации, создание положительного имиджа отечественного бизнесмена, широкое информирование читателя о мире бизнеса. Это, прежде всего, качественные издания для элитных групп, корпоративные издания, аналитические издания. Это деловые газеты и журналы, предназначенные для специалистов - вопросы экономики, политики, науки, культуры».[20]

За два последних десятилетия сложилась система деловых СМИ. В их составе выделяют деловые издания (только деловая информация - новости и комментарии из сферы экономики) и издания для деловых людей (обеспечение деловых людей как деловой, так и другой необходимой информацией).Деловые издания развиваются как на федеральном уровне, так и в регионах. Этому способствует работа всех структур и организаций, действующих в разных сферах бизнеса (банки, страховые компании, торговые и выставочные фирмы, различного рода финансовые институты, производители; логистика; менеджмент; управление предприятием; налогообложение; недвижимость; управление качеством; электронная коммерция; строительство; транспорт; торговля; ценные бумаги; фондовый рынок; туризм; право; бухучет и аудит; предпринимательство; электронная коммерция и др.).

Региональные издания выступают в качестве одного из секторов региональной инфраструктуры - информационного. Нередко местные газеты становятся не только единственным источником удовлетворения потребностей определенного региона, публикуя всю актуальную информацию - от рейтингов ресторанов до предложений банков, - но и незаменимым ресурсом для рекламодателей.

Все исследователи феномена деловой прессы сходятся в том, что ее содержанием является деловая информация - текстовые и цифровые материалы, предназначенные для обслуживания и развития предпринимательства. В.С. Кулевв зависимости от целей и характера использования выделяет следующие виды деловой информации: фиксирующая, аналитическая, оперативно-справочная, рекламно-коммерческая.[21] А.А.Грабельниковвыделяетоперативно-справочную, рекламно-коммерческую.[22]

Но, наиболее универсальной, позволяющей учесть разнонаправленность деловых изданий, является, на наш взгляд, классификация Б.Я. Мисонжникова, который делит деловые СМИ на: деловые издания общего профиля - издания, которые, сохраняя безусловные признаки данной типологической модели, отличаются достаточной тематической универсальностью; деловые издания политико-экономической направленности - издания, в которых усилен, прежде всего, теоретический политико-экономический компонент и через его призму рассматриваются важные социально-политические события; деловые издания финансовой ориентации - издания, в которых освещается динамика банковского капитала, действия финансовых учреждений, тенденции и уровни кредитования, курсы валют и т.д.; биржевыеделовые издания - издания, в которых отражены стороны биржевой жизни: купля-продажа ценных бумаг, котировка акций и т.д.; качественные издания - особый тип ежедневной газетной периодики, характеризующийся высоким аналитическим, журналистским и полиграфическим уровнем[23]. Здесь публикуется экономическая и финансовая информация для принятия самостоятельных управленческих решений со стороны читателя - промышленника, банкира, финансиста, коммерсанта, которому для этого необходимы точность, всесторонность, оперативность газетной продукции. Обычно качественное издание тематически сконструировано следующим образом: политическая жизнь, социальная сфера, экономика, культура, спорт, тематические выпуски (наука, образование, туризм и т.п.).

Таким образом, фундаментальными признаками, по которым СМИ можно отнести к деловому типу, являются: аудиторный (читатели, являющиеся причастными к процессам, происходящим в экономической жизни страны), предметно-тематическая направленность (экономика) и целевое назначение (деловые СМИ служат для обеспечения целевой аудитории необходимой ей информацией о происходящем в мире экономики). М.А. Толстунова, рассуждая об особенностях российской деловой прессы, справедливо приходит к выводу, что «российская деловая пресса, как правило, - качественная пресса, основным содержанием которой является экономическая информация. Аудиторию деловой прессы составляют не только бизнесмены и частные предприниматели, но и ведущие специалисты фирм, политики, чиновники, учёные, студенты российских вузов, готовящих экономистов, менеджеров, PR-специалистов, политологов. Ведущим типоформирующим признаком деловой прессы является её тематика (проблемы экономики, бизнеса)»[24]

Многослойность деловой прессы создает определенные трудности для ее классификации. Кроме того, определению особенностей типологии деловых журналов мешает отсутствие их классификатора, что связано с различиями в толковании понятий «деловая пресса» и «деловой журнал». Большинство исследователей склонны определять деловой журнал как издание, призванное обеспечить удовлетворение информационных потребностей делового сообщества. Функциональная специфика делового журнала обусловлена следующими признаками: во-первых, характером аудитории, которой он адресован; во-вторых, предметно-тематической направленностью предоставляемой информации; и, в-третьих, целевым назначением журнала. Видообразующим признаком делового журнала предлагается признать объем и характер его деловой тематики. По этим параметрам можно выделить пять видов прессы: универсальную, специализированную, узкоспециализированную, профессиональную и «точечную».

В качестве универсальных деловых изданий позиционируют себя на рынке такие журнальные издания, как «Эксперт», «Профиль», «Компания» и даже «Итоги», хотя последние скорее всего можно назвать универсальным общеполитическим журналом. Наряду с общеэкономической информацией и биржевыми сводками данные издания пишут также о политике, социальных проблемах, публикует обозрения по культуре и т.д. Но основой ее содержания остается деловая информация. Более того, даже такую сферу деятельности человека, как культура, газета зачастую стремится рассматривать сквозь призму финансовых интересов. В практике российской прессы пока нет полноценного аналога универсальной деловой газеты. К этому виду стремились «Коммерсанта» и «Финансовые известия». Но эволюция «Коммерсанта» пошла в сторону универсального общеполитического издания, а «Финансовые известия» прекратили свое существование как самостоятельная газета. По титулу к виду универсальных деловых изданий следовало бы отнести еженедельник «Экономика и жизнь». Однако по существующему содержанию газета скорее приближается к специализированным деловым изданиям, подобным «Финансовой газете» и «Финансовой России». Это происходит прежде всего за счет публикации нормативных документов и различных комментариев по применению тех или иных норм законов и подзаконных актов.

К числу специализированных деловых изданий в российской прессе, помимо «Финансовой газеты» и «Финансовой России», могут быть отнесены «Торговая газета», «Торгово-промышленные ведомости», «Медицинская газета» и т.п.

В то же время узкоспециализированные деловые издания широко представлены в российской прессе прежде всего ежемесячными журналами, такими, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Московский банковский вестник» и т.п.

Профессиональные издания, как правило, свою профессиональную принадлежность выносят в титул: журналы «Финансист», «Банкир» и т.д. На первый взгляд, их можно рассматривать как подвид специализированного делового издания. Однако по характеру тематики профессиональные издания универсальны — они, как правило, охватывают не только все стороны самой профессии, но и все стороны жизни в профессии. Это обстоятельство и заставляет выделить профессиональные издания в самостоятельный вид прессы.

Наконец, «точечные» издания – те, которые нацелены на очень узкую аудиторию. Здесь пресса достигает крайней степени сегментации рынка. В западной терминологии такое издание называется «ньюслеттер». Наиболее приближенный к нему аналог в российской практике – бюллетень. В качестве примера можно назвать реферативный и аналитический ежеквартальник «Банки: мировой опыт». «Точечные» издания можно рассматривать как подвид узкоспециализированной прессы.

Объединяющим началом всех рассмотренных нами типов деловых изданий является их главная функция - обеспечение бизнес-коммуникаций. Она и определяет основное требование, предъявляемое к деловым изданиям – быть надежным источником информации. Система деловых журналов располагает совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей. Она существует как подсистема российской деловой прессы.

 

Таблица 2

Рис. 4. Наличие инфографики в публикациях выпусков газеты «Биржа»

(№1-49 за 2013г.)

 

В 15 из 49 газет нет публикаций с инфографикой, что составляет 31% от общего числа (рис.5).

 

Рис. 5. Соотношение выпусков с инфографикой и без инфографики

Таким образом, две трети публикаций в газете «Биржа» снабжены графическими иллюстрациями. Наряду с инфографикой в «Бирже» присутствуют и фотографии как цветные, так и черно-белые.

Следующим аспектом исследования стало выявление видов инфографики, используемых в газете «Биржа». В газете используются следующие виды инфографики: графики, диаграммы, таблицы и рисунки. Задача этих графических объектов – визуализировать информацию, носящую сопоставительный характер. В таблице 3 представлены результаты анализа публикаций газеты «Биржа» за 2013г.

Таблица 3

Соотношение видов инфографики в изданиях «Биржы» за 2013г.

Вид инфографики Количество
Диаграммы
Таблицы
Графики
рисунки-схемы

 

Наиболее частотны в использовании – диаграммы (см. Приложение 1), второе место занимают таблицы (см. Приложение 2), третьи – графики (см. Приложение 3) и, наконец, наименее употребляемы - рисунки-схемы (см. Приложение 4) (рис. 6).

Такое соотношение вполне объяснимо, так как публикации носят аналитический характер и предназначены для отражения статистических данных. Именно поэтому диаграммы, наиболее наглядно визуализирующие информацию, занимают первое место среди других видов инфографики.

 

 

Рис. 6. Соотношение видов инфографики в выпусках «Биржы» за 2013г.

Выявляя соотношение черно-белых изображений и цветных, нами обнаружено превалирование черно-белого изображения над цветным (рис. 7).

 

Рис. 7. Соотношение цветной и черно-белой инфографики в газете «Биржа» за 2013г.

В дизайне газеты «Биржа» преимущественно используется черно-белый цвет, цветные страницы – первая полоса с фотографией, фотография в рубрике «Персона номера» и реклама. Поэтому и инфографика в основном черно-белая (93%). Примерами являются изображения, представленные на рис.8.

 

Рис. 8. Черно-белая инфографика в газете «Биржа».

 

В ряде номеров встречается цветная инфографика, как правило, она выдержана во всех номерах в едином стиле (цвет, вид диаграммы). Примером может служить следующий рисунок (рис. 9).

Рис.9. Цветная инфографика в газете «Биржа»

 

Среди рисунков-схем также есть и черно-белые и цветные. В статьях, носящих рекламный характер, встречаются цветные изображения, в аналитических статьях, обзорах и рейтингах – черно-белые (рис.10).

 

Рис. 10. Цветные и черно-белые рисунки-схемы в газете «Биржа»

 

Исследование соотношения жанра инфографики в газете «Биржа» привело к следующим выводам. Во-первых, среди жанров, встречающихся в выпусках 2013г., встречаются аналитическая статья, обзор, «круглый стол», социологическое резюме, интервью, рейтинг, комментарий. Преобладающими стали исследовательские жанры (статья и обзор) и оперативно-исследовательские (интервью, рейтинг, социологическое резюме), исследовательско-новостные (комментарий). Оперативно-новостные жанры не частотны, а исследовательско-образные (эссе, очерк, фельетон) отсутствуют (рис. 11).

Рис. 11. Соотношение жанров в газете «Биржа» за 2013г.

Наиболее часто встречается инфографика в таких жанрах, как рейтинг, где статистические данные (таблицы) преобразуются в графики и диаграммы. Также частотны графические изображения в аналитических статьях, обзорах и комментариях (Таблица 4). Диаграмма «Инфографика и жанры в газете «Биржа» отражает соотношение изображений в разных жанрах (рис. 12).

Таблица 4

Рис. 12. Инфографика и жанры в газете «Биржа»

 

Таким образом, при исследовании инфографики в газете «Биржа» было обнаружено, что инфографика достаточно широко представлена в данном издании, но графические изображения достаточно однотипны (диаграммы и графики выполнены в одном стиле). Основной целью инфографики в данном издании является визуализация данных. Она способствует лучшему воздействию на читателя, поэтому часто используется в рекламных целях, в том числе и в газете «Биржа», причем в рекламных публикациях инфографика цветная. На рис.13 можно увидеть инфографику из рекламной статьи, посвященной «Альфа-Банку».

 

Рис. 13. Инфографика в рекламной статье в газете «Биржа»

В «Бирже» используются разные виды инфографики, но наиболее частотны таблицы, графики и диаграммы, достаточно редко встречаются рисунки-схемы. Преобладает черно-белая графика, хотя встречаются и цветные изображения. Если говорить о соотношении жанра и инфографики, то не обходится без графического изображения жанр рейтинга, часто встречаются диаграммы и графики в аналитических статьях и обзорах. Совсем лишены инфографики интервью. В таких жанрах, как заметка и репортаж инфографика очень редка. Таким образом, можно сделать вывод о том, что инфографика необходима в исследовательских жанрах, требующих визуализации обработанных статистических данных.

Рис. 14. Инфографика в газете «Коммерсантъ»

Общее количество публикаций с инфографикой насчитывает от 1 до 5 в одном номере газеты.

 

Рис. 15. Количество публикаций с инфографикой в газете «Коммерсантъ» (№219 - №241)

Публикации в газете «Коммерсант» отличаются разнообразием. Наиболее частотными в издании являются жанры заметки, интервью, комментария, обзора, аналитической статьи (см. рис.16).

Рис.16. Жанры публикаций в газете «Коммерсантъ –НН»

За январь-февраль 2013г.

 

Таким образом, можно говорить о преобладании оперативно-новостных жанров (заметки), оперативно-исследовательских (интервью) и исследовательских (аналитическая статья и обзор). Единственным жанром в газете, в котором не используется инфографика, является интервью.(Приложение 5)

Таблица 5

Рис. 17. Диаграмма «Соотношение жанра и инфографики в газете «Коммерсантъ» за декабрь 2013г.»

 

Особенностью публикаций с инфографикой в данном издании является многообразие ее видов и сложность. Наряду с простой инфографикой присутствует концентрированная. Чаще всего этот тип инфографики встречается в аналитической статье и комментарии (рис.18). Здесь объединяется визуализация данных и визуализация информации.

 

Рис. 18. Концентрированная инфографика в газете «Коммерсантъ»

Вся инфографика в «Коммерсанте» цветная: используются насыщенные цвета с целью привлечения внимания, даже простые диаграммы и графики в газете отличаются яркостью и неординарностью (рис.19).

 

Рис. 19. Цветная инфографика - диаграмма и график

Самым распространенным видом инфографики являются диаграммы (23 диаграммы в 23выпусках), затем рисунки-схемы (16), графики (6) и таблицы (5) (см. рис. 20). В газетах встречаются разные типы диаграмм: горизонтальные и вертикальные прямоугольные диаграммы, круговые диаграммы, но самым популярным видом среди диаграмм становится спиралевидная диаграмма.

 

Рис. 20. Виды диаграмм в декабрьских выпусках 2013г.

Графики не часто встречаются на страницах газеты. В основном они используются в комментариях к статьям (см. Приложение 6 ).

Особый интерес вызывают рисунки. Среди них есть карты, схемы, представляющие разные уровни визуализации: от визуализации данных до визуализации информации и знаний (рис.21).

 

Рис. 21. Рисунки-схемы на страницах «Коммерсанта»

Таким образом, анализ инфографики в газете «Коммерсантъ» позволил сделать следующие выводы: главным отличием издания является использование инфографики не только для визуализации данных, но и для визуализации информации и знаний, поэтому широко применяется концентрированная инфографика – сложные рисунки, совмещающие диаграммы, графики, карты, схемы.

Как правило, инфографика в «Коммерсанте» очень яркая: огромное значение имеет цвет (предпочтение отдается красному, оранжевому, фиолетовому). Текстовое наполнение рисунков сведено к минимуму.

К тому же, наблюдается определенная закономерность в соотношении жанра и инфографики. В каждом номере газеты присутствует инфографика как самостоятельный жанр в рубрике «Потребительский рынок» используется только статистические данные в виде графиков и диаграмм без сопровождения текста. В то же время в газете широко представлена иллюстративная инфографика. Так, в жанре комментария широко представлен такой вид, как диаграммы, в заметке – рисунки-схемы, а аналитические статьи содержат сложную концентрированную инфографику, отражающую концепцию публикации.

Рис. 22. Концентрированная диаграмма

 

С помощью символов, цифровых обозначений данная схема демонстрирует три пути развития связи в зависимости от численности населения, размера пунктов и наличия подобных пунктов.

В связи с тем, что «Коммерсант» - ежедневное издание, в нем высока доля оперативно-новостных жанров, в то время как в «Бирже» преобладают аналитические жанры. Особенностью газеты «Биржи» является рубрика «Рейтинг», в которой активно используется инфографика: таблицы, схемы, диаграммы (см. рис. 23). В данных публикациях также практически отсутствует текст, статистические данные оформлены в виде таблиц.

 

Рис. 23. Использование инфографики в жанре

Рейтинга в газете «Биржа»

Инфографика в «Бирже» схематична, не отличается разнообразием: это стандартные круговые или вертикальные / горизонтальные диаграммы, графики. Практически все изображения решены в черно-белом цвете.

По-другому обстоят дела в «Коммерсанте». Инфографика в нем имеет свой стиль: спиралевидные диаграммы, рисунки-схемы, выполненные в одном стиле, графики. Дизайн инфографики, несмотря на разнообразие видов в издании, объединен цветом и формой.

Говоря о соотношении инфографики и жанров, можно сделать вывод, что оба издания объединят отсутствие инфографики в интервью, хотя сам жанр достаточно широко представлен в изданиях, особенно в «Бирже», низкий уровень использования инфографики в жанре репортажа: инфографику здесь заменяют фотографии с места события. Аналитическая статья, как и обзор в обоих изданиях достаточно часто оснащены инфографикой. И главное объяснение этому факту – обращение к статистике, сопоставлению разных источников информации, проектирование, которое необходимо сделать наглядным, доступным для понимания читателя.

Жанр заметки не популярен в «Бирже», поэтому и инфографика в нем практически отсутствует, в то время как в «Коммерсанте» по наличию инфографики, да и по частотности этого жанра среди других он лидирует. Это объясняется спецификой издания, рассчитанного на более широкий круг читателей.

К тому же, в «Бирже» и «Коммерсанте» наличие инфографики связано с рубриками: есть рубрики, которые не могут обойтись без инфографики. В «Бирже» это рейтинг, а в «Коммерсанте» - потребительский рынок.

 

 

Рис. 24. Соотношение инфографики и жанра

В «Бирже» и «Коммерсанте»

***

В результате выявления особенностей инфографики в деловой прессе были проанализированы региональное еженедельное издание «Биржа» и ежедневное федеральное издание, имеющее представительство в Нижнем Новгороде, «Коммерсантъ» за 2013 год.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.095 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь